Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие «общество». Структурные элементы общества

Вопрос

Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества

Проблемы социальной динамики, связанные с анализом сущностных процессов, вопросов возникновения, изменения, развития общества и лежащих в основе этого механизмах, в разных аспектах рассматриваются во всех, без исключения, социологических концепциях. Но в зависимости от трактовки фундаментальных социологических категорий понятие «социальная динамика» приобретает в них своеобразную содержательную специфику и обозначается как «социальная генетика», «социальная эволюция», «социальное развитие», «социальный прогресс» и т.п., которые неоднозначно трактуются в формационном и цивилизационном подходах к изучению общества.
Формационный подход, разработанный в марксизме предполагает скачкообразное революционное движение общества от одной общественно-экономической формации к другой. Источником движения являются изменение в способе производства материальных условий жизни (в производительных силах и производственных отношениях). Производственные отношения выступают в качестве базиса общественно-экономической формации, изменения которой ведут к более или менее быстрой замене надстройки общественно-экономической формации, куда входят вся духовная жизнь общества с присущим ему общественным сознанием, системой общественных отношений, идеологией и общественными институтами, организующими всю общественную жизнь. В качестве основных общественных формаций в марксизме выделялись следующие: первобытное общество, рабовладельческая, феодальная, буржуазная (капиталистическая) и коммунистическая общественно-экономические формации. Последняя должна была пройти две фазы: социализм (первая фаза) и коммунизм (вторая и высшая фаза общественного развития). Формационная концепция общественного развития явилась теоретическим обобщением принципа исторического материализма, основными компонентами которого явились экономический детерминизм и трактовка общественного развития как естественноисторического процесса.
В рамках современной социологии общественные изменения связываются, прежде всего, с достигнутым уровнем промышленного или научно-технического, технологического, информационного развития, определяющим все другие стороны жизни общества. Это: «теория индустриального общества» Р.Арона, «теория стадий экономического роста» У.Ростоу, «теория постиндустриального (технотронного) общества» Д.Белла, З.Бжезинского, А.Турена, О.Тоффлера и др., включая новейшую концепцию «информационного общества».
Цивилизационная концепция общественного развития рассматривает этот процесс как тесно связанное взаимодействие и взаимовлияние культурных особенностей и трансформаций, определяющих всю систему общественных связей. Цивилизация трактуется как «материальное тело» культура, ее социальная организация и т.п. Но базисным элементом цивилизации, ее оборотной стороной является тип культуры (идеалов, ценностей и норм), определяющих специфику человеческого общежития.
В небольших вариациях тему цивилизационного развития развивали в своих трудах русский ученый Н.Данилевский, П.Сорокин (американский социолог русского происхождения), А. Тойнби, О. Шпенглер и др.

Впрос

ФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ - формация - исторически конкретный тип общества, детерминированный способом производства. В марксизме структура общественно-экономической формации понимается как совокупность сущностных сторон общественной жизни, определяющую роль в которой играют производственные отношения, соответствующие наличному уровню производительных сил. На основе разделения всех общественных отношений на материальные и идеологические Маркс выделял два крупных структурных образования - базис и надстройку. Общественное развитие понималось как разрешение противоречий между базисом и надстройкой, наступающих в эпоху социальных революций, тогда происходит смена формаций. Сущностной характеристикой общественного развития является последовательная смена одной формации другой (от первобытнообщинного строя до коммунизма).

Понятие «общество». Структурные элементы общества

Общество — универсальная форма человеческой жизнедеятельности. Общество является предметом исследования многих наук: социологии, философии, истории, социальной психологии и т.д. Невозможно построить исчерпывающую теоретическую модель общества, исходя из какого-то одного его «измерения». Более того, при таком подходе неизбежно упрощение и искажение социальных процессов. Существует несколько уровней исследования общества.

Общество может рассматриваться как:

• группа лиц, объединившихся для современной деятельности по реализации общих для них целей и интересов (обще­ство книголюбов, общество садоводов и т.д.). В этом своем значении слово «общество» является синонимом слов «организация», «союз», «объединение»;

• определенный этап в развитии человечества или страны (первобытное общество, феодальное общество, французское общество эпохи Возрождения, и т.д.). В этом смысле слово «общество» может употребляться вместе со словами «стадия», «этап», «период»;

• характеристика качественного состояния того или иного этапа в развитии человечества или страны («общество потребления», «информационное общество», «традиционное общество» и т.д.). Понимание общества в этом контексте требует его качественной характеристики;

• исторически саморазвивающаяся система общественных отношений между людьми, между человеком и миром. Это философское определение понятия общества.

