Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Когда сложилось так, а не иначе,




То, значит, время грим снимать

И пересматривать одежды»

Ю.Визбор

Исцеление подобно освобождению – от запретов и ограничений, от необходимости быть таким, как от тебя ожидают, от социальных ролей и масок. От невозможности быть собой. От «своего» (т.е. усвоенного) жизненного сценария. От психологических зависимостей и со-зависимостей (зависимостей от людей определенного типа поведения или от конкретных вещей, проявляющаяся в виде вредных привычек и пристрастий [14; 21] и передающаяся из поколения в поколение [8]).

Человек внезапно сознает и переживает всем своим существом простую истину: я могу

А) БЫТЬ

Б) РАЗНЫМ.

Один из феноменов исцеления – реориентация, т.е. осознание человеком новых возможностей и жизненных перспектив. Реориентация проявляется и как смена целей: обретение новых целей, или прежних – с новыми смыслами, более высокого порядка значимости; и как смена взглядов на понятия (с «веры другим на слово» на «уверенность в себе»); и как смена ориентации направления своего внимания: например, свобода ОТ негатива (мыслей, эмоций, отношений) сменяется свободой ДЛЯ позитива (аналогично).

Е.В. Сидоренко [16] очень красиво пишет о реориентации: «На мой взгляд, реориентацию следует понимать не столько как коренное изменение жизненного курса, сколько как раскрытие целого веера новых возможностей. Это не исправление ошибок, а обретение новых ориентиров, это внезапное расширение пространства, раздвижение психологических горизонтов, зачастую мучительное. Можно рассматривать три аспекта реориентации в тренинге.

Во-первых, это встреча с самим собой, которая, по выражению К.Г.Юнга, принадлежит к «самым неприятным». Это новое постижение себя и своего места в межличностном пространстве (выделено мной – В.Ш.), пространстве коллективного бессознательного.

Во-вторых, это развитие многомерности, стереоскопичности психологического видения, обнаружение новых направлений движения, возможностей развития, ценностей, точек зрения.

В-третьих, это преодоление стереотипов, кристаллизованных паттернов и барьеров, мешающих свободной ориентации в расширившемся многомерном психологическом пространстве». [16, с.270]. И далее: «Но реориентация требует временной потери ориентации, утраты ясности видения. В этот момент могут возникнуть тоска, тревога и боль. Взор затуманивается на некоторое время… И вдруг на плоскости мы видим объем и глубину, как на голографической гравюре, где среди бессмысленных узоров вдруг проступает в глубине что-то живое и настоящее!» [16, с.298.].

Восстановление внутреннего согласия и единства личности начинается с существа человека, соотносясь с которым все остальное займет свое надлежащее место. Нужно учиться жить, сверяясь со своим существом, учиться принимать решения в согласии со своим существом, больше доверяя своей врожденной способности осмысливать информацию (т.е. ТИМу). Верное решение можно узнать по ощущению глубинного покоя и внутреннего согласия перед лицом наличной ситуации.

Время, однако, движется все быстрей, и в процессе ускорения люди вынуждены определить свои приоритеты – ЧТО для них действительно важно. Приоритеты определяют по различным критериям, например, по степени срочности:

· Если торопишься жить, придется доплачивать за скорость. J

по степени ценности:

· Оптимизм экономически выгоднее пессимизма. J

по степени значимости – что имеет смысл «в принципе» (т.е. ТИМное), а что – в данной ситуации:

· Главная причина здоровья – любовь. J

На осуществление всего задуманного не осталось запасов времени, поэтому необходимо активно настаивать на том, что человек действительно, по-настоящему хочет. Также все труднее придерживаться старых фиксированных способов существования, которые ранее позволяли адаптироваться к событиям. Все сложнее безукоризненно «сохранять свое лицо» в стрессовых ситуациях. Люди осознают необходимость освободиться от своей «персоны» (маски, коммуникативной модели), созданной для адаптации, самоадаптации и психологической самозащиты для информационного взаимодействия с внешним миром. «Освободиться от обусловленности личной истории» (прекрасно написал об этом Пауло Коэльо в романах «Заир» и «Пятая гора» [6; 7]).

