Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Работа преподавателя психологии с психологическим тезаурусом 11 глава




Ид, эго и суперэго находятся в постоянной борьбе за психичес­кую энергию из-за ограничения объема либидо. Сильные конфлик­ты могут привести человека к психологическим проблемам, заболе­ваниям. Для снятия напряженности этих конфликтов личность вы­рабатывает специальные защитные механизмы, которые функцио­нируют бессознательно и скрывают истинное содержание мотивов поведения (см. Психологическая защита).

Аналитическая (К. Юнг). Согласно аналитической теории лич­ность- совокупность врожденных и реализованных архетипов (см. табл. 6), а структура личности определяется как индивидуаль­ное своеобразие соотношения отдельных свойств архетипов, отде­льных блоков бессознательного и сознательного, а также экстравер-тированной или интровертированной установок личности. В струк­туре личности К. Юнг выделяет три основных блока:

1) коллективное бессознательное. В этой части сосредоточен весь культурно-исторический опыт человечества, представленный в психике человека в виде унаследованных архетипов;

2) индивидуальное бессознательное - совокупность «комплек­сов», или эмоционально заряженных мыслей и чувств, вытесненных из сознания;

3) индивидуальное сознательное - структура, служащая осно­вой самосознания и включающая те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы осознаем себя, регулируем свою сознательную деятельность.

Гуманистическая (К. Роджерс, А. Маслоу). В рамках гуманисти­ческого подхода личность - это внутренний мир человеческого «Я»

как результат самоактуализации, а структура личности - это инди­видуальное соотношение «реального Я» и «идеального Я», а также индивидуальный уровень развития потребностей и самоактуализа­ции.

Когнитивная (Дж. Келли). Согласно когнитивной теории лич­ность - это система организованных личностных конструктов, в которых перерабатывается (воспринимается и интерпретируется) личностный опыт человека. Структура личности есть индивидуаль­но своеобразная иерархия конструктов. У каждого человека имеет­ся своя собственная система личностных конструктов, которая де­лится на два уровня (блока):

1) блок «ядерных» конструктов, которыми человек пользуется наиболее часто при взаимодействии с другими людьми;

2) блок периферических конструктов - это остальные конструк­ты.

Целостность личности выражается в совместном функциониро­вании этих двух блоков.

С точки зрения целостности личность может быть двух типов: когнитивно простая и когнитивно сложная.

Поведенческая (А. Бандура). Личность в этой теории - это систе­ма социальных навыков и условных рефлексов, с одной стороны, и система внутренних факторов: самоэффективности, субъективной значимости и доступности - с другой.

Деятельностная (СЛ. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, К.А. Абуль-ханова-Славская, А.В. Брушлинский). Согласно этой теории лич­ность - это сознательный субъект, занимающий определенное поло­жение в обществе и выполняющий социально полезную обществен­ную роль. Структура личности - это сложно организованная иерар­хия отдельных свойств, блоков (направленности, способностей, ха­рактера, самоконтроля) и системных экзистенциально-бытийных целостных свойств личности.

Диспозиционная (Г. Олпорт, Г. Айзенк) - В рамках этого подхо­да личность - сложная система формально-динамических свойств (темперамента), черт и социально обусловленных свойств проприу-ма. Структура личности - организованная иерархия отдельных био­логически детерминированных свойств, входящих в определенные соотношения и образующих определенные типы темперамента и черт, а также совокупность содержательных свойств, составляющих проприум человека.

Таблица 6

Примеры архетипов, описанных К. Юнгом

Архетипы Определение Символы
Анимз Бессознательная женская сторона личности мужчины Женщина, Дева Мария, Мона Лиза
Анимус Бессознательная мужская сторона личности женщины Мужчина, Иисус Христос, Дон Жуан
Персона Социальная роль человека, проис­текающая из общественных ожи­даний и обучения в раннем воз­расте Маска
Тень Бессознательная противополож­ность того, что индивид настойчи­во утверждает в сознании Сатана, Гитлер, Хусейн
Самость Воплощение целостности и гар­монии, регулирующий центр лич­ности Мандала
Мудрец Персонификация жизненной муд­рости и зрелости Пророк
Бог Конечная реализация психической реальности, спроецированной на внешний мир Солнечное око

Либидо - общая биологическая энергия.

