Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Билет 10. Субъекты коррупционных правонарушений и преступлений.




Билет 6. Государственное регулирование экономики и вовлечение государственной службы в систему рыночных отношений.

Государство в рыночной экономике вынуждено выступать в качестве экономического агента, но оно имеет некоторые особенности: государству принадлежит регулирующая роль, оно отличается внерыночным происхождением дохода и обладает императивным статусом, то есть его требования являются обязательными для всех остальных экономических агентов. Государственное регулирование преследует три цели:

- минимизацию неизбежных негативных последствий рыночных процессов,

- создание правовых, финансовых и социальных предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики,

- обеспечение социальной защиты тех групп рыночного общества, положение которых в конкретной экономической ситуации становиться наиболее уязвимым.

Умелое государственное регулирование позволяет ликвидировать те “провалы”, которые невозможно восполнить, используя исключительно рыночный механизм. Но важно подчеркнуть, что никто не утверждает, будто все проблемы заканчиваются тогда, когда государство компенсирует провалы рынка. Ведь существует и фиаско государства (фиаско государственного регулирования), под которым понимается неэффективное распределение ресурсов в результате государственного регулирования. Фиаско государственного регулирования может быть вызвано следующими причинами:

Неравенство в получении информации. Лучше информированные люди получают прибыль больше.

Недобросовестность государственных чиновников (государственной бюрократии) преследующих свои интересы, которые могут в определённый момент превысить их чувство долга как государственных лиц.

Несовместимость во времени принятия тех или иных решений. Это означает, что мероприятия, оптимальные с точки зрения правительства сегодня, могут оказаться неоптимальными в будущем времени.

Выделим основные формы и методы вмешательства государства в экономику:

1. Административные методы государственного регулирования проводятся через расширение государственной собственности на материальные ресурсы, управление государственными предприятиями и законотворчество. Административные методы государственного регулирования находят эффективное применение в таких основных областях

2. Экономические методы проводятся с помощью различных мер макроэкономической политики (например, прогнозирование, социальные программы и т.п.). Они подразделяются на методы денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики.

Денежно-кредитная (монетарная) политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых государством в целях регулирования деловой активности путём планируемого воздействия на состояние национального кредита и денежного обращения.

Налогово-бюджетная политика – это комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых государством в целях регулирования деловой активности путём изменения государственных расходов и налогообложения.

Нормальная демократия позволяет конвертировать экономический капитал во властный (например, через механизм выборов), но в своих развитых формах препятствует конвертации властного капитала в экономический.

Специфика переходного периода — смешение традиций и культурных стереотипов, свобода практически беспрепятственной конвертации одних форм капитала в другие. В результате должностные лица рассматривают свою службу как продолжение рынка, а демократию трактуют как свободу преобразования нормального рынка в рынок коррупционных услуг.

Итак, отсутствие реальной борьбы с условиями, порождающими коррупцию, приводит к ее распространению как по горизонтали, так и по вертикали, захвату новых учреждений и сфер влияния, способствует образованию коррупционных сетей или сообществ. Коррупция в таких условиях стремится захватить не только экономику, но и политику. В результате стране и обществу наносится гигантский невосполнимый ущерб. Эффективность рыночной экономики резко снижается, а существующие демократические институты разрушаются. Усугубляется экономическое и политическое неравенство населения, увеличивается бедность, растет социальная напряженность. Под угрозу ставятся целостность страны и сохранение ее конституционного строя. Тем самым коррупция превращается в проблему, угрожающую национальной безопасности страны.

 

 

Билет 10. Субъекты коррупционных правонарушений и преступлений.

К субъектам антикоррупционной политики относятся

1) Народ РФ

2) Органы гос.власти и местного самоуправления

3) Учреждения, организации и лица, уполномоченные на формирование и реализацию мер антикоррупционной олитици

 

Статья 9. субъекты коррупционных правонарушений. Субъектами коррупционных гражданско-правовых деликтов в соответствии с гражданским кодексом государства и настоящим законом по решению суда могут быть признаны физические и юридические лица.

