Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава II . Организация и проведение исследования особенностей взаимоотношений родителей и детей с нарушением интеллекта.




 

При изучении семей имеющих умственно отсталого ребенка, мы поставили задачу исследовать особенности взаимоотношений родителей и детей с нарушением интеллекта, а также выявить зависимость между характером взаимоотношений в семье и психическим состоянием ребенка.

С этой целью были изучены:

— семьи, воспитывающие детей с умственной отсталостью;

— функции и типы семей с такими детьми;

— социально-психологические проблемы, влияющие на благополучие семьи;

— стили семейного воспитания в семье умственно отсталого ребенка;

— влияние взаимоотношений в семье на развитие личности ребенка и его социализацию;

— своеобразие взаимоотношений родителей и детей с нарушением интеллекта.

 

2.1. Особенности отношения родителей к детям.

 

Межличностные отношения исследовали в семьях, имеющих детей 8 – 10 лет с разной степенью умственной отсталости (I группа – легкая степень; II группа –умеренная степень).

Изучение типов межличностных отношений родителей к детям шло на основе теста – опросника родительского отношения к детям Л.Я.Варга и В.В. Столина.

Выявлено, что в I группе обследованных преобладают авторитарная гиперсоциализация детей и инфантилизация ребенка (табл.1). Ребенок представляется родителями неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Они либо эмоционально отвергают его, либо начинают авторитарно следить за социальными достижениями ребенка и требовать от него успеха. Социально желанное отношение родителей к своему ребенку выявлено только в одной семье.

Во II группе детей также наиболее выраженной была авторитарность родителей по отношению к детям (37,1 % случаев). Родители старались навязать во всем ребенку свою волю, досадовали на неуспешность и неумелость ребенка 21,1% и столько же родителей были близки из-за этого к эмоциональному отвержению своих детей.

В трех семьях родители стремились к симбиотическим отношениям к ребенку. Чрезмерная гиперопека была вызвана тревогой за неумелого и неприспособленного к жизни ребенка.

 

Таблица 1

 

Типы родительского отношения к умственно отсталым детям, %

 

Тип отношений Группа детей с легкой умственной отсталостью Группа детей с умеренной умственной отсталостью
Отвержение ребенка 18,7 21,1
Социально-желанный образ 6,3 5,1
Симбиоз с ребенком 6,3 15,6
Авторитарная гиперсоциализация 43,7 37,1
Инфантилизация ребенка 25,0 21,1

 

Итак, первая особенность - в исследуемых семьях доминирует авторитарная гиперсоциализация детей родителями. Жесткий контроль за поведением ребенка выявлен у 43,7 % семей первой и 37, 1 % детей второй группы.

Вторая особенность – родители приписывают своему ребенку личную и социальную несостоятельность. В межличностных отношениях заметно стремление инфантилизировать ребенка. Он представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний.

Часто родители испытывают к ребенку досаду, раздражение, не доверяют ему. Такое родительское отношение выявляет третью особенность в межличностных взаимоотношениях исследуемых нами семей. У 18,7 % родителей первой группы и 21, 1 % — второй группы отмечается эмоциональное отвержение своего ребенка как «маленького неудачника» в жизни, который не добьется успеха из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей.

В отличие от родителей детей с легкой степенью умственной отсталости у родителей детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости отмечается увеличение симбиотических отношений к ребенку (15 6 %).

В случае нормального развития первоначальная симбиотическая связь ребенка и матери постепенно сменяется усиливающейся автономией все взрослеющего сына или дочери. Это высвобождает время и силы родителей для реализации личных мотивов (профессиональный рост, получение образования, общение с друзьями, поездки, посещение театров, музеев, собственные увлечения). В процессе воспитания ребенка – инвалида избыточная первоначальная симбиотическая связь не только со временем не ослабевает, но в ряде случаев даже усиливается.

Этот факт подтверждают результаты следующего исследования.

 

2.2. Межличностные отношения в семье имеющей взрослого умственно отсталого ребенка.

 

Исследование проводилось при помощи методики Рене Жиля.

