Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предпосылки формирования личности.

Ранний возраст.

Раннее детство охватывает возраст – от 1 года до 3 лет.

 

Социальная ситуация развития - ребенок становится более самостоятельным в познании окружающей действительности и начинает использовать взрослого как средство общения с предметным миром. Начинает разрушаться ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого.

Это ситуация совместной деятельности ребенка со взрослым на правах сотрудничества; раскрывается в отношениях ребенок – предмет – взрослый.

Основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие психики ребенка, являются: овладение телом, речью, развитие предметной деятельности.

Ведущая деятельность – предметно – манипулятивная.

Ребенок усваивает функции предмета, закрепленные за ним в культуре. По мнению Д,Б, Эльконина, предметное действие ребенка развивается в двух направлениях.

1 – это переход от совместного со взрослым исполнения к самостоятельному, что приводит к выделению взрослого как образца действия, с которым малыш начинает себя сравнивать.

2 – развитие средств и способов ориентации самого ребенка в условиях осуществления предметного действия.

Внутри предметной деятельности зарождаются новые виды - игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование).

Центральные новообразования – развитие самостоятельной ходьбы, овладение прямой походкой, овладение речью и предметной деятельностью.

Особенности общения и развитие речи.

Общение со взрослым протекает на фоне практического взаимодействия с предметами, взрослый становится не просто источником предметов и помощником в манипуляциях ребенка, но участником его деятельности, образцом для подражания.

Формой и средством организации предметной деятельности ребенка становится ситуативно – деловое общение ребенка со взрослым.

Возрастающий интерес ребенка к предметам, их свойствам и действиям с ними побуждает его постоянно обращаться к взрослым. Но обратиться и получить необходимую помощь он может, только овладев речевым общением, что побуждает дошкольника к усвоению речи и овладению ее главной функцией – коммуникативной.

 

Развитие речи в раннем возрасте идет по двум направлениям:

1- совершенствуется понимание речи взрослых

2- формируется собственная активная речь

1.

Сначала понимается ситуация, а не конкретный предмет или действие. Ребенок может по слову вполне четко выполнять определенные действия при общении с одним человеком (мать) и вовсе не реагировать на те же слова, произносимые другим взрослым. Ребенок и мать находятся в столь тесном интимном контакте, что не только слова, но и мимика, жесты, интонация и ситуация общения – все вместе служит сигналом к действию.

Позднее ребенок начинает понимать слова вне зависимости от того, кто их произносит и какими жестами они сопровождаются. Но и тогда связь слов с обозначаемыми предметами и действиями долго остается неустойчивой и все-таки зависит от тех обстоятельств, в которых взрослый дает ребенку словесные указания. (см. пример из книги «Возрастная психология» В.С.Мухина стр. 122)

 

На третьем году речевые указания взрослых начинают по- настоящему регулировать поведение ребенка в разных условиях, вызывать и прекращать его действия, оказывать не только непосредственное, но и отсроченное влияние. Понимание речи взрослых в этот период качественно изменяется. Ребенок не только понимает отдельные слова, но становится способным выполнять предметные действия по инструкции взрослого. Он начинает с интересом слушать любые разговоры взрослых, стремясь понять, о чем они говорят. Формируется понимание литературных произведений (сказки, рассказы, стихи), рассказов взрослого, что обогащает опыт ребенка, в том числе социальный.

Слушание и понимание сообщений, выходящих за пределы непосредственной ситуации общения, являются для ребенка важным приобретением. Оно дает возможность использовать речь как основное средство познания действительности.

 

2.

Развитие активной речи ребенка до полутора лет происходит медленно. В этот период он усваивает от 30 – 40 до 100 слов и употребляет их очень редко.

После полутора лет ребенок становится инициативным. Он начинает не только постоянно требовать названия предметов, но и делает попытки произносить слова, обозначающие эти предметы. К концу второго года ребенок употребляет до 300, а к концу третьего года – от 500 до 1500 слов.

 

На первых порах речь ребенка мало похожа на речь взрослого. Ее называют автономной речью.

Происхождение этих слов троякое:

1. Это язык мам и нянь, считающие, что придуманные ими слова более доступны детям (из поколения в поколение передаются такие слова, как «ам-ам», «ням-ням», «нака», «бяка», «ав-авка»).

2. Искаженные слова, произведенные ребенком от настоящих слов («молоко» произносит «моко», «голова» - «гова»).

3. Ребенок сам придумывает автономные слова (маленькая Леночка называет себя «Яя»,мальчик называет своего брата Андрюшу «Дюка», придуманное слово мальчуганом «путька- дядька- нистаську)

 

В общении со взрослыми при правильном речевом воспитании автономная речь быстро исчезает. Общаясь с малышом, взрослые требуют четкого произнесения слов, что влияет на развитие фонематического слуха и артикуляции.

С расширением словаря и уточнением произношения слов в раннем детстве происходит усвоение грамматического строя родного языка

- до 1г 10м – дети используют одно слово, имеющее много значений «мама» -1. возьми меня на руки, 2. я хочу гулять

- позже речь приобретает связный характер и выражает простейшие отношения между предметами – употребляет грамматические формы копал лопатком, ел ложком (ребенок улавливает, что окончание –ом имеет орудийный смысл, и начинает сам применять его к новым предметам – орудиям)

- к концу раннего возраста дети довольно хорошо согласовывают слова в предложении.

 

Общение со взрослым имеет определяющее значение для развития речи. В то же время развитие речи раскрывает для ребенка возможности развития общения.

 

Умственное развитие.

Основу умственного развития в раннем детстве составляют формирующиеся у ребенка новые виды действий восприятия и мыслительных действий.

Восприятие.

