Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подбор литературы и ее изучение




КУРСОВЫЕ РАБОТЫ

Методические указания по структуре, содержанию и порядку выполнения курсовых работ

 

Составитель И.Л. Грошев,

Кандидат социологических наук, доцент

 

Тюмень

ТюмГНГУ

 

Курсовые работы: метод. указ.

 

/ сост. И.Л. Грошев; Тюменский государственный нефтегазовый университет. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2014. – 44 с.

 

Методические указания рассмотрены и рекомендованы к изданию на заседании кафедры МиМУ

«13» марта 2014 года, протокол № 8.

 

 

Аннотация

Методические указания по структуре, содержанию и порядку выполнения курсовых работ содержат темы курсовых работ, методические рекомендации по их написанию, практические советы и рекомендуемую литературу.

Даются подробные разъяснения общих требований к написанию курсовой работы, по оформлению сносок и ссылок, титульного листа, оглавления, введения, основной части, заключения списка использованных источников, приложений.

ВВЕДЕНИЕ

 

Выполнение курсовой работы– одна из важнейших форм самостоятель­ной работы студентов в вузе, предоставляющая им возможность глубоко и серьезно разобраться в отдельных актуальных социально-экономи­ческих проблемах. Вдумчивая работа способствует систематизации знаний и более успешной подготовке к экзамену по курсу.

Анализ сложных проблем в процессе выполнения курсовой работы позволит студентам приобрести навыки рабо­ты со специальной литературой, статистическими и фактическими материалами; выработать умение на основе статистических справочни­ков и сборников составлять и использовать таблицы, диаграммы, графики; на базе обобщения явлений делать теоретические и практические выводы. В ходе этой работы приобре­таются способности четко и логично излагать свои мысли, использо­вать аргументированную критику и давать сравнительную характе­ристику разных взглядов по отдельным социально-экономическим вопросам. Кроме того, студенты приобщаются к научному поиску, приобрета­ют опыт подготовки докладов и публичных выступлений, подготов­ки тезисов конференций и научных работ.

Вместе с тем необходимо понимать, что курсовая работа являются эффективной формой изучения дисциплины только тогда, когда она выполнена студентами творчески, самостоятельно, на основе глубокого изучения научной и методической литературы, обобщения и анализа разностороннего конкретного фактического и статистического материала.

При заочной форме обучения содержание курсовых работ позволяют преподавателям судить о ходе самостоятельной работы студентов в межсессионный период и о степени их подготовки к эк­заменам.

Успех выполнения курсовой работы во многом зависит от того, насколько четко студенты представляют себе, какие требования предъявляются к данной работе, каков порядок ее вы­полнения и защиты. Необходимым условием качественного выполнения студентами курсовых работ являются высокие требования преподавателей и ре­альная помощь студентам со стороны кафедры при подготовке и на­писании этих работ: проведение консультаций по методике выполнения, помощь в составлении плана и подборе литературы, статистического материала, четкое рецензирование и организация защиты, а так­же правильная оценка проделанной работы и знаний по теме.

Цель данных методических указаний– помочь студенту в правильной организации работы и качественном ее выполнении. Внима­тельное изучение методических рекомендаций поможет студенту избежать ти­пичных ошибок при организации выполнения курсовой работы, и грамотно ее оформить.

 

Выполнение курсовой работы состоит из следующих этапов:

1) ознакомление с Методическими указаниями по выполнению и

оформлению курсовой работы;

2) выбор темы из списка, предложенного кафедрой, и согласование ее с научным руководителем;

3) подбор и изучение литературы по избранной теме;

4) составление рабочего плана и графика выполнения работы;

5) сбор и обработка фактического и статистического материала;

6) корректировка рабочего плана и его согласование с научным руководителем;

7) написание разделов работы, формулирование выводов, заключений и обобщений по ее результатам;

8) техническое оформление курсовой работы в соответствии с установленными требованиями;

9) представление работы научному руководителю для проверки;

10) получение письменного отзыва научного руководителя и устранение отмеченных им недостатков;

11) получение допуска к защите курсовой работы и ее защита.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

 

Курсовая работа в обязательном порядке имеет следующую структуру: содержание, введение, основная часть, заключение, список использованных источников.

Содержание

Содержание включает наименование всех разделов и пунктов с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы, а также введение, заключение, список использованных источников с указанием номеров страниц. Первым считается титульный лист.

