Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ногайская Орда (конец ХІV – ХV вв.): этническая, политическая, общественная организация.




Одним из крупных государственных объединений, возникших в ходе распада Золотой Орды, была Ногайская Орда. Она занимала в XIV-XV вв. часть территории Западного Казахстана. Первоначально, с конца XIV в., это объединение племен между Уралом и Волгой называлось мангытским юртом по названию одного из наиболее крупных его племен. Обособление Ногайской Орды, как полунезависимого владения, началось еще при Едыге, который был крупным деятелем в Золотой Орде, фактически державшим в своих руках власть в ней около 15 лет (1396-1411 гг.).

Окончательно Ногайская Орда обособилась к середине XV в., усилившись при сыне Едыге Нур-ад-Дине (1426-1440 гг.). Границы Ногайской Орды, как и других кочевых государств, менялись в зависимости от внешнеполитической обстановки. Ко второй половине XV в. ногаи вышли за пределы левобережья Урала и стали занимать кочевья узбеков, продвигаясь все дальше к востоку и югу. Кочевья ногаев на северо-востоке простирались уже до Сибири (земли юго-восточнее Тюмени назывались Ногайской степью), на юго-востоке они временами кочевали у Сырдарьи, берегов Аральского моря.

Этнический состав Ногайской Орды до определенного периода, завершения консолидации тюркских народностей региона, был близок к составу племен Ак-Орды и Ханства Абулхайра. В составе его были тюркские и тюркизированные монгольские племена и племенные объединения. Помимо мангытов, в Ногайскую Орду входили кыпчаки, канглы, кунграты, найманы, уйшуны, карлуки, ктай, аз (ас), алшин, тама и др. Ногайская Орда возникла как этнополитическое объединение, входившие в нее племена составили основу ногайской народности, сформировавшейся к концу XV в.

В ногайском обществе XIV-XVI вв., как и в других обществах окружающего кочевого мира, существовали раннефеодальные отношения, при этом сохранялись многие черты патриархально-родового уклада. На высшей ступени сословной лестницы находились ханы, князья, мурзы, султаны, баи; они стояли во главе орд, улусов, аулов, решали все экономические вопросы жизни соплеменников. В Ногайской Орде сложилась устойчивая улусная система политической организации власти и управления. Князь в Орде имел наследственную, военную, дипломатическую и административную власть. Орда состояла из нескольких улу­сов, каждый из которых объединял множество родоплеменных групп. Во главе улусов стояли мурзы, нередко обладавшие неограниченной властью в своих владениях, распоряжавшиеся лучшими и наиболее удобными улусными пастбищами. Улусные рядовые кочевники-скотоводы обязаны были кочевать со своими мурзами, вносить подать, являться с оружием во время военных походов. Набеги, войны с соседями приносили степной аристократии большие доходы. Орда могла выставить до 300 тыс. воинов.

В XVI в. устанавливаются торгово-экономические и политические связи Ногайской Орды с Русским государством. История Ногайской Орды теснейшим образом связана с историей соседних ханств Поволжья и Сибири, Средней Азии и Казахстана. Особенно близко связана история ногайцев с историей кочевых узбеков и казахов. Часть ногайцев, кочевавшая от Эмбы до Сырдарьи, находилась в постоянных контактах с казахами.

После присоединения Казанского и Астраханского ханств к России и в связи с междоусобицами среди ногайского правящего рода, Ногайская Орда распалась на несколько самостоятельных орд. Часть ее населения на территории Казахстана вошла в состав Младшего жуза казахов.

 

№ 45) Культура Казахстана во второй половине XIX – начале ХХ вв. Жизнь и творчество Абая Кунанбаева.

