Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Физических величин и терминов




 

1 Стилис­тические требования, предъявляемые к КР и ВКР бакалавра, складываются из двух компонентов – требований современного русского литера­турного языка и требований академического этикета. Академический этикет применительно к тексту выпускной квалификационной работы бакалавра – это определенные принципы письменного общения членов научного со­общества между собой.

Наиболее характерной особенностью языка письменной научной речи является формально-логическое изложение материала, т.е. по­строение изложения в форме рассуждений и доказательств. Акаде­мический этикет требует исчерпывающей доказательности выдвину­тых студентом положений, смысловой законченности, целостности и связности текста. Это достигается с помощью специальных языковых средств выражения логических связей. Среди таких средств – функциональные связки. Это, преимущественно, вводные слова и обороты:

– последовательность развития мысли выражается словами «вначале», «прежде всего», «затем», «во-первых», «во-вторых», «значит», «итак» и др.; – противоречивые отношения – словами «однако», «между тем», «в то время как», «тем не менее»;

– причинно-следственные отношения – словами «следовательно», «поэтому», «благодаря этому», «сообразно с этим», «вследствие этого», «кроме того», «к тому же»;

– переход от одной мысли к другой – «прежде чем перейти к...», «обратимся к...», «рассмотрим», «остановимся на...», «рассмотрев, перейдем к...», «необходимо остано­виться на...» и др.;

– итог выражается словами «итак», «таким обра­зом», «значит», «в заключение отметим», «все сказанное позволяет сделать вывод», «подведя итог», «следует сказать» и т.д.

Научный текст отличает прагматическая направленность на ко­нечный результат. Поэтому в КР и ВКР бакалавра слово­употребление должно быть максимально точным, лишенным специ­альных стилистических украшений. Принципиальную роль в научном тексте играют специальные терми­ны, которые нужно употреблять в их точном значении.

Логическая цельность и связанность частей текста КР и ВКР бакалавра тре­бует широкого использования сложных предложений. Им присуща разветвленная синтаксическая структура с обилием связок и союзов. Превалируют сложноподчиненные предложения, поскольку они более гибко отражают логические связи внутри текста. Студент не должен стремиться упростить синтаксис своей работы, так как это влечет за собой потерю необходимой логической динамики. В то же время синтаксическая структура предложений не должна быть чрезмерно сложной. Точность научного слова должна быть ведущим принципом словоупотребления с ясностью и краткостью изложения.

При изложении обязательных требований в тексте должны применяться слова «должен», «следует», «необходимо», «требуется», «чтобы», «раз­решается только», «не допускается», «запрещается», «не следует». При изложе­нии других положений следует применять слова – «могут быть», «как правило», «при необходимости», «может быть», «в случае» и т.д.

Допускается использовать повествовательную форму изложения текста, например, «применяют», «указывают» и т.п.

2 Оформление текста – одна из важнейших стадий ра­боты над КР и ВКР бакалавра. Об офор­млении нужно думать по ходу работы над темой, в процессе создания черновой рукописи. КР и ВКР бакалавра состоят не только из текстовой части, но включает в себя формулы, приложения, таблицы, диаграм­мы, графики, иллюстрации. Все эти виды материала должны быть представлены в КР и ВКР бакалавра в соответствии с требованиями, предъ­являемыми к работам, направляемым в печать.

3 Текстовой материал КР и ВКР бакалавра обычно содержит числительные, буквенные обозначения, цитаты, ссылки, перечисления и т.п.

3.1 Количественные числительныезаписываются цифрами, если они являются многозначными, и словами, если они однозначны; на­пример: десять автомобилей (не: 10 автомобилей). Если при числи­тельном даются в сокращенном обозначении единицы величины, то такое числительное (даже однозначное) записывается цифрами; на­пример: 28 кг, 5 л и т.д. После сокращений единиц точка не ставится.

Следует использовать следующие сокращения:

– длина: километр – км, метр – м, сантиметр – см, миллиметр – мм, микрометр – мкм, нанометр – нм, пикометр – пм;

– масса: тонна – т, килограмм – кг, грамм – г, миллиграмм – мг, микрограмм – мкг;

– объем: литр – л, миллилитр – мл, кубический метр – м3, кубический дециметр – дм3, кубический сантиметр – см3, кубический миллиметр – мм3;

– площадь: гектар – га, квадратный метр – м2, квадратный дециметр – дм2, квадратный сантиметр – см2, квадратный миллиметр – мм2;

– время: сутки – сут, час – ч, минута – мин, секунда – с;

– скорость: километр в час – км/ч, метр в секунду – м/с.

