Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Результаты исследования, их анализ.

Исследовательская работа

«Современный учитель глазами учеников».

Работу выполнила:

Коротаева Анна

Школа №98, 9А класс

 

Научный руководитель:

Ширшова Анастасия

Владимировна, учитель

истории.

 

Новокузнецк, 2014год

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………. 3-4

Глава 1. Основная часть:

1.1 Современные требования к профессии учитель…………………..5-7

1.2 Современный учитель глазами учеников……………………………..8-9

Глава 2. Практическая часть

2.1Результаты исследования, их анализ…………………………………… 10-11

Заключение………………………………………………………………………………………..12

Список используемой литературы……………… …………………………………..13

Приложение……………………..……………………………………………………………….14-22

Введение

Пройдут года, столетий нити
Тонут в синей бездне звёзд,
Но слово тёплое «Учитель»
Всегда растрогает до слёз,
Всегда заставит вспомнить что-то,
Родное, близкое тебе.
В 20-м веке и в 200- м –

Учитель вечен на Земле.
Каждый из нас с особой теплотой, любовью, уважением и благодарностью вспоминает о своём первом учителе, мысленно не раз возвращается в свои школьные годы. Особенность учительской профессии в том, что к ней причастен каждый. С ним, добрым наставником и другом, проходим мы путь от детства к зрелости. Ему обязаны достижением всего лучшего – от азов грамоты до великих мировых открытий. И кем бы ни стал в жизни человек – рабочим или учёным, хлеборобом или министром – каждый хоть однажды вспоминает своих учителей, свою школу. Справедливо сказано, что писатель живёт в своих произведениях, хороший художник – в картинах, скульптор – в созданных им скульптурах, а учитель в своих учениках.

Профессия учителя всегда была востребована обществом, государством. И стало более критичным по отношению к представителям данной профессии. Во всевозможных телевизионных ток-шоу, газетных публикациях очень часто можно встретиться с негативной оценкой учительского труда.

В данном исследовании мы попытались выяснить отношение к профессии со стороны учеников нашей школы.

Целью нашего исследования стало создание «модели» (образа) современного учителя.

Задачи, которые ставились в ходе исследования:

1)Изучить литературу (Интернет – ресурсы) по данной проблеме.

2)Разработать методику исследования.

3)Провести анкетирование учащихся среднего и старшего звена. Выяснить представления учащихся о современном учителе.

4)Проанализировать полученные данные.

5)Сделать вывод о том, каким должен быть современный учитель.

Объект нашего исследования: образ современного учителя.

Предмет исследования: профессиональные и личностные качества учителя.

 

1.1 Современные требования к профессии учитель .

 

Современное образование переживает период серьезного реформирования. Прошедший 2010 год был объявлен в нашей стране Годом Учителя. Бывший президент Д.А. Медведев, выступая на педагогической ассамблее, посвященной этому событию, подчеркнул высокую степень уважения со стороны государства и общества к благородному учительскому труду. В преддверии Года Учителя Д.А. Медведев утвердил национальную образовательную инициативу «Наша новая школа». В ней отмечалось, что школа требует новых учителей. Понадобятся педагоги, глубоко владеющие психолого –педагогическими знаниями, понимающие особенности развития школьников, являющиеся также профессионалами в других областях деятельности, способные помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность современной школы.

Современные требования к педагогу освещены и в законе «Об общем среднем образовании»: «Педагогическим работником должно быть лицо с высокими моральными качествами, имеет соответствующее педагогическое образование, надлежащий уровень профессиональной подготовки, осуществляет педагогическую деятельность, обеспечивает результативность и качество своей работы, физическое и психическое состояние здоровья которого позволяет выполнять профессиональные обязанности в учебных заведениях среднего образования «.

Совокупность профессионально обусловленных требований к учителю определяется как профессиональная готовность к педагогической деятельности. В ее составе выделяют, с одной стороны, психологическую, психофизиологическую готовность, а с другой – научно-теоретическую и практическую подготовку (подготовленность) как основу профессионализма.

Профессиональные требования к учителю можно объединить в три основных взаимосвязанных комплекса:

· Общегражданские качества,

· Качества, которые определяют специфику профессии учителя,

· Специальные знания, умения и навыки по предмету (специальности).

Следует отметить, что личностные качества в педагогической деятельности неотделимы от профессиональных. К последним обычно относят те, которые приобретаются в процессе усвоения знаний, умений, способов мышления, методов деятельности. Среди них: владение предметом преподавания, методикой преподавания предмета, психологическая подготовка, широкий кругозор, педагогическое мастерство, владение технологиями педагогического труда, организаторские умения, педагогический такт, педагогическая техника, владение технологией общения и другие качества. Профессионально-значимые качества педагога обеспечивают полноценное выполнение учителем своих профессиональных функций и обязанностей.

Все основные черты личности педагога тесно взаимосвязаны, но ведущая роль принадлежит мировоззрения и направленности личности, мотивам, определяющих поведение и деятельность учителя. Это позволяет среди качеств и характеристик личности педагога признать ведущими социально-нравственную, профессионально-педагогическую и познавательную направленность.