2. Субъектами дисциплинарных коррупционных правонарушений могут быть признаны государственные и муниципальные служащие и лица, занимающие государственные и муниципальные должности и не являющиеся государственными или муниципальными служащими.
3. Субъектами административных коррупционных правонарушений по решению суда могут быть признаны юридические лица, а также должностные лица.
4. Исполнителями коррупционных преступлений в соответствии с уголовным кодексом государства, настоящим Законом по решению суда могут быть признаны:
- должностные лица, так как это определено в уголовном кодексе государства, в случаях совершения ими любого из соответствующих преступлений с использованием своих полномочий;
- государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц, в случае совершения ими любого из соответствующих преступлений с использованием своих полномочий;
- лица, выполняющие управленческие функции в государственных и муниципальных предприятиях или некоммерческих организациях (в том числе зарубежных и международных), не являющихся государственными органами, органами местного самоуправления, государственными или муниципальными учреждениями, в случаях совершения ими любого из соответствующих преступлений с использованием своих полномочий;
- иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в государстве, обладающие публичным статусом в зарубежных и международных организациях, в случае совершения ими любого из соответствующих преступлений с использованием своих полномочий, если такое преступление, как это определено в уголовном кодексе государства, направлено против интересов государства, а также в случаях, предусмотренных международным договором государства, и если такие лица не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к ответственности на территории государства.
5. Иными участниками, в том числе организаторами (руководителями), пособниками или подстрекателями коррупционных преступлений в соответствии с уголовным кодексом государства по решению суда могут быть признаны любые граждане государства, иностранные граждане и лица без гражданства.

 

Наиболее важным,определяющим признаком коррупции является субъект. Субъект коррупции понимается весьма неоднозначно. Чаще всего субъектами коррупции именуют должностных лиц. Однако, должностное лицо - это уголовно-правовая категория и должностные лица могут быть признаны субъектами, в крайнем случае, только коррупционных преступлений. Использовать данный термин для определения субъекта коррупционных правонарушений не совсем верно. Более того, даже в УК перечень субъектов должностных преступлений расширен за счет государственных и муниципальных служащих.

В Указе Президента РФ от 4 апреля 1992 г. «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы» субъектом коррупции назван государственный служащий. Если субъектом коррупции признать государственных служащих, то за рамками данного явления окажутся практически все высшие должностные лица государства. Кроме того, за рамками коррупции остаются также муниципальные служащие.

Проект закона «О борьбе с коррупцией» пошел по пути перечисления категорий лиц, являющихся субъектами коррупционных правонарушений, не используя какой-либо обобщающий термин, Вряд ли такой способ следует признать продуктивным хотя бы по той причине, что структура органов власти и управления постоянно меняется, появляются новые категории лиц, выполняющих управленческие функции, что будет требовать постоянного внесения дополнений в закон.

Чаще всего субъектами коррупции признают лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций. Однако при таком понимании за рамками субъектов коррупции опять остаются лица, выполняющие управленческие функции в муниципальных органах.

Не претендуя на истину в последней инстанции, поскольку определение субъектов коррупционных правонарушений является предметом самостоятельного исследования, предлагаю признавать в качестве таковых лиц, уполномоченных на выполнение управленческих функций в сфере государственного и муниципального управления.

Билет 11. Основные факторы, влияющие на коррупционную готовность (к даче - получению взятки) - заработная плата, риск изобличения, субъективная оценка ответственности, степень корпоративной солидарности, обычаи среды и др.

 

1) Низкая официальная заработная плата

2) Высокое материально вознаграждение со стороны преступного мира

3) Отсутствие жесткого гос-го и общ-го контроля

4) Неравенство перед законом и судом

5) Недоверие к институтам власти и попытка решить все самому

6) Коррупциогенность всего общества

 

Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий дискреционной властью — властью над распределением каких-либо не принадлежащих ему ресурсов по своему усмотрению (чиновник, депутат, судья, сотрудник правоохранительных органов, администратор, экзаменатор,врач и т. д.). Главным стимулом к коррупции является возможность получения экономической прибыли (ренты), связанной с использованием властных полномочий, а главным сдерживающим фактором — риск разоблачения и наказания.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...