Куль­ту­ра Ка­захс­та­на на­чала ХХ в. яви­лась про­дол­же­ни­ем ду­хов­но­го нас­ле­дия ка­захс­ко­го на­рода, раз­ви­вав­ше­гося под воз­дей­стви­ем со­ци­аль­но-по­лити­чес­ких и эко­номи­чес­ких от­но­шений. Рос­сий­ская ре­волю­ция 1905–1907 гг., Пер­вая ми­ровая вой­на, подъем ос­во­боди­тель­но­го дви­жения ока­зали зна­читель­ное воз­дей­ствие на со­дер­жа­ние и ос­новные нап­равле­ния куль­ту­ры Ка­захс­та­на.

В на­чале ХХ в. кни­го­из­да­ние по­лучи­ло за­мет­ное раз­ви­тие в Се­мипа­латинс­ке, Ураль­ске, Омс­ке, Орен­бурге и не­кото­рых дру­гих го­родах. Со­дей­ствие в ор­га­низа­ции из­да­тель­ских цент­ров в Ка­захс­та­не ока­зали Се­мипа­латинс­кий и Орен­бург­ский по­дот­де­лы, Тур­кестанс­кий и За­пад­но-Си­бирс­кий от­де­лы Русс­ко­го ге­ог­ра­фичес­ко­го об­щест­ва. На­чали из­да­вать­ся кни­ги на ка­захс­ком язы­ке (арабс­ким шриф­том). Раз­но­жан­ро­вые ка­захс­кие кни­ги из­да­вались в Пе­тер­бурге, Таш­кенте, Ка­зани. Пер­вые кни­ги вы­да­ющих­ся предс­та­вите­лей на­ци­ональ­но-де­мок­ра­тичес­кой куль­ту­ры та­ких, как Ш. Ку­дай­бер­ди­ев, М. Ду­латов, С. До­нен­та­ев, А. Бай­тур­сы­нов, впер­вые бы­ли из­да­ны пос­ле ре­волю­ции 1905–1907 гг. Вы­пуск в 1909 г. сбор­ни­ка про­из­ве­дений Абая Ку­нан­ба­ева поз­на­комил об­щест­вен­ность Рос­сии с ве­лики­ми тво­рени­ями по­эта.

В на­чале ХХ в. на­род­ное об­ра­зова­ние бы­ло тес­но свя­зано с об­щест­вен­но-по­лити­чес­кой си­ту­ацией. Царс­кое пра­витель­ство пре­пятс­тво­вало обу­чению ка­захс­ких де­тей, в шко­лах они сос­тавля­ли все­го 6%. В 1906 г. был при­нят «За­кон о раз­ви­тии прос­ве­щения», по­ложив­ший на­чало отк­ры­тию сме­шан­ных русс­ко-ка­захс­ких школ. Пра­витель­ствен­ные суб­си­дии, вы­деляв­ши­еся для на­род­но­го об­ра­зова­ния в на­ци­ональ­ных ок­ра­инах, бы­ли очень скуд­ны­ми и не удов­летво­ряли са­мые ми­нималь­ные пот­ребнос­ти школ: в Тур­гай­ской об­ласти — 6,9 ко­пе­ек, в Ураль­ской — 4, в Ак­мо­линс­кой — 2,5, в Се­мипа­латинс­кой — 2, в Се­мире­ченс­кой — 1,9, в Сыр­дарьинс­кой — 1,8 ко­пе­ек на ду­шу на­селе­ния. В учеб­ных за­веде­ни­ях не хва­тало под­го­тов­ленных учи­телей и предс­та­вите­ли ко­рен­но­го бы­ли в мень­шинс­тве. Так, в од­ном из са­мых круп­ных учеб­ных за­веде­ний — Тур­кестанс­кой учи­тель­ской се­мина­рии за 1883–1904 гг. из 254 вы­пуск­ни­ков, ка­захов бы­ло толь­ко 38 че­ловек (11,4%). В Орен­бург­ской ка­захс­кой учи­тель­ской шко­ле в 1901 г. обу­чалось 28 ка­захов. Ак­ти­визи­рова­лась де­ятель­ность де­мок­ра­тичес­кой ин­телли­ген­ции ко­торая спо­собс­тво­вала расп­рос­тра­нению русс­ко­го об­ра­зова­ния.

