Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Консультирование по проблемам медлительности




Учителей не нужно убеждать в необходимости индивидуального подхода к таким детям - они про это сто раз слышали. Но на практике... на практике почти ничего не получается! Оправдание - переполненность класса, трудности с сегодняшними детьми, интен­сивность сегодняшнего процесса обучения. И вот таких детей стараются либо не замечать, либо требуют: "Быстрее!", а при невыпол­нении задания ставят двойки. Уже во второй четверти накапливаются пробелы в знаниях, резко снижается успеваемость и... из катего­рии неуспевающих ребенок, как правило, не выходит. И нередко родители уже считают своего ребенка не очень способным, а то и тупым. Как это, мол, другие все успевают, а он, кажется, не понимает, что надо быстрее. А не понимают сами родители - дело не в способностях, а в том, что ребенку постоянно навязывается непосильный для него темп работы! Слишком быстро говорит учитель, слишком быстро меняется вид деятельности, слишком быстро все открыли тетради и пишут; а потом делают что-то другое, а он еще пишет...

Доказано: даже небольшая степень медлительности сильно снижает шансы ребенка на школьные успехи. И поэтому помощь таким детям необходима не тогда, когда уже налицо неуспеваемость и отклонения в здоровье, а с первых дней в школе!

Детей медлительных у нас не так уж мало: по некоторым данным - 22 % (по нашим наблюдениям меньше - 10-12 %, но мы не включаем в это число тех детей, у которых медлительность связана с леворукостью, частыми заболеваниями, общей ослабленно­стью). У "истинно медлительных" - низкая подвижность нервных процессов; это и определяет оптимальный для них темп любой дея­тельности.

Конечно, взрослый человек может произвольно изменить темп своей деятельности и делать что-то, например, стучать паль­цем по столу, быстрее и медленнее... Да только самый быстрый темп медлительного человека все равно будет ниже, чем темп быстро­го! А ребенок в шесть лет практически может работать только в свойственном ему оптимальном темпе. Причем многие исследователи считают: индивидуальный темп деятельности - врожденная особенность, существенно изменить которую практически невозможно.

Подвижность нервных процессов определяет не только скорость самого движения, но и время от сигнала к началу действий до начала этого действия. С возрастом эти показатели постепенно совершенствуются, и, естественно, движения дошкольника значи­тельно быстрее, чем движения двух-трехлетних детей. Но индивидуальные различия никуда не деваются, они порой даже сильнее; и среди шестилеток могут быть дети, у которых темп такой же, как у быстрых четырехлеток...

Родители часто спрашивают: пройдет ли медлительность? Нет, у детей с низкой подвижностью нервных процессов темп дея­тельности всегда будет ниже, чем у детей с высокой подвижностью. Главное, на начальном этапе обучения не убыстрять их работу, а создать все условия, чтобы не усугубить это состояние, не сорвать здоровье. Ведь стоит выбить ребенка из колеи - и это, в свою оче­редь, еще больше замедлит и письмо, и чтение, и любую другую деятельность. А к тому же сильно ухудшит ее качество.

Торопить, подгонять такого ребенка не только бесполезно (быстрее работать он не будет; эффект окажется обратным), но и вредно - так создаются условия для возникновения невроза.

Многие родители медлительных детей и сами это замечают, но видят тут чуть ли не детскую зловредность: "Я его тороплю, а он назло еще медленнее..." Дело в том, что скорость действий у таких детей в 1,5-2 раза ниже обычной.

Это достаточно просто проверить. Положите перед ребенком лист бумаги в клетку и попросите в каждую клетку (на любой строчке) ставить точку и громко считать до десяти. В среднем, обычные шестилетки выполняют это задание за 10-12 секунд, семилет­ки - за 6-8 секунд; а у медлительных это время в 1,5-2 раза больше. И вот это "назло", на которое порой так нервно реагируют родите­ли, увы, мало зависит от желания ребенка. Во-первых, шестилетки и дети более младшего возраста не могут различать скорость дейст­вий. Правда, при слове "Быстрее!" они начинают суетиться, громче или тише считать - а скорость остается той же! Во-вторых, у мед­лительных детей время от сигнала "Делай" до начала действий в 2,5-3 раза больше, чем у остальных. Окрик, раздражение, недовольст­во взрослых еще больше замедляют у них подготовительный период; и создается впечатление, что они назло тянут.

Это необходимо учитывать и когда дети садятся за уроки, и когда, проявляя родительское рвение, вы вдруг требуете: "Быст­ро расскажи мне правило!" Медлительный ребенок может прекрасно знать это правило, но вы не даете ему собраться, вы подстегивае­те: "Опять не выучил!" Он нервничает - и еще глубже процесс торможения. А дело не в том, что он плохо соображает - речь идет только о темпе, а отнюдь не о качестве умственной деятельности.

