Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дорожные знаки: классификация, нумерация, требования к месту и способу установки, зона действия и применение в различных условиях.




Знак дорожный (далее - знак): Устройство в виде панели определенной формы с обозначениями или надписями, информирующими участников дорожного движения (далее - движения) о дорожных условиях и режимах движения, о расположении населенных пунктов и других объектов.

Знак основной: Знак, необходимость установки которого определяется дорожными условиями в соответствии с требованиями настоящего стандарта.

Знак дублирующий: Знак, установленный в том же поперечном сечении дороги, что и основной знак, служащий для повышения надежности восприятия информации участниками движения.

Знак предварительный: Знак, установленный до основного знака и предупреждающий водителей о предстоящем изменении режима движения или объекте, информация о которых содержится на основном знаке.

знак повторный: Знак, установленный за основным знаком и подтверждающий его информацию.

знак дополнительной информации (табличка): Знак, ограничивающий или уточняющий действие других знаков, совместно с которыми он применен.

Классификация: 1.Информационно-смысловое содержание: 1.1.Предупреждающие; 1.2.Приоритета; 1.3.Запрещающие; 1.4.Предписывающие; 1.5.сервиса; 1.6.Информационные; 1.7.Знаки особых предписаний; 1.8.Знаки дополнительной информации. 2.По способу освещения: 2.1.С внутренним освещением; 2.2.С внешним освещением; 2.2.1.С индивидуальным источником света; 2.2.2.Освещение светом фар (световозвращающие элементы). 3. Возможность управления: 3.1. Неуправляемые; 3.2. Управляемые (позволяют повысить гибкость регулирования); 3.2.1. Механический способ управления; 3.2.2. Светотехнический; 3.2.1.1. Щитковые; 3.2.1.2.Призменные; 3.2.1.3. Кассетные; 3.2.1.4. Дисковые; 3.2.1.5. Ленточные; 3.2.2.1. Световое табло; 3.2.2.2. Матричное табло; 3.2.2.3. С использованием световодов; 3.2.2.4. Диопроекторные; 3.2.2.5. Голографические. Независимо от конструкции знака, а т.ж. параметров ДУ, д.б. обеспечено своевременное восприятие передаваемой знаком информации. Типоразмер знака – чем сложней условия движения, тем > типоразмер (геометрический размер). Качество восприятия знака определяется: 1)Временем, в течении которого водитель видит знак. 2)Угловым размером знака. α=arctg(hзн/l0), hзн – высота щитка знака; l0 – расстояние, на котором знак опознается водителем. Чем < α, тем > время восприятия. с ростом V, q движения и числа полос, процесс восприятия знака затрудняется. В связи с этим, эмпирическая формула размера знака имеет вид: hзн=0,637*Vсрп, где αп – пороговое значение углового размера.

Основные НД, регламентирующие аспекты использования ДЗ: 1)ГОСТ Р 52289 – 2004 «ТС ОДД. Правила применения ДЗ, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств». 2)ГОСТ Р 52290 – 2004 «ТС ОДД. Знаки дорожные. Общие технические требования». Согласно этим ГОСТам каждый ДЗ обладает индивидуальным номером, состоящий из 3х цифр. 1я цифра - № группы по информационно-смысловому содержанию; 2я – порядковый № знака в группе; 3я – разновидность знака.

УСТАНОВКА И ЗОНА ДЕЙСТВИЯ ЗНАКОВ. При выборе места установки учитывают характер передаваемой информации, особенности восприятия знака водителями, q и V движения.

При определении места установки предупреждающего знака, расстояние от ДЗ до опасного участка м.б. определено по формуле: , м; где Vб – безопасная V прохождения участка, км/ч; Vср – средняя V, км/ч.

Зона действия предупреждающих знаков не оговорена в ГОСТах. Зона действия запрещающих знаков – конец населенного пункта/до перекрестка. Зона действия знаков приоритета и большинства предписывающих знаков является локальной.

