Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Соотношение житейской и научной психологии





Комментарии

1 - й этап. Первые представления о психике носили анимистический характер, наделявший каждый предмет душой. В одушевленности виде­ли причину развития явлений и движения. Аристотель распространил понятие психического на все органические процессы, выделяя раститель­ную, животную и разумную души.

Позже сложились две противоположные точки зрения на психику -материалистическая (Демокрита) и идеалистическая (Платона). Демок­рит считал, что психика, как и вся природа, материальна. Душа состо­ит из атомов, только более тонких, чем атомы, составляющие физичес­кие тела. Познание мира происходит через органы чувств. По мнению Платона, душа не имеет ничего общего с материей и в отличие от пос­ледней идеальна. Познание мира - это не взаимодействие психики с внешним миром, а воспоминание души о том, что она видела в идеаль­ном мире до того, как попала в тело человека.

2-й этап. В XVII в. были заложены методологические предпосыл­ки научного понимания психики и сознания. Р. Декарт считал, что животные не обладают душой, и их поведение является рефлексом на воздействия извне. По его мнению, человек обладает сознанием и в процессе мышления устанавливает наличие у себя внутренней жиз­ни. Д. Локк утверждал, что в разуме нет ничего, что не прошло бы через органы чувств, выдвинул принцип атомистического анализа сознания, согласно которому психические явления могут быть дове­дены до первичных, далее неразложимых элементов (ощущений) и на их основе сформированы через ассоциации более сложные обра­зования.

В XVII в. английские ученые Т. Гоббс, Д. Гартли развили детерми­нистское представление об ассоциациях, лежащих в основе функциони­рования психики, а французские исследователи П. Гольбах и К. Гельве­ций разработали чрезвычайно важную идею о социальном опосредова­нии психики человека.

3-й этап. Большую роль в выделении психологии как самостоятель­ной отрасли знаний сыграли разработка метода условных рефлексов в физиологии и практика лечения психических заболеваний, а также про­ведение экспериментальных исследований психики. В начале XX в. ос­нователь бихевиоризма американский психолог Д. Уотсон указал на несостоятельность деккарто-локковской концепции сознания и заявил, что психология должна оказаться от изучения сознания и должна со­средоточить свое внимание только на том, что доступно наблюдению, т.е. на поведении человека.

4-й этап (современный). Для него характерно многообразие подхо­дов к сущности психики, превращение психологии в многоотраслевую,


Этапы развития психологии

прикладную область знаний, обслуживающую интересы практической деятельности человека.

Российская психологическая наука придерживается диалектико-ма-териалистического взгляда на происхождение психики.


Комментарии

Наблюдение - наиболее распространенный метод, с помощью кото­рого изучают психологические явления в различных условиях без вмеша­тельства в их течение. Наблюдение бывает житейским и научным, вклю­ченным и невключенным.

Житейское наблюдение ограничивается регистрацией фактов, но­сит случайный, неорганизованный характер. Научное наблюдение яв­ляется организованным, предполагает четкий план, фиксацию резуль­татов в специальном дневнике. Включенное наблюдение предусматри­вает участие исследователя в деятельности, которую он изучает; в не­включением этого не требуется.

Эксперимент - метод, предполагающий активное вмешательство ис­следователя в деятельность испытуемого с целью создания наилучших условий для изучения конкретных психологических явлений.

Эксперимент может быть лабораторным, когда он протекает в спе­циально организованных условиях, а действия испытуемого определя­ются инструкцией; естественным, когда изучение осуществляется в ес­тественных условиях; констатирующим - когда изучаются лишь необ­ходимые психологические явления; формирующим- в процессе которо­го развиваются определенные качества испытуемых.

Метод обобщения независимых характеристик предполагает выявле­ние и анализ мнений о тех или иных психологических явлениях и процес­сах, полученных от различных людей.

Анализ результатов деятельности - метод опосредованного изу­чения психологических явлений по практическим результатам и пред­метам труда, в которых воплощаются творческие силы и способнос­ти людей.

Опрос -метод, предполагающий ответы испытуемых на конкретные вопросы исследователя.

Он бывает письменным (анкетирование), когда вопросы задаются на бумаге; устным, когда вопросы стаь-^ся устно; и в форме интервью, во время которого устанавливается личный контакт с испытуемым.

Тестирование - метод, во время применения которого испытуемые выполняют определенные действия по заданию исследователя.