Ид (оно) - главная составляющая структуры личности в психо­анализе, состоящая из совокупности бессознательных (сексуальных и агрессивных) побуждений; ид функционирует в соответствии с принципом удовольствия.

Эго («Я») - совокупность преимущественно осознаваемых чело­веком познавательных и исполнительных функций психики.

Суперэго (сверх «Я») - психическая структура, содержащая соци­альные нормы, установки, моральные ценности общества.

Психологическая защита (см. ч. III).

Архетипы - наследственно передающиеся первичные идеи (идеи Бога, зла и др.). Архетипы проявляются в сновидениях, встречаются в виде символов в искусстве, литературе, архитектуре, религии и т.д.

Коллективное бессознательное- совокупность всех врожденных архетипов.

Экстраверсия - ориентация личности на объект, на внешний мир. «Я-реальное» (К. Роджерс) - совокупность мыслей, чувств и пережи­ваний «здесь и сейчас».

«Я-идеальное» (К. Роджерс) - совокупность мыслей, чувств и пе­реживаний, которые человек хотел бы иметь для реализации своего личностного потенциала.

Потребность в самоактуализации (А. Маслоу) - врожденные по­требности, определяющие рост и развитие личности.

Интроверсия - ориентация на внутренний мир, на собственные переживания.

Конструкт (англ. construct - строить) - своеобразный классифи­катор-шаблон нашего восприятия других людей и себя.

Личность когнитивно простая - личность с небольшим набором конструктов.

Личность когнитивно сложная - личность с большим количеством конструктов. Когнитивно сложная личность по сравнению с когни­тивно простой отличается тем, что имеет лучшее психическое здо­ровье, лучше справляется со стрессом, имеет более высокий уровень самооценки, более адаптивна к новым ситуациям.

Личности направленность - система устойчивых предпочтений и мотивов личности, задающая главные тенденции поведения личнос­ти.

Самоконтроль - совокупность свойств саморегуляции, связанная с осознанием личностью самой себя.

Экзистенциально-бытийные свойства личности - эти свойства свя­заны с целостным представлением личности о самой себе (самоот­ношение), о своем «Я», о смысле бытия, об ответственности, о пред­назначении в этом мире.

Диспозиция (англ. disposition - предрасположенность).

Личностичерта - предрасположенность человека вести себя сход­ным образом в разное время и в разных ситуациях.

Проприум (лат. proprium - собственно, «я сам») - сходно с поняти­ем «Я» в гуманистической психологии. Проприум включает высшие цели, смыслы, моральные установки человека.

Иерархия - порядок расположения от низшего к высшему или от высшего к низшему.

СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ

Психические свойства личности образуют неповторимое в своей индивидуальности сочетание свойств у каждого человека, которое можно рассматривать как относительное постоянство психическо­го склада личности (характер, способности, самоконтроль).

Личность характеризуется доминирующими потребностями, ин­тересами, ценностями, убеждениями, идеалами, мировоззрением, что выражается в понятии направленность личности. Психические свойства личности взаимосвязаны друг с другом и образуют опреде­ленную структуру.

Личности присущи следующие свойства:

- активность (стремление субъекта выходить за пределы себя, расширять сферу своей деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний);

- направленность (система устойчивых доминирующих моти­вов - интересов, убеждений, идеалов и т.п.);

- обладает глубинными смысловыми структурами, устойчивыми к вербальным воздействиям, которые определяют ее сознание и по­ведение;

- обладает самосознанием. Для индивида личность выступает как его «Я-образ».