Если же мы учтем особенности такого ребенка и, главное, дадим ему возможность работать в оптимальном (для него!) темпе, качество и точность такой работы могут быть очень высокими!

Еще одна особенность медлительных детей, о которой следует помнить, - трудность переключения (особенно быстрого) на новый вид деятельности. Об этих детях часто говорят "инертны", имея в виду, что они не поспевают за быстро меняющейся ситуацией, часто не схватывают ее. Если вы объясняли ребенку математику, а потом вдруг заодно решили вспомнить, как пишется та или иная буква, ответ ребенка вас огорчит, - а он всего лишь еще не смог переключиться, перестроиться; оттого и не может с ходу ответить на ваш вопрос. А на поверхностный взгляд эта трудность переключения, невозможность поспеть за быстро меняющимися заданиями, сменой деятельности может показаться тупым равнодушием - ребенок словно не реагирует... В действительности же новое задание может прийтись на то время, когда продолжается еще решение предыдущего задания...

На примере медлительных детей мы можем воочию понять, сколь значимый реальный смысл имеет тезис, с которым "вооб­ще" все соглашаются, а на деле пренебрегают: дети - разные. У подвижных детей ускорение темпа подачи сигналов оказывает стиму­лирующее влияние на протекание нервных процессов. А у медлительных детей при ускорении темпа подачи сигналов происходит снижение количества усваиваемой информации! Медлительные реагируют на нагрузку не увеличением, а дальнейшим уменьшением количества усваиваемой информации, - значит, нагрузка ведет к углублению торможения. Можете вообразить себе те трудности, кото­рые испытывает медлительный ребенок, слушая быструю речь или следя за быстрым показом учебного материала! Он не успевает уловить суть рассказа или объяснения; естественно, большая или меньшая часть слышимого и видимого не усваивается. А вот если повторить то же еще раз или говорить медленнее, такие дети прекрасно справились бы с заданием! Но это, увы, не всегда возможно в классе; поэтому помочь ребенку могут родители.

Советуем родителям: не только подробно разбирать все непонятное, не усвоенное на уроке, но даже идти на шаг впереди, чтобы уже накануне ребенок знал, что будет делать на уроке, чтобы успевал уловить мысль и действия учителя. Если не дать ребенку такого предварительного запаса, то очень быстро будут накапливаться пробелы; а ведь догонять таким детям особенно трудно!

Итак, индивидуальный темп деятельности ребенка определяется в основном врожденными особенностями его нервной сис­темы. Однако в него могут внести свой вклад некоторые другие факторы и обстоятельства: воспитание, условия роста и развития, со­стояние здоровья и пр. Представим себе ребенка, который воспитывается пожилой бабушкой. У нее размеренные движения, медленная походка, слегка растянутая речь, она не терпит шума, быстрых движений - и постоянно сдерживает питомца, не разрешает "бегать без толку", "крутиться". Такой малыш не сможет безболезненно вписаться в активное, подвижное детское общество; он будет сторониться детей и остро ощущать свою неловкость, так как он не привык быстро думать и быстро действовать. Поэтому такого ребенка (возмож­но, с вполне нормальной подвижностью нервных процессов) могут подстерегать трудности, свойственные медлительным детям.

Особое значение имеет влияние воспитательных воздействий в тех случаях, когда инертность (малая подвижность) нервных процессов проявляется как природная черта. Такие дети "удобны", они не вызывают беспокойства, предпочитают беготне спокойные сидячие игры. Из-за медлительности они с детского сада могут сторониться сверстников; а если родители поощряют такое поведение, не помогают ребенку - не учат двигаться, бегать, прыгать и иногда, из-за боязни инфекций или по каким-либо другим причинам, сами ограничивают контакты с детьми, - все это лишь усугубляет медлительность.

И вот ребенок такого развития и воспитания приходит в школу. И - новая обстановка, новые лица, новые требования оказы­ваются непосильными для него! Малыш теряется, не знает, что ему делать, буквально столбенеет, когда к нему обращаются с вопро­сом; в ответ чаще молчит или начинает плакать.

Мы подробно говорим об этом потому, что многих родителей тихий ребенок, не причиняющий особого беспокойства, уст­раивает даже больше, чем живой, непоседливый, активный. И получается: свойство подвижности, и так недостаточное, ослабляется без тренировки еще больше! А именно дети с недостаточной подвижностью нервных процессов нуждаются в постоянной тренировке! Иначе процесс адаптации к школе может быть не только затруднен, но при сочетании неблагоприятных условий (неправильной такти­ке педагога и родителей), привести к школьному стрессу и вызвать тяжелые нарушения в состоянии здоровья. Так что не стоит радо­ваться на тихих детей - лучше в оставшееся до школы время постарайтесь в играх их расшевелить.

