Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Словарь основных терминов и понятий.




Авторитет в широком смысле - общепризнанное влияние человека, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте.

Альтернатива (лат. alter - один из двух) - необходимость выбора между взаимоисключающими возможностями.

Анализ (гр. analusis - разложение, расчленение) - 1) метод научного исследования, состоящий в мысленном или фактическом разложении целого на составные части; 2) разбор, рассмотрение чего-либо; 3) структурно-функциональный анализ - совокупность операций, с помощью которых объект рассматривается как целостное образование, а в качестве основного средства расчленения его выступает выявление различных функций, свойственных объекту.

Анализ ситуации - изучение параметров управляемого объекта, сложившихся внешних условий и конкретных ситуаций его функционирования при разработке или реализации управленческого решения.

Аналитические навыки - способность понимать соотношение между частями и единым целым.

Апостериорная информация - информация, полученная на основе опыта, из опыта.

Априорная информация - информация, предшествующая опыту и независимая от него. Ее источником могут быть теоретические положения, статистические исследования, используемые менеджером при выработке решений.

Видение организации - это описание того состояния, которое она хочет достигнуть к определенному времени в будущем. Это формулировка того образа, который должен возникнуть, когда организация достигнет свой миссии. Видение как перспектива желаемого состояния организации и её бизнеса через десяток лет представляет результат мысленного движения от известного к неизвестному, создание будущего путем монтажа известных фактов, надежд, мечтаний с учетом опасностей и возможностей. Видение перспективы - это уверенность в будущем компании.

Власть – возможность влиять на поведение людей.

Власть законная – обусловливающая понимание, с одной стороны, права на приказания, с другой – необходимости подчинения.

Власть информации - базируется на возможности предоставления доступа к нужной информации.

Власть, основанная на вознаграждении - это возможность поощрения, способного удовлетворить какую-либо насущную потребность или доставить удовольствие.

Власть, основанная на принуждении это возможность наказания, способного помешать удовлетворению какой-либо насущной потребности.

Власть, основанная на разумной вере – когда исполнитель понимает, что руководитель обладает экспертным знанием в отношении определенного проекта или проблемы, принимает на веру ценность знаний руководителя, соответственно, сознательно и логично выполняет работу.

Власть примера - влияние на подчиненных привлекательностью деловых качеств.

Власть реальная обусловлена степенью уважительного и преданного отношения к ее обладателю со стороны подчиненных. Ее основаниями могут быть: экспертная власть, власть примера, власть информации и т.д., прежде всего, являющиеся привлекательными.

Власть формальная – власть должности, обусловленная официальным местом лица, ее занимающего в структуре управления организацией. Ее основами выступают: должность, возможность вознаграждения, возможность принуждения с помощью наказания, регулирование доступности ресурсов, необходимых для исполнителя.

Власть экспертная - способность руководителя влиять на поведение подчиненных в силу своей профессиональной подготовки, опыта и таланта.

Власть эталонная – власть примера, вызывающая желание быть подобным.

Гипотеза рабочая - предварительное предположение об исследуемой проблеме. Гипотеза рабочая в управлении составляет этап исследования и используется в качестве метода проектирования стратегических целей.

Гипотеза решения - элемент процесса выработки решений, связывающий исходные данные и цели решения; метод оценки теоретических возможностей достижения целей.

Группа - двое или более людей, взаимодействующих друг с другом, оказывающих влияние друг на друга

Данные - зарегистрированные результаты статистических наблюдений, факты, прогнозы и мнения; данные могут помочь в решении деловых проблем только после того, как будут превращены в информацию.

Делегирование – передача прав и задач получателю, принимающему на себя ответственность за их выполнение.

Диагностика - установление и изучение признаков, определяющих развитие ситуации и позволяющих предотвратить нежелательные отклонения в ее развитии. Используется при подготовке альтернативных вариантов решений.

Задача управления - предмет решения, предполагающий необходимость действий по переводу объекта управления в иное состояние.

Запрограммированное решение - выбор, путь к которому ведет через конкретную последовательность этапов или действий.

Идея - мысль, замысел, лежащие в основе системы, логического построения, решения.

Избыточность информационная - наличие в системе управления информации, которая не нужна для принятия решений в управлении, либо не может быть переработана в силу ограниченных возможностей органа управления.

Интеллектуальное содержание управленческой деятельности представляет интеллектуальную деятельность руководителя по разработке, принятию и реализации решения и включает умственные и творческие усилия, без которых невозможно выполнение управленческих функций.