Человек «обращается к себе» в поисках своего истинного лика. Человек задается вопросом: «ЧТО нужно задействовать, чтобы стимулировать естественные механизмы своего психологического роста и помочь тем самым восстановлению гармонии личности, нарушенной в процессе стихийной социализации? ЧТО нужно, чтобы стать собой?». И ответ получается следующий: для восстановления естественной гармонии необходимо задействовать свое глубинное положительное ядро; ч тобы стать собой, нужно доверять своей интуиции. Нужно, чтобы «вера другим на слово» сменилась «уверенностью в себе».

Л.Завалкевич цитирует французского психолога А.Сальтера [2, с.107], который на основе своего клинического опыта выделил и описал шесть характеристик здоровой, уверенной в себе личности:

1. Эмоциональность речи, что соответствует открытому, спонтанному и подлинному выражению всех испытываемых чувств. Под этим Сальтер понимал, во-первых, открытость. С его точки зрения, уверенный в себе человек чувства «называет своими именами» (а не усвоенными – В.Ш.) и не заставляет партнера (партнеров) по разговору догадываться, что же именно за чувство стоит за его словами. Во-вторых, чувства уверенный в себе человек выражает спонтанно, т.е. в тот момент, когда они возникают. В-третьих, уверенный человек говорит именно о тех чувствах, которые он испытывает. Он не стремится скрыть или «смягчить» проявление своих как позитивных, так и негативных чувств.

2. Экспрессивность и конгруэнтность поведения и речи, что означает ясное проявление чувств в невербальной плоскости и соответствие между словами и невербальным поведением.

3. Умение противостоять и атаковать, проявляющееся в прямом и честном выражении собственного мнения, без оглядки на окружающих, также характерно для уверенного поведения.

4. Уверенный в себе человек не стремится спрятаться за неопределенными формулировками. Чаще, чем другие люди, уверенные в себе используют местоимение «я».

5. Им не свойственно самоуничижение и недооценка своих сил и качеств, они способны без стеснения выслушивать похвалу в свой адрес.

6. Способность к импровизации, т.е. к спонтанному выражению чувств и потребностей, также характерна для уверенных в себе людей.

Одним из наиболее часто используемых определений уверенности в себе является определение Рюдигера и Риты Ульрих, включающее основные поведенческие, эмоциональные и когнитивные характеристики уверенного в себе человека. Под уверенностью в себе они понимают способность индивидуума предъявлять требования и запросы во взаимодействии с социальным окружением и добиваться их осуществления. Кроме этого, к уверенности относится способность разрешать себе иметь запросы и требования (установки по отношению к самому себе), осмеливаться их проявлять (социальный страх и заторможенность) и обладание навыками их осуществления (социальные навыки). [2, с.107-108].

Но эти проявления – следствие глубинной уверенности в себе, в «правильном» (истинном для самого себя) понимании происходящего. «Поворотные моменты» исцеления (Флемминг Фанч, [18]) – это самостоятельность во всем, где ее удается проявлять, в восприятии и опознавании нового, в выборе интересующих тем. «Чтобы научиться чему-то новому, возможно, нужно отучиться от некоторых уже известных вещей. Иногда нужно переоценить ту информацию, которую использовал раньше, избавиться от старых привычек и шаблонов действий. В процесс обучения входит изменение своего мнения» [18, с.9]. Таким образом, человек может осуществить освобождение от психологических зависимостей и со-зависимостей, выработать умение переосмысливать события и даже придумывать общий положительный взгляд на что угодно. Это – новые точки зрения на минувшие (или будущие) события, несущие позитивный эмоциональный заряд. Это – новые жизненные позиции, которые можно применять к чему угодно. Обычно осуществляемое переосмысление ориентировано на ТИМные ценности человека и созвучно его индивидуальным ценностям. От бывшей «личности» (личины) практически ничего не остается.

Для переосмысления используется перепросмотр жизненных событий, отыскание в них иного смысла (или – добавление иного смысла, более высокого порядка). Перепросмотр (по мнению К.Сельченка [15]) – это обучение на собственных ошибках, предохраняющее повторения от подобных ошибок в будущем и тем самым экономящее время и силы в продвижениях к желанным целям. Понятое в прошлом оказывается понятым и в будущем. Пока мы в своей памяти несем груз иллюзий, заблуждений, страхов, очень сложно продвигаться в будущее. Не переработанные события ассоциируются с текущими, возбуждая те гнетущие эмоции, которые побуждают к повторению неадекватного поведения, затрудняя тем самым достижение поставленных целей.