Для ↑ надежности восприятия информации от ДЗ используют 2 метода. 1.Повторение знака. Повторение предупреждающих знаков необходимо, если впереди расположен опасный участок. Второй знак устанавливают не менее чем за 50м до начала участка. Вне насел. пунктов иногда используют принцип 3х знаков: 300м, 150м, 50м. 2.Дублирование знака. Используют второй знак совместно с основным в одном заданном поперечном сечении дороги. Их устанавливают на дорогах повышенной категории – в основном, или, если большое кол-во грузовых авто, то др. авто не видит знак справа. Знак ставят на разделительной полосе/над ПЧ.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕЩЕНИЮ ЗНАКОВ – для обеспечения восприятия знаков. 1.Основной знак располагают справа от ПЧ/над ПЧ, если его действие распространяется на полосу движения, либо по условиям наилучшей видимости. 2.Размещение знака должно учитывать возможность его повреждения и загрязнения лицевой поверхности ДЗ. 3.Требов. к загородным дорогам. На АД стойки знаков располагают за бровкой земляного полотна. На откосах насыпи при этом, расстояние от края обочины до ближайшего края знака 0,5-2м (для указательных: 0,5-5м). В стесненных условиях допускается установка знаков на обочинах и разделительной полосе с мин. расстоянием в 1м от ПЧ до края знака. В населенных пунктах ДЗ устанавливают в зависимости от особенностей местных условий (параметры застройки, пешех.путей, стойки светофоров, газопроводы и т.д.).

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ РАССТАНОВКИ ДЗ. При разработке схемы дислокации ДЗ выполняется последовательность: 1)Обеспечение зрительного ориентирования и информирование водителя о маршруте и расположении зон обслуживания (зная параметры инфраструктуры дороги, ставят знаки «сервиса»). 2)Выделение участков с характерными условиями движения, детальный анализ участков, оценка возможности использования различных знаков, предварительного составления схемы ДЗ. В общем случае м.б. выделены участки: -горизонтальные и вертикальные кривые (спуски, подъемы, повороты); -участки с уклонами; -прямые горизонтальные участки; -места, оживленные пешеходным движением; -участки с комплексами обслуживания. В пределах каждого участка выделяют опасные зоны: перекрестки; ж/д переезды; искусственные дорожные сооружения; места интенсивного пешеходного движения вдоль и поперек ПЧ; места, где ширина ПЧ, число полос, допустимая нагрузка больше, чем на сниженных участках; места с ограниченной видимостью; участки с односторонним движением; места, характеризующиеся частыми неблагоприятными метеоусловиями. За счет наполнения знаками каждого участка, составляется\ предварительная схема. 3)Уточнение видов знаков, размера, места расположения, а т.ж. взаимоувязка знаков на смежных участках. Не д.б. конфликтов на смежных участках.

ПРИМЕНЕНИЕ ДЗ В РАЗЛИЧНЫХ УСЛОВИЯХ ДВИЖЕНИЯ.

1. Применение знаков на перекрестках и примыканиях. В данных условиях ДЗ должны давать водителю четкую информацию о направлениях на перекрестке и об особенностях принятой схемы ОДД. Недостаток информации приводит к конфликтным ситуациям, потерям времени. При установке знаков приоритета используют критерии выбора главной дороги: -дорога с более ↑ категорией; -дорога с большей q движения; -дорога с более ↑ Vср движения; -д. с более дальним маршрутом; -направление с лучшей видимостью на перекрестке. Для обеспечения надежности схемы ОДД знаки приоритета устанавливают и на регулируемых перекрестках. Перед перекрестком устанавливают запрещающие и предупреждающие знаки, а за перекрестком – запрещающие, действие которых продолжается. На перекрестке с круговым движением и в разных условиях принципы расстановки знаков сохраняются, и особое внимание уделяется информационному обеспечению.

2. Применение ДЗ на горизонтальных кривых. Участок дороги на повороте считается опасным, еслина его протяжении расстояние видимости, ширина ПЧ или радиус кривой не соотв. рассчитанной V. Сравниваем V до опасного участка и в момент его прохождения. Если разница скоростей более 25%, то вводим ограничения. Введение ограничений скоростного режима зависит от: величины радиуса; наличия виража; состояния дорожного покрытия. Величина допустимой V по условию предупреждения заноса и опрокидывания на повороте, определяется по формуле: , км/ч, где R – радиус горизонтальной кривой; μ – коэф. поперечной силы, =0,15…0,16 (устойчивость против заноса и опрокидывания); i – величина поперечного уклона дороги на повороте.