Личности структура - совокупность устойчивых связей между от­дельными чертами, обеспечивающая ее целостность. В деятельнос-тном подходе наиболее популярна четырехкомпонентная структура (модель) личности. Она включает: направленность, способности, характер и самоконтроль (саморегуляцию).

Потребность - основной источник активности человека и живот­ных; внутреннее состояние нужды, выражающее их зависимость от конкретных условий существования.

Мотив - внутренняя устойчивая психологическая причина пове­дения или поступка человека, то, что побуждает человека к деятель­ности и придает его деятельности осмысленность.

Интерес - одна из форм направленности личности. Интерес эмо­ционально окрашен и связан с проявлением познавательной способ­ности.

Ценности- система отношений личности к социально-полити­ческим и нравственным нормам общества.

Убеждение- высшая форма направленности - система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.

Идеал - представление о достойном подражания, образцовом чело­веке, об особенностях его личности, поведения и отношениях с людь­ми.

Мировоззрение- система сложившихся взглядов на окружающий мир и свое место в нем.

Способности - индивидуально-психологические особенности лич­ности, обеспечивающие успех в деятельности и легкость овладения этой деятельностью. (Что может Личность).

Характер - совокупность морально-нравственных и волевых свойств человека (Что он есть).

Самоконтроль- совокупность свойств саморегуляции, связан­ная с осознанием личностью самой себя. Этот блок надстраивает­ся над всеми остальными блоками и осуществляет над ними кон­троль: усиление или ослабление деятельности, коррекцию дейс­твий и поступков, предвосхищение и планирование деятельности и т.д.

РАЗВИТИЕ

Развитие- закономерное, направленное качественное измене­ние материальных и идеальных объектов. Одновременное нали­чие этих свойств отличает развитие от других изменений. В пси­хологии развитие - это необратимые изменения в психике челове­ка (качественные и количественные, прогрессивные и регрессив­ные).

Современная наука исследует сложноорганизованные самораз­вивающиеся объекты - системы, во многих ее областях разрабаты­ваются специально научные теории развития.

Личности развитие - процесс последовательного развертывания свойств, качеств и характеристик, присущих человеку как индиви­ду и как члену общества, проявляющихся в его деятельности, обще­нии и взаимодействии с другими людьми. Развитие личности вклю­чает этапы: формирование, стабилизация, возрастные изменения, преобразование. Особую роль в развитии личности играет воспи­тание как целенаправленное и организованное воздействие субъ­екта воспитательной деятельности (социальных институтов или уполномоченных ими отдельных лиц) на объект воспитания с це­лью формирования определенного типа личности, соответствую­щего социальному заказу общества на данном историческом этапе его развития.

Данные психологии развития и психогенетики указывают на то, что генетические и средовые факторы определяют становление человека. Факторы среды (формы обучения, родители, общество) должны максимально способствовать реализации генетических воз­можностей ребенка. Однако личностью человек становится не сра­зу, а проходит два крупных этапа (А.Н. Леонтьев). Первое рождение

относится к дошкольному возрасту. На этом этапе происходят пер­вые подчинения непосредственных побуждений ребенка социаль­ным нормам (см. Эффект «горькой конфеты»). Этот этап характе­ризует первый признак личности - способность к опосредованному поведению. Второе рождение личности начинается в подростковом возрасте и выражается в появлении стремления и способности осоз­навать свои мотивы, а также проводить активную работу по их под­чинению и переподчинению. Этот этап знаменует наличие второ­го признака личности - способности к сознательному руководству собственным поведением.

Механизмы стихийного развития личности:

1) сдвиг мотива на цель (сначала ребенок выполняет требуемое действие (цель) ради общения с матерью (мотив), затем (при пра­вильном воспитании) это действие приобретает самостоятельную побудительную силу (произошел сдвиг мотива на цель);

2) идентификация (ребенок действует по образу и подобию окру­жающих его людей);

3) принятие и освоение множества ролей. Приняв роль (сын, ученик, товарищ), ребенок ведет себя в соответствии с принятой ро­лью. Все три механизма действуют совместно. Воспитание - это со­здание условий для полноценного действия этих механизмов.

