Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Европейская философия XVII – XVIII вв. и философская классика конца XVIII – первой половины XIX вв.




 

1. Идейные и социально-исторические предпосылки научной революции XVII в.

2. Содержание и философское значение научной революции.

3. Рационалистическая философия Рене Декарта.

4. Эмпиризм Френсиса Бэкона, проблема научного метода.

5. Сенсуализм и эмпиризм Джона Локка.

6. Философия Джорджа Беркли Дэвида Юма.

7. Рационализм Спинозы и Лейбница.

8.Рационализм как умонастроение и методология эпохи Просвещения. Механистический материализм и сенсуализм.

9. Система философии И. Канта.

10.«Абсолютный идеализм» Гегеля.

11. Основные идеи и принципы философии Маркса и Энгельса.

 

1. Необходимо учитывать, что философия XVII в. опиралась все более на авторитет науки, который существенно отличался от авторитета церкви. На стороне науки был исключительно человеческий разум и ничто более. Научная революция утверждала принципиально новое мировоззрение со всеми преимуществами и недостатками, суть которых вам и необходимо раскрыть.

2. Обратите внимание на то, что в связи с тем, что философия XVII в. опиралась на науку, на первый план выходили вопросы гносеологии (теории познания). В ней же в новой форме был продолжен спор (начавшийся в средневековой философии) между двумя направлениями – номинализмом (опирающимся на чувственный опыт) и рационализмом (опирающимся на разум). В философии Нового времени они предстали как эмпиризм и рационализм. С помощью учебников и философского словаря поработайте над этими понятиями, уясните их смысл и назовите родоначальников этих важных философских направлений. Выясните, в чем состояло основное содержание научной революции. Покажите, что научная революция XVII в. привела к созданию новой картины мира. Раскройте ее основные компоненты.

В заключение необходимо сделать вывод об особенностях философской мысли данной эпохи.

3. Р. Декарта обычно считают основателем современной философии. Его роль можно сравнить с ролью Аристотеля для античной философии, который пытался заново построить философскую систему. Р. Декарт работал над проблемой методологии научного исследования. Он стремился к разработке такого метода, который был бы эффективен в отыскании нового знания. Используя метод сравнительного анализа, покажите отличие декартовской рационалистической методологии от бэконовской. Особо обратите внимание на интеллектуальную интуицию, дедукцию и учение о врожденных идеях. Назовите правила метода, сформулированные Р.Декартом. В заключении дайте свое описание слов Р. Декарта: «Мыслю, следовательно существую» («Cogito ergo sum»).

4. Ф. Бэкон – родоначальник нового подхода к науке, давший философское обоснование нового взгляда на цель и предназначение науки. Бэконовский афоризм «Знание – сила» в течение трех веков является символом науки. Данный вопрос тесно связан с предыдущим, поэтому постарайтесь построить свою работу о творчестве Ф. Бэкона на основе сравнения с творчеством Р. Декарта. Отработайте такие понятия, как «эмпиризм» и «рационализм», ибо Бэкон был основателем английского эмпиризма и признавал ведущую роль в познании опыта, эксперимента. Далее изложите учение об «идолах» (всего их 4). Главным препятствием на пути познания природы Ф. Бэкон считал засоренность сознания людей так называемыми «идолами» - искаженными образами действительности, ложными представлениями и понятиями. В чем суть индуктивного метода? Попытайтесь разобраться в содержании работы Ф.Бэкона по усовершенствованию индуктивного метода.

5. Рассматривая пятый вопрос, необходимо, прежде всего, разобраться в сути критики Д.Локком (1632-1704) учения о врожденных идеях Р. Декарта. В центре внимания при изучении данного вопроса должно быть учение английского мыслителя об опыте как единственном источнике знания. Обратите внимание на убежденность Локка в существовании внешней причины опыта. Выделите деление Локком простых чувственных идей на идеи первичных и вторичных качеств. Как Локк решал проблему объективности вторичных качеств?

6. Рассмотрите учение Д.Беркли (1685-1763) о природе общих понятий и субъективной природе качеств. В чем смыл тезиса Беркли: «Существовать, значит быть воспринимаемым»? Раскройте учение философа о материи и духовной субстанции. Изучая философию Дэвида Юма (1711-1776) обратите внимание на его учение о центральном положении науки о человеке в системе человеческого знания. Раскройте критику понятия причинности у Юма. Какую роль в теории познания Юма отводилось вере и привычке. В чем состоял агностицизм Юма?

7. Этот вопрос предполагает рассмотрение учения Спинозы (1632-1677) о природе и субстанции. В центре внимания должно быть учение голландского мыслителя о познании и методе. Обратите внимание на сформулированный Спинозой основной принцип рационализма. Раскройте основные принципы физики, метафизики, гносеологии Лейбница. Рассмотрите его учение о субстанция как монада. Проанализируйте взгляды Лейбница на познание и знание. В чем состояла суть критики Лейбницем эмпиризма Локка и нового обоснования рационализма. 8. Рассмотрение этого вопроса необходимо начать с характеристики Просвещения – течения духовно-культурной жизни Европы XVI – XVIII вв. Идеологи Просвещения (Монтескье, Вольтер, Руссо, Дидро, Гольбах, Гельвеций и др.) исходили из принципа, что «человек разумен» (Homo sapiens), и в своих рассуждениях они шли не от разума к природе, а от природы к разуму, который получен человеком от природы и должен быть приспособлен к ней. Человек должен и может следовать природе, ибо, следуя законам природы, он может и должен стать счастливым.