Чтобы жить, люди должны воссоздавать свою жизнь во всем ее объеме и содержании. Именно совместная деятельность по

производству их жизни объединяет людей. Объективный мир становится миром человека только в том случае, если он вовлечен в человеческую деятельность.

Важной характеристикой деятельности является то, что она связывает воедино все компоненты общественной жизни, образуются устойчивые и динамичные связи между различными сферами деятельности, эпохами, поколениями людей. Связующими средствами служат предметы и явления материального и духовного мира орудия труда, природная среда, знания, идеалы и т.д. Эти связи в целом называют общественными отношениями; они формируют устойчивую систему — общество.

^ Общество возникает, и развивается при взаимодействии двух факторов деятельности и общественных отношений.

Общественные отношения — это многообразные формы взаимодействия и взаимосвязи, возникающие в процессе деятельности между реальными группами, а также внутри них (межлично­стные отношения).

Все многообразие общественных отношений можно подразделить на два большие класса — класс материальных и класс духовных отношений.

Материальные отношения возникают по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Духовные отношения формируются предварительно «проходя через сознание» людей, т.е. через идеи и духовные ценности. Выделяют политические, правовые, нравственные, эстетические и др. духовные отношения.

Общество является определенной, социальной системой взаимодействующих подсистем и элементов. Социальная система — это упорядоченная, самоуправляемая целостность множества разнообразных общественных отношений, носителем которых является индивид и те социальные группы, в которые он включен.

Основное предназначение общества состоит в обеспечении выживания человека как вида. Поэтому основными элементами общества, рассматриваемого в качестве системы, выступают те сферы, в которых осуществляется совместная деятельность людей, направленная на сохранение и расширенное воспроизводство их жизни.

Основными видами общественно необходимой человеческой деятельности являются экономическая, социальная, политическая, духовная деятельность. Области осуществления этих видов деятельности называются экономической, социальной, политической и духовной сферами или подсистемами общества.

^ Экономическая сфера — это область осуществления хозяйственной деятельности общества, охватывающая отношения, возникающие в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Являясь одной из основных подсистем общества, она также может быть рассмотрена в качестве самостоятельной системы. Элементами экономической сферы являются материальные потребности, экономические блага (товары), удовлетворяющие эти потребности, экономические ресурсы (источники производства благ), хозяйствующие субъекты (отдельные люди или организации).

^ Социальная сфера — это область возникновения и функционирования взаимосвязей людей друг с другом. Социальная система состоит из социальных групп, социальных связей, социальных институтов, социальных норм, ценностей социальной культуры

^ Политическая сфера охватывает отношения, связанные с взаимодействием государства, партий, политических организаций по поводу власти и управления, это область осуществления между людьми отношений власти и подчинения. Главными элементами политической системы общества выступают политические организации и институты (государство, политические партии, общественные организации, средства массовой информации), нормы политического поведения и политической культуры, политические идеологии.

^ Духовная сфера охватывает отношения, связанные с развитием общественного сознания, науки, культуры, искусства, это область создания и освоения духовных благ. Элементами духовной сферы являются духовные потребности как источник духовной деятельности общества, средства осуществления духовного производства, а также субъекты духовной деятельности. Духовные ценности — главный элемент духовной сферы — существуют в виде идей, и материально воплощаются в виде языка, произведе­ний искусства и т д.

Каждая из этих сфер в свою очередь может быть рассмотрена как система, состоящая из определенных элементов:

• экономическая сфера включает в себя производственные учреждения (заводы, фабрики), учреждения транспорта, фон­довые и товарные биржи, банки и т.п.,

• политическая — государство, партии, профсоюзы, молодежные, женские организации и т.п.,

«социальная — классы, страты, социальные группы и слои, нации и т.п.,

• духовная — наука, искусство, мораль, религия и т.п.