В деятельности учителя идейная убежденность определяет все другие свойства и характеристики личности, выражающие его социально-нравственную направленность, в частности, социальные потребности, моральные и ценностные ориентации, чувство общественного долга и гражданской ответственности.

В структуре личности учителя особая роль принадлежит профессионально-педагогической направленности. Она является тем каркасом, вокруг которого компонуются основные профессионально значимые свойства личности педагога. Профессиональная направленность личности учителя включает интерес к профессии учителя, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и наклонности.

Основой педагогической направленности является интерес к профессии учителя, который находит свое выражение в положительном эмоциональном отношении к детям, их родителям, педагогической деятельности в целом в конкретных ее видов, в стремлении к овладению педагогическими знаниями и умениями.

Педагогическое призвание в отличие от педагогического интереса, который может быть и созерцательным, означает склонность, произрастающего из осознания способности к педагогическому делу. Основу педагогического призвания составляет любовь к детям. Любовь к ребенку – это, по словам В. Сухомлинского, «плоть и кровь воспитателя как силы, способной влиять на духовный мир другого человека. Педагог без любви к ребенку – это все равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета «. Речь идет о мудрой, доброй, требовательной любви, которая учит жить. Эта основополагающая качество является предпосылкой самосовершенствования, целенаправленного саморазвития, многих профессионально значимых качеств, характеризующих профессионально-педагогическую направленность учителя.

Среди таких качеств – педагогический долг и ответственность. Руководствуясь чувством педагогического долга, учитель всегда спешит оказать помощь детям и взрослым, тем, кто нуждается, в рамках своих прав и компетенции, он требователен к себе, следует своеобразном кодекса педагогической морали, профессиональной чести. Высшим проявлением педагогического долга является самоотверженность учителя. Учитель, обладающий это качество, часто работает, не считаясь со временем, иногда и даже состоянию здоровья.

Основу познавательной направленности личности педагога составляют его духовные потребности и интересы. Одним из проявлений духовных и культурных потребностей педагога есть потребность в знаниях. Одним из главных факторов познавательного интереса является любовь к предмету, который преподаешь. Лев Толстой отмечал, что если «хочешь наукой воспитать ученика, люби свою науку и знай ее, и ученики полюбят тебя, и ты воспитаешь их, но если ты сам не любишь ее, то сколько бы ты ни заставлял учить, наука не произведет воспитательного воздействия. Современный учитель должен хорошо ориентироваться в различных областях науки, которую он преподает, быть постоянно в курсе новых исследований, открытий и гипотез, видеть близкие и далекие перспективы науки.

 

 

1.2 Современный учитель глазами ученика.

В наше время образование очень важно, государство выделяет огромные средства на ремонт школ, на современное оборудование, на компьютеры, без которых не может сегодня обходиться ни одно учреждение, тем более учреждение образования. В настоящее время реализуется национальный проект «Образование». Поэтому работа учителя сейчас так важна и полезна. Реализовывать все планы государства будет молодежь, то есть будущее России. Современная молодежь, собственно, это мы, не всегда готовы приносить пользу людям, поэтому учителя и воспитывают нас, учат жизненной грамоте. Школа для нас становится вторым домом, а учителя – Вторыми «Родителями»
Каким же должен быть современный учитель? Я думаю, учитель 21 века – это начитанный, добрый и одновременно строгий человек, ведь мы не всегда ведем себя, как подобает ученикам гимназии. Учитель должен уметь объяснить ученику то, что тот не понимает, помочь ученику, у которого что-то случилось, учитель должен выслушать и посоветовать, как поступить в той или иной ситуации. Он просто должен быть Человеком, Другом. Мне уже встретился такой учитель, но я не скажу, как его зовут, это будет некорректно по отношению к другим учителям. Наверное, хороших учителей много. И если ученики – это будущее России, то учителя – это пророки, которые еще смогут изменить будущее в лучшую сторону, изменить нас. Ведь каждый из нас может стать профессором, ученым, врачом и принести пользу государству.
Учитель – это человек, который запомнится нам на всю жизнь, мы будем вспоминать о своих учителях с улыбкой и с благодарностью. Учителя нельзя заменить каким-нибудь роботом, компьютером.
В мире много непонятных вещей, часть из них мы изучаем в школе, и не всем они понятны с первого раза. Для этого существует учитель: он сам понимает на высоком уровне то, о чём говорит, и рассказывает об этом ученикам более понятными и доступными словами, стараясь делать каждый урок интересным и познавательным.

Всё-таки учитель – профессия не из лёгких: с нами, детьми, наверное, очень сложно. Подрастая, дети входят в подростковый возраст, очень тяжёлый для них, сложный и ответственный. Здесь возрастает роль учителя в целом. Бурлящие через край эмоции и амбиции, юношеский максимализм – вот далеко не полный список того, с чем учителю придётся столкнуться в процессе обучения и помочь преодолеть это подростку.