Раннее детство интересно тем, что среди всех психических функций – восприятие, мышление, память, внимание – доминирует восприятие. Доминирование восприятия означает определенную зависимость от него остальных психических процессов.

Развитие восприятия связано с овладением предметной деятельностью, особенно соотносящими и орудийными действиями.

Формируется предметное восприятие как центральная познавательная функция. Ребенок с раннего детства уже может подбирать предметы, соединять их части в соответствии с формой, величиной, цветом.

(разбор и сбор пирамидки, сбор матрешки)

Развивается зрительное и слуховое восприятие

Зрительное восприятие..

Знакомясь со свойствами разнообразных предметов – различными формами, цветами, отношениями величин, пространственными отношениями – ребенок накапливает запас представлений об этих свойствах, что очень важно для его дальнейшего умственного развития. Таким образом, для обогащения представлений ребенка раннего возраста о свойствах предметов необходимо, чтобы он знакомился с основными разновидностями этих свойств, выполняя предметные действия, требующие их учета (ребенок 3-го г.ж. может усвоить представления о 5-6 формах (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, многоугольник) и восьми цветах (красный, желтый, оранжевый, зеленый, синий, черный, белый, фиолетовый)).

Слуховое восприятие – связано с восприятием звуков. К концу второго года дети уже воспринимают все звуки родного языка. Однако уточнение фонематического слуха происходит и в последующие годы.

Все высшие психические функции этого возраста развиваются вокруг восприятия, через восприятие, с помощью восприятия.

 

Мышление.

Мышление возникает и функционирует в предметной деятельности.

Основная форма мышления – наглядно – действенное ( мышление ребенка, осуществляемое при помощи ориентировочных действий).

.(Пример. На столике привлекающая ребенка игрушка. Она достаточно далеко, чтобы достать ее рукой. Рядом палка. Сначала ребенок изо всех сил тянется к игрушке рукой. Берет палку и начинает вертеть ее в руках и случайно задевает игрушку. Действия последующие направлены на приближение игрушки).

Дети используют наглядно-действенное мышление для исследования самых разнообразных связей,обнаруживаемых в окружающем мире.

Начинают формироваться и элементы наглядно – образного мышления (решение задачи происходит в результате внутренних действий с образами)

(Пример. Познакомившись с употреблением палки для доставания отдельного предмета, ребенок догадывается применить ее и для того, чтобы вытащить мячик, закатившийся под диван.

В основе такой догадки лежит проба, проделанная в уме. Ребенок действовал с образами, представлениями о предметах и способах их употребления).

 

У ребенка появляются первые мыслительные операции:

Сравнение и обобщение (используется связь между предметами для достижения цели и устанавливаются новые связи между свойствами предметов при практических действиях с ними).

(Пример. Обобщение предметов по их функции первоначально возникает в действии, а затем закрепляется в слове. Усвоив способ действия с орудием (палки, ложки, совочка, карандаша), ребенок использует это орудие в разнообразных ситуациях, выделяя его обобщенное значение для решения определенного рода задач.

2-х летний ребенок приносит крохотный стульчик и спрашивает у матери «Что это?» - мать ответила: «Стул, Сашенька». Мальчик поставил стул на пол и начал присаживаться.)

Начинает формироваться знаково – символическая функция сознания, т.е. усвоение того, что один предмет можно использовать в качестве заместителя реального предмета знаком. Знаковая функция обнаруживается в игре («палочка» используется в игре как «ложка» или «карандаш», «кубик» - «кружка» сначала выполняет действие, потом дает название предмету – заместителю) и в изобразительной деятельности (ребенок видит в нанесенных каракулях изображения предметов).

 

Память.

В раннем возрасте память ребенка развивается чрезвычайно интенсивно.

В усвоении первоначального опыта принимают участие двигательная, эмоциональная и образная память. Преобладает в этот период двигательная и эмоциональная память. Ребенок лучше запоминает собственные движения, действия, переживания.

(Мальчик идет за ручку с бабушкой. Вдруг из-за угла с шумом выскакивают велосипедисты. Мальчик вздрогнул, заплакал и потянулся на ручки. На протяжении целого года ребенок, попадая на это место начинал проситься на руки)

Возрастают объем и прочность сохранения материала.

Память в раннем возрасте полностью непроизвольна: никаких специальных действий с целью запомнить или припомнить что-либо ребенок не выполняет (дети раннего возраста поражают взрослых тем, что запоминают длинные стихи и сказки. Это связано с общей пластичностью Н.С. и мозга).

Начинает интенсивно развиваться словесно – смысловая память: ребенок реагирует на значение слова.

 

 

Воображение.

Предпосылками воображения выступают представления, которые появляются на втором году жизни (слушая сказки, ребенок пытается представить себе их персонажи, события, ситуации)

Воображение появляется в игре, когда возникает воображаемая ситуация и игровое переименование предметов.

Воображение функционирует только с опорой на реальные предметы и внешние действия с ними (в игре).

К концу раннего детства появляются первые собственные сочинения ребенка – сказки, рассказы.

 

 

Внимание.

В раннем детстве развитие внимания происходит при освоении ходьбы, предметной деятельности и речи

Расширяется круг предметов, их признаков, а также действий с ним, на которых сосредотачивается ребенок..

Внимание непроизвольное, неустойчиво, слабо концентрировано, наблюдаются трудности переключения и распределения, невелик объем.

Под влиянием речи у ребенка начинают складываться предпосылки для развития произвольного внимания (взрослый руководит вниманием ребенка через слово).

 

 

Предпосылки формирования личности.

Прямохождение.

 

Овладение прямой походкой позволяет расширить круг общения с интересующими предметами, делать выбор и проявлять самостоятельность.

Овладение телом и способность передвижения человеческим способом приводят ребенка к тому, что он вступает в период более свободного и самостоятельного общения с внешним миром.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...