Побуждаемое переосмыслением реконструирование ассоциативных впечатлений позволяют достигать самых различных результатов использования внутреннего опыта. Принято говорить, что прошлое постоянно обнаруживает собственные несовершенства в то и дело возникающих текущих проблемах, разрешение которых невозможно без адекватно перемены в структурах внутреннего опыта Стереотипы и предубеждения, сформированные в прошлом, обнаруживаются тогда, когда перестают успешно срабатывать, перестают обеспечивать эффективную адаптацию человека к действительности. Значит, они нуждаются в «переписывании» и «редактировании». Когда же они нужным образом трансформированы, изменяется вместе с ними вся целостная система элементов опыта, связанных с этими стереотипами и предубеждениями. И – более глобально – все воспоминания и представления, связанные с трансформированной системой (сетью, гирляндой) воспоминаний и ассоциаций.

Перепросмотр – это творческое переписывание личной истории, и рабочим материалом для перепросмотра служат факты собственной биографии. Без перепросмотра не может быть и речи об осознанной трансформации психики, а без нее все разговоры о реальном личностном росте и творческом развитии остаются всего лишь досужими словами.

· «Возможность вырваться из ловушки существует. Однако для того, чтобы удрать из тюрьмы, необходимо, прежде всего, признать, что ты именно сидишь в тюрьме. Наша эмоциональная структура, структура личности – вот наша ловушка». Вильгельм Райх.

Человек, таким образом, может изжить «травму неосуществленности» (термин французского психолога А.Роше [22; 1], которая образовалась из-за неосуществленного, заблокированного в детстве стремления к самопроявлению. Это детское стремление может встретить понимание, приятие, поощрение и помощь со стороны родителей и других значимых для ребенка лиц; но оно может также натолкнуться на преграду. Родители и значимые лица могут в той или иной степени не признавать или даже отрицать, не принимать, не любить ребенка таким, каким он есть в своем существе.

Жизненные силы роста, которыми заряжены возможности, скрытые в существе человека, переживаются как стремление к самовыражению. Особо явственно это стремление присутствует в малых детях. Они испытывают неукротимое желание проявлять себя, осуществлять свои возможности в наличной действительности, являть себя миру такими, какими они есть. Между тем дети рождаются беспомощными. Они наделены огромными потенциальными возможностями, но чтобы эти возможности воплотились в жизнь, детям нужно научиться иметь с ними дело. Чтобы проявлять себя таким, каким он есть, ребенку нужно получать признание, ему требуется, чтобы кто-то: * видел его возможности; * относился к ним серьезно; * ценил их; * говорил с ним о его возможностях (подтверждая тем самым, что он их видит, признает и относится к ним серьезно); * открыто радовался его возможностям (подтверждая тем самым, что он их ценит).

Дети пытаются удовлетворить эту жизненно важную потребность в признании с помощью значимых для них лиц, прежде всего родителей. Если ребенок не получает признания, если родители упорно не приемлют его существа в целом (или каких–либо существенных сторон его личности), из неприемлемых областей как бы уходит жизнь. Она оставляет после себя травму неосуществленности. Боль этой травмы для ребенка невыносима, и он нейтрализует ее путем подавления. С другой стороны, поскольку жизнь продолжается, ребенок в конце концов приспосабливаться к ожиданиям значимых для него лиц и развивает в себе те черты, которые получают какое–то подкрепление. Но, несмотря на то, что полученная в детстве травма может быть забыта и компенсирована социальным успехом, она оставляет болезненный рубец и боль ее запечатлевается в нервной системе человека. Таких скрытых от сознания очагов боли может быть много. [22]