Таким образом, здесь мы опять сталкиваемся с рационализмом, но толковать его надо с самых широких позиций: возвеличивание человеческого индивида, как активного и свободного субъекта; социальный оптимизм и вера в безграничные возможности человеческого разума и др.

Однако общая позиция представителей различных философских школ эпохи Просвещения не исключала и различного решения ими мировоззренческих проблем. Возникают школы идеалистического рационализма и рационалистического материализма. Наибольшее распространение в это время получил рационалистический материализм, принявший форму механицизма. На примере двух ярких представителей этого течения – Ламетри и Гольбаха – охарактеризуйте механицизм и основные его принципы.

Одновременно с механицизмом развивалось и другое течение – сенсуализм, проявления которого вам и предстоит изложить.

9. Творчеством гениального немецкого философа Иммануила Канта открывается новый этап в развитии философской мысли – немецкая классическая философия. В рамках этого течения была переосмыслена и заново сформулирована проблема отношения субъекта и объекта познания. Эту проблему вы и должны раскрыть в первом вопросе своей работы. Постарайтесь понять суть кантовского переворота в философии: до Канта субъективное начало рассматривалось как помеха на пути к истинному знанию (вспомните учение Ф. Бэкона об идолах). Достоверность и объективность знания, по Канту, обусловливаются наличием априорных форм чувственности– пространства, времени, а также априорных форм рассудка. Мы можем познать только то, что сами создали, - считает И. Кант. Отсюда можно перейти к таким кантовским понятиям, как «явление» и «вещь в себе». С помощью философского словаря и учебника разберитесь в них. Постарайтесь раскрыть суть этической теории И. Канта. И. Кант был убежден, что этика может существовать не только как совокупность назиданий, советов, заповедей, подкрепленных авторитетом Священного писания. Именно такой была современная ему христианская этика. По И. Канту, этика может быть построена как точная наука. Этические истины должны быть обоснованы самостоятельно, независимо от истин веры. Это значит, что И. Кант утверждает автономию нравственности от религии. В чем суть кантовского категорического императива. Почему он столь же естествен, как закон природы? Сделайте вывод о том, что категорический императив формулирует принцип безусловного достоинства личности.

10. Гегель создавал свой диалектический метод в рамках системы объективного идеализма. Следует познакомиться с исходным пунктом его философии – идеей тождества бытия и мышления. Мышление, с точки зрения Гегеля, не только субъективная человеческая деятельность, но и независимая от человека объективная сущность первооснова всего существующего, абсолютная идея. Рассмотрите основные этапы развития абсолютной идеи, которым соответствуют составные части философской системы Гегеля. Это лучше всего сделать, обратившись к произведению «Энциклопедия философских наук». Обратите внимание на принцип триады, который проходит через весь анализ категорий. Раскройте основные категории и законы диалектики.

Далее сосредоточьте внимание на концепции истории Гегеля. Покажите, что бесспорной заслугой Г.Гегеля явилась сама постановка вопроса о смысле истории общества. Он усмотрел в истории человечества не случайно-хаотический, а закономерный процесс. Тем самым «истории деяний» он противопоставляет философскую историю. Постарайтесь раскрыть основные положения истории философии Гегеля. Сделайте вывод о значении творчества Гегеля для всего последующего историко-философского процесса.

11. Определите идеологические позиции Маркса и раскройте основные идеи его социальная философия. Особое внимание обратите на "Капитал" и философские аспекты этого произведения, концепцию общественных отношений, формационный подход к философии истории, концепцию труда, производства, собственности К. Маркса и Ф. Энгельса.

 

Список литературы

 

1. Блинников Л.В. Великие философы: Словарь – справочник. – М., 1997.

2. Бэкон Ф. Новый Органон//Соч.: В 2-х т.-М.,1972. – Т.2.

3. Введение в философию: Учебник для вузов: В: 2 ч. / Под ред. И. Т.Фролова – М., 1989. Ч.1., с 153 –158.

4. Декарт Р. Избранные произведения. – М., 1950.

5. История философии в кратком изложении: Пер. с чеш. И.И. Богута. - М., 1995. С.345 – 420.

6. Ляткер Я.А. Декарт. – М., 1975.

7. Мир философии: Книга для чтения: В 2 ч./Сост. П.С. Гуревич и В.И. Столяров. – М.,1991. Ч.1. С.493-498.

8. Радугин А.А. Философия; Курс лекций. – М., 1997.

9. Рассел Б. История западной философии. – М., 1993.

10. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М., 2001.

11. Беркли Дж. Три разговора между Гиласом и Филонусом// Соч.-М., 1978.

12. Локк Дж. Соч.: В 3 т. – М.,1988.-Т.3.

13. Юм Д. Трактат о человеческой природе//Соч.: В 2 т.-М.,1966.-Т.1.

14. Заиченко Г.А. Дж. Локк. М., 1988;

15. Соколов В.В. Европейская философия XV – XVII вв.-М., 1994.

16. Нарский И.С. Давид Юм. М., 1973.

17. Спиноза Б. Избранные произведения. В 2-х т. М., 1957.

18. Лейбниц Г. Сочинения в 4-х тт. М., 1983-1989.

19. Майоров Г.Г. Теоретическая философия Г. Лейбница. М., 1973.

20. Нарский И.С. Лейбниц. М., 1972.

21. Соколов В.В. Спиноза. М., 1977.

22. Французское Просвещение и революция. М., 1989.

23. Асмус В.Ф. Иммануил Кант. М., 1973;

24. Лапин И.И. Молодой Маркс. – М., 1986.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...