Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование разговорной речи




БЕСЕДА

Этот вид работы может быть включен как в раздел развития родного языка, гак и в раздел космического воспитания. Поэтому здесь сложно выделить пря­мую и косвенную цель. Беседа может быть итоговым занятием в рамках какого-пибо проекта, связана с текущими событиями, такими как смена времён года, праздники, или иногда возникать спонтанно. Приведем примеры.

БЕСЕДА НА ТЕМУ «УСЛОВИЯ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ» Цель. Формирование разговорной речи; космическое воспитание.

Материал. Круглый поднос, некоторое количество земли в специальном мешочке, разноцветные платки - жёлтый, синий и прозрачный, фигурки или карточки с изображением растений и животных.

Учитель и дети сидят на линии на стульчиках или на полу. Учитель предлагает детям по очереди пощупать землю в завязанном мешочке, поделиться своими ощущениями, отгадать, что там может быть.

Учитель высыпает землю на стоящий в центре поднос. Вопрос: может ли что-нибудь вырасти на этой земле? Почему не может? Что нужно для того, чтобы выро­сло? Дети отвечают: «Вода». Учитель достаёт синий платок и кладёт его с одного края подноса; «Солнце» - кладётся жёлтый платок; «Воздух» - прозрачный платок.

На земле появляются растения. Какие мы знаем растения? Дети по очереди отвечают: деревья, кусты, трава, цветы... Каждый ответивший приносит соответ­ствующие фигурки или карточки и кладёт их на землю.

Кто ещё живёт на Земле, кроме растений? Дети отвечают: люди, животные, птицы, рыбы. Учитель сообщает о том, что первыми появились рыбы, потому что в воде были все необходимые вещества для рождения и питания. Учитель просит детей принести фигурки или изображения рыб и разложить их на синем платке. Можно спросить, какие бывают рыбы (морские, речные), их названия.

Учитель говорит о том, что постепенно некоторые рыбы переселились на сушу. Вводится или повторяется понятие «земноводные». Какие это животные? Дети от­вечают: «Крокодилы, черепахи, лягушки, некоторые змеи». Они приносят соответ­ствующие фигурки или картинки и кладут их на границу между «землей» и «водой».

Аналогичным образом беседа идет дальше. Можно более подробно остано­виться на некоторых категориях животных. Возраст: 5-6 лет,

БЕСЕДА НА ТЕМУ «КАЛЕНДАРЬ» Цель. Активизация словаря, систематизация знаний.

Материал. Большой настенный календарь со специальными кармашками, в которые вкладывается информация о текущем числе, дне недели, месяце, времени года, погоде, праздниках и днях рождения; листки бумаги, каранда­ши или заранее подготовленные карточки.

Если беседа проводится впервые, то она обычно планируется на конец дека­бря. В этом случае учитель демонстрирует разные виды календарей.

Взрослый с помощью прямых или наводящих вопросов предлагает детям вы­сказаться по поводу текущей даты, вчерашнего и завтрашнего чисел, названий вчерашнего, сегодняшнего и завтрашнего дней недели, попутно вспоминает все остальные дни недели; наступившего, предыдущего и последующего месяцев, попутно вспоминает все месяцы в году; наступившего времени года и чем оно от­личается от предыдущего; погоды на улице вчера, сегодня.

Ответивший верно ребенок заполняет календарь, можно побеседовать о том, какие праздники есть в данном месяце. Если у кого-то из детей день рождения, учитель может предложить остальным высказать ему пожелания. Они записыва­ются на открытке, которая вставляется в соответствующий кармашек. Возраст: 3,5-6 лет.

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

МОРФОЛОГИЯ

СКОЛЬКО СЛОВ?

Цель. Дать понятие о слове.

Материал. 5-6 предметов (кукла, карандаш, куб, мяч и т.п.).

Взрослый объясняет, что все эти предметы имеют свои названия, и просит ре­бёнка назвать их. Ещё раз повторяются эти названия с опорой на предметы.

Взрослый говорит: «Теперь называть предметы буду я. Послушайте, сколько я скажу слов». Он произносит: «Дом, цветок. Сколько слов я сказал? Какое первое слово? Какое второе? А сейчас сами придумайте по одному слову». Дети приду­мывают по одному, затем по два слова. Взрослый следит за тем, чтобы слова не соединялись союзом «и». Возраст: около 3 лет.