Общество, таким образом, представляет собой определенную совокупность элементов, взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом. Сферы общественной жизни диалектически взаимосвязаны. Например, экономические трудности (экономическая сфера) порождают социальную неустойчивость и недовольство различных общественных сил (социальная сфера) и ведут к обострению политической борьбы и нестабильности (политическая сфера). Все это требует осознания истоков кризиса и путей выхода из него, и обычно сопровождается интенсивными научными исследованиями, духовными поисками деятелей науки и культуры.

^ Структура деятельности

В структуре деятельности следует, прежде всего, различать субъект и объект деятельности. Субъект — тот, кто осуществляет деятельность, объект — это то, на что она направлена. Например, земледелец (субъект деятельности) воздействует на землю и выращиваемые на ней культуры (объект деятельности). Для бригады строителей-отделочников (субъекта) строящийся дом — объект. Субъектом деятельности могут быть человек, группа людей, организация, государственный орган. Объектом — природные материалы, различные предметы, сферы или области жизни людей. Деятельность субъекта может быть направлена также на другого человека. Например, тренер воздействует на спортсмена (тренирует его). Объектом деятельности артиста является публика в зале (аудитория). Наконец, деятельность субъекта может быть обращена на самого себя (человек сознательно тренирует свое тело, закаляет его, воспитывает волю, занимается самообразованием и т.д.).

^ В структуре деятельности можно выделить: субъекта, его цель, средства ее достижения и результаты. Выше уже отмечалось: человек начинает любую деятельность с того, что ставит (полагает) перед собою цель.

Цель — это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность. Например, в голове архитектора, прежде чем начнется строительство дома, возникает его образ. В самом деле, можно ли начинать строить здание, не представляя себе, каким оно будет (многоквартирный дом или административное здание, деревенская изба или храм, казарма или дворец). Его образ может быть показан в рисунке, чертеже, объемной модели, но прежде он возникает в сознании архитектора.

Может ли человек ставить любую цель, какую вздумается? Имея кремний, можно задаться целью изготовить наконечник стрелы, но нельзя сделать из него лук. Мог появиться и сказочный образ, например, ковра-самолета. Но какая деятельность могла создать такой ковер в действительности? Следовательно, целью деятельности может быть не любой образ желаемого, а лишь такой, который соответствует реальным возможностям окружающего мира и самого субъекта. При этом человек может знать или не знать свои возможности, свойства предметов окружающего мира. Цель определяется тем точнее, чем лучше субъект деятельности знает, каковы реальные средства и условия достижения цели.

Когда цель определена, ее достижение или неуспех деятельности зависит от средств. Чтобы построить дом, нужны строительные материалы, механизмы, орудия труда и другие средства производства. Средства должны соответствовать цели.

Нередко действия людей приводят к иным результатам, чем те, которых они хотели бы достичь. Немецкий философ Г. Гегель приводит такой пример. Человек из мести поджигает дом другого человека. Загораются находящиеся рядом дома, гибнет имущество других людей, а может быть, и сами люди. Такого результата своих действий он не ожидал. Результат усилил его вину, и, таким образом, он получил обратный удар. Использованное им средство породило совсем иные обстоятельства, чем было задумано.

Деятельность состоит из действий. Так, учебная деятельность включает в себя разнообразные действия: запись лекций, чтение книг, решение задач и др.

В действии тоже можно усмотреть цель, средство, результат. Любая деятельность предстает перед нами как цепь действий. Люди могут быть заняты одинаковой деятельностью, но поведение их различно. Если деятельность состоит из действий, то поведение — из поступков.

Ученые-психологи изучают состояние переживания человека, побуждающее его к деятельности. В мотивах деятельности проявляются потребности человека. Поэтому можно сказать, что мотивы — это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей. А потребность — это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.

Существуют различные классификации потребностей. В самой общей классификации потребностей выделяется три группы.

Первая — это необходимость в дыхании, питании, воде, в нормальном теплообмене, движении, самосохранении, сохранении рода и другие потребности, связанные с биологической организацией человека, с его принадлежностью к природе. Иными словами, это те же потребности, что есть и у животных. Вторая — социальные потребности, порожденные обществом. В них воплощена нужда личности, например, в многообразных взаимоотношениях с другими людьми, в самореализации, самоутверждении, общественном признании ее достоинств. Среди социальных потребностей иногда выделяют потребности «для себя» (потребность настаивать на своих правах) и «для других» (потребность выполнять свои обя­занности). Третья — идеальные потребности: познавать окружающий мир в целом и в его частностях, осознавать свое место в нем, смысл и предназначение своего существования. Нужда в знаниях отмечена была еще в древности. Древнегреческий философ Аристотель писал: «Все люди от природы стремятся к знанию». Понять смысл жизни помогает не только знание, но и искусство, которое иными средствами, чем наука, помогает человеку найти себя и свое предназначение.