Тест Рене Жиля был сконструирован для исследования личности, для выявления особенностей отношения испытуемого к близким людям..
Методика представляет собой нечто среднее между анкетой и проективным тестом. Стимульный материал теста Р. Жиля состоит из 69 стандартных картинок, на которых изображены дети, дети и взрослые. Он также содержит тестовые задания, направленные на выявление особенностей поведения ребенка в разнообразных жизненных ситуациях, актуальных для него.
Например, на картинке нарисована семья, расположившаяся за столом. Ребенку нужно выбрать себе место. В тестовых заданиях предлагается ответить на вопросы, например: <<С кем ты любишь играть?>>, <<C детьми твоего возраста или старше тебя?>>.

Завершается обследование опросом родителей предлагая им угадать на картинках теста Р. Жиля позиции, выбранные их ребенком. Так выстраивается картина понимания родителями отношений ребенка с окружающим миром. Далее высчитывается степень совпадения выборов ребенка и угадывания их родителем. Автор обращает внимание на часто встречающуюся ситуацию, когда позиции ребенка не соответствуют ожиданиям взрослых. Далее психолог либо сразу ищет пути разрешения или смягчения проблем ребенка, либо предварительно подводит родителей к пониманию собственных ошибок в восприятии его проблем
     Тест дает возможность описать систему личностных отношений ребенка. В результате исследователь получает следующие показатели:

— характеристики конкретно-личностных отношений ребенка с другими людьми: матерью, отцом, обоими родителями, братьями и сестрами, бабушкой и дедушкой, другом (подругой), учителем (воспитателем или другим авторитетным для ребенка взрослым);
    — особенности самого ребенка: любознательность, стремление к доминированию в группе, стремление к общению с другими детьми в больших группах, отгороженность от других, стремление к уединению, социальная адекватность поведения.

 

Методика Р. Жиля состоит из 42 заданий: это 25 картинок с кратким текстом и вопросами, обращенными к испытуемому, а также 17 текстовых заданий.

Перед началом работы с методикой ребенку сообщается, что от него ждут ответов на вопросы по картинкам. Содержание картинок различно
На некоторых из них изображена семья, расположившаяся за столом, на природе, на прогулке. На некоторых — группа детей, играющих во что-то или слушающих взрослого. Рисунки достаточно схематичны,
несущественные детали опущены, что облегчает идентификацию испытуемого с тем или иным персонажем. Последние же представляют собой скорее соотношение позиций, нежели эмоциональный настрой по отношению друг к другу. Ребенку предлагается выбрать себе место
среди изображенных людей либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе (указать на него, отметить крестиком на рисунке). Авторы рекомендуют после выбора, сделанного ребенком, дополнять инструкции вопросами обо всех нарисованных, но не обозначенных на картинках людях (однако эти данные учитываются лишь как дополнительные и анализируются и интерпретируются только на качественном уровне), а также записывать порядок называемых персонажей.
В текстовых заданиях предлагаются на выбор типичные формы поведения в определенных ситуациях. По окончании исследования психолог
в беседе с ребенком выясняет все те моменты, о которых испытуемый не сообщил сам.

 В комплект методики входят:

—методическое пособие;

—набор заданий;

—регистрационный лист;

—таблицы распределения заданий по шкалам.1

По методике Рене Жиля, в нашем случае, проводилось исследование межличностных отношений в семье имеющей взрослого умственно отсталого ребенка (15-30 лет).

Установлено, что у этих молодых людей наиболее высокие показатели межличностных отношений с матерью (в 54 % в группе лиц с умеренной и в 57 % - с тяжелой умственной отсталостью) и низкие - с отцом (7,0 и 10,0 %, соответственно), а также с дедушкой, бабушкой и другими родственниками. Почти у четверти лиц с нарушением интеллекта было выражено высокое стремление к уединению.

 

Рассматриваемые нами типы родительского отношения к детям, в основном, затрагивают связь «мать – ребенок», так как из 35 опрошенных родителей почти все, за исключением четырех, были матери.

Таким образом, с возрастанием отклонения в интеллектуальном развитии детей усложняются отношения родителей к таким детям. Родители идут по пути либо гиперопеки, либо эмоционального отвержения ребенка как «неудавшегося человека».