3.Применение ДЗ на участках с уклонами. На спусках возникает опасность превышения предельно – допустимой V по условиям безопасности, а на подъемах резкое разделение ТП и увеличение числа обгонов в условиях ограниченной видимости. Главные параметры уклона – величина и длина уклона. В НД приводятся эти параметры. Указанные явления проявляются, если параметры уклона превышают критические значения:

уклон на подъеме, ‰ длина подъема, м уклон на спуске,‰ длина спуска, м
       
       
       
    90 и >  
       
80 и >      

Если фактическая величина превышает критическую, значит участок опасный, т.е. обязательно применение предупреждающих знаков; если сильно превышает, применяют методику повторения. На 2х полосной дороге рассматривают местное уширение дороги. Если нельзя расширить, ставят знак, запрещающий обгон. При наличии местного уширения, на ПЧ, непосредственно перед началом полосы устанавливают знак «начало полосы», а за 50м до ее окончания – знак «конец полосы».

КОНСТРУКЦИЯ ДЗ. 1)Знаки с внешним освещением. К ним предъявляют требования: атмосфероустойчивость; прочность; жесткость щитка знака (применяют листовую сталь; знаки индивид. проектирования м.б. различной толщины; эмаль коррозионностойкая). Лицевая сторона щитка знака должна иметь элементы световозвращения, для обеспечения надежности восприятия информации. Конус восприятия ДЗ ≈ 2°, чем он шире, тем более эффективна система восприятия.

Существуют следующие системы световозвращения: а)кубическая – отражает свет в узком конусе. ↑ цена и ↓ атмосфероустойчивость. Эта система используется на дорогах высоких категорий, как вспомогательная. б)сферическая монолитная (для улучшения концентрации света используют сферические объекты)- ↑ цена и ↓ атмосфероустойчивость. в)сферическая пленочная - ↑ эффективность, в относительно широком конусе, дешевизна, легкое проведение текущего ремонта без снятия знака → мин. стоимость эксплуатации.

2)Знаки с внутренним освещением. Корпусы ДЗ изготавливают из полимерных материалов. Передняя панель – из оргстекла, с тыльной стороны наносят символ, фон и окантовку знака. Корпус внутри окрашивают белой краской для улучшения светорассеивания. В нижней части корпуса располагают распределительную колодку. Все соединения должны обладать герметичностью.

3)Управляемые знаки. Эти знаки могут иметь следующие варианты работы: а) Сигнал, вырабатываемый датчиком приводит в действие реле, включающее механизм смены символов. б)Сигналы от датчиков передаются на центральный диспетчерский пункт. Смена символа осуществляется по команде оператора. в)Управляемые знаки являются элементами АСУД и смена символа осуществляется автоматизировано в соотв. с принятым алгоритмом управления. Виды знаков: щитковые (2 символа); призменные; пирамидальные (3 изображения); кассетные (определяется емкость знака, в кассету м.б. вложено 2-5 щитка); дисковые (2 изображения); ленточные (на ленту в корпус нанесено изображение 2-10 варианта). Светотехнический метод – с помощью источников света. а)Световое табло – набор табло, на которые нанесены знаки. В каждом табло свой источник света. б)Матричное – набор источников света (светодиоды), используют комбинацию включения светодиодов. в)С использованием световодов/газоразрядные трубки в форме символа. г)Диапректорные – проекция знака со слайда на белый экран. д)Голографическое – объемные изображения, используются в виде информации знаков на сложных развязках. Требуются мощные источники света и определенные условия. Данные виды знаков устанавливают в герметически закрытых корпусах. Лицевая сторона знака имеет смотровое окно для демонстрации знака, которое чаще всего имеет подогрев. 4)Несущие элементы знаков. В качестве несущих элементов используют стойки следующих видов: обычные стойки (знаки с малой площадью щитка); арочные (когда используют несколько информационных знаков); г-образные (позволяют использовать наиболее экономический вариант, т.е. знак располагают под ПЧ и водителю не нужно смотреть вбок). Стойка для расположения основных знаков.

 

 

26.Дорожная разметка: классификация, цвет и нумерация, влияние на водителя, применение в различных условиях.

ДР – линии, надписи на ПЧ, обозначения, которые информируют участников ДД об опасных объектах и принятой схеме движения.

ДР является составляющей частью общей схемы ОДД, поэтому при ее проектировании необходимо соблюдать строгое соответствие разметки, устанавливаемых на дороге ДЗ, светофорам и др. ТС ОДД.