Различают тестирование проективное, исследующее разнообразные проявления психики индивидов (обычно оно включает использование конститутивных, интерпретативных, катарсических, импрессивных, эк-


1.7. Методы психологии

спессивных и аддитивных методик) и тестирование психокоррекиион-ное (обычно предполагающее применение методик поведенческой и ког-нитивистской коррекции, психоанализа, гештальт- и телесно-ориенти­рованной терапии, психодрамы, психосинтеза и трансперсонального подхода).


Комментарии

Изучение состояния проблемы, разработка программы исследования, формулировка гипотез, выбор методов исследования. Этот этап предпол­агает:

во-первых, выявление и использование психологом результатов ис­следований, ранее проводившихся по этой теме.

Во-вторых, составляется программа исследования, которая обычно включает: 1) формулировку проблемы, определение объекта и предмета изучения; 2) определение цели и задач; 3) объяснение и анализ основных задач; 4) предварительный системный анализ объекта исследования; 5) выдвижение рабочих гипотез; 6) составление принципиального (стра­тегического) плана изучения; 7) составление наброска основных проце­дур сбора и анализа первичных данных.

Сбор фактических данных. На этом этапе психолог-исследователь с помощью выбранных методов и методик изучает конкретное явление для того, чтобы правильно понять его сущность и своеобразие.

Качественная и количественная обработка данных. Качественная обработка предполагает предварительное определение показателей, по которым можно судить о конкретных особенностях исследуемых психо­логических явлений в процессе анализа фактического материала. Впос­ледствии на их основе осуществляется описание и обобщение результа­тов исследования. Однако одной качественной обработки недостаточ­но. Требуется еще и количественная обработка данных. Обычно она включает применение методов альтернативного, корреляционного, дис­персионного и факторного анализов.

Интерпретация данных, формулирование выводов, практических рекомендаций, разработка прогноза развития явлений в будущем. На этом этапе на основе качественной и количественной обработки по­лученных данных исследователь описывает изучаемое явление, кон­статирует наличие его определенных свойств и особенностей, дела­ет обобщающие умозаключения относительно закономерностей его функционирования и проявления. Если это требуется (или если это предполагают тема и программа исследования), может быть осущес­твлена выработка практических рекомендаций для других исследо­вателей, которые в будущем будут заниматься изучением этого или схожего психологического феномена. И, наконец, может составляться прогноз развития изучаемого явления в будущем или в тех или иных условиях.


 

1.8. Содержание и структура психологического исследования


Комментарии

Бехтерев Владимир Иванович (1857 - 1927) - выдающийся русский физиолог, психиатр и психолог основал первую в России эксперимен­тальную психологическую лабораторию (1885), затем Психоневроло­гический институт (1908) - первый в мире центр по комплексному изу­чению человека. Разработач естественнонаучную теорию поведения, на­учную рефлексологию.

Блонский Павел Петрович (1884 - 1941) - выдающийся российский психолог и педагог. Рассматривал психологию как науку о поведении живых существ. Выступал за комплексный подход к изучению личнос­ти, сформулировал генетическую (стадиальную) теорию памяти.

Выготский Лев Семенович (1896 - 1934) - выдающийся отечествен­ный психолог. Разработал учение о развитии психических функций в процессе освоения индивидом ценностей культуры, многие методоло­гические принципы психологической российской науки.

Запорожец Александр Владимирович (1905 - 1981) - видный рос­сийский психолог. Разрабатывал общепсихологическую теорию де­ятельности в онтогенетическом аспекте, теорию перцептивных дей­ствий.

Корнилов Константин Константинович (1879 - 1957) - известный российский психолог. Разрабатывал принципы изучения личности, про­блемы психологии воли и характера.

Ланге Николай -Николаевич (1858 - 1921) - один из основателей экспериментальной психологии в России. Работал над проблемами пси­хических познавательных процессов и их физиологическими основа­ми.

Леонтьев Алексей Николаевич (1903 - 1979) - выдающийся отечес­твенный психолог. Вместе с Л.С. Выготским и А.Р. Лурия разрабаты­вал культурно-историческую теорию, выдвинул и детально обосновал общепсихологическую концепцию деятельности, являющуюся признан­ным теоретическим направлением в отечественной и мировой психоло­гической науке.

Лурия Александр Романович (1902 - 1977) - выдающийся отечествен­ный психолог, основоположник нейропсихологии в нашей стране. Ос­новное внимание уделял экспериментальному исследованию проблемам локализации высших психических функций.

Нечаев Александр Петрович (1870 - 1948) - один из основателей эк­спериментальной психологии в дореволюционной России. Исследовал память и индивидуальные различия людей.

Павлов Иван Петрович (1849 - 1936) - великий русский ученый-физиолог, основатель учения о высшей нервной деятельности чело­века.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...