Ка­захс­кая ли­тера­тура на­чала ХХ в. предс­тав­ле­на це­лой пле­ядой та­лант­ли­вых пи­сате­лей и по­этов Об­щест­вен­ный прог­ресс и со­путс­тву­ющие ему об­щест­вен­ное дви­жение, пре­об­ра­зова­ния в за­коно­датель­стве ока­зали вли­яние на де­ло прос­ве­щения в на­ци­ональ­ных ок­ра­инах. Во вто­рой по­лови­не XIX в. не­об­хо­димость в под­го­тов­ке пе­ревод­чи­ков для сис­те­мы уп­равле­ния, нех­ватка слу­жащих для нужд хо­зяй­ствен­ной и чи­нов­ничьей ад­ми­нист­ра­ции тре­бова­ли уве­личе­ния русс­ко-ка­захс­ких школ. Русс­ко-ка­захс­кие шко­лы, отк­ры­тые в 1861 г. в Тро­иц­ке, Орен­бурге, фор­те Ка­залинс­ка пы­тались прив­лечь на уче­бу ка­захс­кую мо­лодежь. Шко­лы в Ка­залы и Пе­ровс­ке бы­ли ре­ор­га­низо­ваны в учи­лища, где бы­ли пре­пода­вате­ли, по­лучив­шие об­ра­зова­ние в Ка­зани и Пе­тер­бурге. Сла­бо раз­ви­валось женс­кое об­ра­зова­ние. Лишь бла­года­ря ста­рани­ям Ы. Ал­тынса­рина в 1887 г. бы­ло отк­ры­то женс­кое учи­лище в Ир­ги­зе. В 1890–1896 гг. отк­ры­лись русс­ко-ка­захс­кие женс­кие учи­лища в Тур­гае, Кус­та­нае. Ка­рабу­таке, Ак­тю­бинс­ке. Пер­вы­ми про­фес­си­ональ­ны­ми учеб­ны­ми за­веде­ни­ями бы­ли Тур­кестанс­кая учи­тель­ская се­мина­рия, ос­но­ван­ная в 1879 г. и Ка­захс­кая учи­тель­ская шко­ла, отк­ры­тая в Орс­ке в 1883 г. Поз­же бы­ли отк­ры­ты учи­тель­ские се­мина­рии в Ак­тю­бинс­ке, Вер­ном, Се­мипа­латинс­ке, Ураль­ске. За весь до­ок­тябрь­ский пе­ри­од они под­го­тови­ли 300 учи­телей-ка­захов. Так­же в XIX в. бы­ли отк­ры­ты сель Во вто­рой по­лови­не XIX в. про­дол­жа­ло раз­ви­вать­ся уст­ное на­род­ное твор­чест­во. Те­мами его бы­ли ис­то­ричес­кие со­бытия, ге­ро­ичес­кие лич­ности, ро­довые от­но­шения, лю­бовь. Все­народ­ное приз­на­ние по­лучи­ли та­кие акы­ны как Шо­же, Шор­танбай, Су­юн­бай, Жам­был, Са­ра и дру­гие.