Исцеление от прошлых травм способствует самовосстановлению и рециркуляции (Фрэнк Карделл [3]) жизненной энергии человека, чтобы отбросить старые и изношенные жизненные практики и освободить место новому. «Наше "Вос-Становление" – это ежедневный процесс жизни, действия и выбора. Для того, чтобы пробудиться от кошмара страданий и ограничений, необходимо время. Это не происходит за одну ночь. Является ли наше "Вос-Становление" избавлением от жизни в алкогольной или наркотической зависимости, от смертельной болезни, от других негативных привычек, которые создают нам проблемы, от старых оскорбительных отношений, или же освобождением обид на кого-то, – процесс один и тот же. Он подразумевает последовательную перестановку своих старых потребностей, надежд, приоритетов и привычек, блокировавших наше восприятие и подпитку от тех жизнеутверждающих и поддерживающих сил, которые необходимы всем нам для жизни, роста и перемен. Это движение от парализованного состояния «нет», которое препятствовало более полной жизни, к более свободному состоянию «да». С этого нового, более свободного состоянию «да» мы можем начать воссоздавать, перестраивать и реорганизовывать свою жизнь таким образом, что наши ранее бездействовавшие внутренние источники оживут. С этого момента мы лучше осознаем те шаги и процессы, которые мы можем предпринять и использовать в целях нашего "Вос-Становления". С них мы можем начать движение вперед и более прочно встать на свой продолжающийся путь». [3, с. 136].

По-прежнему актуальной для человека остается компетентность в общении.

· В спорах хоронится L истина.

Л.Завалкевич [2] считает, что «Общение – наверное, единственный товар, при обмене которым возможно максимальное взаимное обогащение обеих сторон обмена, когда, играя в одной команде, каждый может получить весь доставшийся торт из информации и эмоций». Однако теперь, вместо подражания различным образцам, человек учится управлять своими эмоциональными состояниями, вызывая их по собственному желанию.

Чтобы иметь определенные (желаемые нам самим) эмоции, мысли, поступки, нужно для этого определенным образом чувствовать, действовать, думать. И не всегда одинаково устанавливать причинно-следственные связи. Поскольку важную роль в управлении эмоциями и чувствами, в их внешнем выражении играет вторая сигнальная система, т.е. система условно-рефлекторных связей, возникающих в коре головного мозга под воздействием слова, то с помощью слова человек может осознавать и регулировать свои психические состояния, чувства и эмоции, подчинять их своим требованиям и даже влиять на чувства и деятельность других людей.

В предлагаемой таблице приведен перечень состояний – ресурсных и безресурсных.

· В многообразии – сила. J

 

ТАБЛИЦА СОСТОЯНИЙ

Ресурсные состояния (душевный комфорт) Безресурсные состояния (душевный дискомфорт)
Радость Печаль, гнев, ярость
Счастье Горе
Спокойствие, безмятежность Беспокойство, тревога
Уверенность Сомнение
Смелость Страх
Сила Бессилие
Беззаботность, легкость Озабоченность, тягость
Общность, единство Разобщенность (разделенность), одиночество
Свобода Смерть
Стабильность Крушение
Доверие Подозрительность
Благословение, благодарность Проклятие
Любовь, гармония Боль, ненависть, дисгармония
Восторг, гордость Разочарование, стыд
Вдохновение, поддержка Подавленность, угнетенность
Озарение Погашение
Искренность, честность Фальшь, обман
Расслабленность Напряжение
Открытость Замкнутость
Достоинство, значимость, ценность Унижение, обесценивание
Общение, непринужденность Изоляция, отчужденность
Благожелательность Агрессия
Страсть, увлеченность Скука
Великодушие Зависть
Довольство Раздражительность
Удовлетворение Фрустрация
Энергичность Истощение
Безмятежность Паника, смятение, отчаяние
Защищенность (наличие защиты) Беззащитность
Безопасность (отсутствие опасности) Опасение, настороженность
Надежда Безнадежность
Насыщенность (энергией) Опустошенность
Прощение Обида
Обретение Утрата
Восприимчивость Давление на других
Сочувствие, добродушие Злость
Принятие себя Самоотвержение, самоотвращение
Успех Ущербность, неполноценность
Уважение Лицемерие
Одобрение Порицание
Уверенность в себе, в других Никчемность, ничтожность
Полноценная жизнь Зависимость
Веселье Скорбь
Возрождение, восстановление Разрушение

 

Ресурсы ИСЦЕЛЕНИЯ – это чувства, переживания, эмоции. Это ресурсные состояния и умение их сформировать, создавая внешние обстоятельства для воздействия на самого себя (например, по аспектам витального кольца).

· Если ты ничего не чувствуешь, проверь, жив ли ты.?J?

А еще ресурсы ИСЦЕЛЕНИЯ – это жизненные цели.

· Чтоб я так жил… J

· Хотелось как лучше, а вышло как всегда. L

 

ИНТЕГРАЦИЯ

«Наполни смыслом каждое мгновенье,

Часов и дней неумолимый бег, –

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...