Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Счета и двойная запись. (ВОПРОС 3)




ВОПРОС 1. ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТЫ БУХУЧЕТА

Бухучет представляет собой сплошное, непрерывное, взаимосвязанное отражение хозяйственной деятельности организаций.

Бухгалтерский учет отражает наличие хозяйственных средств предприятия. В процессе хозяйственной деятельности хозяйственные средства изменяются, совершают кругооборот, который также отражает бухгалтерский учет. Бухгалтерский учет охватывает те стороны деятельности предприятия, которые могут быть выражены в денежном измерении.

Предметом бухгалтерского учета является финансово-хозяйственная деятельность предприятия. Можно также сказать, что предметом бухгалтерского учета, является имущество организации, его движение в различных сферах в процессе деятельности, а также результат этой деятельности

В бухучете используются три вида измерителей:

1. Натуральный измеритель – штуки, кг, г, км, м; используются для текущего аналитического учета имущества организаций

2. Трудовой измеритель – чел/ч, чел/дн; измерители, который используются для учета затрат рабочего времени, при расчете с персоналом по оплате труда

3. Стоимостной измеритель – обобщающий измеритель, используемый в Бухучете, для отражение текущего состояния его объектов и формирования показателей бух отчетности

 

ВОПРОС 2. МЕТОД БУХУЧЕТА И ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ

Метод Бухучета и его элементы

- совокупность способов и приемов ведения бухгалтерского учета в организации

Основные элементы метода бухгалтерского учета

· документация;

· инвентаризация;

· оценка и калькуляция;

· счета и двойная запись;

· баланс и отчетность.

 

1)При помощи документации осуществляется первичное наблюдение и учетное отражение хозяйственных операций, закрепляется ответственность работника за полученные ценности. Сразу по совершении операции для ее отражения в бухгалтерском учете должен быть составлен первичный документ, в котором даются описание совершенных операций и их точное количественное выражение и денежная оценка. Первичный документ должен обязательно содержать следующие реквизиты: наименование предприятия, наименование документа, его номер, дату, краткое содержание хозяйственной операции, ее количественное и денежное выражение, подписи лиц, ответственных за данную хозяйственную операцию. Правильность приводимых в документах сведений заверяется подписью ответственных за совершенные операции лиц.

Документация - все хозяйственные операции, проводимые организацией должны оформляться оправдательными документами; включает в себя обработку и движение первичных документов до сдачи их в архив.

Первоочередные требования к документам - своевременность составления, полнота и достоверность информации, обеспечивающие возможность предварительного и текущего контроля за хозяйственной деятельностью предприятия и активного воздействия на результаты его работы.

По месту составления документы делятся на:

ü внешние – поступающие в организацию,

ü внутренние – составленные в организации,

ü комбинированные – счета-фактуры, платежные поручения

По объему отражаемой информации:

ü Разовые

ü Накопительные

По назначению:

ü Распорядительные (приказы, распоряжения, чеки, доверенности)

ü Оправдательные (акты приема-передачи основных средств, квитанции, кассовые ордера)

ü Документы бух. Оформления (ведомости начисления амортизации, бухгалтерские справки)

По времени составления:

ü первичные (накладные, расписки, приемо-сдаточные акты)

ü сводные (авансовые отчеты, банковские выписки, кассовые отчеты)

 

Инвентаризация (ВОПРОС 4)

- проверка фактического наличия материальных ценностей и их сверка с данными бухучета

Ряд хозяйственных операций нельзя оформить документально в момент их совершения. Так, отдельные виды товарно-материальных ценностей имеют тенденцию к усушке, утруске, распылению и другим процессам, порождающим неизбежную естественную убыль. В других случаях потери, недостачи возможны из-за небрежности в работе материально-ответственных лиц, ошибок, обмана и т.п.; стихийных бедствий (пожара, наводнения и пр.). Выявление подобных фактов и оформление их в учете производится путем инвентаризации - проверки наличия имущества, обязательств и состояния расчетов и сопоставления фактических данных с учетными данными. Таким образом, инвентаризация является продолжением документации.

Инвентаризация позволяет через проверку выявить фактическое состояние материальных ценностей, денежных средств и финансовых обязательств. Она или подтверждает данные бухгалтерского учета, или выявляет неучтенные ценности и допущенные потери, хищения, недостачи. Поэтому при помощи инвентаризации обеспечивается и контролируется сохранность материальных ценностей, денежных средств и других активов, проверяется полнота и достоверность данных бухгалтерского учета и отчетности. С помощью инвентаризации организуется более четкий контроль за наличием и движением активов и обязательств организации, работой материально-ответственных лиц.