Биологические, социальные и идеальные потребности взаимосвязаны. Биологические в своей основе потребности у человека в отличие от животных становятся социальными. У большинства людей социальные потребности господствуют над идеальными. Потребность в знаниях нередко выступает, как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе.

В некоторых случаях вообще трудно отделить биологическое, социальное, идеальное. Примером может служить потребность в общении.

Американский психолог А. Маслоу выделил следующие базисные потребности:

• физиологические: в воспроизводстве рода, пище, дыхании, одежде, жилище, физических движениях, отдыхе и т.п.;

• экзистенциальные (от лат.слова, означающего буквально существование): в безопасности существования, комфорте, постоянстве условий жизнедеятельности, в гарантии занятости, страховании от несчастных случаев, уверенности в завтрашнем дне и т.д.;

• социальные: в социальных связях, общении, привязанности, заботе о другом и внимании к себе, участии в совместной деятельности с другими;

• престижные: в самоуважении, уважении со стороны других, признании, достижении успеха и высокой оценки, служебном росте;

• духовные: в самоактуализации, самовыражении. Согласно теории А. Маслоу, первые два типа потребностей —

первичные (врожденные), а следующие три — вторичные (приобретенные). Потребности каждого следующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие.

Наряду с потребностями, важнейшим мотивом деятельности являются социальные установки. Под ними подразумевается общая ориентация человека на определенный социальный объект, выражающая предрасположенность действовать определенным образом относительно данного объекта. Например, таким объектом может быть семья. В зависимости от оценки значения семейной жизни, ее полезности для себя, индивид может быть предрасположен к созданию семьи, ее сохранению или, напротив, не расположен создавать и беречь семейные узы. От этого зависят его действия, поведение.

Важную роль в мотивах деятельности играют убеждения. Убеждения — это устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а также стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки.

В формировании мотивов деятельности особую роль играют интересы. Это слово тоже латинского происхождения, означающее буквально — «имеет значение, важно». Интересы людей имеют в своей основе их потребности, но направлены не столько на предметы потребностей, сколько на те общественные условия, которые делают более или менее доступными эти предметы, прежде всего, материальные и духовные блага, обеспечивающие удовлетворение потребностей. Интересы людей состоят в сохранении или преобразовании тех условий (учреждений, порядков, норм взаимоотношений и т.п.), от которых зависит распределение благ. Эти интересы зависят от положения в обществе тех или иных групп населения. Каждый человек принадлежит к нескольким социальным группам. Например, конкретный человек может принадлежать к молодежи, которая имеет свои, отличные от других групп, интересы (получить образование, профессию, иметь материальные условия для создания и содержания семьи и т.д.). Этот же человек относится и к какой-либо этнической группе, и имеет общие интересы с другими ее членами (возможность развития национальной культуры, языка). Будучи членом других групп, человек, имеет соответствующие социальные интересы. Интересы определяются положением различных социальных групп и индивидов в обществе, в большей или меньшей степени осознаются людьми, и являются важнейшими побудительными стимулами к различным видам деятельности. В обществе взаимодействуют разнообразные интересы: индивидуальные, групповые, интересы общества в целом. По направленности интересы разделяются на экономические, социальные, политические, духовные. В них находят обобщенное выражение актуальные потребности людей.

Потребности и интересы занимают ведущее место в мотивах деятельности, осознаются людьми, т.е. характеризуют сознательную деятельность. Люди обдумывают деятельность, осуществляют самоконтроль своих действий. Однако в деятельности проявляется и бессознательное, что означает психическую жизнь, совершающуюся без участия сознания.

