Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственный внутренний долг Российской Федерации: понятие, состав, управление и обслуживание




Понятие государственного внутреннего долга Российской Федерации определяется законом Российской Федерации от 13 ноября 1992 г. “О государственном внутреннем долге Российской Федерации ”, в соответствии с которым государственным внутренним долгом Российской Федерации являются долговые обязательства Российской Федерации, выраженные в валюте Российской Федерации перед юридическими и физическими лицами, если иное не установлено законодательными актами Российской Федерации. Они обеспечиваются всеми активами, находящимися в распоряжении Российской Федерации.

Долговые обязательства Российской Федерации могут быть в форме:

· кредитов, полученных правительством Российской Федерации;

· государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

· других долговых обязательств, гарантированных правительством Российской Федерации.

Политику в отношении государственного внутреннего долга Российской Федерации, а также его верхний предел, устанавливаемый при утверждении федерального бюджета на очередной финансовый год, определяют законодательные органы Российской Федерации - Государственная дума и Совет Федерации совместно с Центральным банком Российской Федерации.

Оперативное управление государственным внутренним долгом Российской Федерации, в том числе определение порядка, условий выпуска и размещения долговых обязательств, осуществляет правительство Российской Федерации, а в соответствии с указом президента Российской Федерации от 8 декабря 1992 г. № 1556 “О Федеральном казначействе” - органы федерального казначейства Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации проводится федеральным казначейством совместно с Центральным банком Российской Федерации посредством проведения операций по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате доходов по ним. Все затраты по обслуживанию долга осуществляются за счет средств федерального бюджета.

Важной нормой закона РФ “О государственном внутреннем долге РФ” является положение в соответствии с которым “Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам национально - государственных и административно - территориальных образований РФ, если они не были гарантированы Правительством РФ”. Аналогичное положение предусмотрено Гражданским кодексом РФ: «Российская Федерация не отвечает по обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований...», кроме случаев, «когда Российская Федерация приняла на себя гарантию (поручительство) по обязательствам субъекта РФ, муниципального образования, или юридического лица».

Вместе с тем в Положении о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР, утвержденном постановлением правительства РФ от 28 декабря 1991г. № 78, государственные долговые обязательства определяются, как любые ценные бумаги, удостоверяющие отношения займа, в которых должником выступает государство, органы государственной власти или управления.

На доходы по ценным бумагам, выпущенным муниципальными органами власти, распространяется порядок льготного налогообложения только при присвоении им статуса государственных ценных бумаг, то есть при получении гарантии РФ.

В отличие от России государственные ценные бумаги в странах с развитой рыночной экономикой являются основным источником финансирования государственного внутреннего долга. Так, доля государственных ценных бумаг в неоплаченном внутреннем долге в 1995 году составляла в Великобритании 88,6 %, в Италии 83,1 %, во Франции 82,7 % в Японии 66,2 % в США 62,8 % в Германии 51,5 %.

ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ РЫНКА ГКО.

                                                   

Государственные ценные бумаги, выпускаемые в виде срочных долговых обязательств, являются одним из инструментов управления государственным долгом.

Необходимость перехода к рыночным методам регулирования государственного долга и финансирования бюджета из неинфляционных источников обусловила появление в 1993 г. нового инструмента на финансовом рынке - государственных краткосрочных облигаций - (ГКО).

Обращение ГКО в России регламентировалось "Основными условиями выпуска государственных краткосрочных бескупонных облигаций РФ", утверждённых Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 1993 г. N 107 Cовета Министров.

Создание рынка ГКО решало следующие задачи:

· финансирование бюджета из неинфляционного источника (привлечение финансовых ресурсов с рынка);

· определение реальной стоимости обслуживания государственного долга (процентная ставка ГКО определяется рынком);

· установление ориентира для рыночных ставок по другим инструментам финансового и денежного рынков;

· предоставление участникам рынка высоконадёжного, высоколиквидного инструмента для размещения свободных финансовых ресурсов;

· предоставление в распоряжение ЦБ инструмента для проведения денежно-кредитной политики посредством операций на "открытом рынке";

· организация широкой сети коммерческих посредников, охватывающих значительные слои инвесторов;

· внедрение современной электронной технологии торговли, расчётов и депозитарного учёта.