Интрига - намеренное нечестное действие, выгодное инициатору, которое вынуждает коллектив или личность к определенным поступкам и этим наносит коллективу и личности ущерб.

Информационность управленческой деятельности основана на сборе и обработке значительного массива информации, что обеспечивает принятие управленческих решений. Качество информации и её анализа определяют эффективность принимаемых решений и в целом эффективность управления.

Инцидент - ситуация, когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой.

Качество - совокупность свойств и характеристик товара или другого объекта, которые придают ему способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.

Качество информации для разработки управленческого решения - степень соответствия сведений о внутреннем и внешнем состоянии управляемой системы требованиям, предъявляемым управляющей системой, которая осуществляет оценку ситуации и разработку управленческих решений. Требования, предъявляемые к информации: достоверность, обоснованность, конкретность, системность, своевременность, сопоставимость.

Качество управленческих решений - совокупность свойств, обеспечивающих успешное их выполнение и получение определенного эффекта.

Качество управленческой деятельности - степень соответствия ее общепринятым требованиям или стандартам. Обычно о качестве управленческой деятельности судят по качеству управленческих решений.

Коллективное управление способ управления, при котором выработка и принятие решений осуществляется группой квалифицированных специалистов.

Коллективность управленческой деятельности предполагает осуществление управленческой деятельности в коллективе, взаимодействие коллективов разных подразделений внутри организации и с посторонними организациями и социальными группами. Структуризация управления по подразделениям и должностям создает логическую схему для упорядочивания коллективного труда управленцев. Координация и согласованность отдельных звеньев управленческой системы создает условия для её эффективности и оптимизации.

Команда - группа людей, имеющих высокую квалификацию в определенной области и максимально преданных общей цели деятельности, для достижения которой они действуют сообща, взаимно согласовывая свою работу.

Комплексность управленческой деятельности означает сбалансированное использование всех управленческих составляющих (человек, информация, планирование, контроль, технические средства) для достижения рациональности и эффективности управления. Комплексность также означает обеспечение взаимосвязанности всех функций управления по вертикали и горизонтали.

Компромисс - соглашение на основе взаимных уступок.

Контроль - это управленческая деятельность количественной и качественной оценки и учета результатов работы организации.

Конфликт - трудноразрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями; столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений.

Конформизм - безоговорочное принятие членами группы существующего порядка, господствующих мнений, отказ от самостоятельных взглядов и действий.

Конфронтация - столкновение интересов, целей оппонентов, когда они перестают сотрудничать и общаться друг с другом.

Лидерство - способность влиять на окружение, направляя активность людей и групп на достижение целей.

Личность - система взаимосвязанных, устойчивых социально значимых качеств человека, позволяющих ему для достижения своих целей активно познавать и преобразовывать мир.

Метод Делфи - метод организации и проведения экспертизы.

Метод сценариев - набор прогнозов по каждому рассматриваемому решению, его реализации, а также возможным положительным и отрицательным последствиям.

Метод экспертных оценок - техника прогнозирования, основанная на достижения согласия группой экспертов.

Методы экстраполяции - методы, основанные на прогнозировании поведения или развития объектов в будущем по тенденциям (трендам) его поведения в прошлом.

Миссия выражает философию и смысл существования организации, детализирует её статус, содержит важнейшие характеристики, декларирует принципы работы и отражает сущность позиции организации в общественно-хозяйственном пространстве, служит водоразделом между докризисной и послекризисной системами стратегического планирования, является одним из инструментов стратегического управления, миссия. Миссия представляет формулировку экономического будущего организации и занимает первое положение в иерархии целей компании. Фактически, миссия организации определяет основное направление будущего развития предприятия в целом.

 

Множество допустимых решений - область, в пределах которой осуществляется выбор решений, ограниченная условиями задачи и наличными ресурсами.

Модель - условный образ объекта управления. Модели могут быть логическими, физическими, экономико-математическими. - условный образ или представление предмета, системы или идеи в форме, отличной от формы целого (предмета, системы, идей и т.п.). Модели могут быть логическими, физическими, экономико-математическими.

Мотивы - психологические причины, побуждающие людей к действиям, направленным на ее удовлетворение.

Мотивация – это совокупность процессов, которые направляют и поддерживают поведение личности, побуждают ее к достижению целей, определяют активность.

Направленность личности – это ее качество, которое обеспечивает устойчивость ориентации поведения человека, его цели и мотивы.