КОМУ ЧТО НУЖНО?

Склонение существительных единственного числа.

Упражнение проводится с предметами и без них. Предлагается несколько разнородных существительных и отрабатывается какой-либо падеж. Дети пооче­редно или в произвольном порядке отвечают на вопросы по образцу:

- Чего не стало? {ведра, пирамидки, мячика);

- Кому что нужно? (самолёт - лётчику, юбка - девочке);

- Кто чем питается? (кошка - молоком, овечка - травой);

- О чём ты мечтаешь? {о книге, о мячике, о лете).

НА ВИТРИНЕ АПЕЛЬСИНЫ

Окончания существительных множественного числа в родительном падеже.

• Упражнение с картинками «Чего не стало» (чулок, носков, блюдец, апельси­
нов);

• Упражнение с картинками «Закончи предложение». Пример: «Стоит много...
(кресел). На вешалке много... (полотенец)».

• Работа по образцу: «На витрине - апельсины, мне не нужно апельсинов».

У ЛИСЫ - ЛИСЯТА, А У ЛЬВИЦЫ - ЛЬВЯТА

Детёныши животных во множественном числе.

• Работа с картинками. Дети получают картинки, на каждой из которых изоб­
ражено несколько детёнышей животных, и по очереди называют их.

• Работа с мячом. Получивший мяч отвечает по данному образцу на вопрос
типа: у лисы - лисята, а у львицы?

НА ВИТРИНЕ АПЕЛЬСИНЫ

Род существительных.

Род существительного определяется по согласованному с ним прилагатель­ному, числительному «один» или притяжательному местоимению.

• Работа с предметами или картинками.

Взрослый с детьми раскладывает предметы или картинки по родам. Образец: один карандаш - одна книга - одно яблоко; красный помидор - чёр­ная шапка - голубое ведро. Словосочетания произносятся вслух.

• Упражнение «Назови, какой».

Работа с предметами, картинками или на слух. Взрослый обращается к де­тям с вопросами: «Как сказать про дерево, какое оно? (цветущее, пожелтев­шее и т.д.). Как сказать о снеге, какой он?» (белый, грязный).

• Подбор существительного к прилагательному.

Вариант для старших детей. Взрослый говорит: «Красный бант, красный ка­рандаш... О чём ещё можно сказать - красный?» Окончание прилагательно­го подчеркивается интонацией. Для читающих детей можно предложить работу с заранее приготовленными карточками с существительными для раскладывания на три столбика или с существительными и прилагатель­ными - для соотнесения.

• Вопросы-загадки.

Выделяя интонацией окончание прилагательных, спрашивайте: «Голубое, кружевное, нарядное - что это, платье или кофта?»

ЕЩЁ ВКУСНЕЕ

Сравнительные степени прилагательных.

Предлагается детям закончить предложения: «Лента длинная, а скакалка ещё длиннее. Печенье сладкое, а мёд... Сегодня погода хорошая, а завтра будет ещё... и т.п.»

Затем возможна работа только с прилагательными без контекста.

ЧТО ДЕЛАТЬ ЭТОМУ ФАНТУ?

Глагольные формы.

• Кто что делает?

Взрослый подзывает одного ребёнка и шёпотом просит его начать, напри­мер, рисовать. Другому ребёнку даётся шёпотом другое задание. Остальных детей спрашивает: «Что делает Саша?» Дети называют действия: рисует, си­дит, играет, думает.

Взрослый говорит: «Вы назвали много разных слов: «прыгает, танцует, игра­ет...» Какое было первое слово? Какое - второе? Ко всем этим словам можно задать вопрос: что делает? Эти слова обозначают действия. Теперь я буду на­зывать действия, а вы - ставить к ним вопросы». Взрослый употребляет гла­голы в разных лицах, временах и числах. Возраст: около 4,5 лет.

• Взрослый, используя картинки или на слух, предлагает детям окончить пред­
ложения на одну из трудных глагольных форм. Например: «Эта девочка хочет
петь, и все остальные тоже... хотят. Эти спортсмены бегут, и этот тоже... что
делает?»

ПОЙДИ И ПРИНЕСИ

Повелительное наклонение глагола.

Одного ребёнка взрослый или дети просят сделать что-либо, употребляя повелительную наклонение. Взрослый просит прокомментировать его действия глаголами разного вида и времени. Можно обратить внимание детей на переходные и непереходные глаголы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...