                  

ИНСТРУМЕНТЫ   РЫНКА ГКО.

ГКО считались высоконадёжным финансовым инструментом, так как являлись государственными обязательствами. ГКО обращались в безбумажной форме - в виде записей на счетах владельцев, что резко сужало круг возможных махинаций, исключает возможность краж и подделок.

Все облигации являлись именными. ГКО выпускались на срок 3 и 6 месяцев. Эмиссия облигаций осуществлялась периодически в форме отдельных выпусков. Каждый выпуск производится, как правило, один раз в месяц.

ГКО всех выпусков имели одинаковую номинальную стоимость – 100 тысяч рублей. Цены на облигации устанавливались в процентах к номиналу с точностью до 0,01%. Облигации размещались с дисконтом, то есть по цене ниже номинала.

Такой способ выпуска позволял удешевить обслуживание займа, а также избежать ряда проблем, связанных с изменением учётных ставок.

Доходом по ГКО считалась разница между ценой реализации и ценой покупки. Так как доход по ГКО был приравнен к доходу по процентам по государственным ценным бумагам, то он не облагался налогом. При совершении сделок с ГКО с покупателя взимался налог на операции с ценными бумагами в размере 0.1% от величины сделки.

Реальная доходность от вложений в ГКО определялась с учётом размеров налогообложения субъектов инвестирования.

 

Система ГКО

Для безупречной работы рынка был разработан пакет документов, который регулировал весь спектр правовых отношений участников, все стороны технологии размещения ГКО, погашения облигаций и проведения расчетов. На Московской межбанковской валютной бирже была развернута компьютерная система, обеспечивающая проведение электронных торгов. Торги проходили ежедневно, а аукционы – еженедельно. Подобный график проведения аукционов способствовал поддержанию стабильности рынка. Для оптимального функционирования рынка ГКО была создана соответствующая инфраструктура. Ее компонентами являлись:

– Министерство финансов РФ, выступающее эмитентом ГКО;

– Центральный банк РФ, выполнявший функции агента Министерства финансов РФ по обслуживанию выпуска, дилера, а также органа регулирования и контроля;

– официальные дилеры, в основном являвшиеся коммерческими банками;

– Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ), выполнявшая функции торговой системы, расчетной системы и депозитария.

Центральный банк обеспечивал «организационную» сторону функционирования рынка ГКО: проводил аукционы, погашение, подготовку необходимых документов, перечисление денежных средств на счет Министерства финансов РФ. Центральный банк ориентировался на поддержание определенного уровня некоторых показателей рынка ГКО, например, доходности и ликвидности, поскольку сохранение этих характеристик на достаточно высоком уровне определяет привлекательность рынка государственных облигаций для инвесторов.

Центральный банк РФ реализовывал свою контрольную функцию в целях стабильного бесперебойного функционирования и развития рынка ГКО.

В качестве официальных дилеров выступали коммерческие банки, финансовые компании, брокерские фирмы, которые преследовали на рынке ГКО свои собственные инвестиционные цели и цели своих клиентов. Доля средств клиентов, инвестированных и государственные бумаги, была подвержена значительным колебаниям, но в целом имела тенденцию к росту.

ГКО являлись высоколиквидными ценным бумагами. Сроки обращения ГКО в денежные средства были минимальны, и это позволяло официальным дилерам и их клиентам быстро и надежно инвестировать находящиеся в их распоряжении временно свободные денежные средства. При этом операционные издержки (комиссия дилеру, бирже) при таких инвестициях были сравнительно невелики. Дополнительное преимущество инвестиций в ГКО состояло в том, что все виды доходов от операций с этими ценными бумагами были освобождены от налогообложения

История рынка ГКО-ОФЗ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...