Идентификация - важнейший механизм социализации, проявля­ющийся в принятии индивидом социальной роли при вхождении в группу, в осознании им групповой принадлежности, формировании социальных установок и пр.

Роль - совокупность прав и обязанностей, соответствующих по­зиции человека в обществе, в системе межличностных отноше­ний.

Эффект «горькой конфеты» - ребенок-дошкольник получает от экс­периментатора практически невыполнимое задание: не вставая со стула, достать удаленный привлекательный предмет. Эксперимен­татор оставляет ребенка и наблюдает за ним из соседней комнаты. После безуспешных попыток ребенок встает, берет предмет и воз­вращается на место. Экспериментатор хвалит его и предлагает в на­граду конфету. Ребенок отказывается от конфеты, а после повтор­ных предложений начинает плакать. Конфета оказывается для него «горькой». Это говорит о том, что ребенок уже начинает, но еще не до конца подчинять свои мотивы (взять конфету) социальным нор­мам (делать, как сказано - не вставая со стула),

НАРУШЕНИЯ

Классификации личностных нарушений остаются все еще спор­ными. В отечественной психологии выделяют:

1) нарушение структуры иерархии мотивов, что влечет за со­бой изменение деятельности: из опосредованной она превращается в импульсивную, исчезают «дальние» мотивы, некоторые становят­ся влечениями (например, при алкоголизме), доминируют в жизни больного;

2) формирование патологических потребностей и мотивов.

В этом случае меняется самосознание человека, его образ «Я», что приводит к появлению, например, синдрома дисморфобии, анорек-сии и т.п.;

3) нарушение смыслообразования. Мотив превращается только в знаемый, или происходит сужение круга явлений, которым чело­век придает смысл;

4) нарушение саморегуляции. Так, у больных с нарушением лич­ности в процессе саморегуляции дальние цели не участвуют;

5) нарушение критичности и спонтанности поведения. Нару­шение критичности проявляется в нецеленаправленных действиях, расторможенности поведения, в нецеленаправленности суждений и т.п. При этом деятельность больного лишена смысла и замещается действиями, за которыми не стоит смыслообразующий мотив.

Дисморфобия (дис + греч. morphe - форма, phobos - страх). Пред­ставление о мнимом внешнем уродстве, страх телесных изменений. Дисморфобия может носить характер навязчивых, сверхценных и бредовых идей.

Анорексия невротическая (ан(а) - отрицание + греч. orexis - же­лание есть, аппетит).Отсутствие аппетита, возникающее при невро­зах в связи с перевозбуждением коры головного мозга.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Сторонники идеографического подхода к изучению личности (Г. Олпорт и др.) утверждают, что черты личности образуют в каж­дом конкретном случае неповторимое индивидуальное сочетание, что делает невозможным сравнение людей между собой.

В противовес им сторонники номотетического подхода (Р. Кет-телл, Г. Айзенк) подчеркивали, что уникальность личности не явля­ется препятствием для ее изучения. Одной из первых наиболее рас­пространенных структурных моделей является 16-факторная модель

личности, разработанная Р. Кеттеллом, в которой исходный набор черт определяет индивидуальные особенности личности человека и может диагносцироваться опросником (16 PF). Другой широко распространенной факторной моделью личности является модель «Большая пятерка», предложенная У.Т. Норманном. Она содержит 5 факторов: 1) экстраверсия, 2) дружелюбие, 3)добросовестность, сознательность^) нейротизм, 5) культура. (Разработан «Пятифак-торный опросник» - «культура» на «открытость».)

Каждая из перечисленных моделей личности позволяет изучать индивидуальные особенности личности.

