Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Российско-американские отношения 1990-2014гг: периодизация и приоритеты.




На формирование российско-американских отношений в начале 21-го века оказали огромное влияние такие факторы, как распад СССР и биполярной системы МО, переход России к строительству политической демократии и рыночной экономики, а также:

1. Прекращение идеологического конфликта и, следовательно, длительного противостояния Россия-США;

2. Завершение разностороннего советско-американского соперничества в региональных конфликтах и по всей планете;

3. Возникновение асимметрии между РФ и США –о громный отрыв Америки от России по основным параметрам мощи, за исключением ядерной сферы.

4. Резкое отличие положения двух государств в новой системе МО, которая стала формироваться после дезинтеграции биполярного мира.

Первый этап (1991–1993 гг.) Готовность России и США к сотрудничеству, а также их взаимные завышенные и неадекватные ожидания. Пытались преобразовать советско-американское соперничество в партнерство. В начале 1990-х гг. президент Б. Ельцин и тогдашний министр иностранных дел А. Козырев сформулировали политическую программу России, основополагающим принципом которой должно было стать стратегическое партнерство между Россией и США.

Соединенные Штаты охотно откликнулись на предложение России о стратегическом партнерстве. Об этом свидетельствуют российско-американские документы, заключенные в то время: – Кэмп-дэвидская декларация президентов России и США, подписанная в феврале 1992г – Хартия российско-американского партнерства и дружбы, заключенная в июне 1992 г. в ходе Вашингтонского саммита.

Второй этап (1994–1997 гг.) российско-американских отношений стал временем крушения иллюзий и растущих взаимных разочарований сторон вплоть до заявлений о “холодном мире”. Разногласия по поводу расширения НАТО на Восток на фоне попыток России вести более независимую внешнюю политику. Польша, Чехия и Венгрия в 1997 были приняты в Североатлантический блок. Стало очевидным, что США не считаются с мнением России и равноправные отношения двух стран не сложились. Идея стратегического партнерства потерпела полное поражение.

Помимо проблемы расширения НАТО, с середины 90‑х гг. растет список международных вопросов, где две державы явно придерживаются противоположных позиций. Это вопросы российского ядерно-энергетического и военно-технического сотрудничества с Китаем, Индией и Ираном, проблемы взаимоотношений России с новыми независимыми государствами и странами СНГ, политика США в Югославии и т.д.

Третий этап (1998–2001 гг.) Дальнейшее усиление разногласий России и США, сопровождался периодическими всплесками антизападных и антиамериканских настроений в России. В свою очередь, общественное мнение в США все в меньшей степени стало воспринимать Россию в качестве дружественного государства. Взаимоотношения России и США особенно ухудшили два события 1999–2000 гг. – силовая акция НАТО в Югославии и действия России в Чечне. Эти события стали иллюстрацией кризиса непонимания между Россией и США.

Новый четвертый этап (2001–... гг.) После терактов 11 сентября 2001 г. позиция России, незамедлительно выразившей свою поддержку Америке, была по достоинству оценена Белым домом. С этого времени началось заметное потепление отношений.

Уже осенью 2001 г. Россия стала активным участником международной анитеррористической коалиции и оказала помощь США в проведении военной операции в Афганистане. Договор о сокращении стратегических потенциалов положил конец дисбалансу во взаимоотношениях России и США; Россия признала выход США из договора о ПРО; РФ не предпринимала мер против продвижения НАТО на Восток.

На стыке 2004 – 2005 гг. произошел крутой перелом: Запад и его лидер – Соединенные Штаты, стали восприниматься российской элитой и обществом как сила, стремящаяся «выдавить» Россию с прилегающих в ней территорий и использовать их, в перспективе, как плацдарм для изменения политического строя РФ. Апофеозом российско-американского противостояния стала война в Грузии 2008 г.

Период "Перезагрузки" с 2009 по 2011 годы. Россия и США заключили Договор СНВ-3 и начали сотрудничать в сфере мирного применения атомной энергии. Было расширено сотрудничество по Афганистану. США приостановили расширение НАТО на постсоветском пространстве. Москва стала взаимодействовать со Штатами по вопросам иранской ядерной программы, а Вашингтон снизил уровень американского вмешательства во внутриполитические дела в странах СНГ. Но в середине 2010 года в политике "Перезагрузки" начались проблемы. Возникли разногласия по трактовке Договора СНВ-3.