Количественные числительные согласуются с именами существительными во всех падежных формах, кроме форм именительного и винительного падежей; например: до сорока метров (род. п.), к семидесяти тоннам (дат. п.) и т.д. В формах именительного и вини­тельного падежей количественные числительные управляют сущест­вительными; например: имеется сто (им. п.) литров (род. п.), получить восемьдесят (вин. п.) рублей (род. п.).

При количественных числительных, записанных арабскими циф­рами, падежные окончания не пишутся, если числительные сопровождаются существительными; например: не 15-ти рублей, а 15 рублей.

3.2 Порядковые числительные пишутся словами: седьмой, двад­цать пятый, двестипятидесятый. Порядковые числительные, обозна­ченные арабскими цифрами, не имеют падежных окончаний, если они стоят после существительного, к которому относятся; например: в разделе 2, на рисунке 9, в таблице 6, и имеют падежные окончания, если они стоят перед существительным; например: 3-й раунд.

При перечислении нескольких порядковых числительных падеж­ное окончание ставится только один раз; например: капитаны 1 и 2-го рангов.

Записанные римскими цифрами порядковые числительные па­дежных окончаний не имеют; например: IV курс, XX век (не: ХХ-й век).

4 В КР и ВКР бакалавра часто используются сокращения.

4.1 При этом при­меняются три основных способа:

1) сохраняется только первая (на­чальная) буква слова (город – г.);

2) сохраняется часть слова, от­брасываются окончание и суффикс (медицинский – мед.);

3) про­пускается несколько букв в середине слова, вместо которых ставит­ся дефис (университет – ун-т).

При этом сокращение должно окан­чиваться на согласную и не должно оканчиваться на гласную (если она не начальная буква в слове), на мягкий и твердый знак.

4.2 Необходимо правильно оформлять общепринятые условные со­кращения. После перечисления пишут: т.е. (то есть), и т.д. (и так далее), и т.п. (и тому подобное), и др. (и другие), и пр. (и прочие); при ссылках: см. (смотри), ср. (сравни); при цифровом обозначении веков и годов: в. (век), вв. (века), г. (год), гг. (годы), а также – штук (шт.), экземпляров (экз.), миллион (млн), миллиард (млрд), тысяч (тыс.).

4.3 В КР и ВКР бакалавра должны применяться научно-технические термины, обозначения и определения, установленные соответствующими стандартами, а при их отсут­ствии общепринятые в научно-технической литературе.

В тексте КР и ВКР бакалавра не допускается:

— применять для одного и того же понятия различные научно-технические термины, близкие по смыслу (синонимы), а так же иностранные слова и термины при наличии равнозначных слов и терминов в русском языке;

— сокращать обозначения единиц физических величин, если они употребляются без цифр, за исключением единиц физических величин в таблицах и в расшифровках буквенных обозначений, входящих в формулы и рисунки;

— применять сокращения слов. Исключения составляют сокращения, ус­тановленные ГОСТ 2.105-95 ЕСКД.

4.4 В тексте КР и ВКР бакалавра, за исключением формул, таблиц и рисунков, не до­пускается:

– применять математический знак минус (–), т.е. перед отрицательными зна­чениями следует писать слово «минус»;

– применять математический знак плюс (+), т.е. перед положительными значениями следует писать слово «плюс»;

– применять без числовых значений математические знаки, например > (больше), < (меньше), = (равно), ≥ (больше или равно), ≠ (неравно), ≤ (меньше или равно), а также знаки % (процент), № (номер), ‰ (промилле);

– применять знак «Ø» для обозначения диаметра (следует писать диа­метр). При указании размера или предельных отклонений диаметра на черте­жах, помещенных в тексте документа, перед размерным числом следует писать знак «Ø»;

4.3 Перед точкой, запятой, точкой с запятой, двоеточием, вопросительным и восклицательным знаками пробел не делают. После этих знаков пробел обязателен.

4.4 При наборе текста различают:

– длинное тире «–» – ставится между частями простого и сложного предложения;

– минус «−» – отличается от тире положением по высоте (расположен выше, примерно на середине цифры), используется только в формулах;

– дефис «-» – самый короткий знак из перечисленных, служит для образования сложных слов и поэтому никогда не отделяется пробелами.

Пробел перед тире не ставится, если:

– перед тире стоит точка или запятая;

– тире стоит в начале абзаца.

Пробелы вокруг дефиса не ставятся, если он стоит между числами, например: 1941-1945, январь 2014-июль 2014.

