Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проведите анализ международных правовых актов систем образования.




Основные принципы деятельности в области образования базируются на международно-признанных нормах и стандартах прав человека, сформулированных в декларациях, конвенциях, пактах, соглашениях и рекомендациях. При этом учитываются потребности различных категорий населения.

Точка зрения, выраженная Э. Мюллер-Раппард, о том, что права человека уже не являются исключительно внутренним делом государства, а относятся к числу важнейших международных проблем, вполне выражает традиционное мнение по поводу права на образование.

Право на образование, таким образом, в настоящее время является предметом международно-правового регулирования. И.Н. Барциц отмечает, что вопросы соотношения и взаимодействия международного права и правовой системы России в контексте процессов интеграции и глобализации в настоящий момент приобретают особое значение.

Международными стандартами права на образование принято считать выработанные государствами, закрепленные в конвенционных актах универсальные цели и принципы образования, минимальные правовые возможности для индивида, которые ему обязано предоставить государство. Право на образование признается всеми субъектами сферы образования в различных государствах.

Право на образование в различной степени регулируется такими международными и региональными актами, как Устав ЮНЕСКО, Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Декларация прав ребенка, Конвенция ЮНЕСКО О борьбе с дискриминацией в области образования, Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод.

Обеспечить каждому ребенку лучшее будущее – таков пафос основных международных документов, касающихся прав детей, в том числе права на образование. Политика ЮНЕСКО в области образования включает стратегию деятельности, разработку международной нормативно-правовой базы и практику сотрудничества на двусторонней и многосторонней основе, что, в совокупности дает возможность интегрировать образовательные процессы как на национальном, так и на международном уровне.

Конвенция ООН о правах ребенка устанавливает, что государства-участники признают право ребенка на образование, и с целью постепенного достижения осуществления этого права на основе равных возможностей: вводят бесплатное и обязательное начальное образование; поощряют развитие различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечивают его доступность для всех детей и принимают такие необходимые меры, как введение бесплатного образования и предоставление в случае необходимости финансовой помощи; обеспечивают доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого с помощью всех необходимых средств; обеспечивают доступность информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки для всех детей; принимают меры по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школу.

Международные документы о праве на образование не ограничиваются его провозглашением, а устанавливают содержание данного права.

Содержание права на образование определено во Всеобщей декларации прав человека следующим образом: «Образование должно быть бесплатным, по меньшей мере, в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого»; в Декларации обозначены как цели направленность образования на полное развитие личности, уважение к правам и свободам человека.

Большая часть международно-правовых документов содержит формулировку принципа равноправия и запрета дискриминации при осуществлении права на образование. В соответствии с Международной конвенцией о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965г., государства – участники обязались запретить и ликвидировать расовую дискриминацию во всех ее формах, в особенности в отношении осуществления права на образование и профессиональную подготовку. Цели и задачи образования в соотнесении с его международными и региональными обязательствами, зафиксированными в разного уровня и разной степени обязательности нормативных инструментах, определяются государствами на политическом, институциональном и нормативно-правовом уровнях.

В результате анализа права на образования выделены следующие ключевые элементы международных стандартов права на образование:

– значение, цели и задачи, приоритеты, характеристики образования, которые должны быть, в том числе, ориентированы на реализацию права на образование маргинализированных групп детей как субъектов со специальным образовательно-правовым статусом; наличие, доступность образования, в которой выделяем такие составляющие, как недискриминация, физическая доступность, экономическая доступность; приемлемость; адаптируемость;

– система международных нормативно-правовых инструментов в области права на образование;

– обязательства государства по соблюдению, защите и содействию и обеспечению реализации права на образование (содержание этого обязательства варьируется в зависимости от уровней и видов образования);

– имплементация международных обязательств государства в области осуществления права на образование на национальном уровне;

– образование в области прав человека и его представленность на всех уровнях формального образования;

– нарушения государства в области осуществления права на образование и обязательства иных субъектов помимо государства, трудности реализации образовательной политики.

Проанализировав выше ряд международных документов, можно сделать выводы:

– элементы права на образование в современном международном праве следует классифицировать на обязательные (общие) и факультативные (специальные);

– к обязательным элементам права на образование в современном международном праве относится право на получение определенного уровня образования в объеме, определяемом Всеобщей декларацией прав человека – «начальное образование должно быть обязательным»;

– к факультативным элементам права на образование в современном международном праве относятся все иные предусмотренные возможности получения образования, например – основное общее, все виды профессионального образования. Их реализация осуществляется как по желанию самих субъектов (или их законных представителей), так и в соответствии с социально-экономическими возможностями государства.

Таким образом, особые юридические качества международных стандартов права на образование заключаются в том, что они:

– обладают общечеловеческим значением, разделяются всеми цивилизованными нациями и народами;

– обеспечение права на образование в подобных условиях уже не может считаться внутренним делом страны;

– на международном и внутригосударственном уровне отражают исторически достигнутый уровень гуманности и демократии общества; имеют особые основания возникновения;

– имеют постоянно действующий, непрерывный характер; обязательны для законодательной власти государства, участвующего в интеграционных процессах, при принятии актов внутригосударственного права;

– ни международный договор, ни внутригосударственный закон не могут ограничить право на образование человека;

– применение в сфере внутреннего права положений-стандартов международного права, норм, которые способны внести прогрессивные начала в национальное образовательное законодательство – юридико-технический прием его гармонизации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...