Вопрос

^ Э кономическая сфера обществаявляется важнейшей из сфер жизни. Она играет значительную роль в существова­нии общества: обеспечивает саму возможность жизни людей (производство необходимых благ), возможность нехозяйст­венной деятельности человека (научной, культурной и др.), участие в той или иной форме каждого члена общества в его хозяйственной жизни (труд в домашнем хозяйстве, потреб­ление продуктов производства и т. п.).
Экономика — это хозяйственная система, обеспечиваю­щая удовлетворение потребностей людей и общества путем создания и использования необходимых жизненных благ. Ее главная цель — поддержание жизнедеятельности людей, со­здание условий д,ля продления рода человеческого.
«Экономика лишь условие и средство человеческой жизни, но не цель ее, не высшая ценность и не опре­деляющая причина».
Н. А. Бердяев
Экономическая жизнь общества многогранна и изучается различными экономическими науками. Мы остановимся на рассмотрении таких ее сторон, как соотношение между жиз­нью общества в целом и его экономическим развитием, вли­яние, оказываемое экономикой на общественную жизнь, ос­новные проявления экономической жизни, взаимосвязь экономики с другими сторонами жизни общества (политика, социальная структура, культура).
^ ЭКОНОМИКА КАК ПОДСИСТЕМА ОБЩЕСТВА
Экономическая жизнь общества представляет собой, прежде всего, производство, распределение, обмен и потреб­ление товаров и услуг. Это могут быть как материальные блага (одежда, жилище, продукты питания, транспорт), так и духовные ценности (предметы искусства, достижения на­уки и т. д.)
В процессе производства происходит преобразование при­родных материалов, придание им свойств, благодаря кото­рым они могут удовлетворять потребности людей. Отноше­ния распределения и само потребление людьми товаров и услуг существенно влияют на производство. Они могут ли­бо стимулировать, либо сдерживать его развитие. Например, принцип распределения по количеству и качеству труда, используемый во всех развитых странах, существенно сти­мулирует труд наемных работников, порождает материаль­ную заинтересованность в повышении производительности труда, в творческом влиянии на производственный процесс. Напротив, уравнительный принцип распределения не по­рождает таких мотивов. (Подумайте, каковы экономические интересы в развитии производства у свободного предприни­мателя.)
Основополагающим стимулом развития производства яв­ляется потребление как процесс использования результатов производства для удовлетворения определенных потребнос­тей людей, общества. Потребление влияет на рост масшта­бов производства, развитие его отраслей.
Важным проявлением экономической жизни общества яв­ляются отношения обмена между людьми, выступающие как обмен деятельностью, товарами и услугами. На что обмени­вает фермер продукты земледелия или животноводства, что­бы продолжать производство и удовлетворять свои личные потребности? А какими услугами пользуется, например, врач в обмен на предоставление своих профессиональных услуг?
Развитие общества и развитие его экономической жизни тесно взаимосвязаны. Они соотносятся между собой как це­лое и его часть. Экономическая жизнь, испытывая на себе влияние всех сторон общественной жизни (социальной, по­литической, духовной), в свою очередь, оказывает сущест­венное влияние на различные явления общественной жизни и общество в целом. Этот вывод подтверждают следующие положения:

 


  • существование общества невозможно без постоянного
    производства материальных благ;

  • общественное производство, и прежде всего сложивши­
    еся разделение труда и отношения собственности, определя­
    ет появление и развитие социальной структуры;

  • экономические отношения активно влияют на полити­
    ческую жизнь общества (экономически господствующие со­
    циальные группы, как правило, стремятся влиять на рабо­
    ту госаппарата, направления деятельности политических
    партий и др.);

  • в процессе производства создаются необходимые мате­
    риальные условия для развития духовной жизни общества
    (здания и имущество библиотек, театров, оборудование для
    издания книг, газет и т. п.).


Значительная роль в регулировании взаимодействий между людьми и организациями в экономике принадле­жит экономическим институтам. Экономические институ­ты — нормы и правила, по которым взаимодействуют и осуществляют экономическую деятельность ее участники. Формальные правила действуют в виде кодексов, законов и других писаных норм экономического поведения (например, законов, определяющих рамки предпринимательской дея­тельности, или постановлений по конкретным видам эконо­мической деятельности, экономических правил и норм, устанавливающих права собственности). Неформальные пра­вила выступают в виде традиций, обычаев, привычек и стереотипов поведения субъектов экономики (например, раз­работан Кодекс чести предпринимателя; в переходной рыночной экономике при нехватке денег для поддержания процессов обмена используется бартер). Экономические ин­ституты, как своеобразные «правила игры», в виде писаных и неписаных законов и правил экономической деятельности позволяют сделать более определенными и предсказуемыми экономические процессы за счет ограничения свободы и про­извола в действиях хозяйствующих субъектов.

