Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие систем поддержки принятия решений




 

Основой успешного функционирования производственной среды является принятие решений, адекватных условиям, в которых функциони-руют объекты. Системы поддержки принятия решений, в которых сконцентрированы мощные методы математического моделирования, систем управления, информатики, являются инструментом, призванным оказать помощь руководителям в их деятельности во все усложняющемся динамичном мире.

Первоначально применение ЭВМ в процессе принятия решений основывалось на копировании человеческого подхода к разрешению проблем. Используемое при этом преимущество компьютера, состоящее в большом быстродействии и памяти с возможностями расширения до необходимых размеров, сделало его необходимым практически во всех областях человеческой деятельности. Важнейшими областями, в которых компьютер стал ближайшим помощником человека, являются [50; 51]:

- быстрый доступ к информации, накопленной в компьютере ЛПР или/и в компьютерной сети;

- осуществление оптимизации или интерактивной имитации, основанных на математических или эвристических моделях;

- нахождение в базах данных принятых ранее решений в ситуациях, подобных исследуемым, для использования ЛПР в подходящий момент;

- использование знаний лучших в своей области специалистов, включенных в базы знаний экспертных систем;

- представление результатов в наиболее подходящей для ЛПР форме.

Но такое использование ЭВМ имеет не самую высокую эффективность. Руководитель, кроме информации из базы данных и некоторых экономических или технологических расчетов, в своей деятельности встречается с большим количеством задач по управлению системой, которые не решаются в рамках традиционной информационной технологии. Эти соображения способствовали возникновению нового типа компьютерных систем, называемых системами поддержки принятия решений. Представим несколько определений, которые показывают, как изменялся смысл, вкладываемый в понятие «системы поддержки принятия решений»:

- СППР – это совокупность процедур по обработке данных и суждений, помогающих руководителю в принятии решений, основанная на использовании моделей [26].

- СППР – это интерактивные автоматизированные системы, помогающие лицу, принимающему решения, использовать данные и модели слабоструктуризированных проблем [21; 55].

- СППР – это компьютерная информационная система, используемая для поддержки различных видов деятельности при принятии решений в ситуациях, где невозможно или нежелательно иметь автоматизированную систему, которая полностью выполняет весь процесс решения [43];

- СППР – это системы обработки на ЭВМ информации в целях интерактивной поддержки деятельности руководителя в процессе принятия решений.

Можно выделить два основных направления интерактивной поддержки:

- облегчение взаимодействия между данными, процедурами анализа и обработки данных и моделями принятия решений, с одной стороны, и ЛПР как пользователя этих систем – с другой;

- предоставление вспомогательной информации, в особенности для решения неструктурированных или слабоструктурированных задач, для которых трудно заранее определить данные и процедуры соответствующих решений.

Иными словами, СППР – это компьютеризированные помощники, поддерживающие руководителя в преобразовании информации в эффективные для управляемой системы действия. Эти системы должны обладать такими качествами, которые делают их не только полезными, но и незаменимыми для ЛПР. Как любые информационные системы, они должны обеспечивать специфические потребности процесса принятия решений – потребности в информации.

Системы поддержки принятия решений должны адаптироваться к стилю работы лица, принимающего решение, отражать стиль его мышления, контролировать все (в идеале) или большинство важных аспектов деятельности ЛПР, который, будучи руководителем, выполняет множество функций. Являясь лидером и организатором работы своих сотрудников и взаимодействия с другими партнерами по бизнесу, ЛПР передает поступающую извне информацию своим подразделениям в соответствии с потребностями в выполнении специфической деятельности, а также обеспечивает корректиторовку непредвиденных отклонений от нормального функционирования системы, определяет стратегию выделения ресурсов для различных областей деятельности организации.

Системы поддержки принятия решений должны иметь возможность адаптироваться к изменению вычислительных моделей, общаться с пользователем на специфическом для управляемой области языке (в идеале – на естественном) и представлять результаты в такой форме, которая способствовала бы более глубокому пониманию результатов.

Таким образом, роль СППР состоит не в том, чтобы заменить руководителя, а в том, чтобы повысить эффективность его работы. Цель СППР – не автоматизация процесса принятия решения, а осуществление кооперации, взаимодействия между системой и человеком в процессе принятия решений.

В этом контексте реальные пределы поддержки решения определяются не столько возможностями информатики, сколько пониманием процесса принятия решений. СППР должны уметь распознавать двусмысленность и неполноту информации и иметь средства для их преодоления. Они должны быть дружественными ЛПР, помогая ему в концептуальном определении задач и предлагая привычное представление результатов.

Каждый руководитель обладает присущими только ему знаниями, способностями, опытом и стилем работы. Одной из целей СППР является помощь человеку в совершенствовании этих качеств. Кроме известных требований к информационным системам (мощная СУБД, которая обеспечивает эффективный доступ к данным, их целостность и защиту; развитые аналитические и вычислительные процедуры, поддерживающие обработку и анализ данных; транспортабельность, надежность, гибкость, возможность включения новых технологических процедур [70]), СППР должны обладать и определенными специфическими чертами [63]:

- возможностью выработки вариантов решений в непредвиденных ситуациях;

- адаптацией моделей, применяемых в ИУС, к конкретной ситуации в результате диалога с пользователем;

- возможностью интерактивного генерирования моделей (пока достаточно простых).

Во многих случаях ЛПР не имеет хорошо определенной цели в каждой ситуации. И тогда решение является исследовательским процессом, а СППР – средством более глубокого познания системы и совершенствования руководителем своего стиля работы. А поскольку СППР имеют модульную структуру, то это позволяет использовать новые процедуры и модернизировать процедуры, уже включенные в систему, в соответствии с новыми требованиями.