Введение

Во введении должна быть обоснована актуальность выбранной темы, приведены цели и задачи работы, объект и предмет исследования, сведения об объеме, количестве иллюстраций, таблиц. Объем 1-2 страницы.

Основная часть

В основной части отражаются теоретические и практические исследования, расчеты, обобщение результатов, графический материал и т.п. Курсовая работа должна содержать расширенную (по сравнению с материалами лекций и учебников) теоретическую и практическую части. Содержание теоретической части может быть расширено за счет использования дополнительной литературы, представленной статьями по данной тематике, опубликованными в периодике; научными монографиями, рефератами и другой тематической литературой. Необходимо уделить значительное внимание практической направленности курсовой работы. Практическая часть работы должна содержать анализ и соответствующие выводы и рекомендации по конкретной практической ситуации. Проведение анализа и выработка рекомендаций осуществляется путем практического приложения теоретических основ, изложенных в работе. Исследование желательно проводить на примере какого-либо реально действующего предприятия или организации. Также практическая часть работы может быть представлена теоретической разработкой какой-либо проблемы, изложенной в виде конкретной, самостоятельно разработанной модели, теории и т.п, имеющую практическую направленность.

В зависимости от характера темы, возможностей и выбора студента, теоретический и практический аспекты работы могут оформляться по-разному. Рекомендуется выделение теоретической и практической частей в самостоятельные главы. В этом случае первая глава будет иметь теоретический характер, а вторая и третья, если они предусмотрены планом, - практический. Также возможен вариант, когда материал группируется по главам в соответствии с содержанием, а уже в каждой главе выделяется теоретическая и практическая часть в виде параграфов, либо можно оформить практическую часть в виде приложений, даваемых в конце работы, после списка использованных источников. Допустима и другая структура основной части, при условии согласования с научным руководителем.

Желательно, чтобы все главы работы имели примерно равный объем.

Заключение

В заключении подводится итог всей работы: необходимо обосновать, что цель работы, которая была декларирована во введении достигнута; выявить соответствие между целью работы и полученными результатами. Заключение должно содержать краткие выводы курсовой работы, основные рекомендации, значимость работы. Объем 1-2страницы.

Основные этапы работы

Выбор темы

Первым этапом выполнения работы является выбор темы. Тема курсовой работы выбирается студентом из тематики, разработанной кафедрой по последней цифре зачетной книжки.

В некоторых случаях, с разрешения преподавателя и заведующего кафедрой, студент может выполнять курсовую работу на тему, выбранную самостоятельно. При этом нужно помнить, что тема курсовой работы должна затрагивать актуальные проблемы, иметь прикладное значение, соответствовать задачам подготовки бакалавров.

Осуществляя выбор темы курсовой работы, студент должен учесть свои индивидуальные творческие наклонности, будущие профессиональные интересы. Возможно, на выбор темы курсовой работы повлияют темы ранее выполненных рефератов, докладов, научных исследований. Кроме того, студент должен иметь в виду, что подготовленный материал может в дальнейшем использоваться при написании выпускной квалификационной работы.

Таким образом, изучив предложенные темы, студент должен остановить свой выбор на такой теме, которая:

во-первых, отвечает его личным, научным, творческим интересам;

во-вторых, является, с его точки зрения, наиболее актуальной для изучения;

в-третьих, достаточно широко представлена в литературе;

в-четвертых, может быть интересна студенту, с позиций его будущей специальности и более углубленное изучение которой, поможет в будущем при написании выпускной квалификационной работы.

Сложность этой операции заключается в том, что выбор темы – процесс не единовременный. Он требует, во-первых, определенных знаний, которые позволяют выбрать интересную и слабо разработанную тему; во-вторых, требует времени для накопления этих "предварительных" знаний. И чем раньше выбор темы будет сделан, тем больше времени для ее выполнения окажется в распоряжении студента, тем больше будет сделано для ее реализации.

Можно порекомендовать выбирать тему курсовой работы из тех разделов, которые являются наиболее сложными для понимания студента. Написание работы по таким темам поможет студенту более глубоко разобраться в трудных проблемах курса и ликвидировать пробелы в своих знаниях.

Не допускается наличие одинаковой темы у двух или более студентов из одной группы. Если студенты предполагают писать курсовую работу по совпадающим (но не одинаковым) проблемам, то в наименование темы должны быть внесены соответствующие дополнения и уточнения.