 

 

Таблица 2

 

Межличностные отношения в семье молодых людей с нарушением

интеллекта (Р. Жилю), %

 

Показатели Группа лиц с умеренной умственной отсталостью Группа лиц с тяжелой умственной отсталостью
Отношение к матери 54,0 57,0
Отношение к отцу 7,0 10,0
Отношение к родителям как чете 1,0 16,0
Отношение к братьям и сестрам 3,0 0
Отношения к бабушке и дедушке и другим взрослым родственникам 5,0 0
Стремление к уединению 22,0 24,0

 

 

2.3. Особенности восприятия ребенком своего места в семье.

 

Чтобы выявить субъективные характеристики взаимоотношений в семье, особенностей восприятия детьми членов своей семьи и определить место ребенка в ней, мы использовали тест «Кинетический рисунок семьи» (КРС) Р. Бернса и С. Кауфмана. Тест КРС состоит из двух частей: рисование своей семьи и беседа после рисования.

Исследование проводили индивидуально с каждым ребенком. Ему предлагали: «Пожалуйста, нарисуй свою семью так, чтобы все члены семьи были чем-либо заняты». Во время работы мы фиксировали последовательность рисования, высказывания ребенка, его мимику, жесты. По законченному рисунку с ребенком проводились беседа по следующей схеме:

Кто изображен на рисунке, что делает каждый член семьи?

Где работают и учатся члены семьи?

Как в семье распределяются домашние обязанности?

Каковы взаимоотношения ребенка с остальными членами семьи?

Анализ рисунков семьи детей (по тесту КРС) проводили с учетом формальной и содержательной характеристики изображения. Интерпретацию рисунков осуществляли по пяти симптокомплексам:

— благоприятная семейная ситуация;

— тревожность ребенка;

— конфликтность в семье;

— чувство неполноценности в семейной ситуации;

— враждебность в семейной ситуации.

Исследование двух разноуровневых по интеллектуальному развитию групп детей показало преобладающую конфликтность и тревожность в семейных отношениях. При анализе рисунков и по результатам беседы у 51,6 % обследуемых детей выявляется конфликтность, тревожность и эмоционально неоднозначно окрашенные отношения с членами их семей. Эти дети во многих случаях использовали штриховку при изображении «нелюбимых» членов семей, часто стирали и перерисовывали его, забывали нарисовать какую-либо часть тела или лица, начинали изображать «недруга» в последнюю очередь, причем как можно дальше, в стороне от себя. Часто дети «отгораживаются» в своих рисунках от членов семьи, с которыми конфликтуют, мебелью, вещами или рисуют их в другом помещении. В таких ситуациях явно выступают отношения отдаленности, отчужденности детей от родителей. В обеих обследуемых группах общий процент таких детей превалирует над остальными: от 37,5 % до 66,6 %, причем увеличение процента конфликтности в семьях происходит параллельно с углублением интеллектуальной недостаточности в развитии детей.

Анализ рисунков детей и беседы с ними позволили судить об осознании ребенком и оценивании своего одиночества в семье, об умении улавливать симпатии и антипатии к себе со стороны членов семьи, оценивать психологический климат в семье. В большинстве семей (83 %) наблюдается тревожность и конфликтность умственно отсталого ребенка с другими членами семьи. Родители не способны справляться с возрастными проблемами психического и личностного развития детей. Они настойчиво стремятся «создать» идеальный образ ребенка, проявляя при этом излишнюю требовательность и нетерпимость, завышенный уровень притязаний в отношении возможностей детей.

В семьях отмечается родительская, и, что особенно страшно, материнская грубость, командный, агрессивный стиль взаимоотношений с собственными детьми.

Таким образом, причины нарушений в поведении и развитии обследуемых нами детей во многом определены особенностями отношений к ребенку в семье и стилю его воспитания. Главная функция семьи заключается в том, чтобы в социальной адаптации умственно отсталого ребенка исходить из его возможностей. Родители такого ребенка должны научиться регулировать степень психологической нагрузки, которая не должна превышать его возможностей.

 

2.4. Семейная жизнь глазами матери.

 

Другое исследование семейных взаимоотношений мы осуществляли с использованием методики PARY, позволившей получить дополнительную информацию об особенностях семейного воспитания.

Методика PARI (parental attitude research instrument - методика изучения родительских установок) предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего, матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли). Авторы — американские психологи Е.С. Шефер и Р.К. Белл.

