Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Разбор основных направлений и подходов

Введение

    Слово личность («personality») в английском языке происходит от латинского «persona». Первоначально это слово обозначало маски, которые надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме. По сути, этот термин изначально указывал на комическую или трагическую фигуру в театральном действии. Таким образом, с самого начала в понятие «личность» был включен внешний, поверхностный социальный образ, который индивидуальность принимает, когда играет определенные жизненные роли – некая «личина», общественное лицо, обращенное к окружающим.

    Чтобы составить представление о многообразии значений понятия личность в психологии, обратимся к взглядам некоторых признанных теоретиков в этой области. Карл Роджерс описывал личность в терминах самости: как организованную, долговременную, субъективно воспринимаемую сущность, составляющую самую сердцевину наших переживаний. Гордон Олпорт определял личность как то, что индивидуум представляет собой на самом деле – внутреннее «нечто», детерминирующее характер взаимодействия человека с миром. А в понимании Эрика Эриксона индивидуум в течении жизни проходит через ряд психосоциальных кризисов и его личность предстает как функция результатов кризиса. Джордж Келли рассматривает личность как присущий каждому индивидууму уникальный способ осознания жизненного опыта. Совсем другую концепцию предложил Рэймонд Кеттел, по мнению которого, ядро личностной структуры образуется шестнадцатью исходными чертами. Наконец, Альберт Бандура рассматривал личность в виде сложного паттерна непрерывного взаимодействия индивидуума, поведения и ситуации. Столь явная несхожесть приведенных концепций недвусмысленно показывает, что содержание личности с позиции разных теоретических представлений гораздо многограннее, чем представленное в первоначальной концепции «внешнего социального образа». Она несёт в себе нечто более важное, существенное и постоянное. Для понимания того, что именно тот или иной ученый подразумевает под термином «личность», необходимо проанализировать теорию в её существенных деталях. Основательная проверка теории позволяет выявить формы поведения, на которых фокусируется теоретик, а также специфические методы, применявшиеся при изучении этого поведения. Следует добавить, что те или иные определения личности не обязательно истинны или ложны, не лишь более или менее полезны психологам при исследовании, объяснении закономерностей человеческого поведения, а также при обсуждении результатов.

    Психология включает в себя такие дисциплина как социальная психология, зоопсихология, психология восприятия, возрастную психологию, тренинг поведения и в том числе и психологию личности. Сфера личности отличается от всех остальных тем, что здесь предпринимаются попытки синтезировать и интегрировать принципиальные положения других областей психологии. Например, психология восприятия изучает основные структуры и процессы, лежащие в основе восприятия и интерпретации наблюдаемого окружающего мира. Исследование восприятия проводится в соответствии с четкими основополагающими принципами. Именно в изучении личности исследователи сочетают эти принципы в стремлении понять человека как интегрированное целое.

    Понимание поведения человека во всей его многоплановости – сложная задача. Часто одинаковые поступки двух индивидуумов в одно и то же время или одного и того же человека в разные периоды времени вызываются разными причинами.

    Все эти соображения подводят к заключению, что нет другой области психологических знаний, где бы наблюдалось такое стремление к научной безупречности, как сфера личности. Последняя представляет собой зону пересечения исследований социального и интеллектуального развития, психопатологии и самореализации, научения и межличностных отношений, а также многих других важных нитей, составляющих ткань современной психологии.

    Развитие человека – очень сложный, длительный и противоречивый процесс. Изменение в нашем организме происходят на протяжении всей жизни, но особенно интенсивно меняются физические данные и духовный мир человека в детском возрасте. Развитие не сводится к простому накоплению количественных изменений и прямолинейному поступательному движению от низшего к высшему. Характерная особенность этого процесса – диалектический переход количественных изменений в качественные преобразования физических, психических и духовных характеристик личности.

    В процессе деятельности происходит всестороннее и целостное развитие личности ребенка, формируется его отношение к окружающему миру. Чтобы деятельность привела к формированию запроектированного образа личности, её нужно организовать и разумно направить.


 

Формирование личности

    Личность формируется в условиях конкретно – исторического существования человека, в деятельности (трудовой, учебной и др.) Ведущую роль в процессах формирования личности играют обучение и воспитание, которые осуществляются в группах и коллективах.

    Понятие «формирование личности» употребляется в двух смыслах. Первый – формирование личности как её развитие, его процесс и результат. Взятое в этом значении понятие формирования личности является предметом психологического изучения, задачу которого входит выяснение того, что есть (находится в наличии, экспериментально выявляется, обнаруживается и что может быть в развивающейся личности в условиях целенаправленных воспитательных воздействий. Это собственно психологический подход к формированию личности.

    Второй смысл — формирование личности как ее целенаправ­ленное воспитание (если можно так сказать, «формовка», «лепка», «конструирование»; А. С; Макаренко удачно назвал этот процесс «проектированием личности»). Это собственно педагогический подход к вычленению задач и способов формирования личности. Педагогический подход предполагает необходимость выяснить, что и как должно быть сформировано в личности, чтобы она отвечала социально обусловленным требованиям, которые предъявляет к ней общество.

    Педагогический и психологический подходы к. формированию личности не тождественны друг другу, а образуют нерасторжимое единство.


 

Разбор основных направлений и подходов

Структура личности, по Фрейду, имеет три составляющие:

«Оно», «Я» и «Сверх-Я». «Оно»—это собственно бессознательное, включающее глубинные влечения, мотивы и потребности, «Я»— сознание, а «Сверх-Я» представлено как на сознательном, так и на подсознательном уровнях. «Оно» действует в соответствии с так называемым принципом удовольствия, «Я» ориентируется на прин­цип реальности, а «Сверх-Я» руководствуется идеальными пред­ставлениями — принятыми в обществе нормами морали и цен­ностями.