Иногда у медлительных детей довольно спокойно проходят первые школьные недели. А основные сложности начинаются во второй четверти. Увеличивается объем, интенсивность письменной работы - и тогда возникает целая куча трудностей при письме. У ребенка лишь два пути. Либо писать красиво, в соответствии с требованиями каллиграфии, но тогда дело идет медленно. Либо быстро, как требует учитель ("Не отставай от темпа работы всего класса!"), но тогда появляются дрожащие линии, дополнительные штрихи, буквы смотрят в разные стороны, не соблюдается их высота и ширина. Впрочем, попробуйте сами писать в 2-3 раза быстрее, чем обычно - что получится? Так и у медлительного ребенка... Дальше - хуже. Он не успевает выполнять все задания, начинает писать с ошибками. А в школе и дома считают: "Он начал лениться", "Не хочет", "Не старается".

Еще большие трудности возникают, когда проверяют письмо и чтение "на скорость". К сожалению, не все учителя знают: темп письма и чтения у медлительных детей может быть гораздо ниже, чем в нормативах - но это не сказывается на качестве чтения. Если вы видите, что учитель не обращает внимания на медлительность вашего ребенка, попробуйте (но тактично, корректно, без упре­ков) довести до сознания педагога эту особенность и попросите его быть снисходительнее к почерку медлительного. Да и сами не ру­гайте маленького школьника за почерк! В дальнейшем многое компенсируется, что-то можно потренировать, на чем-то не фиксиро­вать внимания. Ведь главное в конце концов не образцовая каллиграфия, а детское здоровье!

Помогает ли тренировка медлительным детям?

Да, специальные исследования показали: систематические занятия способствуют повышению скорости работы и у дошколь­ников, и у школьников. Наиболее успешна такая тренировка в возрасте от 4 до 6 лет. Для того чтобы занятия были эффективными, следует так организовать жизнь ребенка, чтобы все нагрузки были тренирующими. Кроме того, необходима и специальная тренировка - ежедневные 10-15-минутные занятия. Создать такие условия совсем не сложно, но есть особая тактика, которую вы должны соблю­дать: не спешите, не торопите ребенка, не нервничайте при этом сами, не дергайте и не подгоняйте его. Вы спешите? Это уже ваши проблемы. Помните: любая спешка приведет к еще большему замедлению! Спокойно, без раздражения ждите, когда ребенок встанет (кстати, медлительные дети не вскакивают тут же с постели, они должны отойти от сна, минут 5-10 просто полежать), умоется, позав­тракает. Лучше разбудите его пораньше...

Не конфликтуйте вечером перед сном, не корите за долгие сборы ко сну. При этом вы и сами должны быть достаточно орга­низованны - иначе успеха не будет. Нужно облегчить ребенку выполнение всех повседневных дел: помочь в этом может четко органи­зованный режим. Если ребенок привыкнет (это требует времени, поэтому наберитесь терпения) в одно и то же время вставать и ло­житься спать, есть и делать уроки, если он будет знать, что предстоит, а что он уже выполнил, то справляться с медлительностью ему станет гораздо легче.

Можно придумать немало игр, которые помогут ребенку преодолеть ее: важно делать что-то вместе, соревнуясь - но при этом важно не увлечься "ролью победителя" и подстроиться под его темп.

Непростой вопрос: можно ли действовать на копушу юмором? Да, можно пошутить над копушей - но по-доброму, без раз­дражения! Можно подчеркнуть это качество у себя - и пусть посмеется ребенок. Дадим ему возможность осознать свою медлитель­ность и в то же время не чувствовать себя ущербным и неспособным.

Приучите себя (и его тоже) к мысли: оттого, что он медлительный, он не хороший и не плохой, - а просто вот такой, как есть. И ему нужно помочь именно с этими его качествами ориентироваться и в школе, и в жизни.

Как еще тренироваться? Необходимо знать: тренировка с помощью постепенно ускоряющихся движений мало успешна; ис­пользование предельных скоростей эффективней, но приводит к утомлению. Наиболее

успешна работа с использованием приема "медленно-быстро": в занятия включаются резкие переходы от медленного темпа движений к быстрому и обратно; а время от времени даются и предельные скорости движений.

Вы можете использовать игры со сменой скорости движений:

1) ходьба-бег-ходьба медленная;

2) хлопки ладонями медленно-быстро-медленно;

3) "бег" пальчиками (большим и указательным); для ребенка это довольно сложное задание, поэтому сначала пусть научится так "бегать" в обычном темпе; можете посоревноваться;

4) прыгать через прыгалку, меняя темп;

5) стучать по столу или на барабане (всеми пальцами или одним);

6) чертить палочки и ставить точки. Для этого используйте тетрадь в клетку;

7) то же задание, но усложненное - ставить точки, чертить палочки и считать: "Один, два, три..." - до десяти.