В характеристику целостной личности входят и ее типичные черты. Типологические черты личности описаны в многочислен­ных типологиях, разработанных в современной психологии (номо-тетический подход). Некоторые из них являются типологиями тем­перамента или характера (см. Темперамент, Характер), а не личнос­ти в целом. К типологиям личности можно отнести, например, цен­ностную типологию Э. Шпрангера (1928). По признаку доминиру­ющей в жизни ценности, формирующей и определяющей целиком личность человека, он выделил типы (теоретический, экономичес­кий, эстетический, общественный, политический и религиозный). Достаточно известными являются: типология личности К. Юнга, психологический портрет в разработке Д. Кейрси, социально-пси­хологические типы и др.

Метод идеографический'- метод исследования личности, ориен­тированный на описание уникальных, единичных объектов (Г. Ол-порт).

Метод номотетический - метод исследования личности, ориенти­рованный на установление обобщений (Р. Кеттелл, Г. Айзенк).

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ Экспериментальные

Для изучения уровня развития личности в отечественной психо­логии использовался эксперимент, который носит название эффект «горькой конфеты».

Диагностические

К методам диагностики личности относятся: ранжирование, Q-классификация, интервью, саморанжирование, опросники и про­ективные методики.

Ранжирование личностных характеристик выражается в присвое­нии численного балла каждому испытуемому в соответствии со шка­лой ранжирования (пятибалльной и др.).

Интервью - структурированная беседа (по заранее составленно­му плану).

Саморанжирование - оценка своих качеств самим испытуемым со­гласно предложенной шкале.

Опросники - состоят из большого числа вопросов или утвер­ждений, предполагающих ответ (согласен - не согласен), например, 16-факторный опросник Р. Кеттела, MM PI (миннесот-ский, многофакторный личностный опросник) и др.).

К проективным методикам относят: тест Роршаха, ТАТ и др.

ТЕМА 17 • ПОТРЕБНОСТИ И МОТИВЫ ЛИЧНОСТИ

ПОНЯТИЕ

Активность живых существ - основной способ существования. У животных активность заложена в инстинктах (сохранения жиз­ни, продолжения рода и пр.). Поведение человека определяется двумя факторами: побудительным и регулятивным, потребностями и мотивами. Понятия потребности и мотивы в науке неоднознач­ны.

Таблица 7

Особенности потребностей и мотивов

Потребности Мотивы
П. - нужда (недостаток, дефицит) в чем-то и нужда ликвидировать избыток чего-то вредного Мотив (лат. emovere - толкатель). Если потребность только создает состояние психической активности, то мотив на­правляет (толкает) ее в нужном направ­лении
П. - переживается как состояние внут­реннего напряжения (психической ак­тивности), раздумья, мечты и т.д., что и побуждает человека к поиску предмета потребности, но не направляет деятель­ность к ее удовлетворению М. - то, что побуждает достичь или из­бежать поставленной цели, осуществить определенную деятельность или возде­ржаться от нее М. - сопровождается положительными или отрицательными эмоциями
Потребности Мотивы
Удовлетворение потребности ведет к раз­рядке напряженности, потребность исче­зает, но может возникнуть и вновь Цель и мотив не совпадают. Цель - то, к чему стремится человек, а мотив - по­чему он стремится. Цель можно ставить перед собой, руководствуясь разными мотивами. Однако возможен сдвиг моти­ва на цель.

Потребность - основной источник активности человека и живот­ных; внутреннее состояние нужды, выражающее их зависимость от конкретных условий существования.

Мотив - внутренняя, устойчивая психологическая причина пове­дения или поступка человека, то, что побуждает человека к деятель­ности и придает его деятельности осмысленность.

Мотивация - 1) совокупность мотивов, направляющая деятель­ность и сам внутренний процесс побуждения; 2) процесс психичес­кой регуляции, влияющий на направленность деятельности и коли­чество энергии, мобилизуемой для выполнения этой деятельнос­ти.

