Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Метод биологической обратной связи




Под биологической обратной связью (БОС, Ъю^ееАЪасК) понимают такие методы саморегуляции вегетативных функций человека, кото­рые позволяют непосредственно наблюдать за собственными физио­логическими показателями и сознательно влиять на них [7, 12, 18, 19, 24]. Традиционно считалось, что возможности сознательной регу­ляции многих физиологических систем организма весьма ограничен­ны. Только в результате многолетней практики некоторым индий­ским йогам удавалось замедлять ритм сердца, управлять тонусом периферических кровеносных сосудов или влиять на биоритмы моз­га. До недавнего времени считалось, что человек может произвольно управлять только скелетной мускулатурой, а гладкие мышцы и желе­зы регулируются вегетативной нервной системой, не подчиняющейся контролю сознания. Сердце, кровеносные сосуды, желудок, почки -все эти органы работают по определенным программам, сознательное воздействие на которые практически невозможно. Правда, с помощью формул самовнушения, применяемых в процессе занятий аутогенной тренировкой, часть занимающихся обучалась влиять на некоторые физиологические процессы, однако контроль над этими процедурами осуществлялся на субъективном уровне и не давал возможности ре­ально оценивать характер и интенсивность происходящих изменений. Многие занимающиеся жаловались на то, что им трудно понять, в ка­ком направлении им двигаться, так как в классическом аутотренинге отсутствует наглядная обратная связь между результатом упражне­ний и показателями органов чувств. Когда человек говорит «Мои ру­ки становятся все теплее и теплее», он не уверен до конца, что ощу­щение тепла в руках не плод его воображения, а свершившаяся реаль­ность. Для ускорения обучения навыкам саморегуляции некоторые исследователи стали разрабатывать различные технические устрой­ства, которые позволяли бы пациентам непосредственно наблюдать за своими физиологическими процессами. Поэтому еще в 80-х годах XX века в практику аутотренинга стали внедряться различные моде­ли кожных электротермометров, которые значительно ускоряли про­цесс освоения навыкам саморегуляции. Если без приборов на освое­ние способности повышать температуру рук пациентам требовалось 2-3 недели, то с электротермометром это происходило уже на пер­вом-втором занятии. Фактически эти первые достаточно простые


168 Глава 6. Методы оптимизаиии уровня стрессов


6.2. Способы саморегуляиии психологического состояния во время стресса 169


 


устройства являлись прототипами современных приборов биологи­ческой обратной связи, позволяющих людям реально контролировать определенные физиологические показатели.

Серьезный прорыв в освоении этого метода начался после созда­ния современных компьютерных технологий, позволяющих паци­енту реально увидеть то, что прежде увидеть было невозможно, -показатели сердечного ритма, электрической активности мозга или кожно-гальванической реакции. Оказалось, что если человеку предъ­явить эти параметры на экране компьютера и обучить его некоторым приемам саморегуляции, то он сможет сознательно влиять на прежде непроизвольные процессы своего организма, снимая стрессы, улуч­шая состояние сердечно-сосудистой системы, восстанавливая по­врежденные мышцы или преодолевая алкогольную зависимость. Со­гласно одному из определений, «биоуправление — это комплекс идей, методов и технологий, базирующихся на принципах биологической обратной связи (БОС), направленных на развитие и совершенствова­ние механизмов саморегуляции физиологических функций при раз­личных патологических состояниях и в целях личностного роста» [19]. Здесь указывается, что метод БОС может с успехом применять­ся для нормализации повышенного артериального давления, кото­рое провоцируется хроническим психоэмоциональным напряжени­ем, т. е. — стрессом. Принцип работы биологической обратной связи показан на рис. 40.