ДР подразделяется на: 1)Вертикальную. 2)Горизонтальную (а)Продольная – линии расположены || осевой линии ПЧ; б)Поперечная – линии расположены перпендикулярно осевой линии ПЧ, пеш. Переходов, стоп линии; в) Разметка дополнительной информации – все, что дополняет др. виды разметок, это сужение полосы линии, маршруты движения; г) Островки – бывают направляющие для Пч и безопасности для пешеходных потоков).

ОСНОВНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ПРИМЕНЕНИЯ ДР. 1) ↑ пропускной способности дороги (10-35%). 2) Улучшение видимости ПЧ и придорожной обстановки (в темное время суток; обладает хорошим эффектом световозвращения). 3) Использование разметок влияет на эмоциональное напряжение водителя – информационная нагрузка (влияет на выбор водителем V и траектории).

Траектория – направляющие островки, наиболее эффективно с использованием термопластика. Данное влияние определяется параметрами разметки: а) Сплошная линия – введение ограничения, приводит к ↑ эмоционального напряжения. б)Пунктирная линия – доказано, что большая часть водителей подсознательно выбирают такую V движения, при кт. частота мелькания штрихов не превышает 3 Гц (1/с). Таким образом, параметры пунктирной разметки могут влиять на V ТП (отношение длин штриха и разрыва; общая длина одного штриха и 1 разрыва). При этом, обязательна организация переходных участках при изменении разметки.

ПРАВИЛА ПРИМЕНЕНИЯ ДР РЕГЛАМЕНТИРУЮТСЯ: 1. ГОСТ Р 51256 – 99 «ТС ОДД. Разметка дорожная». 2. ГОСТ Р 52289 – 2004, в соотв. с ним каждый вид разметки имеет индивидуальный номер. (1ц. - №группы; 2ц. – порядковый №разметки; 3ц. - разновидность).

РАЗРАБОТКА СХЕМЫ ДР. Исходные данные: планировочные характеристики данного участка дороги; особенности условий движения; параметры ТП и ПП; данные статистики ДТП. Методика разработки данной схемы имеет те же признаки, что характерны для такой методики применительно для ДЗ (разработка разметки общей информации; выделение участка с однородными параметрами движения; разработка разметки изолирования для каждого участка; взаимоувязка). Особое внимание уделяется разметки участков с повышенной аварийностью, д.б. обеспечена взаимоувязка разметки на примыканиях участков и не д.б. противоречий с требованиями др. ТС ОДД.

ПРИМЕНЕНИЕ ДР В РАЗЛИЧНЫХ УСЛОВИЯХ ДВИЖЕНИЯ.

1) Горизонтальная разметка.

А)разметка дорог на прямых горизонтальных участках – участки путей сообщения, где величина рассчитанной видимости продольных уклонов, радиусов горизонтальных и вертикальных кривых соотв. нормативным требованиям. При наличии разделительной полосы, разметка будет сводиться только к обозначению ее границ, полос и края ПЧ (дороги высоких категорий). При уменьшении количества полос в данном направлении обязательно применение переходной полосы с соответствующими стрелами (рис). При нанесении краевой разметки, расстояние от нее до края ПЧ д.б. в пределах 0,2м. Ее не наносят в случаях: 1.При общей ширине ПЧ 6,5м. 2.при наличии бордюра по краю ПЧ (за исключением опасных участков). На 3х полосных дорогах, кроме традиционной схемы ОДД может применяться: реверсивное движение и движение с использованием перемещающейся осевой линией (обеспечить равномерную загрузку всех дорог 10-15%). Длина обгонных участков определяется местными условиями с учетом параметров ТП («+»: существенное увеличение обеспечения БД).

Б)Разметка дорог на участках с уклонами. На 2х полосных дорогах основное назначение разметки – предотвратить выезд ТС на полосу встречного движения при ограничении видимости. Если видимость в пределах нормы, то рекомендуется разрешать обгон в сторону подъема за счет применения соответствующей двойной линией. При наличии дополнительной полосы в сторону подъема, за зоной окончания видимости она выполняет роль переходно-скоростной полосы и отделяется от основной ПЧ широкой прерывистой линией 0,2м.

