Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

 

Сибирский институт управления – филиал РАНХиГС

Факультет государственного и муниципального управления

Кафедра менеджмента

 

Регистрационный номер ____________________ «УТВЕРЖДАЮ» Заместитель директора ____________/ Сверчков С.Р.   «____» __________20__ г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ

(Б1.В.ДВ.2.1)

 

по направлению подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление

профиль: Управление организацией

квалификация: бакалавр

формы обучения: очная, заочная

Новосибирск, 2015


 

Программа дисциплины разработана в соответствии с ФГОС, образовательной программой, учебным планом, графиком учебного процесса.

Автор – составитель:

Канд. экон. наук, доцент _______________ А.В. Кашин

 

«____» __________20___г.

 

РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА для использования в учебном процессе кафедрой менеджмента

 

Протокол от «_____»_________ 20____ г. №______

 

Заведующий кафедрой ____________________ / О.В. Симагина «____» ___________20___г.

 

Согласовано:

Начальник отдела МиЭОП __________________/ Т.В. Аносова «____» ___________20___г.

 

Зав.библиотекой __________________/ И.Г. Воронцова «____» ___________20___г.

 

Декан факультета __________________/ Л.В. Савинов «____» ___________20___г.

 

Председатель УМК факультета __________________/ О.В. Симагина «____» ___________20___г.


ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель дисциплины состоит в формировании у студента комплекса компетенций, необходимых при осуществлении профессиональной деятельности в части разработки, реализации и оценки результативности риск-менеджмента в организации.

Для этого решаются следующие задачи:

- Получение представлений о риске и неопределенности, их влиянии на реализацию программ развития и деятельность организации;

- Формирования системы знаний в части информационного обеспечения разработки, реализации и оценки результативности риск-менеджмента организации;

- Формирование умений по сбору и обработке информации, необходимой для разработки и оценки результативности риск-менеджмента организации;

- Применение полученных знаний в процессе разработки и реализации управленческих решений в организации.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Таблица 1

Код компетенции Содержание компетенции Планируемые результаты обучения по дисциплине
ПК-13 способностью использовать современные методы управления проектом, направленные на своевременное получение качественных результатов, определение рисков, эффективное управление ресурсами, готовностью к его реализации с использованием современных инновационных технологий   Знать: З1 – Основные понятия, методы и концепции, необходимые для управления рисками проектов, направленными на своевременное получение качественных результатов, определение рисков, эффективное управление ресурсами, с использованием современных инновационных технологий.
Уметь: У1 – Оценивать экономические, социальные, политические условия и рисков, а также социально-экономическую эффективность реализации мероприятий по управлению рисками проектов.
Владеть: В1 – Навыками разработки, оценки и управления рисками социально-экономических проектов.

 

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 

Дисциплина «Управление рисками» входит в учебный цикл Б1.В.ДВ.2.1 основной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление», профиль Управление организацией. Дисциплина «Управление рисками» относится к дисциплинам по выбору профессионального цикла. Дисциплина изучается студентами очной формы обучения на 4 курсе в 8 семестре, студентами заочной формы – в на 5 курсе. Дисциплина логически и содержательно-методически связана с такими дисциплинами как: Б1.Б.17 Прогнозирование и планирование (3 курс), Б1.В.ОД.21 Управление проектами (4 курс, 7 семестр). Знания, умения и навыки, полученные при изучении дисциплины Управление рисками необходимы для последующего изучения элементов ОПОП ВО учебного цикла Б3. Государственная итоговая аттестация.


ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

Таблица 2

Виды учебных занятий и самостоятельная работа Объем дисциплины,час.
Всего Семестр, Курс
                       
Очная форма обучения[1]
Контактная работа обучающихся с преподавателем, в том числе:                  
лекционного типа (Л)                  
лабораторные работы (практикумы) (ЛР)                  
практического (семинарского) типа (ПЗ)                  
контролируемая самостоятельная работа обучающихся (КСР)                  
Самостоятельная работа обучающихся (СР)                  
Промежуточная аттестация Форма З               З
    час.                  
Общая трудоемкость (час. / з.е.)                  
Заочная форма обучения     Курс
           
Контактная работа обучающихся с преподавателем, в том числе:              
лекционного типа (Л)              
лабораторные работы (практикумы) (ЛР)              
практического (семинарского) типа (ПЗ)              
контролируемая самостоятельная работа обучающихся (КСР)              
Самостоятельная работа обучающихся (СР)              
Промежуточная аттестация Форма Зачет         Зачет  
  час.              
Общая трудоемкость (час. / з.е.)              
                               

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

 

Таблица 3

№п/п Наименование тем Содержание тем Коды компетенций Коды ЗУВ в соответствии с табл.1
  Модуль (раздел) 1.Риск как экономическая категория, его сущность и характеристика (Т.1.1-1.2)  
Тема 1.1 Риск и его характеристики Предмет и значение дисциплины. Понятие риска. Предпосылки возникновения риска. Природа риска. Объектный и субъектный подходы к определению категории риск. Неопределенность и риск. Функции риска. Рисковая ситуация. Феномен риска. Классические и неоклассические теории риска. Понятие фактора риска. Информация и риск. Роль информации в теории риска. Спекулятивный и чистый риск. Ситуация риска и ситуация неопределенности. Основные причины неопределенности. Источники предпринимательского риска. Операционные характеристики риска. Потери: понятие, виды. Структура потерь. Значимость потерь. Принципы оценки потерь. Оценка потерь. Потери имущества. Виды оценки потерь имущества. Финансовые потери. Трудовые потери. Потери в результате ответственности.   ПК-13 З1
Тема 1.2 Классификации рисков Основания и цели классификации рисков. Принципы классификации рисков. Риски: производственные, коммерческие, финансовые. Внутренние и внешние риски. Системные и внесистемные риски. Венчурные риски. Рыночные и нерыночные риски. Виды политических, инвестиционных рисков. Классификация рисков по Ю.Бригхему. Классификация рисков по Э.Уткину. Классификация рисков по М.Г. Лапуста. Классификация рисков по Р.М. Качалову.   ПК-13 З1
  Модуль (раздел) 2.Процесс управления риском: методы анализа и минимизации рисков
Тема 2.1 Оценка риска Анализ рисков. Идентификация риска. Оценка неопределенности. Теория вероятности и определение риска. Кривая вероятности. Методы расчета (оценки) риска. Статистические методы оценки. Анализ чувствительности. Качественный анализ риска. Методы экспертных оценок. Метод Паттерн. Метод Дельфи. Основные понятия теории стратегических игр. Понятие игры с природой. Выбор решений с помощью дерева решений. Анализ и решение задач с помощью дерева решений. Метод «События — последствия». Метод деревьев отказов. Методы индексов опасности. Оценка размеров возможного ущерба. Интегральная оценка риска. Риски, связанные с нанесением ущерба компании их причины. Оценка венчурных рисков. Персонализация риска, зависимость оценки риска от индивидуальных качеств ЛПР. Конфликтогенность в организации   ПК-13 З1, У1, В1,
Тема 2.2 Количественные методы оценки риска Оценка вероятности риска. Сценарный метод. Оценка риска в теории принятия решений. Имитационное моделирование. Метод Монте-Карло. Графические методы анализа риска. Дерево решений. Теория игр в оценке риска. Анализ риска с учетом склонности к риску лица, принимающего решение. Использование результатов оценки риска. Понятие инвестиций. Виды инвестиций. Виды инвестиционных рисков. Оценка инвестиционных рисков. Метод средневзвешенной стоимости исходного капитала (WACC). Цена и доходность актива. Виды активов. Оценка риска единичного проекта. Оценка рыночного риска проекта. Оценка внутрифирменного риска. Концепция b-коэффициента. Характеристика коэффициента чувствительности. Уравнение регрессии. Метод арбитражного ценообразования. Согласование интересов. ПК-13 З1, У1, В1,
Тема 2.3 Методы снижения риска Снижение риска и стратегия развития фирмы. Мониторинг поля риск-факторов. Меры по снижению риска. Анализ стоимости риска и мероприятий по его снижению. Анализ стоимости дополнительной информации. Риск и компьютерное моделирование ситуации. Риск и страхование. «Заботливость» предпринимателя. Учет риска в бизнес-планировании. Методы уклонения. Методы локализации. Методы диссипации. Методы компенсации. Специальные методы снижения риска. Передача риска на контрагента. Самострахование: понятие, виды, особенности. Страхование: понятие, виды. Страхование предпринимательских рисков. Страхование имущественных рисков. Страхуемые и не страхуемые риски. Эффективность страхования рисков. Оценка рисков в страхование. Цена страхования ПК-13 З1, У1, В1,
Тема 2.4 Риск-менеджмент   Информация - основа риск-менеджмента. Стратегии риск-менеджмента. Цели и задачи риск-менеджмента. Планирование и прогнозирование в риск-менеджменте. Обязанности менеджера по риску. Системный подход к снижению хозяйственного риска. Этапы развития теории рисков. Правила риск-менеджмента. Функции риск-менеджмента. Стандарты риск-менеджмента. FERMA. Российский и международный опыт в риск-менеджменте ПК-13 З1, У1, В1,