Незапрограммированное решение - выбор, который приходится делать в новой или неопределенной ситуации или в ситуации с неизвестными факторами воздействия.

Неопределенность - неполнота или неточность информации об условиях реализации проекта (решения). Виды неопределенности и рисков: 1) риск, связанный с нестабильностью экономического законодательства и текущей экономической ситуации, условий инвестирования и использования прибыли; 2) внешнеэкономический риск (возможность введения ограничений на торговлю и поставки, закрытия границ и т. п.); 3) неопределенность политической ситуации; 4) неполнота или неточность информации о динамике технико-экономических показателей, параметрах новой техники и технологии; 5) колебания рыночной конъюнктуры, цен, валютных курсов и др.; 6) неопределенность природно-климатических условий; 7) производственно-технологический риск; 8) неопределенность целей, интересов и поведения участников; 9) неполнота или неточность информации о финансовом положении и деловой репутации участников.

Норма управляемости - максимальное число работников, подчиненных одному линейному руководителю, при условии, что суммарная трудоемкость выполняемых им функций не должна превышать установленного норматива. Нормы управляемости позволяют рассчитать численность руководителей низшего, среднего и высшего звеньев управления. Норма управляемости порождена системой вертикального разделения управленческого труда, основанной на иерархии уровней управления.

Область допустимых решений - область, в пределах которой осуществляется выбор решений, ограниченная условиями задачи и наличными ресурсами.

Оптимальное решение - наиболее эффективное из всех альтернативных вариантов решение, выбранное по какому-либо критерию оптимизации для данной ситуации.

Оптимизация - процесс перебора множества факторов, влияющих на ре-зультат, с целью определения значений параметров объекта, при которых достигается его наилучшее состояние. При этом обеспечиваются оптимальные параметры выхода объекта как системы.

Оптимизация решения - это процесс перебора множества факторов, влияющих на результат. Оптимальное решение - это выбранное по какому-либо критерию оптимизации наиболее эффективное из всех альтернативных вариантов решение.

Организационное решение - выбор, который совершает предприниматель для выполнения обязательств, связанных с положением организации, для того, чтобы достичь стоящих перед организацией целей.

Организовывание (организация) как основная функция управления, во-первых, представляет вид деятельности работников для достижения поставленных целей, а реализация данной функции включает такие элементы как: процесс, система, коммуникации, организационно-стабилизационные методы и организационно - распорядительные средства; во-вторых, формирует объект, совершенствует его, разрабатывает режимы функционирования, создает механизмы адаптации к изменениям внешних и внутренних связей в системе управления.

Оценка эффективности - сравнение своей работы с лучшими образцами профессиональной деятельности в данной области.

Параметры качества управленческого решения - совокупность параметров, удовлетворяющих потребителя решения. К ним относятся: показатель энтропии; степень риска инвестиций; вероятность реализации решения по показателям качества, затрат и сроков; степень адекватности теоретической модели фактическим данным.

Повседневная управленческая деятельность – это процесс управления, состоящий из отдельных видов деятельности, направленных на упорядочение и координацию функционирования и развития организации и ее элементов в интересах достижения поставленных целей.

Прикладной характер управленческой деятельности. Управленческая деятельность сама по себе в отрыве от социально-экономической деятельности человека не имеет ценности. Она предназначена для реализации целей и функций управления в конкретных сферах человеческой деятельности. Поэтому её следует рассматривать как комплекс наработанных человеком навыков, умений, способов, средств и действий человека в сфере управления.

Предпосылка - предположение, рассматриваемое как истинное в качестве отправной точки в процессе принятия решений и планирования.

Принципы оценки управленческого решения - 1) учет фактора времени; 2) учет затрат и результатов за жизненный цикл объекта; 3) при-менение к расчету экономического эффекта системного, комплексного и других научных подходов; 4) обеспечение многовариантности управленческих решений; 5) обеспечение сопоставимости альтернативных вариантов по объему продаж, качеству вариантов, срокам инвестиций или получения результатов, методам получения информации, условиям применения объекта, факторам риска и др.

Принципы системного анализа - 1) процесс принятия решений должен начинаться с выявления и четкого формулирования конкретных целей; 2) необходимо рассматривать проблему как целое, как единую систему и выявлять все последствия и взаимосвязи каждого частного решения; 3) не-обходимы выявление и анализ возможных альтернативных путей достижения цели; 4) цели отдельных подсистем не должны вступать в конфликт с целями всей системы; 5) восхождение от абстрактного к конкретному; 6) единство анализа и синтеза, логического и исторического; 7) выявление в объекте разнокачественных связей и их взаимодействия.