«Оно» является продуктом унаследованного человеком от жи­вотных биологического опыта (в теории самого 3. Фрейда) или неосознаваемым результатом неблагоприятно сложившегося ин­дивидуального опыта жизни (в концепциях неофрейдистов). «Я»— это, как правило, самосознание человека, восприятие и оценка им самим собственной личности и поведения. «Сверх-Я»—это итог воздействия общества на сознание и подсознание человека, приня­тия им норм и ценностей общественной морали. Основные источни­ки формирования «Сверх-Я» личности—это родители, учителя, воспитатели, другие люди, с которыми данный человек вступал в длительное общение и личные контакты на протяжении жизни, а также произведения литературы и искусства.

Система жизненно важных потребностей человека, которые со­ставляют содержание «Оно», постоянно требует удовлетворения и бессознательно направляет психическую активность человека, регулируя его психические процессы и состояния. Неосознаваемые влечения, идущие от «Оно», чаще всего находятся в состоянии кон­фликта с тем, что содержится в «Сверх-Я», т. е. с социальными и нравственными оценками поведения; поэтому между «Оно» и «Сверх-Я» существуют постоянные и неизбежные противоречия. Они разрешаются с помощью «Я»—сознания, которое, действуя в соответствии с принципом реальности, стремится разумно при­мирить обе конфликтующие стороны таким образом, чтобы влече­ния «Оно» были в максимальной степени удовлетворены и при этом не были нарушены нормы морали.

Состояния неудовлетворенности собой, тревожности и беспо­койства, которые часто сопровождают человека, являются, по Фрейду и концепциям неофрейдистов, субъективным, эмоциональ­но окрашенным отражением в сознании человека борьбы «Оно» и «Сверх-Я», неразрешимых или неразрешенных противоречий между тем, что побуждает поведение на самом деле («Оно»), и тем, что им должно было бы руководить
(«Сверх-Я»).

Свой теоретический подход к психологии личности предложили и представители так называемой «гуманистической психологии». Разрабатываемую ими теорию можно отнести к разряду психоди­намических и одновременно интеракционистских (у разных авто­ров по-разному), неэкспериментальных, структурно-динамических, охватывающих весь период жизни человека и описывающих его как личность то в терминах внутренних свойств и особенностей, то в поведенческих терминах. Основное внимание в теориях этого типа (на самом деле их несколько, и они значительно отличаются друг от друга) сосредоточено на описании строения и развития внутреннего опыта человека в том его виде, в каком он представ­лен самому человеку в его самосознании и мышлении.

Сторонников гуманистических теорий личности прежде всего интересует то, как человек воспринимает, понимает и объясняет реальные события в своей жизни. Они предпочитают описывать феноменологию личности, а не искать ее объяснение; поэтому тео­рии данного типа иногда называют «феноменологическими». Сами описания личности и событий в ее жизни в основном сосредоточе­ны на настоящем жизненном опыте, а не на прошлом или буду­щем, даются в терминах типа «смысл жизни», «жизненные цели», «ценности» и т. п.

Наиболее известными представителями этого подхода к лично­сти являются американские психологи А. Маслоу и К. Роджерс. Концепции первого мы специально коснемся далее (раздел II, тема 19 «Мотивация»), поэтому здесь остановимся только на крат­кой характеристике теории К. Роджерса.

Создавая свою теорию личности, Роджерс исходил из того, что каждый человек обладает стремлением и имеет способность к личностному самосовершенствованию. Будучи существом, наде­ленным сознанием, он сам для себя определяет смысл жизни, ее цели и ценности, является высшим экспертом и верховным судьей. Центральным понятием для теории Роджерса стало понятие «Я», включающее в себя представления, идеи, цели и ценности, через которые человек характеризует самого себя и намечает перспекти­вы собственного развития. Основные вопросы, которые каждый че­ловек ставит и должен решать, следующие: кто я есть? Что я могу сделать, чтобы стать тем, кем я хочу быть?

Образ «Я», складывающийся в результате личного жизненного опыта, оказывает в свою очередь влияние на восприятие данным человеком мира, других людей, на оценки, которые дает человек собственному поведению. Я-концепцня может быть положительной, амбивалентной (противоречивой), отрицательной. Индивид с по­ложительной
Я-концепцией видит мир иначе, чем человек с амби­валентной или отрицательной. Я-концепция в свою очередь может неверно отражать реальность, быть вымышленной и искаженной. То, что не согласуется с
Я-концепцией человека, может быть вы­теснено из его сознания, отвергнуто, хотя на самом деле может быть истинным. Степень удовлетворенности человека жизнью, ме­ра его счастья непосредственно зависят от того, в какой мере его опыт, его «реальное Я» и «идеальное Я» согласуются между собой.

Основная потребность человека, согласно гуманистическим тео­риям личности,—это самоактуализация, стремление к самосовер­шенствованию и выражению самого себя. Признание главенствую­щей роли самоактуализации роднит между собой всех представи­телей данного теоретического направления в изучении психологии личности, несмотря на значительные расхождения в их взглядах. Это позволяет воспользоваться концепцией А. Маслоу для описа­ния того, каким требованиям должна соответствовать в своем по­ведении и отношениях о окружающими самоактуализирующаяся личность.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...