Студенты заочной формы обучения должны выбирать тему курсовой работы по окончании сессии. Это позволит заранее проконсультироваться у преподавателя, более глубоко сориентироваться в выбранной проблеме. Студенты–заочники могут увязать в своей работе теоретический материал с конкретной практикой хозяйствования своих предприятий и организаций.

Выбранная тема должна быть в обязательном порядке согласована студентами с руководителем курсовой работы и не может быть изменена студентом без соответствующего разрешения. Студенты-заочники выбирают тему только из предложенного им варианта тематики курсовых работ.

Подбор литературы и ее изучение

После того, как выбрана и согласована с научным руководителем тема курсовой работы, следует подобрать соответствующую литературу. Литература, необходимая для выполнения курсовой работы, подбирается студентами самостоятельно.

Прежде всего, студенту следует определить по программе курса, к какому разделу темы она относится, ознакомиться со списком литературы, рекомендованной по данной теме в программе, а также ознакомиться с учебными и методическими пособиями. Такой предварительный обзор литературы позволит студенту составить общее представление о выбранной теме. После этого необходимо приступить к тщательному подбору литературы по теме курсовой работы.

С этой целью студент изучает:

1) литературу, рекомендованную кафедрой в рабочей программе данного курса, в планах семинарских занятий, или непосредственно в данной теме;

2) библиографические каталоги (систематические, предметные и алфавитные), тематические библиографии в библиотеках университета и города;

3) указатели статей и материалов, опубликованных в журналах за определённый год, в последнем номере того или иного журнала;

4) фактические материалы: нормативные и правовые документы, статистические сборники и справочники, информационные бюллетени по экономическим вопросам, отчетные данные предприятий и учреждений и др.

Для этого необходимо ознакомиться с соответствующими каталогами библиотек и читальных залов.

Список литературы должен содержать не менее 25 источников. Среди них:

- учебники;

- монографии и научные статьи в периодических изданиях;

- статистические сборники и справочники;

К сбору фактического и статистического материала необходимо подойти внимательно, использовать только те данные, которые имеют прямое отношение к теме. При отборе фактических данных, необходимо учесть, что монографии, сборники научных статей, материалы научно-исследовательских конференций обладают более высокой степенью достоверности.

Для актуализации содержания курсовой работы необходимо использовать литературные источники, изданные за последние 3-5 лет. В порядке исключения по согласованию с руководителем могут использоваться ранее изданные литературные источники.

Список литературы, подобранный студентами должен быть согласован с руководите­лем курсовой работы.

Изучение периодической литературы следует начинать с работ, опубликованных в последние годы и наиболее полно раскрывающих вопросы курсовой работы, а затем уже переходить и к более ранним изданиям. Такая последовательность изучения литературы обусловлена не только реформированием всех сторон нашей жизни в последнее десятилетие, но и тем, что управленческие и экономические дисциплины – науки творческие: она постоянно развиваются и обогащаются новыми положениями, выводами и концепциями.

В списке литературы должно быть не менее двух статей в периодических изданиях за последние 2–3 года.

Информацию раскрывающую темы курсовых работ можно найти в следующих периодических изданиях:

Российские ж урналы:

Эксперт; Маркетинг и менеджмент; Вестник МГУ, Вопросы экономики; Деловая жизнь; Деловые люди; Деньги; Деньги и кредит; Маркетинг; Мировая экономика и международные отношения; Общество и экономика; Право и экономика; Предпринимательство; Российский экономический журнал; Рынок ценных бумаг; Страховое дело; США: экономика, политика, идеология; Человек и труд; Экономика и организация промышленного производства (ЭКО); Экономист; Экономические и социальные перемены; Финансы; Финансист; Экономика и жизнь.

Получить данные по интересующей теме можно также при помощи систем поиска и каталогов системы “Интернет”.

Рекомендуем список наиболее полных и популярных российских каталогов:

Ø http://www.infoart.ru/

Ø http://www.stars.ru/

Ø http://www.glasnet.ru/

Ø http://www.list.ru/

Ø http://www.weblist.ru/

Отметим адреса сайтов систем поиска, которыми стоит воспользоваться:

Ø http://yandex.ru

Ø http://rambler.ru

Ø http://libertarium.ru

Ø http://google.ru

Фактический и статистический материал можно найти и использовать из периодических изданий, монографий. Особое внимание следует обратить на статистические сборники и справочники

При чтении энциклопедий, справочников, словарей следует использовать новейшие издания, т.к. использование устаревших материалов не отражает реальной картины того или иного экономического явления или ситуации и приводит к существенному снижению качества работы. Монографии и статьи в периодических изданиях также должны соответствовать духу времени.