На­ряду с раз­ви­ти­ем уст­но­го на­род­но­го твор­чест­ва раз­ви­валась и пись­мен­ная ка­захс­кая ли­тера­тура. Вы­да­ющим­ся ее предс­та­вите­лем был Абай Ку­нан­ба­ев (1845–1904). Абай ро­дил­ся в Чин­гизс­ких го­рах Се­мипа­латинс­кой об­ласти в семье стар­ши­ны ро­да То­бык­ты. Пер­во­началь­ное об­ра­зова­ние по­лучил до­ма, а за­тем в мед­ре­се. Он был зна­током обы­ча­ев, тра­диций ка­захс­ко­го на­рода. Абай со­еди­нил в се­бе уст­ное на­род­ное твор­чест­во, вос­точную по­эзию и русс­кую, ев­ро­пей­скую клас­си­чес­кую ли­тера­туру. В 1886 г. он на­писал сти­хот­во­рение «Ле­то» и пос­ле­ду­ющие го­ды жиз­ни его прош­ли в по­эти­чес­ком твор­чест­ве. В бо­гатом ли­тера­тур­ном нас­ле­дии Абая зна­читель­ное мес­то за­нима­ют пе­рево­ды. Он пе­ревел на ка­захс­кий язык про­из­ве­дения М. Лер­монто­ва, А. Пуш­ки­на. Абая на­зыва­ют «ли­цом ка­захс­ко­го на­рода». Он об­ла­дал не толь­ко по­эти­чес­ким, но и глу­боким фи­лософс­ким мыш­ле­ни­ем. На­ибо­лее пол­но его фи­лософс­кие взгля­ды от­ра­жены в про­за­ичес­ком про­из­ве­дении «Гак­лия», где в ви­де афо­риз­мов, притч, фи­лософс­ких ми­ни­атюр предс­тав­ле­на квин­тэссен­ция проб­лем и дос­ти­жений ка­захс­ко­го на­рода.

В расс­мат­ри­ва­емый пе­ри­од в Ка­захс­та­не из­да­вались га­зеты «Ак­мо­линс­кие об­ласт­ные ве­домос­ти», «Кир­гизс­кая га­зета», «Орен­бург­ский лис­ток» и дру­гие. 28 ап­ре­ля 1870 г. вы­шел в свет пер­вый но­мер га­зеты «Тур­кестан уала­яты» на ка­захс­ком и уз­бекс­ком язы­ках.

Раз­ви­валось му­зыкаль­ное ис­кусс­тво. Все­об­щее приз­на­ние по­лучи­ли на­род­ные ком­по­зито­ры: Кур­манга­зы Са­гыр­ба­ев, Да­улет­ке­рей Ши­га­ев, Тат­тимбет Ка­зан­га­пов, Ых­лас Ду­кенов, Бир­жан-сал Ко­жагу­лов, Жа­яу Му­са Бай­жа­нов.

По­яви­лось мно­го про­из­ве­дений вы­да­ющих­ся ху­дож­ни­ков о Ка­захс­та­не, его при­роде, жи­телях. Это ри­сун­ки и кар­ти­ны Т. Г. Шев­ченко, в 1847–1857 го­дах от­бы­вав­ше­го здесь ссыл­ку: «Ка­зах на ло­шади», «Ка­захс­кие де­ти — бай­гу­ши», «Ка­захс­кое стой­би­ще на Кос-Ара­ле» и дру­гие. Осо­бое мес­то за­нима­ют кар­ти­ны В. В. Ве­реща­гина, ко­торый в кон­це 60-х — на­чале 70-х гг. XIX в. по­сетил Тур­кестан и на­писал свою зна­мени­тую Тур­кестанс­кую се­рию «В го­рах Ала­тау», «Ме­четь Хаз­ре­та Яса­ви» и дру­гие.

Раз­ви­валось де­кора­тив­ное оформ­ле­ние до­маш­не­го уб­ранс­тва, ук­ра­шение жи­лищ, до­маш­ней ут­ва­ри, одеж­ды, дру­гих из­де­лий из шкур, ко­жи, вой­ло­ка, ме­тал­ла, де­рева, кам­ня, прев­ра­щая их в про­из­ве­дения ис­кусс­тва.

Та­ким об­ра­зом, со­ци­аль­но-эко­номи­чес­кое и куль­тур­ное раз­ви­тие Ка­захс­та­на во вто­рой по­лови­не XIX в. во мно­гом бы­ло обус­ловле­но окон­ча­тель­ным прев­ра­щени­ем края в ко­лонию Рос­сий­ской им­пе­рии.

­ско­хозяй­ствен­ная и фель­дшерс­кая шко­лы, но не бы­ло ни од­но­го выс­ше­го учеб­но­го за­веде­ния.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...