Когда ребенок научится работать в определенном темпе и замедлять его, можно попробовать игры с максимально быстрыми движениями. Не огорчайтесь, если вначале на ваше "Быстрее!" может выйти еще медленнее, особенно для тех движений, которые вы­полняются руками, пальцами. На начальном этапе не стоит играть в "кто быстрее".

Когда проводить эти занятия? В любое время дня, главное, чтобы они были систематичными, не нудными, а интересными, не тягостной обязаловкой, а веселой игрой.

Для снятия эмоционального напряжения можно использовать специальные комплексы аутогенной тренировки. Считается, что уже в 7-8 лет дети способны осознать правила аутогенной тренировки и применять ее осмысленно. Если у вас есть возможность посещать специальные группы аутогенной тренировки для детей (или вместе с детьми) - это прекрасно. Если нет, вы можете сами ис­пользовать некоторые приемы дома. Для того чтобы такая тренировка была эффективной, нужно сначала расслабить ребенка, снять напряжение. Знаете ли вы, что движения, подвижные игры, гимнастика, упражнения с мячом и скакалкой не только укрепляют ре­бенка физически, но и снимают напряжение, дают необходимую разрядку?

Если вы найдете несколько раз в неделю полчаса-час для того, чтобы побегать вместе с сыном или дочкой, поиграть в кошки-мышки, догонялки, лапту, бадминтон или просто попрыгать "как заяц", походить "как медведь", побегать "как лев", вы заметите, как исчезает напряженность, настороженность, неуверенность, как налаживается ваш контакт с ребенком. Можно расслабить ребенка ве­чером, перед сном, предварительно погуляв вместе, обсудив какие-то дела. "Поет ли мама тебе перед сном песни?" - спрашиваем мы малышей. Типичный ответ: "Раньше пела, теперь - нет, говорит, что я уже большой". Хорошо бы сесть рядом (не торопясь, не дергаясь оттого, что дел много или по телевидению интересная программа), погладить ребенка по голове, по спинке легкими спокойными дви­жениями, провести несколько раз по лбу, как бы снимая все дневные заботы и тревоги, приговаривая что-нибудь ласковое, доброе... Не лишайте ребенка своего тепла, даже если он чем-то рассердил или огорчил вас! Не вспоминайте на ночь о неприятностях! Особенно важно это для тех детей, которые плохо засыпают и тревожно спят. По мнению австрийского врача Гизелы Эберлейн, у детей младше­го возраста основу страха составляют неразрешенные, "непроработанные" конфликты. Ребенок чувствует себя под угрозой, у него сохраняется беспокойство - и он плохо спит. Взрослые часто не

могут выяснить причину этих нарушений: маленький ребенок ведь не умеет выразить словами свое состояние... Помогает в засыпании какой-нибудь утешитель - медведь, заяц, кукла...

Очень помогают преодолеть дневные неприятности и страхи любимые сказки или истории с продолжениями - и обязательно с хорошим концом! Можно помечтать о близких каникулах или воскресной прогулке, интересной книге, которую вы начнете завтра, или покупке велосипеда. Но только ни в коем случае не ставьте условие "если..." - вы можете попасть в тупиковую ситуацию.

Мы хотели бы подчеркнуть: любые усилия по расслаблению, снятию напряжения не будут эффективны, если напряжение ца­рит в доме. Известный психотерапевт А. И. Захаров заметил: для ребенка существенно не только ваше недовольство, выраженное явно в любой форме, но и недовольство, внешне не выраженное, но услышанное им интуитивно. А услышанное, оно вызывает у детей со­стояние неопределенности и тревожного ожидания. Помните об этом. Если мама вечером постарается сделать так, чтобы напряжение спало, чтобы сын расслабился, а папа утром даст волю своему раздражению ("Опять копаешься!"), никакого толку от занятий не будет. Порой родителям трудно договориться между собой. Но все-таки постарайтесь: единая и согласованная тактика отношения к ребенку, к его поведению, к его успехам и неудачам - непременное условие успешности любых занятий.

Итак, медлительность - свойство нервной системы. Нельзя заставить ребенка делать все так быстро, как хотят взрослые. Нельзя сравнивать медлительного ребенка с его подвижным сверстником. Быстрый темп дается медлительным детям большой ценой. Постоянный цейтнот, в котором они живут, - один из самых вредоносных факторов; это путь к неврозам.

Но это не значит, что медлительные дети обречены быть вечно отстающими. Во-первых, идет возрастная компенсация; во-вторых, в силах родителей облегчить ребенку приспособление к школе.

И тогда к четвертому примерно классу ребенок выравнивается и чувствует себя равным среди сверстников...

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...