По объему проверки:

ü полные

ü частичные;

По срокам проведения:

ü плановые

ü внеплановые.


Излишки, выявленные при инвентаризации, учитываются в доходах организации в рыночной оценке, организация уплачивает 20% от стоимости- налог на прибыль. Недостачи списываются на материально ответственное лицо, а при отсутствии, по истечении срока исковой давности (3года) списываются на убытки организации.

 

Инвентаризаци я должна проводиться в конкретные сроки, ус­тановленные в зависимости от вида и характера имущества. Эти сроки предусмотрены Положением о бухгалтер­ском учете и отчетности РФ:

 

Инвентаризации проводятся в обязательном порядке:
1)при передаче имущества предприятия, учреждения в аренду;
2)при выкупе, продаже, а также преобразовании государственно­го или муниципального предприятия в акционерное общество или товарищество;
3)перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 ок­тября отчетного года.

 

Порядок проведения инвентаризаций на предприятии предпо­лагает:

ü создание постоянно действующих инвентаризационных комиссий в составе

ü руководителя предприятия или его замести­теля (председателя комиссии)

ü главного бухгалтера

ü начальников структурных подразделений (служб)

ü представителей обществен­ности.

Для непосредственного проведения инвентаризации иму­щества создаются рабочие комиссии в составе:

ü представителя руководителя предприятия, назначившего инвентаризацию (председатель комиссии);

ü специалистов (экономист, работник бух­галтерской службы, инженер, технолог, товаровед, кладовщи­к и др.).

В состав комиссии должны включаться опытные работ­ники, хорошо знающие инвентаризуемое имущество, порядок фор­мирования цен, первичный учет.

 

Счета и двойная запись. (ВОПРОС 3)

 

Счет предназначен для отражения однородных хозяйственных операций, он имеет Т-образную структура, левая сторона называется – дебит, правая – кредит, остаток на начало или конец периода называется Сальдо (Сн, Ск). Совокупность операций, прошедших по дебиту или кредиту называется оборотом, бывает дебетовый и кредитовый.

По отношению к балансу счета делятся на активные, пассивные, активно – пассивные.

Активные используются для учета имущества организации. Пассивные счета используются для учета обязательств организации или источников формирования финансовых средств. Активно – пассивные могут являться как активными так и пассивными.

При возникновении дебиторской задолженности, счет расчетов используется как активные счет, след. возникающая дебиторская задолженность отражается по дебиту счетов расчета. Списание или погашение дебиторской задолженности отражается по кредиту счетов расчетов. Возникновение кредиторской задолженности отражается по кредиту счетов расчетов, а списание по дебиту.

 

 

Схема активного счета

Д К
Сн Хозяйственные операции, увеличивающие счет Об д (оборот)     Ск =Сн+Об д – Об к   ХО, уменьшающие счет   Обк

Схема пассивного счета

Д К
  ХО, уменьшающие счет Сн ХО, увеличивающие счет     Ск = Сн – Об д + Об к

Каждая ХО в одной и той сумме отражается на двух бухгалтерских счетах. По дебиту одного счета и кредиту другого счета, что называется двойной записью.

С р/с в кассу поступили ДС – 500 000

Д «касса» К «р/с» - 500 000

50 51

Д К
Сн – 0 500 000 Об:500 000 С к: 500 000   Обк 0

 

   
Сн 2500т Об д: 0 Ск 2000т С 500 000 Об к 500 000

Переданы материалы в основное производство

Д 20 «о» К 10 «мат»

 

Взаимосвязь между счетами бухучета называется корреспонденцией счетов или проводкой. Проводки бывают простые и сложные. Если ХО отражаются по Д одного счета и К другого счета, то проводка будет простой, если ХО отражается по Д одного счета и К нескольких счетов или наоборот, то проводка будет сложной.

1. Д 70 К 50 - 450 000

2. Д 71 К 50 – 50 000

Д70 – 450 000

Д 71 – 50 000

К 50 – 500 000

Счета бухучета делятся на синтетические и аналитические. Синтетические – счета для учета обобщенной информации о совершенных ХО. Аналитические счета раскрывают содержание основных синтетических счетов.