Вообще, все учителя, обучающие нас каждый день, совершают огромный подвиг – справляются с оравой, несущейся, как вихрь, сметающий всё на своём пути. Им за это памятник надо поставить! При жизни.

И всё же для меня учитель – не только преподаватель из школы. Учитель – это каждый человек, встречающийся на моём пути и преподносящий свои уроки в огромной школе, имя которой –
Ж И З Н Ь.

Понятно, что учитель – именно та ключевая фигура, которая занимает мысли ученика и играет в его жизни важную роль. Но если говорить об отношения учителя и ученика, то они, как правило, неравноценны. Учитель, поскольку он старше, зачастую может высказать ученику все, что он нем думает. У ученика такой возможности нет.

Мое исследование – как раз такая, вероятно единственная, возможность донести до учителей мнение учеников о них. Заставить их взглянуть на себя со стороны. И может быть усовершенствовать методы и стиль преподавания, пересмотреть свое отношение к учащимся.

 

 

Результаты исследования, их анализ.

Какова же «модельная» личность учителя XXI века? Какими качествами должен обладать современный учитель? Что бы это выяснить, было проведено анкетирование среди учащихся 7-9 классов нашей школы.

Ответы анкетирования:

При ответе на первый вопрос: «Какие качества должны преобладать у современного учителя?» (учащиеся выбирали не более двух ответов):

-профессиональные – 72%

- коммуникативные – 58%

- личностные – 20%

- интеллектуальные – 12%.

Отвечая на вопрос: «Каких качеств не хватает современному учителю?», учащиеся отдали предпочтение следующим ответам:

- взаимопонимание с учениками – 52%

- доброта – 45%

- терпения - 43%

- юмора – 40%

- строгости – 13%

-профессиональное знание предмета- 8%.

На вопрос: «Изменялось ли ваше отношение к учителю по мере взросления?» предпочтения разделились следующим образом:

- изменилось в лучшую сторону –51%

- изменилось в худшую сторону -23%

- не изменилось -26%.

 

Отвечая на вопрос: «На что вы обращаете внимание, когда учитель входит в класс?»

 

- на настроение – 82%

- на то во что он одет-12%

-на прическу -6%

-на макияж -0%.

Отвечая на вопрос: «Случалось ли у вас такое, что из-за учителя вы не хотели идти в школу» были получены следующие результаты:

- один раз было -52%

-такого никогда не было-25%

-постоянно происходит – 23%.

На вопрос: Есть ли в вашей жизни учитель, благодаря которому вы стали лучше?» получилось следующее:

-да -55%

-я об этом не задумывался-26%

- нет- 19%.

Отвечая на вопрос: «Какими качествами учитель не должен обладать?» были получены следующие результаты:

- деление на «любимчиков» и остальных учеников-50%

-грубость -18%

-не одним из перечисленных качеств -18%

-равнодушие к ученикам-12%.

 

 

Заключение

В результате проведенного исследования можно создать образ современного учителя глазами учеников:

-Современный учитель профессионально знает свой предмет, понятно объясняет.

-Современный учитель любит и понимает своих учеников.

- Современный учитель терпелив и владеет собой.

- Современный учитель всегда в хорошем настроении.

- Современный учитель одинаково относится ко всем ученикам.

-Современному учителю всегда приятно приходить на уроки.

-Современный учитель не позволяет вести себя грубо или равнодушно с учениками.

Но есть ответы, которые сложно оставить без внимания:

Больше 50% опрошенных учеников ответили, что у них хоть раз, но было желание не ходить в школу из – за учителя.

И главное в жизни многих учеников есть учитель, благодаря которому они стали лучше, это идеал к которому должны стремиться учителя.

Портрет современного учителя получился разносторонним. Но как бы, не менялось время, какие бы новые требования к учителю не предъявлялись, многое остается неизменным. Учитель для своих учеников, как и раньше, должен быть умным, терпеливым, понимающим…..

В нашей жизни все неповторимо,
Так ведется издавна, в веках,
Только лишь одно бесспорно, зримо:
Кто учил – живет в учениках».

 

 

Список используемой литературы:

 

1.Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогической профессии. - Минск,1999г.С.27
2.Боровиков Л.И. Как подготовить самоанализ профессиональной деятельности//Воспитаниешкольников.-2004.-№5
3. Большой энциклопедический словарь.-М.,1981.-С.1070
4. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии /Под ред. Н.Е.Щурковой. - М.: Новая школа, 1998. - С. 76-77.
5. Кузьмина Н.В. Способности, одарённость, талант учителя. - М., 1985. - С. 22
6. Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. - С. 174
7. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. М.,1974. С. 22
8. Степанов П.В., Григорьев Д.В., Кулешова И.В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе / Под ред. Н.Л.Селивановой, В.М.Лизинского. М.: 2003, с.74

 

Анкета

1Какие качества должны преобладать у современного учителя? (не более двух вариантов).

А профессиональные

Б коммуникативные

В личностные

Г интеллектуальные

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...