В декабре 2012 года в США был принят "акт Магнитского", вводящий санкции в отношении лиц, ответственных, по мнению Вашингтона, за нарушения прав человека. Закон назван по имени умершего в тюрьме аудитора Сергея Магнитского. В апреле Минфин США опубликовал "список Магнитского" из 18 человек, против которых действуют визовые и экономические санкции и которых Вашингтон обвиняет в причастности к гибели Магнитского. В ответ Москва обнародовала свой список из 18 граждан США, которым запрещен въезд в РФ. Российский список включает имена причастных, по мнению властей, к легализации и применению пыток в спецтюрьме в Гуантанамо, а также к нарушениям прав и свобод российских граждан за рубежом. С января 2013 года вступил в силу уже российский "Закон Димы Яковлева". Он ввел запрет на усыновление американцами детей из РФ. Документ получил имя российского мальчика Димы Яковлева, который погиб в июле 2008 года в городе Херндон под Вашингтоном после того, как приемный отец на целый день оставил ребенка в закрытой машине. Суд впоследствии приемного отца оправдал.

Широкую огласку в мировых СМИ получила история Сноудена, американского программиста и экс-сотрудника ЦРУ. В июне 2013 года Сноуден передал газетам Washington Post и Guardian ряд секретных материалов о программах слежки спецслужб США и Великобритании в интернете. После их передачи Сноуден вылетел в Гонконг, а затем в Москву, где получил временное убежище в России сроком на один год, что тоже стало причиной напряженности в отношениях.

Украина

 

 


 

 

Эволюция места и роли НАТО в европейской подсистеме в 1991-2014 гг.

Организация Североатлантического Договора (НАТО) – военно-политический блок, большинство стран Европы, США и Канада (28 стран-членов). Основан 4 апреля 1949 года в США.

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ

Всего концепций – 7, последние 3 – 1991, 1999, 2010. Актуальная: СК2010 (принята в Лиссабоне в декабре 2010) – задачи и цели на след 10 лет. Во многом повторяет СК-99.

Фундаментальные задачи НАТО:

- Коллективная оборона: главная задача – гарантировать свободу и безопасность всем ее членам политическими и военными средствами. В соответствии со Статьей 5 Вашингтонского договора, страны-члены НАТО будут всегда оказывать помощь друг другу в случае нападения. Безопасность членов НАТО неделима.

- Кризисное регулирование: предотвращение кризисов, регулирование конфликтов стабилизация постконфликтных ситуаций (в т.ч. исходя из опыта Югославии, Афганистана), которые могут потенциально затрагивать безопасность НАТО.

- Безопасность на основе сотрудничества: укрепление международной безопасности посредством партнерства и сотрудничества с соответствующими странами и другими международными организациями (ООН, ЕС, стремление к «стратегическому партнерству с Россией», развитию отношений со странами Средиземноморья и Персидского залива). Готовность развивать политический диалог. Заявление: Альянс не считает ни одну страну своим противником.

Задачи и черты Стратегической Концепции - 2010:

- Борьба с новыми угрозами + контроль над вооружениями, разоружение и нераспространение: описываются современные условия безопасности, перечисляются современные угрозы: распространение баллистических ракет и ядерного оружия, средств доставки, терроризм, экстремизм, кибератаки и фундаментальные экологические проблемы. Необходимо создание условий для освобождения мира от ЯО. Однако пока оно есть, НАТО будет оставаться ядерным альянсом.

- Политика открытых дверей: НАТО сохраняет двери открытыми для всех европейских демократий, разделяющих принципы НАТО и готовых выполнять обязательства.

- Продолжение реформирования структуры НАТО с целью создания более эффективного, действенного и гибкого альянса.

- Сотрудничество РФ-НАТО имеет стратегическую важность для создания общего пространства мира, стабильности и безопасности. НАТО не представляет собой угрозы для России (ВПЕРВЫЕ ОФИЦИАЛЬНО ЗАЯВЛЕНО).

- Стремление улучшать консультации и сотрудничество, основанные на взаимном доверии, транспарентности и предсказуемости, с РФ в след сферах: ПРО, борьба с терроризмом, наркотрафиком, пиратством, содействие общей международной безопасности.