Понятие «экономические институты» нередко использу­ется учеными и для обозначения системы основополагаю­щих экономических категорий (например, рынок, собствен­ность, конкуренция, налоги, государственное регулирование, бюджет и др.), а также непосредственных участников эко-
номических отношений (предприниматели, фирмы, органи­зации). Например, под финансово-кредитными институтами подразумевают банки, финансовые компании, пенсионные фонды, страховые компании. В процессе проведения эконо­мических реформ происходит преобразование различных экономических институтов (ликвидация одних и возникно­вение других). Вспомните, какие экономические институты были преобразованы при переходе России от централизован­ной экономики к рыночной.
Каковы основные тенденции развития экономической сферы жизни общества на рубеже двух веков? В этой сфере произошли значительные позитивные изменения. Экономи­ческие перемены стали, прежде всего, следствием научно-технической революции. Компьютеризация, информати­зация стали реальностью общественного производства. По­явились совершенно новые технологии, значительно возрос­ла скорость их внедрения. Так, телефонизация 50% амери­канских домашних хозяйств произошла спустя 60 лет с момента изобретения телефона. Сегодня для аналогичного уровня распространенности Интернета в США потребовалось 5 лет. Практически за такой же период пользователями со­товой связи стали две трети населения России.
На рубеже 90-х гг. родилось то, что сегодня называется экономикой знаний или новой экономикой. Ее отличитель­ной чертой является ускоренное развитие нематериальной сферы и нематериальной среды хозяйственной деятельности. Производство, распределение и использование знаний со­ставляют основу новой экономики. По существу, в XX в. ли­дерство в общественном производстве перешло к духовному производству: именно человеческий интеллект (его возмож­ности) превратился в фактор, определяющий масштабы и облик современного производства.
На базе этих перемен резко возросло материальное и ду­ховное богатство человечества. Во многих регионах мира сложились общества, обеспечивающие высокие стандарты потребления, комфорта и услуг (государства благосостоя­ния). Здесь важно отметить, что перемены в общественном производстве основываются на развитии творческих индиви­дуальных качеств и способностей основного участника про­изводства — человека и требуют такого развития.

^ ЭКОНОМИКА И УРОВЕНЬ ЖИЗНИ

Важным показателем и результатом экономической жиз­ни общества является уровень жизни его членов, под кото­рым понимают степень обеспечения населения товарами, услугами и условиями жизни, необходимыми для комфорт­ного и безопасного существования. Почему одним странам
удается добиться высокого уровня экономического разви­тия и процветания, а другие никак не выбьются из ни­щеты?
Многие века правители были убеждены, что богатство страны и соответственно благосостояние ее народа связаны с захватом в процессе войн территорий и богатства других народов, с наличием значительных природных ресурсов (лес, нефть, газ). Однако современная история экономичес­кого развития стран доказывает, что эти факторы не явля­ются решающими,
«Самый бедный — это тот, кто не умеет пользоваться