В процессе изучения литературных источников необходимо конспектировать те разделы монографий, статей, которые наиболее полно освещают тему курсовой работы. Целесообразно делать выписки из книг и статей. Это могут быть цитаты или тезисы изучаемого произведения. Цитируются, прежде всего, важнейшие мысли из произведений классиков. Кроме того, целесообразно цитировать и спорные положения из тех или иных работ, чтобы более предметно вести дискуссию по этим вопросам. Цитаты могут подтверждать те или иные положения работы, однако их не должно быть много. При изучении литературы можно использовать выписки, то есть близкое к тексту изложение материала. Каждая выписка, как и цитата, должна быть сопровождена ссылкой на источник с указанием соответствующей страницы. Важно научиться выписывать только те места, в которых содержится самое главное, а для этого необходимо вначале изучить все произведение.

2.3. Составление плана

После ознакомления с литературой по избранной теме и уяснения примерного содержания курсовой работы, студент составляет план работы, который обязательно согласовывается с научным руководителем.

План должен быть тщательно продуман. Всегда нужно помнить, что план – это основа и рамки курсовой работы. План определяет структуру работы, логику изложения. От правильного составления плана зависит уровень всей курсовой работы. В то же время план показывает, насколько студент осмыслил и понял тему, может ли выбрать главное, существенное, представить исследуемую проблему в полном объеме. При составлении плана студент может руководствоваться содержанием изученных первоисточников, планами семинарских занятий и лекций. Вопросы плана должны быть емкими и четко сформулированными. Не допускается мелкое дробление темы и вынесение в план второстепенных вопросов, т.к. это ведет к поверхностному изложению темы.

Таким образом, план должен вбирать в себя наиболее важные моменты темы, охватывать ее всю, но в тоже время не быть громоздким. Включать в него большое количество вопросов нецелесообразно, ибо это приведет к поверхностному изложению материала. Не рекомендуется механическое переписывание в план вопросов, которые даются в программе курса, учебниках и других литературных источниках.

Тема и план курсовой работы утверждаются руководителем, после чего никакие изменения ни в названии темы, ни в формулировке вопросов плана без согласования с преподавателем не допускаются.(Пример плана представлен в Приложении 1).

При подготовке рабочего плана следует учитывать, что возможны различные подходы к написанию курсовой работы. Если тема достаточно обширна (например, о государственном регулировании экономики, проблемах государственного долга и др.), то в рабочем плане могут быть отражены только некоторые из наиболее существенных вопросов, но они должны быть раскрыты полностью (например, последствия инфляции). Возможен и другой подход: излагаются все вопросы, раскрывающие тему, но главное внимание при этом уделяется их взаимосвязи и сравнительному анализу (например, как связаны между собой потребление, сбережения и инвестиции в модели установления макроэкономического равновесия Кейнса).

В большинстве тем предусматривается рассмотрение вопросов применительно к условиям нашего региона. Отсутствие материалов, относящихся к условиям Тюменской области, рассматривается как серьезный недостаток плана и самой курсовой работы.

Ошибки, встречающиеся при составлении плана работы:

Ø Одной из распространенных ошибок является одностороннее представление в рабочем плане и в курсовой работе выбранной темы. Или студент сосредоточивает внимание только на теории, и тогда тема рассматривается в отрыве от реальной практики, от опыта конкретных стран; или, наоборот, в рабочем плане отражаются только частные вопросы, но не формируются необходимые обобщения и выводы.

Ø Другой распространенной ошибкой является чрезмерное внимание к историческому опыту зарубежных стран. Следует учитывать, что теория постоянно обновляется, и многие из ранее существовавших и справедливых для своего времени учений утратили свою актуальность. Нужно иметь в виду, что предлагаемые темы ориентированы на раскрытие студентом современного состояния той или иной науки, и это должно найти свое отражение в рабочем плане.

Ø Логика изложений представляет собой наиболее слабое место во многих курсовых работах. Характерным недостатком является отсутствие необходимой взаимосвязи разделов между собой: материал каждого раздела изложен правильно, а переход от раздела к разделу никак не обоснован. В результате вместо цельного изложения темы получается набор разрозненных фрагментов. При подготовке рабочего плана студент должен использовать опыт составления структурно-логических схем: рабочий план можно рассматривать, как развернутую структурно-логическую схему по выбранной теме.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...