В методике выделены 23 аспекта-признака, касающиеся разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье. Из них 8 признаков описывают отношение к семейной роли и 15 касаются родительско-детских отношений. Эти 15 признаков делятся на следующие 3 группы: 1 — оптимальный эмоциональный контакт, 2 — излишняя эмоциональная дистанция с ребенком, 3 — излишняя концентрация на ребенке.

Каждый признак измеряется с помощью 5 суждений, уравновешенных с точки зрения измеряющей способности и смыслового содержания. Вся методика состоит из 115 суждений. Суждения расположены в определенной последовательности, и отвечающий должен выразить к ним отношение в виде активного или частичного согласия или несогласия. Схема пересчета ответов в баллы содержится в “ключе” методики.

Вопросы методики, помогут выяснить, что родители думают о воспитании детей. Здесь нет ответов правильных и неправильных, т.к. каждый прав по отношению к собственным взглядам.

Методика позволяет оценить специфику внутрисемейных отношений, особенности организации семейной жизни по отдельным аспектам отношений:

· хозяйственно-бытовые, организация быта семьи;

· межсупружеские, связанные с моральной, эмоциональной поддержкой, организацией досуга, созданием среды для развития личности, собственной и партнера;

· отношения, обеспечивающие воспитание детей, “педагогические”.

 Посмотрев на цифровые данные, можно составить “предварительный портрет” семьи.

Анализ отношения к семейной роли помогает нам лучше понять специфику семейных отношений обследуемого, и в последствии оказать ему психологическую помощь.

Специальный интерес представляет анализ отдельных шкал, что часто является ключом к пониманию особенностей неудавшихся отношений между родителями и ребенком, зоны напряжений в этих отношениях.1

 

Полученные результаты свидетельствуют: взгляды родителей исследуемых групп на межсупружеские отношения и отношения с детьми имеют различия почти в половине признаков. Так, в семьях основной группы, воспитывающих больных детей, значения признаков, характеризующих стремление родителей к авторитарности в воспитании, имеют более низкие оценки. Значения признаков, отражающих их стремление к родительской опеке, напротив, имеют более высокие значения. Такие отличия характеризуют родителей основной группы как заботливых и понимающих трудности своего больного ребенка, придерживающихся мягкого стиля общения с ним. Такая позиция родителей говорит о том, что наличие в семье больного ребенка формирует их сдержанность, умеренную строгость, терпимость. Родители подсознательно стараются оградить своего ребенка от трудностей.

Таким образом, основными проблемами взаимоотношений в семье, имеющей взрослого умственно отсталого ребенка являются:

• воспитание, сопровождающееся чувством обременительности родительских обязанностей;

• заниженный уровень требовательности к ребенку, часто связанный с незнанием его потенциальных возможностей;

• вынужденная авторитарность воспитания, обусловленная ограниченными способностями и недостаточным общением ребенка;

• вынужденная жертвенность матери и ее постоянная потребность в опоре;

• постоянная сдержанность в проявлении переживаний из-за своих нереализованных полностью родительских возможностей.

Превалирующим видом родительско-детских отношений в такой семье являются отношения опеки и покровительства.

 

2.5. " Особое" материнство или роль женщины в семье.

 

При рождении ребенка с нарушением психического развития основная нагрузка как физическая, так и психологическая ложится на плечи матери. Проводя большую часть времени с нуждающимся в постоянном уходе ребенком, она оказывается наиболее уязвленной возникающими при этом трудностями при взаимодействии, как с членами семьи, так и с различными социальными структурами.

В случае «особого» материнства взаимосвязь «мать – ребенок» часто носит симбиотический характер. Идентифицируя себя со своим ребенком, мать воспринимает его неудачи как свои собственные. Идентификация имеет глубинные корни и происходит на бессознательном уровне. Любая несправедливость по отношению к ребенку – объективная, либо субъективно так воспринимаемая матерью, переносится ею на собственное «Я», снижает самооценку, формирует протестные реакции и повышает уровень психологических защит.