Рис. 40. Схема работы биологической обратной связи

В соответствии с основным положением БОС для того, чтобы че­ловек научился влиять на какой-то физиологический или биохими­ческий процесс, он должен получать информацию о результатах сво­их действий. Например, если в результате стресса у человека разви­лась устойчивая тахикардия и доктор попросит его замедлить пульс, он вряд ли сможет это сделать, и даже если у него это случайно полу­чится, ему будет трудно зафиксировать и повторить результат. Дру-


гое дело, если пациента снабдить устройством БОС. Тогда он быстро научится связывать изменения в своем организме с изменениями на экране компьютера, и снижение частоты сердечных сокращений ста­нет достаточно простым делом. Следует отметить, что в последнее время все большую популярность в мире приобретают компьютер­ные приставки для игрового биоуправления, с помощью которых па­циент обучается управлять своими физиологическими функциями, воздействуя на персонажи игры. Выиграть соревнование человек мо­жет только в том случае, если научится управлять своей физиологи­ческой функцией в ситуации виртуального соревновательного стрес­са. Например, чем больше он расслабляет свои мышцы, тем быстрее мчится машина на экране монитора, чем спокойнее и реже работает сердце, тем успешнее водолаз находит спрятанные сокровища и т. д. В результате лечебный сеанс превращается в увлекательное занятие, которое нравится и взрослым и детям. Работа с таким тренажером благотворно влияет на работу сердечно-сосудистой системы, норма­лизуя работу сердца и снижая артериальное давление.

В процессе игрового тренинга человек приобретает способность противостоять стрессу, учится по-новому реагировать на конфликт­ные ситуации, снижать излишнее внутреннее напряжение тогда, ко­гда требуется повышенная работоспособность. В последнее время до­казано, что с помощью БОС-метода люди могут сознательно снижать частоту сердечных сокращений или путем активации парасимпатиче­ской системы, или же за счет торможения симпатической нервной системы [12]. Разработчики метода так описывают особенности игро­вого биоуправления:

«Выиграть игру или добиться положительного развития сюжета человек может, только научившись управлять собственными механизмами само­регуляции, используя методики мышечной релаксации в сочетании с вы­сокой степенью контроля сознания, постоянным сканированием внут­ренних ощущений и наблюдением за динамикой показателей на экране монитора. Преодолевая кажущееся противоречие между психоэмоцио­нальной нагрузкой и необходимостью сохранять состояние спокойствия, играющий учится сохранять резистентность в стрессирующей ситуации игры, не впадая в панику, в состояние аффекта. Таким образом, у него соз­дается модель эффективного поведения — система навыков конструктив­ного разрешения подобных ситуаций, препятствующих развитию стресс-индуцированных состояний и их последствий»1.

1 Великохатпый Р. И. и др. Игровое биоуправление (история и современное состоя­ние) // Бюллетень СО РАМН. Новосибирск, 1999. № 1, с. 27.


1 70 Глава 6. Методы оптимизаиии уровня стрессов


6.2. Способы саморегуляции психологического состояния во время стресса 1 71


 


К настоящему времени имеются убедительные доказательства вы­сокой эффективности метода БОС при снижении уровня стресса и лечении таких заболеваний, как гипертоническая болезнь, синдром Рейно, мигрень, алкоголизм и наркомания [19]. Кроме того, метод БОС показал высокую эффективность при лечении фобий, тревож­ности, бессонницы и депрессии [18]. При этом самым важным досто­инством метода биологического самоуправления является то, что в нем пациент из пассивного объекта врачебного вмешательства пре­вращается в активный субъект, который сам определяет уровень сво­его физиологического состоянии и свое выздоровление.

Дыхательные техники

Дыхание — уникальная функция человека, обладающая ряДом важ­ных особенностей.

Во-первых — это второй по жизненной важности процесс наше­го организма (после работы сердца). Без еды человек может прожить месяц, без воды — неделю, без дыхания — две-три минуты.

Во-вторых, дыхание — это, пожалуй, единственная вегетативная функция, которая подчиняется контролю сознания. В отличие от ра­боты желудка, печени или почек мы можем в определенных пределах управлять своим дыханием и через него оказывать воздействие на деятельность других внутренних органов.

В-третьих, ритм дыхания тесно связан с состоянием скелетной мускулатуры, и его правильное использование позволяет быстрее и полнее овладеть навыками мышечной релаксации.

В-четвертых, соотношение вдоха и выдоха влияет на настрое­ние человека [3, 7]. Вспомним, как дышит печальный человек? Он де­лает глубокий вдох и протяжный выдох (так называемый «вздох»). А как дышит спортсмен перед боем? Он делает короткий, энергич­ный выдох.

Таким образом, наше психологическое состояние отражается на характере дыхания, а, с другой стороны, изменяя характер дыхания, мы можем изменять в нужную сторону свое настроение. Эти факты объясняют, почему во всех восточных духовных и телесных практи­ках (начиная от йоги до карате) дыхательные упражнения обяза­тельно входят в базовые навыки и начинающих учеников и опытных мастеров.