Мотивировка - логическое объяснение причин поведения. Она может отличаться от действительных мотивов или сознательно ис­пользоваться для их маскировки.

Сдвиг мотива на цель - превращение мотива деятельности в мо­тив. Например, ребенок может сначала выполнять учебную деятель­ность ради поощрения матери, а затем, при появлении интереса и удовлетворения от нее, ради ее самой.

ФУНКЦИИ

Потребности выполняют побудительную функцию деятельнос­ти и поведения, а мотивы — направляющую.

ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ

Проблема причинности (детерминации) поведения и деятель­ности человека была предметом многих теорий личности. Поэтому в науке сосуществуют самые различные теории мотивации.

Бихевиористская (Б. Скиннер). Считает основой активности потребность, нужду организма (есть, пить, иметь нормальную тем­пературу и т.д.), вызванную отклонением физиологических парамет­ров от оптимального уровня. Поведение мотивируется последствия­ми действий и прошлым опытом. Так, если действие привело к сня-

тию потребностного напряжения, то вероятность повторения это­го действия растет, а если оно не наступает, то вероятность повторе­ния действия уменьшается.

Психоаналитическая (3. Фрейд). Основой мотивации пове­дения, по мнению 3. Фрейда, является стремление удовлетворить врожденные инстинкты (жизни и смерти) - физические потребнос­ти организма. Инстинкты обеспечивают индивида энергией, кото­рая является источником его активности. При этом если удовлетво­рение потребности по каким-либо причинам (моральные ограниче­ния, страх наказания и т. п.) невозможно, то энергия инстинкта мо­жет быть направлена в другое русло - на выполнение деятельности, не связанной с инстинктом (политику, творчество, бизнес, и т.п.). Такое направление энергии инстинкта в иное русло называют суб­лимацией.

Гуманистическая (А. Маслоу, К. Роджерс). Мотивирующая си­ла человеческого поведения по мнению гуманистической теории со­стоит в реализации им самим своих способностей и потенций.

Когнитивная (Л. Фестингер). Мотивами поведения личности по мнению представителей этого направления, является стремле­ние к соответствию между знаниями о мире и о себе, то есть к кон­сонансу. Несоответствие когниций переживается личностью как со­стояние дискомфорта, и она стремится от него избавиться, восста­новить внутреннюю когнитивную гармонию. Это стремление и есть мощный мотивирующий фактор человеческого поведения и отно­шения к миру. Разрешить диссонанс можно тремя способами: изме­нить одну из когниций, снизить ее значимость или добавить новую когницию.

Деятельностная (А.Н. Леонтьев). Согласно концепции А.Н. Ле­онтьева, мотивационная сфера человека, как и другие психологи­ческие особенности, имеет свои источники в практической деятель­ности.

Сублимация - направление энергии инстинкта на выполнение ви­дов деятельности, не связанных с прямым удовлетворением потреб­ности.

Когниция - любое знание, мнение или убеждение, касающееся среды, себя или собственного поведения.

Когнитивный (лат. cognitivo - знания) - познавательный.

Когнитивный консонанс - соответствие между когнициями.

Когнитивный диссонанс- некоторое противоречие между двумя или более когнициями. 174

КЛАССИФИКАЦИИ ВИДОВ

Потребности и мотивы человека многообразны. В науке пред­ставлены различные их классификации.