В)Разметка дорог на горизонтальных кривых. В данных условиях цель разметки: четкое определение коридора движения с учетом характера местных условий. На 2х полосных дорогах при величине радиуса < 50м, даже при обеспечении видимости разделения встречных ТП на всем протяжении кривой и примыкающих к ним участков осуществляется только сплошной линией; при этом осевая линия делит ПЧ на 2 неравные части по нормам:

R, м 10-15 15-20 20-30 30-50 >50
B1 B2 1,4 1,3 1,2 1,1  

Если на кривой с радиусом >50м, расстояние видимости меняется, то для обеспечения эффективности ДД можно использовать составную осевую линию.

Г)Разметка на перекрестках (обеспечение информации об ОДД, о расположении ПП, траектории движения и т.п.). На нерегулируемых перекрестках разметка должна способствовать обеспечению благоприятного режима движения на главной дороге и предупреждать водителей о месте пропуска авто на второстеп. Дороге. При любой схеме ОДД на подходах к перекрестку разделение встречных ТП осуществляется только сплошной линией (не зависимо от кол-ва полос). На второстепенной дороге место для пропуска а\м м.б. обозначено двумя способами: 1)при достаточной боковой видимости разметкой уступи дорогу. 2)при недостаточной боковой видимости: с использованием стоп линией. Расстояние6 L=2…25м, в зависимости от сложившейся V. Очевиден момент в плане выбора разметки. В этом случае, данная разметка наносится как можно ближе к пересекаемой ПЧ для наилучшей видимости. Обозначение полос в зоне перекрестка – сплошными линиями, протяженность которых должна превышать среднюю длину очереди авто, ожидающих возможности проезда перекрестка.

Разметка дополнительной информации – накладывается на основную продольную и поперечную разметки. Переходно-скоростные полосы в зоне перекрестка м.б. обозначены: 1)Если она отделяется от ПЧ основной разделительной полосой, то ее границы – сплошными линиями, кт. в зоне маневрирования переходят в прерывистую линию шириной 0,4м. 2)В остальных случаях переходно-скоростные полосы отделяются от основной ПЧ прерывистой линией, шириной 0,2м. если на перекрестке есть элементы канализирования, то контуры островков обязательно имеют сплошные линии с соответствующей штриховкой. (рис) Для регулируемых перекрестков отличие в разметке заключается в том, что по всем направлениям наносится стоп-линия без надписи стоп. Стоп-линию располагают перед разметкой ПП, на мин. расстоянии в 1м. Минимальная ширина ПП 4м. Для перекрестка с круговым движением считается обязательным использование направляющих островков, обеспечивающих плавный вход и выход авто. Разметки перекрестков разных уровней должны обеспечить плавные и безопасные маневры, а т.ж. информировать водителей о направлениях движения и необходимости своевременного перестроения.

Д)разметка в местах остановок и стоянок. В зоне остановки общественного транспорта д.б. обеспечены безопасные режимы движения автобусов и безопасность пешеходов, => в этой зоне д.б. обустроены переходно-скоростные полосы, отделяемые от основной ПЧ либо разделит. Полосой, либо сплошной линией с нанесением на них буквы А. При отсутствии заездного кармана на остановках обязательно их обозначение желтой зигзагообразной линией. При устройстве вне уличных стоянок разметка предназначена для обозначения границ стоянки; для обозначения границ стояночных мест на стоянке; для обозначения схемы движения по стоянке. Если на УДС есть участки с ограничением стоянки, то на край ПЧ этого участка наносится желтая пунктирная линия, а если остановки – желтая сплошная линия.

2) Вертикальная разметка. На эту разметку составляется ведомость с указанием: место расположения разметки; 3 применяемой разметки; периодичность обновления разметки; дата последнего обновления разметки.

А)разметка боковых поверхностей дорожных сооружений обязательна в случаях, когда они расположены в пределах обочины, или ближе 0,5м от края ПЧ.

Б)Для нижнего края, находящегося над ПЧ, обязательно размечают, если их вертикальный габарит <5м. Разметка наносится над серединой каждой полосы, по которой осуществляется движение в сторону дорожного сооружения.

В)разметка направляющих и ограждающих устройств должна обеспечить их хорошую видимость, и подчеркивать направление дороги. Сплошные ограждения обозначаются продольными линиями, их начальные участки – поперечными линиями, на особо опасных участках применяют только поперечные линии. Направляющие столбики обозначают наклонной черной полосой на их верхней части с использованием элемента световозвращения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...