В настоящее время дыхательные упражнения широко применяют­ся в различных комплексах упражнений, направленных на уменьше­ние уровня стресса [2, 3, 7, 14, 25, 27].


Одним из наиболее простых способов использования антистрес-сорного потенциала дыхания является концентрация внимания на нем. Можно сконцентрироваться на движении грудной клетки, рит­мически поднимающейся и опускающейся в такт дыханию, на тихом шелесте входящего и выходящего из легких воздуха, но проще всего концентрироваться на потоках воздуха, проходящих через легкие. Поэтому для уменьшения стресса часто применяют упражнение «Ме­дитация на дыхании», которое позволяет отвлечь мысли от источни­ка стресса и переключить внимание человека с психотравмирующей ситуации на процесс дыхания [7, 25, 28].

Существует два основных способов дыхания: грудное и брюшное. Первое — за счет межреберных мышц, а второе — за счет сокращения диафрагмы.

Брюшное дыхание (животом) считается более физиологичным, хотя, может быть, выглядит и не так эстетично. Тем не менее брюш­ное дыхание оказывает явно выраженный оздоравливающий эффект на процессы пищеварения (усиление перистальтики кишечника и ак­тивизация деятельности поджелудочной железы и печени) и легоч­ной вентиляции (очищение от микробов нижних долей легких). Кро­ме того, оно более эффективно при нейтрализации стрессов высокой интенсивности. Такой эффект достигается как за счет более выражен­ных мышечных усилий, так и благодаря задержке дыхания в фазе вы­доха. Сравнение двух источников потенциальной опасности: психо­логического и биологического (связанного с нехваткой кислорода) в значительной мере обесценивает первый из них.

С. Гремлинг и С. Ауэрбах пишут: «Упражнения, ориентированные на глу­бокое дыхание, — важная составляющая всех видов расслабляющих про­цедур. Они представляют собой один из простейших и наиболее эффек­тивных методов, способствующих релаксации. Они особенно облегчают жизнь людям, склонным в стрессовых ситуациях к панике» [2, с. 20].

Мышечная релаксация

В 30-х годах прошлого века Эдмунд Джекобсон (в другой транскрип­ции — Якобсон) опубликовал свой труд «Прогрессивная релаксация», где показал, что наши психические проблемы и наше тело взаимно связаны друг с другом: тревога и беспокойство вызывают мышечное напряжение, а напряжение мышц, в свою очередь, усиливает негатив­ные эмоции. В результате у человека, часто переживающего стрессы, формируется так называемый «мышечный корсет», который он по­стоянно носит и который служит причиной психического напряже-


1 72 Глава 6. Методы оптимизаиии уровня стрессов


6.2. Способы саморегуляиии психологического состояния во время стресса 1 73


 


ния. Дело в том, что мозг, получая дополнительную порцию возбуж­дения от напряженных мышц, еще больше возбуждается и посылает обратно к мышцам новые приказы.

Разорвать этот порочный круг можно, научившись расслаблять свои мышцы, так как, по мнению Джекобсона, расслабление мышц несовместимо с тревогой. Можно, конечно, попытаться вначале «снять напряжение» мозга, но, как показала практика, этот путь лучше под­ходит для человека, воспитанного в восточных традициях — индий­ских йогов или буддистских монахов. Для западного человека при­вычнее иметь дело с чем-то существенным и материальным (какими являются наши мышцы), чем с идеальными и слабо контролируемы­ми процессами (мыслями и эмоциями). Поэтому Джекобсон предло­жил людям обучаться мышечному расслаблению для того, чтобы рас­слабить свое напряженное сознание. Им была разработана техника произвольного расслабления мышц при аффективных состояниях, ко­торая способствовала снятию эмоциональной напряженности, а так­же использовалась для предупреждения возникновения этих состоя­ний [23].

А. М. Свядощ рекомендует использовать данный метод в качест­ве симптоматического средства при тревожных состояниях, неврозе тревожного ожидания, неврозе страха и различных фобиях.