Невротические проявления становятся фактически постоянной составляющей поведения матери. Наиболее выраженными из них являются следующие: снижение регулирующего самоконтроля; затруднения в речевом общении со значимыми людьми, малознакомыми и незнакомыми в непривычных ситуациях; избирательность контактов – женщины предпочитают общаться с близкими по ценностным ориентациям людьми; при общении со значимыми людьми самооценка заметно колеблется, это выражается вербально, интонационно и мимически.

Исследование личностной тревожности у матерей, имеющих умственно отсталых детей 6 – 9 лет, показало, что 95 % из них демонстрируют ее высокий уровень. Уровень тревожности у 65 % матерей, имеющих здоровых детей, также высокий, а у 35 % - средний.

Сходная динамика уровней личностной тревожности выявлена и у женщин, имеющих детей более старшего возраста (9-16 лет).

Высокий уровень личностной тревожности, выявленный у большинства матерей, имеющих детей с серьезным нарушением интеллекта ведет к восприятию ими большинства ситуаций как угрожающих. Это может быть связано с хроническим повседневным напряжением, эмоциональным переутомлением в результате длительных субъективных переживаний, в том числе и своего одиночества в постигшем женщину горе – иметь умственно отсталого ребенка.

Следовательно, женщины, воспитывающие детей со сниженным интеллектом имеют высокую личностную тревожность. Это тревога матери по поводу состояния ребенка, его будущего, по поводу реакции окружающих на ее ребенка. Это состояние высокой личностной тревожности постоянно сопровождает женщин и может выступать в качестве одного из механизмов развития невроза.

Для исследования уровня субъективного ощущения матерями своего одиночества была использована шкала одиночества (по Д. Расселу, Л. Пепло и М. Фергюсону).

Вот как распределились уровни одиночества матерей, воспитывающих детей с нормальным (контрольная) и нарушенным интеллектом (основная группа) (табл.3).

 

Таблица 3.

 

Уровни одиночества матерей, %

 

Уровни одиночества Основная группа Контрольная группа
Высокий 35 20
Средний 65 35
Низкий - 45

 

Высокий уровень одиночества у матерей детей со сниженным интеллектом можно объяснить их вынужденной изоляцией. Эти женщины боятся непонимания со стороны окружающих людей в силу низкой культуры нашего общества, неосведомленности в вопросах развития и воспитания детей с проблемами в развитии. Они также боятся слишком пристального внимания к особенностям внешнего вида их детей и не всегда адекватному их поведению. И вот в состоянии постоянной тревожности они со своей душевной болью вынуждены прятаться в одиночество, как улитки в свою раковину. По-видимому, одиночество – вынужденное состояние таких матерей.

Ориентация женщины на социальные стереотипы – это лишь внешняя сторона одиночества. Но если более глубоко вникнуть в суть этого состояния, то надо отметить, что рождение ребенка с умственной отсталостью – это непривычная для нее ситуация. Как и любая женщина, она готовилась к рождению здорового, нормального ребенка, а в данной ситуации она теряется, боится своего ребенка, его нарушения, тем самым все больше от него отдаляясь. Это одиночество вдвоем: ребенок с ней, но она не с ним.

У матерей детей с нормальным интеллектом доминирует низкий уровень одиночества – 45 %. В этом случае можно говорить об естественном стремлении к одиночеству, которое время от времени испытывает каждый человек.

Итак, у матерей детей со сниженным интеллектом наблюдается высокий уровень личностной тревожности, и главное им присуще обостренное чувство одиночества.

Исследование личности матерей умственно отсталых детей выявило, что эти женщины не уверены в себе, малообщительны, часто находятся в удрученном, подавленном состоянии. Этим женщинам крайне необходима психологическая помощь. И помощь эта, прежде всего, в осознании матерью и принятии ситуации своего ребенка. Ей необходимо помочь расширить горизонты своей жизнедеятельности. Жить, по возможности, полноценной жизнью, уметь переключаться на другие, значительные, для нее интересы. Тогда ей будет легче помочь в воспитании своего ребенка.

Оценив результаты исследования, можно сделать вывод, что степень проблемности внутрисемейных отношений напрямую не зависит ни от характера заболевания, ни от выраженности интеллектуальной патологии. Влияние патологического фактора (конечно, до известной степени его выраженности) существенно опосредуется личностными особенностями родителей, особенно матерей, их установками, характером семейной психологической атмосферы и рядом других переменных.

Bottom of Form 0

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...