Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оценка психомоторных реакций организма человека при стрессе




Основные методы оценки психомоторных реакций, применяемых при

изучении психологического стресса:

>• определение степени напряжения отдельных мышечных групп при

помощи миограммы1;

+ определение степени избыточного напряжения мышц и плавности движений по показателю тремора (непроизвольного дрожания); + определение скорости простой или сложной сенсомоторной ре­акции.

Из перечисленных выше поведенческих нарушений при стрессе достаточно точный количественный учет возможен в отношении сте­пени напряжения мышц, которое определяют по выраженности тре­мора2.

Интенсивность избыточного напряжения и непроизвольного дро­жания мышц тремора определяют при помощи прибора «тремомет-ра», представляэщего собой ряд отверстий, в которые испытуемый вводит специальный щуп, соединенный со счетчиком числа касаний (рис. 13). Чем выше контроль над мышцами со стороны двигательной коры, тем меньше число касаний, и наоборот — при повышении уров­ня стресса отмечается дрожание рук и увеличение числа непроизволь-

1 Миограмма — запись электрических разрядов мышечных волокон.

2 Тремор — непроизвольные сокращения (подрагивания) мышц при их избыточном на­
пряжении.


50 Глава 2. Формы проявления стресса и критерии его оиенки

ных касаний края отверстия. Нарушение поведенческих функций у студентов во время сессии показало, что уровень тремора может яв­ляться одним из надежных показателей выраженности психологиче­ского стресса [5].

Рис. 13. Прибор аля измерения состояния мышечной системы человека при стрессе (тремометр)

По данным этих исследований, в норме средний показатель тре­мора составлял 4,7 ± 0,7 касания, а перед экзаменом этот показатель достигал 8,7 ±1,0 касания (р < 0,001). Частотное распределение (в %) количества касаний в норме и на фоне экзаменационного стресса приведено на дис. 14. По результатам предварительных исследова­ний, выраженность тремора студентов подразделялась на пять ка­тегорий:

+ «отсутствие тремора» (0 касаний), означающий полный контроль за состоянием скелетной мускулатуры;

+ «умеренный тремор» (1-5 касаний), означающий достаточно эф­фективный контроль за состоянием мышц;

+ «выраженный тремор» (6-10 касаний), указывающий на то, что человек с трудом осуществляет координацию движений;

+ «сильный тремор» (11-20 касаний), когда человек не может в должной степени контролировать статическое положение мышц кисти;

+ «очень сильный тремор» (более 21 касания), свидетельствующий о практически полной невозможности удерживать руку в задан­ном положении.


2.2. Оиенка уровня стресса 51

Из диаграммы видно, что если в спокойном состоянии 11% сту­дентов полностью контролировали свой тонус и ни разу не касались краев отверстия тремометра, то в состоянии стресса только 3% сту­дентов сохраняли полный контроль над своей скелетной мускулату­рой. Заслуживает внимания тот факт, что во время экзаменационного стресса у 35% студентов отмечался сильный и очень сильный тремор в виде дрожания руки, в результате которого они более 10 раз за 15 с касались отверстия тремометра.

1 — Отсутствие тремора

2 — Умеренный тремор

3 — Выраженный тремор

4 — Сильный тремор

5 — Очень сильный тремор

Рис. 14. Распределение тремора у студентов в норме (а) и перед экзаменом (б)

Изучение корреляций между показателями мышечного тонуса и другими исследуемыми психологическими и физиологическими параметрами выявило между ними ряд связей. Так, уровень тремора в состоянии стресса положительно коррелировал с уровнем ситуа­тивной тревожности перед экзаменом и с показателем вегетативного индекса Кердо в норме: чем выше был исходный уровень активности симпатической системы у студентов в покое и чем больше выражена у них была ситуативная тревожность перед экзаменом, тем достовер­но больше дрожали у них руки в состоянии стресса.

Другим методом исследования психомоторных реакций человека является оценка его сенсомоторной реакции — времени от подачи сти­мула (например, загорания сигнальной лампочки определенного цве­та) до реакции испытуемого (нажатия на кнопку соответствующего цвета). Сравнение скорости сенсомоторной реакции у студентов в по­кое и в состоянии экзаменационного стресса показало, что у одной



Глава 2. Формы проявления стресса и критерии его оценки


2.2. Оиенка уровня стресса 53


 


части испытуемых стресс приводил к замедлению скорости реакции, а у другой части студентов реакция, наоборот, улучшалась (рис. 15).

Количество студентов, % от общего числа

%-У

<300 350 400 450 500 550 600 650 700 750

СМР(мс)

Рис. 15. Частотная диаграмма распределения показателей скорости

сенсомоторной реакиии (СМР) в норме и в состоянии

экзаменационного стресса

Изучение особенностей типа высшей нервной деятельности у об­следованных студентов показало, что в первой группе студентов (у ко­торых показатели сенсомоторной реакции ухудшались) процессы воз­буждения преобладали над процессами торможения (средний коэф­фициент уравновешенности нервных процессов составлял 1,4), в то время как у второй группы студентов этот показатель составлял 1,1.

Таким образом, при стрессе у людей с уравновешенным типом высшей нервной деятельности скорость сенсомоторной реакции воз­растает, а у лиц с преобладанием процессов возбуждения над тормо­жением в условиях стресса показатели сенсомоторной реакции ухуд­шаются.

Данные исследования имеют важное теоретическое значение, так как показывают, что переход стресса в дистресс или эустресс зависит не только от характеристик самого стрессора, но и от особенностей типа ВНД людей, переживающих стресс.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...