Следует отметить, что основная трудность, которая возникает при освоении данного метода, — это проблема произвольного расслабле­ния скелетной мускулатуры. Действительно, нервно-мышечные взаи­моотношения организованы так, что мышцы хорошо понимают только один приказ: «Сократиться!», а указание «Расслабиться!» они фак­тически не воспринимают. Чтобы расслабить мышцу, нужно «всего лишь» прекратить ее напрягать, но в данном случае отказ от деятель­ности гораздо труднее, чем ее начало. В дикой природе животные или люди из примитивных племен расслабляются автоматически, как только исчезает опасность или прекращается другая деятельность, но у цивилизованного человека не так. Он носит свои проблемы, тревоги и опасности в своем сознании, которое управляет мышцами, поэтому последние почти все время находятся в состоянии хрони­ческого напряжения. Возникает эффект «положительной обратной связи» — возбужденный и озабоченный мозг заставляет мускулатуру излишне напрягаться, а напряженные мышцы еще больше возбужда­ют сознание, посылая в него нервные импульсы. Для остановки дан­ного процесса Джекобсон предложил использовать на первый взгляд парадоксальный путь — сначала максимально напрячь мышцы и лишь


потом попытаться сбросить напряжение. Оказалось, что, используя «принцип контраста», можно более четко воспринимать степень рас­слабления мышц, а затем и сознательно управлять этим состоянием (рис. 41).

Рис. 41. Достижение глубокого расслабления мыши с помошью

их предварительного напряжения: 1 — обычный способ расслабления;

2 — расслабление с предварительным напряжением

Как отмечают специалисты в области управления функциональ­ным состоянием, характерной чертой данных упражнений является чередование сильного напряжения и быстро следующего за ним рас­слабления соответствующей мышечной группы. При этом субъектив­но процесс расслабления представлен ощущениями размягчения, рас­пространения волны тепла и приятной тяжести в прорабатываемом участке тела, чувством покоя и отдыха [14].

Подобно тому как компьютер время от времени сканирует свое состояние при помощи специальной программы, так и наш мозг по­стоянно получает информацию о состоянии всех внутренних органов и скелетных мышц. При этом между сознанием и телом существуют определенные взаимоотношения, которые будут существенно отли­чаться у человека, читающего книгу, спящего или выступающего на спортивном состязании. Негативным эмоциям соответствует вполне определенное состояние кровеносных сосудов и скелетных мышц, и наш мозг помнит достаточно большой набор таких психофизиоло­гических состояний. Когда человек испытывает стресс, его мышцы напрягаются, а сердце бьется сильнее, что только усиливает общее напряжение организма. Если же человеку удастся расслабить свои мышцы и успокоить дыхание, то и его мозг успокоится, а затем стих­нут и эмоции [7].


1 74 Глава 6. Методы оптимизации уровня стрессов


6.2. Способы саморегуляции психологического состояния во время стресса 1 75


 


6.2.5. Рациональная психотерапия

Рациональная терапия издавна применяется для уменьшения эмо­ционального стресса (в частности, в спортивной практике), однако эффективность ее не всегда высока [26]. Это связано, в частности, с невозможностью на сознательном уровне регулировать процессы, связанные с активацией симпатической нервной системы и желез внутренней секреции. Кроме того, как указывают некоторые авторы, попытки повлиять на взволнованного человека при помощи уговоров оказываются безуспешными из-за избирательности восприятия эмо­ционально значимой информации, ибо находящийся в состоянии эмоционального возбуждения человек из всего информационного по­тока выбирает, воспринимает, запоминает и учитывает только то, что соответствует его доминирующему эмоциональному состоянию. Тем не менее рациональная терапия может быть использована в комплек­се с другими методами на заключительном этапе коррекции эмоцио­нального стресса, когда общий уровень возбуждения уже снижен до приемлемого уровня [26]. Высокотревожным людям рациональная психотерапия помогает снижать субъективную значимость ситуации, переносить акцент на осмысление деятельности и формирование уве­ренности в успехе, а лицам с низким уровнем тревожности она, на­против, помогает повышать внимание к мотивам деятельности, уси­ливая чувство ответственности. В качестве примера применения рациональной терапии в снижении уровня стресса можно привести несколько когнитивных постулатов, помогающих по-новому взгля­нуть на психотравмирующую ситуацию и снизить уровень эмоцио­нального напряжения [7].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...