Ноябрь 1991 г. – Саммит в Риме, принятие новой СК НАТО, отличавшейся от предыдущих:

- отказ от концепции передовой обороны и гибкого реагирования, разрешение конфликтов на основе сотрудничества и диалога (в т.ч. с бывшими противниками);

- важность принципа коллективной обороны. Концепция взаимодополняющих институтов, но с ключевой ролью НАТО;

- новые угрозы – межэтнические конфликты и территориальные споры;

- СК не нацелена на конфронтацию и открыта для широкого доступа;

- применение ЯО сведено до минимального уровня, достаточного для сохранения мира и стабильности.

Декабрь 1991 г. – РФ в числе основателей Совета североатлантического сотрудничества (с 1997 г. – Совета ЕвроатлантическогоПартнерства– СЕАП). Цель: разработать и установить новые отношения посредством консультаций и сотрудничества между НАТО и странами ЦВЕ.

Январь 1994 г.«Партнёрство ради мира» (ПРМ), адресованной странам СБСЕ (Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе). Программа для развития двустороннего сотрудничества между НАТО и отдельными странами. Для России индивидуальное соглашение о партнерстве.

Май 1997 г. - Саммит в Париже. В его рамках Саммит Россия-НАТО. Подписание Акта Россия–НАТО: «Основополагающего акта о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности Россия-НАТО» (стал официальной основой отношений РФ-НАТО). Цель – создание прочного и всеобъемлющего мира в Евроатлантическом регионе.

- Учреждение Совместного постоянного совета (СПС) – формальной основы отношений, форума для регулярных консультаций по представляющим взаимный интерес вопросам безопасности, направленного на содействие в укреплении взаимного доверия посредством диалога и Совместного постоянного военного комитета Россия-НАТО (СПВК);

- Акт содержит гарантии НАТО по неразмещению ЯО на территории новых членов альянса. НАТО не стремится менять свою ядерную политику (в т.ч. не создавать места хранения ядерного оружия на территориях этих стран).

Март 1998 г. – Создание Постоянного представительства России при НАТО.

Март 1999 г. – в НАТО вступают Венгрия, Польша, Чехия. ЧЕТВЁРТОЕ РАСШИРЕНИЕ.

Март 1999 г. – РФ приостанавливает работу в СПС в связи с началом бомбардировок НАТО Югославии. Отношения заморожены.

Апрель 1999 г. - Саммит в Вашингтоне, принятие новой СК. Негативная реакция в РФ на СК-1999: опущен пункт о монополии СБ ООН на решение о применении силы + раздражение новой трактовкой зоны ответственности НАТО

Июль 1999 г. – возобновление отношений РФ-НАТО: возобн. ежемесячных заседаний.

СПС по вопросам Косово.

Май 2002 г. – Саммит Россия-НАТО в Риме. Принятие совместной Декларации «Отношения между НАТО и Россией: Новое качество», учреждение Совета Россия-НАТО

Декабрь 2007 г. -Саммит в Брюсселе. Решение о дальнейшем расширении альянса уже в 2008 году. НАТО заявляет, что не может договориться с РФ ни по одной из международных проблем.

Август 2008 г.прекращение отношений между РФ и НАТО после грузино-осетинского конфликта.

Март 2009 г. – возобновление отношений НАТО с РФ.

Апрель 2009 г. – в НАТО вступают Хорватия и Албания. ШЕСТОЕ РАСШИРЕНИЕ.

Ноябрь 2010 г.Саммит в Лиссабоне. Принятие СК-2010. Третий Саммит Россия-НАТО. По итогам принято «Совместное заявление РФ и Альянса по дальнейшему взаимодействию»:

- безопасность НАТО и России взаимосвязана;

- СРН поручено разработать к июню 2011г. совместный анализ будущих условий сотрудничества в области противоракетной обороны (секторальной системы ПРО: НАТО и РФ будут прикрывать каждый свой сектор, РФ – защита с востока, НАТО - с запада);

- принят «Совместный обзор общих вызовов безопасности XXI века»;

- принято решение о выводе войск коалиции из Афгана к 2014г.;

- РФ и НАТО договорились об обратном транзите грузов НАТО из Афганистана через территорию РФ;

Впервые выработке новой Стратконцепции НАТО придан транспарентный характер, с приглашением российских политиков и специалистов к участию в этой работе.

27 марта 2011 г. – НАТО возглавляет операцию коалиции стран в Ливии.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...