Принятие управленческих решений - процесс анализа, прогнозирования и оценки ситуации, выбора, и согласования наилучшего альтернативного варианта достижения поставленной цели.

Проблема - понятие, характеризующее разницу между действительным и желаемым состояниями объекта. Проблема может быть стратегической и текущей; внезапной, или катастрофической, и плановой; объективной и субъективной (созданной человеком); технической, экологической, социальной, организационной, психологической, экономической и т. д. - понятие, характеризующее разницу между действительным и желаемым состояниями объекта. Проблема может быть внезапной, катастрофической, плановой, объективной, субъективной и т.п.

Прогноз - система аргументированных представлений о направлениях развития и будущем состоянии организации и ее окружения. - научное предвидение развития ситуации, состояния объекта прогнозирования на будущий период, последствий принимаемых решений.

Прогнозирование - метод планирования, в котором предсказание будущего опирается на накопленный опыт и текущие предположения относительно будущего.

Программированные решения - рутинные или повторяющиеся решения, а также такие, которые повторяются в соответствии с установленными правилами.

Процесс разработки управленческого решения - процесс, вклю-чающий следующие операции: 1) подготовка к работе; 2) выявление проблемы и формулирование целей; 3) поиск информации; 4) обработка информации; 5) выявление возможности ресурсного обеспечения; 6) ранжирование целей; 7) формулирование заданий; 8) оформление документов; 9) реализация заданий.

Психологический климат - степень удовлетворенности работника отношениями с руководством, сотрудниками своего первичного коллектива, персоналом других подразделений.

Самоменеджмент представляет собой совокупность приемов эффективного управления собственной трудовой деятельностью - планирование рабочего времени, постановки задач, определения приоритетов.

Свойства экстраверсии и интроверсии - характеристики индивидуально-психологических различий человека, которые показывают преимущественную направленность личности либо на внешний мир, либо на явления и состояния ее внутреннего мира.

Система - единство, состоящее из взаимозависимых подсистем (частей), каждая из которых привносит что-то конкретное в уникальные характеристики целого. Организации считаются открытыми системами, потому что динамично взаимодействуют с внешней средой. - это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Их взаимосвязь определяет ее структуру, устойчивость, адаптивность.

Система поддержки принятия решений - расширенная информационная система управления, способная обеспечить менеджеров средствами и данными, необходимыми для принятия решений.

Системный анализ - один из методов комплексного исследования трудно наблюдаемых свойств и отношений в объектах с помощью представления этих объектов в качестве систем и изучение свойств этих систем и взаимоотношений между целями и средствами их реализации.

Системный подход - методология исследования объектов как систем. Система состоит из двух составляющих: 1) внешнее окружение, включающее вход и выход системы, связь с внешней средой и обратную связь; 2) внутренняя структура - совокупность взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих процесс воздействия субъекта управления на объект, переработку входа в выход и достижение целей системы.

Совместимость определяется как способность членов коллектива (группы) к совместной деятельности, основанной на их оптимальном сочетании.

Социальная функция работы в коллективе – ориентирована на удовлетворенность социальных потребностей – возможность трудиться и получать доход, общаться с коллегами, участвовать в управлении, признании.

Социально-психологический характер управленческой деятельности отражает её специфику, сопряженную с проявлением воли и выполнением обязательных конкретных действий, требует подчинения собственного «эго» («Я») выполнению поставленных задач, подчинения и исполнения работы в определенном коллективе, в составе команды, напряжения личных качеств и согласования своих действий с общими целями.

Сплоченность коллектива (группы) заключается в том, чтобы превратить группу в психологическую общность.

Способности – это индивидуально-психологические особенности, которые являются субъективными условиями для успешной деятельности.

Сработанность – это согласованность в работе между участниками совместной деятельности.

Статус - характеризует оценку окружающими ее официального и неофициального положения в системе социальных отношений.

Стиль руководства - способ, методы воздействия руководителя на подчиненных.

Стили руководства комбинированные - ориентированы на сочетание различных стилей управления в соответствии с ситуацией.

Стиль руководства авторитарный ориентирован на концентрацию всей власти и ответственности в руках руководителя, управление с помощью приказов

Стиль руководства демократический предполагает делегирование полномочий с удержанием ключевых позиций у руководителя.

Стиль руководства либеральный ориентирован на предоставление возможности самоуправления в желаемом для организации направлении.