4.5 Арифметические знаки «плюс» (+), «минус» (–), «умножения» (×), «деления» (:, /), знак «равно» (=) отделяют от цифр и коэффициентов в формулах пробелом.

4.6 Знаки «№», «§», «%», «°С», «‰» во множественном числе не удваивают и кавычками не заменяют.

4.7 Знак предельного отклонения (±) пишут через пробел между цифрами.

4.8 Знаки «номер» (№) и «параграф» (§) от цифры отделяют пробелом:
§ 45, № 33.

4.9 Знак «процент» (%) пишется через пробел с цифрой: 100 %.

4.10 Между цифрой и градусом с буквой делают пробел: 18 °С.

4.11 Между знаком «минус» (–), «плюс» (+) и цифрой в отрицательных и положительных числах пробел не делают: –5; температура от –5 до +5 °С; температура составляет –2 … +5 °С; температура составляет –5 … –2 °С.

4.12 В тексте следует применять стандартизованные единицы физических величин, их наименования и обозначения. Применение в одном документе разных систем обозначения физических величин не допускается.

4.13 Недопустимо отделять единицу физической величины от числового значения (переносить их на разные строки или страницы), кроме единиц физических величин, помещаемых в таблицах.

4.14 В тексте числовые значения физических величин и единиц счета следует писать цифрами, а числа без обозначения физических величин и единиц счета от единицы до девяти – словами. Например: проведено испытание 15 труб, каждая длиной 5 м, отобрано шесть труб.

4.15 Единица физической величины одного и того же параметра в рукописи должна быть постоянной. Если в тексте приводится ряд числовых значений, выраженных в одной и той же единице физической величины, то ее указывают только после последнего числового значения, например 1,5; 1,75; 2 м или 15, 25, 30 экз.

4.16 Если в тексте рукописи приводят диапазон значения физической величины, выраженных в одной и той же единице физической величины, то обозначение единицы физической величины указывается после последнего значения диапазона (от 1 до 5 мм; от 10 до 100 кг; от +10 до –40 °С; от +10 до +40 °С).

4.17 Многозначные цифры разбивают на классы по три цифры справа налево и отделяют друг от друга одним пробелом. Четырехзначные цифры не разделяются на классы: 10 234, 1985.

4.18 Порядковые имена числительные имеют падежные окончания, которые пишутся через дефис. Например: 1-я линия, 3-е издание, 4-й квартал,
к 5-му числу.

4.19 Порядковые имена числительные, обозначаемые римскими цифрами, пишут без падежных окончаний: II сорт, III Всероссийская выставка.

4.20 Сложные имена прилагательные, первой частью которых являются имена числительные, обозначаемые цифрой, пишут без падежных окончаний через дефис: 17-летний, 8-этажный.

4.21 Нельзя применять индексы стандартов технических условий (ГОСТ, ОСТ, СТП, ТУ и т.д.) без регистрационного номера.

5 В КР и ВКР бакалавра необходимо применять стандартизованные единицы физических величин, их наименования и обозначения в соответствии с ГОСТ 8.417-2002.

Применение в тексте КР и ВКР бакалавра разных систем обозначения единиц физических величин не допускается. Наряду с единицами СИ, при необходимости в скобках указывают единицы ранее применявшихся систем, разрешенных к применению.

Пример:

Согласно системе СИ буквенные обозначения соответствуют определенным показателям:

V – объем, л, м3;

П – продуктивность, кг/га, т/га;

Пест. – естественная рыбопродуктивность, кг/га, т/га;

Пуд. – рыбопродуктивность, полученная за счет внесения удобрений, кг/га, т/га;

Пув. – рыбопродуктивность, слагаемая из естественной и удобрительной, кг/га, т/га;

Побщ. – общая рыбопродуктивность, кг/га, т/га;

Р – плотность посадки рыбы в пруды, шт./га;

n – кратность посадки;

b – прирост массы рыбы за лето, г, кг;

m – масса, г, кг;

mн – масса начальная, г, кг;

mк – масса конечная, г, кг;

р – выход, выживаемость %;

А – количество выращенной рыбы, шт.;

К – кормовой коэффициент;

N – мощность хозяйства (по видам выращиваемой рыбы), кг, т.

Единица физической величины одного и того же параметра в тексте КР и ВКР бакалавра должна быть постоянной. Например, если исследуемым параметром является ток, выраженный в миллиамперах, то использование кратных единиц (ампер, микроампер) не допускается; т.е. во всем тексте, включая таблицы и графики, нужно использовать только выбранную единицу измерения, а именно, миллиампер.

Числовые значения величин в тексте должны указываться с требуемой точностью.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Л

(рекомендуемое)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.