Таблица 8

Виды потребностей и мотивов

Классификации потребностей Классификация мотивов
В отечественной психологии (В.Д. Шадриков) потребности делятся по предмету потребностей: 1) материальные: а) физиологические (еда, укрытие), б) социальные (деньги, предметы обихода); 2) социальные: а) в общении, б) в самоактуализации, в) в служе­нии обществу, г) в социальном при­знании; 3) духовные: а) в признании, б) в эс­тетическом наслаждении, в) в твор­честве. Все виды потребностей взаимосвяза­ны между собой. В отечественной психологии ведущие мо­тивы объединяются в понятии направлен­ность личности, которое включает влечения, желания, стремления, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Мотивы учебной деятельности (А.К. Мар­кова): 1) познавательные (интересы), 2) социальные (занять определенное место в коллективе, быть полезным обществу), 3) роста, развития (самосовершенствова­ния и т.д.).
В зарубежной психологии (А. Маслоу) по иерархическому признаку (от низ­ших - к высшим) - пирамида потреб­ностей (рис. 38) В зарубежной психологии популярна клас­сификация социальных мотивов (Мюррей и др.). Выделяют: 1) мотивы достижений, 2) мотивы успеха, 3) мотивы власти, 4) мотивы аффилиации, 5) мотивы помощи.

Самоактуализация - в теории личности А. Маслоу - вершинный уровень психологического развития, который может быть достиг­нут, когда удовлетворены все базовые и высшие (мета) потребности и происходит «актуализация» полного потенциала личности.

Актуальный - важный, существенный для настоящего момента.

Направленность личности- совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независи­мых от наличной ситуации. Это установки, ставшие свойствами лич­ности, и проявляющиеся в таких формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убежде­ние.

Влечение- наиболее примитивная форма направленности. Это психическое состояние, выражающее недифференцированную, не­осознанную или недостаточно осознанную потребность. Влечение -переходящее явление, так как представленная в нем потребность либо угасает, либо осознается и превращается в желание.

Желание - это осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному. Эта форма направленности характеризует­ся осознанием не только своей потребности, но и возможных путей ее удовлетворения.

Стремление - это волевая форма направленности. Стремление -собирательное явление, то есть включает влечение, желание, наме­рение и т.д.

Интерес- специфическая форма проявления познавательной потребности, которая обеспечивает направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствует ориенти­ровке личности в окружающей действительности. Интерес вклю­чает эмоциональный, интеллектуальный и поведенческий компо­ненты.

Склонность - направленность индивида на определенную де­ятельность, соответствующую интересу и включающая волевой ком­понент.

Идеал- образ цели склонности индивида, образец, к которому он стремится, на который ориентируется.

Мировоззрение- система взглядов индивида на природу, обще­ство, человека и их развитие. Эта система взглядов является ценнос­тными ориентациями людей, их принципами познания и деятель­ности.

Убеждение- высшая форма направленности - система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.

Мотив достижения - устойчивое стремление в достижении ре­зультата в работе, желание сделать что-то хорошо и быстро, достичь определенного уровня в каком-либо деле. Мотив достижения вклю­чает стремление к мастерству, к соперничеству (состязательности, лидерству), к удовлетворяющей работе, к известности и т.п. Мотив достижения потом был дифференцирован на два: стремление к ус­пеху и стремление избегать неудач.

Мотив успеха - ориентация на успех в разных видах деятельнос­ти в отличие от ориентации на избегание неудач. Люди, ориенти­рованные на успех, предпочитают выбирать средние и трудные за­дачи, так как предпочитают расчетливо рисковать; а мотивирован­ные на неудачу выбирают либо легкие задачи (гарантируют успех), либо трудные (так как неудача не воспринимается как личный не­успех). Успех в деятельности зависит не только от самого мотива, но и от его силы. Так, оптимальная продуктивность деятельности наступает при среднем уровне мотивации (закон Иеркса-Додсо-на).

Мотив избегания неудачи - более или менее устойчивое стремле­ние человека избегать неудач в тех ситуациях жизни, где результаты его деятельности оцениваются другими людьми.

Мотив власти - способность лица проводить свою волю вопре­ки сопротивлению других людей. В основе мотива власти лежит по­требность чувствовать себя сильным и проявлять свое могущество в действии. Источниками власти являются: вознаграждение, принуж­дение и нормативная власть (власть знатока).

Мотив аффилиации (стремление к людям) - стремление к таким контактам с людьми, которые предполагают доверие, сотрудничес­тво, присоединение и исключение манипуляции. Мотив аффилиа­

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...