Стимулирование – это процесс использования стимулов, которые призваны обеспечить, либо повиновение человека вообще, либо целенаправленность его поведения.

Стратегическое управление в реальном масштабе времени – это способность руководства корпорации адаптировать свои стратегические планы и стратегию развития к новым рыночным условиям и соответственно быстро провести структурно - организационные изменения как в самой системе управления, так и в структуре организации.

Стресс – это состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий (стрессоров).

Темперамент – это индивидуальные особенности личности, характеризующие скорость и ритм протекания ее психических процессов, степень устойчивости чувств.

Технология управления – это комбинация методов и способов управления аппаратом управления, коллективом, компанией.

Убеждение – эффективный способ передачи своей точки зрения. Основано на власти примера и экспертной власти.

Управление временем или организация времени (англ. time management - тайм-менеджмент) - это технология организации эффективного использования времени и повышения эффективности его использования.

Управление по вертикали высшего звена – ориентировано на принятие решений, важных в целом для организации.

Управление по вертикали среднего звена позволяет координировать работы в структурных подразделениях.

Управление по вертикали низового звена - операционные руководители, осуществляющие контроль за непосредственными исполнителями.

Управленческая проблема - сложный теоретический вопрос или практическая ситуация, которые не позволяют в данных условиях получить желательный результат. Проблемы различаются по важности, масштабности, риску последствий, возможности решения. Возникают из-за неверных правил, ошибочных требований, непредвиденных обстоятельств, неправильных действий.

Управленческое решение - это выбор, который должен сделать менеджер, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью. Оно представляет собой социальный акт, подготовленный на основе вариантного анализа и принятый в установленном порядке оценки, имеющей директивное значение, содержащий постановку целей и обоснование средств их осуществления, организующий практическую деятельность субъектов и объектов управления, направленную на достижение указанных целей.

Установка – психологическая предрасположенность человека к определенному поведению, к определенной деятельности.

Целеполагание - процедура постановки и выбора целей организации в целом и ее подразделений

Фактор - частный показатель объекта или процессов, протекающих в системе, который оказывает влияние на функцию. - частный показатель объекта или процессов, протекающих в системе, оказывающий влияние на функцию.

Функция управления – это соответствующая организация управленческой деятельности, основанная на разделении и кооперации управленческого труда с использованием специальных приемов и способов.

Характер - это индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей личности, он определяет типичный для нее способ поведения в различных условиях и отношение к действительности.

Харизма - комплекс природных свойств, позволяющих человеку оказывать значительное влияние на окружающих.

Человеческий фактор – это совокупность физиологических, психологических, социально - психологических свойств и возможностей человека, проявляющихся при взаимодействии между людьми, с организацией и орудиями труда и оказывающих существенное влияние на эффективность труда.

Экономическая функция работы в коллективе – ориентирована на создание материальных и нематериальных благ, результативность деятельности

Экономический эффект - критерий принятия управленческого решения, определяемый как разность результатов реализации инновационного или инвестиционного проекта и затрат на его осуществление за нормативный срок проекта.

Эксперимент - метод сбора данных, когда исследователь пытается определить степень влияния одной совокупности условий на другую путем моделирования ситуации, все параметры и результаты которой могут быть измерены.

Экспертные методы - методы анализа и прогнозирования, заключающиеся в выработке коллективного мнения группы специалистов в данной области.

Эффективность управленческого решения - это отношение нового ресурса или прироста старого ресурса в результате процесса подготовки или реализации управленческого решения в организации к затратам на этот процесс.

 

 

Список рекомендуемой литературы и нормативных актов

 

1. Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности.- АНО ИП ЭВ, 2009.

2. Балдин К.В., Воробьев С.Н., Уткин В.Б. Управленческие решения: Учебник.- 5-е изд.-М.: Издательско-торговая копрорация «Дашков и КО», 2008.- 496 с.

3. Гайденко Т.А. Маркетинговое управление. Полный курс MB А. Принципы управленческих решений и российская практика. -М.: Изд-во Эксимо, 2006.

4. Котлер Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии: Как создать, завоевать и удержать рынок / Пер. с англ. В.А.Гольдича и А.И.Оганесовой; Науч.ред. и авт. Вступ. Ст Б.А.Соловьев.- М.: 000»Издательство АСТ», 2001.

5. Лапыгин Ю.Н. Управленческие решения: Учебное пособие. – М.: ЭКСМО, 2009. – 448 с.

6. Лифшиц А.С. Управленческие решения: Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2009. – 248 с.