Сн 10/3 – 800 000

Бензин – 600 000 = 92 – 250 000

95 – 180 000

98 – 170 000

Диз. Топливо – 200 000 =

Между счета синтетического и аналитического учета существует взаимосвязь, выражающаяся в следующем:

1. Сн или Ск данного синтетического счета всегда равно сумме Сн-ых или Ск-ых всех аналитических счетов открытых к данному синтетическому счету.

2. Величина Об д или Об к данного синтетического счета всегда равны сумме Об д-ых или Об к –ых всех аналитических счетов, открытых к данному синтетическому счету.

 

Оценка и калькуляция.

Для перевода натуральных и трудовых измерителей в денежный применяется способ, называемый оценкой. При этом необходимо соблюдение принципа реальности и единства. В бухгалтерском учете принят основной принцип оценки его объектов - по фактической себестоимости.

Таким образом, оценка представляет собой способ выражения в денежном измерителе активов организации и источников их формирования.

Фактическая себестоимость объектов учета определяется с помощью приема калькулирования, т.е. расчета всех элементов себестоимости.

Себестоимость продукции определяется на всех предприятиях на основе нормативных актов, устанавливающих состав затрат на производство и реализацию продукции, включаемых в ее себестоимость.

В РФ применяется 4 метода калькулирования себестоимости:

 

1)Простой (котловой) – применяется в единичных производствах и предполагает расчет себестоимости единиц. Путем деления величины совокупных затрат на количество производственной продукции, работ, услуг

2)Позаказный –применяется при единичном или мелкосерийном производстве, либо при условии, что продукция, производимая по каждому заказу, если не уникальна, то существенно отличается от продукции других заказов (тяжелое машиностроение, судостроение, наука, типография, мебельная промышленность).Себестоимость единицы продукции определяется как результат деления накопленной по отдельному заказу суммы затрат на количество единиц продукции, изготовленной по данному заказу.

3) Попередельный – используется в тех отраслях, где конечный продукт последовательно проходит несколько стадий обработки, при этом на каждом этапе обработки рассчитывается себестоимость этапа, таким образов себестоимость конечного продукта складывается из суммы себестоимостей каждого этапа обработки

4)Нормативный – используется в любой отрасли и предполагает сравнение разработанных или рассчитанных нормативов, используемых ресурсов с фактическими показателями.

Баланс и отчетность

Бухгалтерский баланс – совокупность данных об имущественном и финансовом положение организации на дату его составления.

В Балансе 5 разделов: 2 в Активе, 3 в Пассиве.

Разделы делятся на статьи, состав статей бух бал. Определяется самостоятельно, итог баланса по активу всегда равен итогу баланса по пассиву. Балансовое ур-е: Активы=Акционерный Капитал+обязательства

По степени очистки баланс:

ü Баланс-брутто (оборотно-сальдовая ведомость по счетам синтетического учета)

ü Баланс-нетто в РФ (баланс, в кот. внеоборотные активы отражаются за минусом накопленной амортизации, по остаточной стоимости, а оборотные активы-по текущей рыночной стоимости.

 

Бухгалтерская отчетность – совокупность данных об имущественных и финансовом положении организации и изменениях в составе имущества и обязательств за отчетный период.

Отчетность делится:

· Промежуточную

o бухгалтерский баланс

o отчет о прибылях и убытках

· годовую

o бухгалтерский баланс

o отчет о прибылях и убытках

o форма3 отчет об изменениях капитала

o форма4 отчет о движении денежных средств

o примечание к БУ балансу и отчету о прибылях и убытках

o заключительная часть аудиторского заключения для организаций подлежащих обязательному аудиту

Отчетность является завершающим этапом учетного процесса. В ней отражаются имущественное и финансовое положение организации, результаты хозяйственной деятельности за отчетный период (месяц, квартал, год).

Типы хозяйственных операций по их влиянию на баланс.

· Хозяйственные операции, затрагивающие только актив бухгалтерского баланса и не изменяющие его валюту Д20К10

· Хозяйственные операции, затрагивающие только пассив бухгалтерского баланса и не изменяющие его валюту Д82К80

· Хозяйственные операции затрагивающие актив и пассив бухгалтерского баланса и увеличивающие его валюту Д10К60

· Хозяйственные операции затрагивающие актив и пассив бухгалтерского баланса и уменьшающие его валюту Д60К51

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...