Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Концепция национальной безопасности Российской Федерации.




Концепция национальной безопасности Российской Федерации разработана комитетом по безопасности Государственной Думы РФ, утверждена Указом Президента РФ от 10 января 2000 года.

Концепция национальной безопасности РФ – система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В документе сформулированы важнейшие направления государственной политики России.

Под национальной безопасностью России понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в государстве.

Документ включает IV раздела:

I – Россия в мировом сообществе;

II – Национальные интересы России;

III – Угрозы национальной безопасности Российской Федерации;

IV – Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.

В I разделе – Россия в мировом сообществе – отмечается, что после окончания эры биполярной конфронтации возобладали две взаимоисключающие тенденции: первая – к многополярности мира; вторая – к доминированию США в мировом сообществе, рассчитанная на односторонние, прежде всего, военно-силовые решения ключевых проблем мировой политики в обход норм международного права. Подчеркивается, что Россия будет способствовать формированию идеологии становления многополярного мира.

В настоящее время объективно сохраняется общность интересов России и других государств по проблемам международной безопасности, включая противодействие распространению оружия массового уничтожения, содействие предотвращению и урегулированию региональных конфликтов, объединение усилий в борьбе с международным терроризмом и наркобизнесом, решении острых экологических проблем.

В разделе II Концепции дано определение национальных интересов России как совокупности сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, информационной, военной, пограничной, экологической сферах. Национальные интересы России носят долгосрочный характер и определяют стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики.

В разделе III – Угрозы национальной безопасности Российской Федерации – особое внимание уделено основным угрозам в международной сфере.

К ним относятся:

· стремление некоторых государств и международных союзов принизить роль существующих механизмов обеспечения международной безопасности – ООН и ОБСЕ;

· усиление военно-политических союзов(расширение НАТО на восток);

· возможность появления в непосредственной близости от границ России иностранных военных баз и воинских контингентов;

· распространение оружия массового уничтожения;

· ослабление интеграционных процессов в Содружестве Независимых Государств;

· возникновение и расширение конфликтов вблизи государственных границ СНГ;

· притязания на территорию РФ;

· попытки других государств помешать реализации национальных интересов России и ослабить ее позиции в Европе, на Ближнем Востоке, в Закавказье, Центральной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе;

· возрастающую угрозу национальной безопасности России представляет международный терроризм;

· серьезную опасность представляет стремление ряда стран вытеснить Россию с внешнего и внутреннего информационного рынка, разработка некоторыми государствами концепции информационных войн.

В разделе IV – Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации – определен внешнеполитический аспект. Особое значение придается:

· упрочению ключевых механизмов многостороннего управления мировыми политическими и экономическими процессами в первую очередь через структуры ООН;

· обеспечению благоприятных условий для социально-экономического развития страны;

· полноправному участию России в глобальных и региональных экономических и политических структурах;

· содействию по урегулированию конфликтов;

· достижению прогресса в переговорах о контроле над ядерным вооружением, укреплению стабильности в мире на основе выполнения государствами международных обязательств.

Важная внешнеполитическая функция каждого государства – обеспечение собственной безопасности. Когда множество государств мира стремится к достижению одной цели – возникает «дилемма безопасности». Ее смысл в том, что увеличение безопасности одного государства уменьшает безопасность другого. Противоречивыми оказываются на практике и принципы межгосударственных отношений. Принцип равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой (восьмой принцип Хельсинки) может вступать в противоречие с принципом территориальной целостности государств (четвертый принцип Хельсинки) и принципом нерушимости границ (третий принцип Хельсинки). Разрешение противоречия иногда заканчивается распадом государств.

Геополитический дуализм.

Термин «геополитика» ввел в научный оборот шведский профессор Рудольф Челлен (1864-1922 гг.). По его определению геополитика – наука о государстве как географическом организме, воплощенном в пространстве.

В разные периоды истории отдельные государства выступают центрами влияния в международных отношениях (Германия, США, СССР). Современные ученые определяют геополитику как науку о власти, которая дает рекомендации при принятии решений о заключении межгосударственных союзов, начале войн, проведении реформ и структурной перестройки общества, применении экономических и политических санкций.

Главный закон геополитики утверждает дуализм (двойственность), отраженный в исторической типологии цивилизаций. Дуализм выражается в противопоставлении «сухопутного могущества» (теллурократии) и «морского могущества» (талассократии). В античную эпоху противоречие выражалось в конкуренции торговой цивилизации (Карфаген, Афины) и военно-авторитарной (Рим, Спарта), между «демократией» и «идеократией».

«Сухопутное могущество» связано с фиксированным пространством и устойчивостью его характеристик.

· оседлость, консерватизм (неприятие ценностей, медленная адаптация к новым условиям);

· строгие юридические нормативы, которым подчиняются народы и государства;

· твердость этики – устойчивость социальных традиций;

· коллективизм;

· иерархичность.

В экономике государств цивилизации суши преобладает административная модель развития; политическая система является тоталитарной или авторитарной.

Цивилизации моря характерны такие черты, как:

· динамичность;

· склонность к торговле и предпринимательству;

· индивидуализм;

· подвижность этических и юридических норм.

В основе экономического развития государств морской цивилизации -–свободные рыночные отношения; тип политической системы – демократический.

Зона влияния «сухопутного могущества» отождествляется с внутриконтинентальной территорией Северо-восточной Евразии. «Морское могущество» распространяется на береговые зоны евразийского материка, средиземноморский ареал, Атлантический океан и моря, омывающие Евразию с Юга и Запада. Центром влияния талассократии стал англо-саксонский мир, а с середины XX века – США. В годы холодной войны (1946-1990 гг.) геополитический дуализм принял четко выраженные идеологические и политические формы. Противостояли друг другу две глобальные цивилизации с соответствовавшими им идеологиями – марксизмом и либерализмом, и политическими системами – социализмом и капитализмом. Эта борьба привела к разделу всей планеты на зоны влияния талассократии (США, НАТО, Запад) и теллурократии (СССР, ОВД, Восток).

До окончания холодной войны Восток и Запад имели целью пространственную и силовую экспансию.

В геополитике закономерна борьба талассократии и теллурократии за сферы влияния, но результат этой борьбы не предопределен. Поэтому ученые допускают несколько вариантов мирового развития. Остановимся на основных:

IV. Победа морского могущества полностью отменяет цивилизацию Суши. На планете устанавливается однородный либерально-демократический порядок. Такой исход развития может быть завершением однонаправленного течения геополитического процесса – от полного господства Суши (традиционный мир, Восток) к полному господству Моря (современный мир, Запад

V. Поражение цивилизации Суши оказывается временным. Континентальная Евразия возвращается к своей исторической (геополитической) миссии в новых условиях. На глобальном уровне восстанавливается биполярность (двухполюсность), поддерживается баланс сил между «могуществом суши» и «могуществом моря», Востоком и Западом.

VI. Побеждает цивилизация Суши (Восток) и переносит свою модель общественно-политического устройства на всю планету.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...