7. Лукачева Л.И., Егорычев Д.Н. Управленческие решения: Учебник. ОМЕГА-Л, 2011.

8. Маленков Ю.А. Современный менеджмент. – М.: изд.Экономика, 2010.

9. Мильнер Б.З., Румянцева З.П., Смирнова В.Г., Блинникова А.В. Управления знаниями в корпорациях: Учебное пособие /Под редд-ра эконом. Наук, проф. Б.З.Мильнера. - М.:Дело, 2006.

10. Могилевский С.Д., Самойлов И.А., Корпорации в России: правовой статус и основы деятельности. / М.: Дело, 2006.

11. Наумов В. Организация предпринимательства. Учебное пособие. 1-е изд., М., 2010.

12. Просветов Г.И. Управленческие решения: задачи м решения: Учебно-практическое пособие.- М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2009. – 320 с.

13. Смирнов Э.А. Управленческие решения: Учебник для вузов.- М.:РИОР, 2009.- 326 с.

14. Соловьев Б.А. Маркетинг: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2009.

15. Справочно-правовая система КонсультантПлюс

16. Юкаева В. С. Управленческие решения: Учебное пособие/ В. С. Юкаева. - 4—е изд.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2009.- 324 с.

17. Щербатых Ю.В. Психология предпринимательства и бизнеса: Учебное пособие. – Спб.: Питер, 2008.

 

 


[1] Большая советская энциклопедия: В 30 т. - М.: "Советская энциклопедия", 1969-1978

[2] Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике, 2006 г.

[3] Д. Дэвид, Джери Дж. Большой толковый социологический словарь, 2001 г.

 

[4] Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова. 1998

[5] Онтогене́з - от греч. οντογένεση: ον — существо и γένεση — происхождение, рождение, развитие — индивидуальное развитие организма от совокуп­ность преобразований, претерпеваемых организмом от зарожде­ния до конца жизни. В экономическом смысле – от создания организации до её ликвидации.

[6] Синерги́я (греч. συνεργία, от греч. syn — вместе + ergos — действующий, действие) — суммирующий эффект взаимодействия двух или более факторов, характеризующееся тем, что их действие существенно превосходит эффект каждого отдельного компонента в виде их простой суммы

 

[7] На первых этапах эволюции управленческой мысли теория управленческих решений еще не выделилась из общего процесса управления и не осознавалась как основное содержание всех функций менеджмента. Ей предшествовали: школа «научного управления»; «классическая» (административная) школа; процессный подход (20-е гг.); школа «человеческих отношений» (30-е гг.) и «поведенческих» наук (50-е гг.).

Как самостоятельная область исследований «Разработка и принятие управленческих решений» сложилась в период 1950 - 1960 гг. благодаря работам Г. Саймона, Дж. Марча, Р. Сайерта. Это новое направление, обозначенное в американском менеджменте как «школа принятия решений», находится на стыке теории организации моделирования, экономики и социологии. Учеными была определена технология выработки решения, заключавшаяся в разделении процесса разработки решения на последовательные стадии: сбор информации, анализ, выработка критериев и вариантов решения, прогноз альтернатив, принятие решения, организация реализации решения и контроль выполнения решения.

 

[8] Одной из характерных черт исследований, относящихся к проблеме принятия решений, является их междисциплинарный характер, объединение различных областей научного знания. В разработке теории принятия решений невозможно обойтись без математики, экономики, социологии, психологии, философии и др. Учитывая сложность, комплексность, многоаспектность решаемых проблем, самого решения и его последствий, обращение к названным наукам является вполне естественным.

[9] Рабочая гипотеза - (от греч. gypothesis - основание, предположение) - это временное предположение или допущение, которым пользуются при построении гипотезы. Рабочая гипотеза выдвигается, как правило, на первых этапах исследования. Она непосредственно не ставит задачу выяснить действительные причины исследуемых явлений, а служит лишь условным допущением, позволяющим сгруппировать и систематизировать результаты наблюдений и дать согласующееся с наблюдениями описание явлений.

 

[10] John B. Miner, The Management Process (New York: Macmillan, 1973), pp. 194-195.)».

 

[11] Max Gunther, «Charisma», Joumal of Communication, vol. 29, no. 2 (1979), pp. 52-54.

[12] Curt Lewin, R Lippett, and R. K. White, «Patterns of Aggressive Behavior in Experimentally Created Soctal Climates», Journal of Social Psychology, vol. 10 (1939), pp. 271-301.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...