Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Модель воспитания, в основе которой лежит направление гуманистической психологии, развивалась в 50–60-е гг. в СШАв трудах таких ученых, как Маслоу, Франк, Роджерс, Колли, Комбси др.




Главными понятиями гуманистической педагогики являются «самоактуализация человека», «личностный рост», «развивающая помощь». Каждый человек представляет собой цельное образование, неповторимую личность. Поведение личности определяется не подкреплением, поступающим из внешней среды, как учит бихевиоризм, а врожденным стремлением человека к актуализации – развитию своих природных способностей, поиску своего смысла и жизненного пути. Личность понимается как сложная автономная система, отличающаяся направленностью, волей к положительной деятельности и сотрудничеству.

32. Цели и средства воспитания.

Средства воспитания – способы организованного и неорганизованного воздействия, при помощи которых одни люди – воспитатели – воздействуют на других людей – воспитанников – с целью выработать у них определенные психологические качества и формы поведения. Конкретно под средствами психологического воздействия на личность понимаются предпринимаемые воспитателем действия, направленные на изменение личности испытуемого.

Средствами воспитания могут стать личный пример воспитателя, образцы поведения, поступки.

 

Средства воспитания по характеру воздействия на человека

 


Прямые Косвенные

- включают в себя непосредственно личностное воздействие одного человека на другого, осуществляемое в прямом общении друг с другом - содержат воздействия, реализуемые с помощью каких-либо средств, без личных контактов друг с другом воспитателя и воспитуемого (чтение книг, ссылка на мнении авторитетного человека)

Средства воспитания по включенности сознания воспитателя и воспитуемого

Осознанные Неосознанные

- в случае использования осознанных СВ воспитатель сознательно ставит перед собой определенную цель,а воспитуемый знает о ней и принимает ее -принятие воспитательных влияний воспитуемым происходит без сознательного контроля с его стороны, а также без преднамеренного воздействия со стороны воспитывающего лица

Методы воспитания

Осознанные Неосознанные
1. Убеждение МВ, направленный на сознание ребенка. Отличается логикой и аргументированностью. Может осуществляться вербально и невербально. Убеждение делом (невербально) – в виде примера. Пример –целенаправленное и планомерное воздействие на сознание посредством положительных образцов для подражания 3.Заражение МПВ, проявляется в бессознательной подверженности человека в эмоциональном состоянии другого человека в условиях непосредственного контакта. Осуществляется через передачу психологического состояния, накал чувств и страстей. Эффективность заражения определяется силой эмоционального заряда.
2. Принуждение МВ, основанный на мотиве страха, который иногда может быть так силен, что доминирует над остальными мотивами. 4.Внушение МПВ, основан на некритическом восприятии информации. В отличие от убеждения, отличается сниженной аргументацией, рассчитано на неосознанное восприятие

Основные цели воспитания обычно лично осознанны и социально одобряемы (с ними согласны все)

· Обеспечить физическую и психическую безопасность жизни ребенка

· Подготовить ребенка к жизни, в частности научить ребенка интегрироваться в рабочий процесс, в мир взрослых людей и деловые ответственные отношения. Научить делать необходимое, соблюдать порядки, дисциллину, субординацию и формат.

· Осуществлять социализацию (научиться жить среди других детей, строить отношения с Старшими, учеба, освоение ребенком общественной жизни и культуры).

· Развить ребенка физически, интеллектуально, духовно

 

 

В действительности перед современной школой стоит двойственная цель: с одной стороны, формирование личности школьника, способной к творчеству, а с другой стороны, подготовка носителей социальных функций, способных обслуживать современное производство.

 

33. Институты воспитания

Под институтами воспитания понимаются общественные организации и структуры, которые призваны оказывать воспитательное воздействие на личность. Наиболее известные ИВ – семья и школа.

Традиционно главным ИВ является семья. То, что ребенок приобретает в детские годы в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более наполовину сформировался как личность.

 

Семья может выступать в качестве как положительного так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие состоит в том, что никто кроме его семьи не относится к ребенку лучше, не любит его и не заботится столько о нем. Семья это тот институт, который обеспечивает ребенка необходимым минимумом общения, без которого он никогда не смог бы стать человеком и личностью

 

В школе ребенок проводит значительную часть своего времени. Каждый новый человек с которым ребенок встречается в школе, несет в себе для него что-то новое, и в этом смысле школа предоставляет широкие возможности для оказания разнообразных воспитательных воздействий на детей. В школе, кроме того, воспитание может осуществляться через учебные предметы гуманитарного цикла. Все это – очевидные достоинства школьного воспитания. Но есть у него и слабые стороны – обезличенность.

 

Через СМИ также осуществляются воспитательные воздействия. Преимущество данных средств состоит в том, что здесь в качестве источника воспитательного воздействия можно использовать лучших специалистов, лучшие образцы и достижения педагогики и культуры, тиражируя их в нужном количестве и воспроизводя столько раз, сколько требуется. В воспитательных воздействиях СМИ есть и недостаток: влияния этого источника воспитательных воздействий рассчитаны в основном на среднюю личность и могут не дойти до каждого ребенка (не индивидуализированы)

 

Также личность воспитывается через многочисленные контакты, официальные (не) отношения. В этом плане более всего сказываются на воспитании ребенка его встречи и контакты с разными людьми в организованных и неорганизованных социальных группах. Такие группы, которые несут в себе наибольший воспитательный потенциал для личности, называются референтными.

34. Психологические критерии воспитанности

1. Уровень сформированности нравственных потребностей, чувств, привычек. Содержание нравственной сферы ребенка, т.е. то, чем он руководствуется, совершая поступки.

2. Уровень произвольности преднамеренности поведения, способность им управлять.

3. Учет стимулов, внешних побудителей, которые вне ребенка.

35. Психологические условия воспитания

1. Воспитание предполагает воздействие на эмоциональную сферу ребенка; искусство воспитания заключается в том, чтобы установить связь между тем, что хотим воспитать в ребенке и тем, что субъективно значимо для него.

2. Активность и самостоятельность самого ребенка. Для того, чтоб то или иное воспитание было эффективным, нельзя пресекать высказывания ребенка, даже если они неверны, нельзя требовать от ребенка изменения его суждений.

3. Принципы развития ребенка в деятельности и продуманная организация деятельности

4. Необходимость подкрепления

5. Учет возрастных особенностей детей при применении воспитательных воздействий

36. Изучение личности учащегося

Изучение личности учащегося не самоцель, а средство для улучшения учебно-воспитательной работы. Материалы диагностики являются исходной точкой при планировании и проведении со школьниками различных дел воспитывающего характера.

Этап сбора фактического материала®обработка®составление характеристики

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...