тем, чем располагает».
Так, например, Япония считается сегодня богатой стра­ной, хотя исторически обладает ограниченными ресурсами. Уровень экономического развития позволяет этой стране гораздо продуктивнее использовать свои незначительные ре­сурсы. Именно эффективное использование производствен­ных ресурсов (вспомните, что является факторами производ­ства) и считается сегодня действительным критерием уровня экономического развития стран. Из курса экономической географии вы уже знаете, что, поскольку эффективность экономики рассчитать сложно, для сравнения уровней раз­вития стран экономисты чаще всего используют такой пока­затель, как Валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения (суммарная стоимость всех конечных продуктов и услуг, произведенных страной за год, поделенная на числен­ность населения). Этот измеритель экономической деятель­ности выступает показателем уровня благосостояния, или уровня жизни.
Уровень жизни в широком смысле включает множество показателей: уровень здоровья людей, состояние окружаю­щей среды, степень неравномерности распределения доходов в обществе, доступность культуры, прожиточный минимум и др. (Предложите наиболее важные для России показатели уровня социально-экономического развития, которые можно было бы использовать для сравнения с другими странами.)
Эксперты Организации Объединенных Наций (ООН) счи­тают, что уровень жизни характеризует особый показа­тель — индекс человеческого развития, вычисляемый на основе величин: ВВП на душу населения, средней продол­жительности жизни и уровня образования.
Уровень благосостояния государства в немалой степени зависит от совершенства экономических механизмов, т. е. способов и форм соединения усилий людей при решении за­дач жизнеобеспечения. К таким экономическим механизмам относятся уже знакомые вам из курсов истории и общество­ведения основной школы разделение труда, специализация
и торговля. Они создают условия для достижения работ­ником высокой производительности труда и позволяют производителям обмениваться результатами труда на взаи­мовыгодной основе. Значение действия экономических механизмов для обеспечения уровня благосостояния людей можно понять, если сравнить уровень жизни общества на основе натурального хозяйства (племена Африки, Латин­ской Америки) и товарного хозяйства (развитые страны За­пада). Вспомните, в чем преимущества последней формы ор­ганизации экономической жизни.
Причинами низкой эффективности экономики могут быть использование устаревших технологий, низкий уро­вень квалификации кадров, расточительное использование природных богатств и др. Низкий уровень экономического развития ведет к снижению потребления: чтобы больше по­треблять, надо больше производить. Таким образом, уровень экономического развития прямо влияет на уровень жизни в стране.

Минимальный уровень потребления определяет такой по­казатель, как черта бедности (уровень, порог бедности). ^ Уровнем бедности называют нормативно устанавливаемый уровень денежных доходов человека за определенный пери­од, позволяющий обеспечить его физический (физиологиче­ский) прожиточный минимум. Представления о бедности в разных странах различны. Как правило, чем богаче страна в целом, тем выше уровень ее национальной черты беднос­ти. Так, в настоящее время Всемирный банк установил сле­дующие черты бедности: для развивающихся стран — 1 доллар США на человека в день; для стран Восточной Ев­ропы и СНГ — 4 доллара США; для промышленно развитых стран с рыночной экономикой — 14,4 доллара США.

Условия и способы перехода России к рыночной экономи­ке превратили бедность в серьезную проблему и для нашей страны. Главное условие ее решения — экономический рост.

^ ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА

Вы уже знаете, что в рамках общества как сложной со­циальной системы формируются и действуют различные общности и группы — роды, племена, классы, нации, семьи, профессиональные коллективы и т. д. Предметом дальней­шего рассмотрения будет взаимосвязь и взаимовлияние со­циальной структуры общества и его экономической жизни.

Одной из значительных общностей выступает народона­селение, которое является важнейшим условием жизни и развития общества. Темпы общественного развития, кризис или расцвет во многом зависят от таких показателей, как общая численность населения, темпы его роста, состояние

здоровья. В свою очередь, все эти показатели очень тесно связаны с экономической жизнью общества. Так, на темпы рождаемости влияет, прежде всего, уровень материального благосостояния, обеспеченность жильем, степень вовлечен­ности женщин в общественное производство. Например, уро­вень рождаемости в европейских странах с переходной эко­номикой (Польша, Венгрия, Чехия, Словакия и др.) за последние 5—10 лет резко упал, что связано с ухудшением условий жизни, сопровождавшим экономические реформы. В России в 90-е гг. XX в. уровень рождаемости также зна­чительно сократился.
Существует и обратная зависимость, когда народонаселе­ние влияет на экономику. Ускорение или замедление тем­пов экономического развития зависит от общей численности населения, его плотности (в регионе с небольшой численно­стью населения затруднено разделение труда, дольше сохра­няется натуральное хозяйство), темпов его роста (низкие темпы затрудняют воспроизводство рабочей силы и соответ­ственно снижают объемы производства, слишком высокие темпы заставляют направлять значительные ресурсы на про­стое физическое выживание населения).
Состояние здоровья населения также является фактором экономического развития. Его ухудшение ведет к снижению производительности труда в хозяйстве, сокращению продол­жительности жизни. Помимо этого, одной из причин резко­го снижения продолжительности жизни, например, у муж­чин в России (в 90-е гг. XX в. — с 64 до 58 лет) были сложившиеся социальные условия (сокращение доходов населения, рост нервных стрессов в связи с социально-

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...