 

 


Структура дисциплины с указанием количества академических часов и видов учебных занятий, а также формы текущего контроля и промежуточной аттестации (Табл. 4).

Таблица 4

№ п/п Наименование тем, модулей (разделов) Объем дисциплины, час. Форма текущего контроля, промежуточной аттестации
Всего Контактная работа обучающегося с преподавателем по видам учебных занятий СР
Л ЛР ПЗ КСР
Очная форма обучения 2013 года набора
Модуль (раздел) 1 Риск как экономическая категория, его сущность и характеристика              
Тема 1.1 Риск и его характеристики             Опрос, проверка конспектов
Тема 1.2. Классификации рисков             Тестирование
Модуль (раздел) 2 Процесс управления риском: методы анализа и минимизации рисков             Коллоквиум по вопросам модуля
Тема 2.1 Оценка риска             Тестирование
Тема 2.2. Количественные методы оценки риска             Решение заданий
Тема 2.3. Методы снижения риска             Решение заданий
Тема 2.4. Риск-менеджмент             Решение заданий, Контрольные работы.
Промежуточная аттестация             Зачет
Всего:              
 
Заочная форма обучения
Модуль (раздел) 1 Риск как экономическая категория, его сущность и характеристика             Комплексное задание по вопросам модуля
Тема 1.1 Риск и его характеристики              
Тема 1.2. Классификации рисков              
Модуль (раздел) 2 Процесс управления риском: методы анализа и минимизации рисков             Комплексное задание по вопросам модуля, тестирование
Тема 2.1 Оценка риска              
Тема 2.2. Количественные методы оценки риска              
Тема 2.3. Методы снижения риска              
Тема 2.4. Риск-менеджмент              
Промежуточная аттестация             Зачет
Всего:              
                   

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Самостоятельная работа обучающихся осуществляется на протяжении изучения всей дисциплины в соответствии с утвержденной в учебном плане трудоемкостью.

Внеаудиторная самостоятельная работа студента проводится в виде:

¾ подготовки к аудиторным занятиям: к практическим (семинарским), и при необходимости, к лекционным занятиям;

¾ изучения литературы, нормативно-правовых актов, правовых систем, материалов из интернет–источников;

¾ самостоятельного изучения отдельных тем дисциплины;

¾ написания и подготовки докладов;

¾ выполнения заданий для самостоятельной работы;

¾ подготовки и выполнения контрольной работы;

¾ подготовки к зачету.

 

Примерные вопросы для подготовки к аудиторным занятиям

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...