Процесс принятия решений предусматривает последовательное выполнение следующих шагов:

- осмысливание проблемы;

- диагностику;

- концептуальное или математическое моделирование;

- выработку альтернатив и выбор тех из них, которые в наибольшей степени удовлетворяют поставленным целям;

- мониторинг осуществления решения.

Системы поддержки принятия решениий призваны помочь ЛПР на каждом из этих шагов и, следовательно, прогресс в разработке и расширении области их применения зависит и от концепции их построения, и от совершенства отражения каждой из функций, которую они поддерживают.

Можно выделить два подхода к созданию СППР [42]:

- нормативный, в котором решение разрабатывается с точки зрения ее рациональности и основой которого является наука об управлении и исследовании операций;

- дескриптивный, основанный на теории искусственного интеллекта и методологии экспертных систем.

Самостоятельное применение каждого из этих подходов в отдельности не дает достаточно высоких результатов, поэтому в последнее время происходит их объединение. Это является существенным для ЛПР, так как известно, что объяснение, почему дана именно такая рекомендация, столь же важно для руководителя, как и само предложенное решение.

Эволюция СППР также отражается и в уровне помощи, оказываемой ЛПР, – от пассивной поддержки к расширенной, активной поддержке [2].

Пассивная поддержка предоставляет удобный инструмент, не претендуя на изменение существующих способов действий ЛПР. Качество СППР, основанных на такой поддержке, зависит от удобства и доступности программного продукта, точнее сказать – от его интерфейса. Фактически это интерактивные информационные системы, предоставляющие руководителю только те услуги, которые он требует, и только в ответ на его требование, и не затрагивающие его автономию.

Пассивный подход используется и в традиционных СППР, которые отвечают на вопрос «что если?» (what if?). В этом случае ЛПР выбирает и оценивает альтернативы, имея возможность анализировать отдельные факты, обобщает их, тем самым увеличивая эффективность процесса принятия решений. Для этого используется концепция оптимизации, основанная на нормативном подходе, который определяет то, как нужно выбирать решение, а не то, как оно выбирается.

В этой связи следует отметить, что усилия для оптимизации становятся все менее существенными в связи с прогрессом компьютерной техники, информационных сетей и распределенных баз данных, которые облегчают подготовку информации и ускоряют расчет оптимальных решений. Благодаря этому создаются предпосылки для перехода к активной поддержке принятия решений, в которой используются новые области, например аналитические методы и, в частности, многокритериальный анализ. Такая поддержка использует нормативный аспект получения эффективного решения более широко, чем обычные СППР. В нем одновременно присутствуют процедуры анализа и объяснения полученного решения и оценки как преимуществ, так и возможных потерь. Таким образом, ЛПР может оценить предложенный СППР вариант и принять решение, имея более широкий взгляд как на само решение, так и на его последствия, основываясь на консультациях, предоставленных системой.

Система поддержки принятия решений состоит из трех элементов: решения, поддержки решения и системы, обеспечивающей эту поддержку.

Решение относится к функциональным и аналитическим аспектам, а также к критериям выбора альтернатив.

Поддержка направлена на обеспечение необходимыми инструментами и пониманием способов действий ЛПР на пути оказания ему помощи.

Система относится к технологии всего процесса и возможностям, предоставляемым ЛПР.

Расширение области применения СППР в ближайшем будущем связано с сочетанием нормативного и дескриптивного подходов, при этом основное внимание должно уделяться пониманию способов выработки решения специалистами [48; 66].

Являясь расширением и одновременно концептуальным скачком в развитии автоматизированных рабочих мест, СППР ориентируются на отдельные проблемы принятия решений и основываются в основном на индивидуальной работе. При этом необходимо учитывать, что руководители высокого ранга при выработке оптимального решения для всей управляемой системы используют, как правило, неструктурированную информацию, получаемую из текстовых документов (отчетов, специальных обзоров, статей и др.), а также мнения, знания руководителей своих филиалов, размещенных в других местностях.

Таким образом, СППР должны включать перечисленные выше возможности, тем более, что техническая база, компьютерные сети и распределенные базы данных уже существуют и используются практически повсеместно. В качестве ближайших ориентиров развития СППР можно выделить следующие:

- адаптивные системы;

- системы управления распределенными процессами и ресурсами;

- системы формирования и синхронизации графиков деятельности взаимодействующих во времени и размещенных в различных местах процессов и производств;

- системы, основанные на информации, как структурированной в базах данных и знаний, так и неструктурированной.

В последнее время развивается идея принятия решений на основе слабых сигналов, когда имеются лишь отдельные факты, не вписывающиеся в принятую парадигму, но еще не представляющие существенного отклонения, по которому должны быть приняты меры. Слабые сигналы говорят о возможностях, которые еще недостаточно ясны, или о предполагаемых опасностях в будущем.

В современном динамичном мире, когда не все последствия могут быть прогнозируемы, руководителю необходим инструмент, который если и не сумеет предложить конкретный вариант действий, то хотя бы поможет в анализе и прояснении ситуации на основе слабых сигналов. СППР смогут стать таким инструментом, но только при условиях оказания ими помощи в решении все более усложняющихся задач.

Производство, чтобы быть конкурентоспособным, должно основываться на новейших достижениях науки и техники и в связи с этим достаточно легко переходить на более совершенные технологии. Поэтому руководитель любого ранга должен быть обеспечен необходимой помощью в выработке и обосновании решений, адекватных изменяющимся условиям, в которых функционирует управляемая им система, и воздействиям со стороны внешней среды. СППР являются мощным инструментом для выработки альтернативных вариантов действий, анализа последствий их применения и совершенствования навыков руководителя в столь важной области его деятельности, как принятие решений [53].

После того как ими было определено понятие поддержки принятия решения, проведем анализ существующих систем и их функциональных возможностей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...