Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Программная реализация предложенных




Алгоритмов

 

При работе с учетом профиля пользователя необходимо произвести настройку параметров мультилингвистической поисковой системы и настройку самого профиля всех ЛПР. Поэтому работа с системой начинается с утилиты «Настройка системы ЛПР для принятия решения» (рис. 4.10).

 

 

Рис. 4.10. Главное окно утилиты «Настройка системы ЛПР

для принятия решения»

 

Эта утилита позволяет настраивать четыре функции системы:

- связь проблем и ситуаций;

- связь ЛПР и ситуаций;

- связь данных/документов и ситуаций;

- настройка параметров профиля ЛПР.

Рассмотрим каждую из этих функций более подробно.

Функция «Связь проблем и ситуаций» имеет следующее окно настройки (рис. 4.11).

 

 

Рис. 4.11. Окно «Связь проблем и ситуаций»

 

Любая проблема, с которой встречается ЛПР, может быть разбита на ряд простых блоков (ситуаций). На рис. 4.11 приведен пример проблемы «Проблемы с поставщиками» и показаны ситуации, которые могут возникать в ее рамках: «Ведение договоров», «Цены поставщика», «Реквизиты поставщика» и т. д.

Кроме того, данное окно позволяет управлять списками проблем и ситуаций. Для просмотра этих списков необходимо нажать на кнопки «Список проблем» и «Список ситуаций». Также можно производить действия по добавлению и удалению проблем и ситуаций, т. е. определить их связи между собой.

Окно «Список ситуаций» (рис. 4.12) предназначено для управления перечнем ситуаций и позволяет производить поиск ситуаций, их добавление и удаление, а также корректировку правильности названия ситуации. Аналогичным образом работает окно «Список проблем» (рис. 4.13).

Следующая важная функция, которую можно решать с помощью утилиты «Настройка системы ЛПР для принятия решения», – связь ЛПР и ситуаций.

Окно, предназначенное для реализации данной функции (рис. 4.14), разделено на три области:

- данные о ЛПР;

- данные о ситуациях и проблемах, которые может решать ЛПР;

- область управления.

 

 

Рис. 4.12. Окно «Список ситуаций» Рис. 4.13. Окно «Список проблем»

 

 

Рис. 4.14. Окно «Связь ЛПР и ситуаций»

Данные о ЛПР содержат информацию о должности ЛПР и его персональных данных: фамилии, имени и отчестве. Напротив этой области в области управления находятся кнопки для добавления должностей и ЛПР, а также для их удаления. Добавление ЛПР подразумевает не внесение данных о нем в корпоративную информационную систему, а включение этих данных в список для управления проблемами и ситуациями, которые должны быть разразрешены.

Следующая область окна «Связь ЛПР и ситуаций» относится к проблемам и ситуациям, на которые ЛПР может влиять. Напротив данной области расположены кнопки для расширения полномочий ЛПР, а именно: для управления проблемами и ситуациями, предназначенными для данного ЛПР. Здесь можно отметить, что даже в рамках одной проблемы список ситуаций для разных ЛПР будет разным, а также то, что чем выше должность и полномочия ЛПР, тем больше списки проблем и ситуаций, на которые он может повлиять.

В окне «Связь ЛПР и ситуаций» также реализована возможность быстрого поиска для всех полей из областей данных о ЛПР и данных о ситуациях и проблемах, которые должны быть разрешены.

Следующая функция, которую предоставляет рассматриваемая утилита, – это связь данных/документов и ситуаций (рис. 4.15).

 

 

Рис. 4.15. Окно «Связь данных/документов и ситуаций»

Эта функция является ключевой при работе с системой поддержки принятия решений, так как при работе с ней указывается, какая информация должна быть предоставлена ЛПР при возникновении той или иной проблемы. Здесь необходимо обратить внимание на то, что понятия «данные» и «документы» подразумевают совершенно разные информационные источники: данные – это информация, которая хранится в корпоративной базе данных как на главном сервере корпорации, так и в филиалах и представительствах, тогда как документы – это электронные корпоративные документы, которые физически находятся в неструктурированном информационном пространстве корпоративной сети.

В окне «Связь данных/документов и ситуаций» можно выделить четыре области:

- ситуации;

- данные/документы;

- визуализация связей между ситуациями и данными/документами;

- управление ситуациями и данными/документами.

В области ситуаций при выборе конкретной ситуации отображается список данных/документов, которые связаны с данной ситуацией. В этой области можно корректировать список ситуаций и данных/документов, влияющих на ситуацию.

Область визуализации связей между ситуациями и данными/доку-ментами имеет древовидную структуру, которая помогает быстрому просмотру связей.

Области данных/документов и управления ситуациями и данными/ документами в работе СППР не участвуют.

Следующая крупная функция – настройка параметров профиля ЛПР. Окно настройки этой функции (рис. 4.16) позволяет просматривать и корректировать значения текущего веса и коэффициента изменчивости в профилях ЛПР. В нем реализованы два профиля: краткосрочный и долгосрочный.

После того как параметры мультилингвистической поисковой системы настроены, необходимо приступить к получению и обработке проблем ЛПР.

При возникновении проблемы ЛПР производит настройку возможных ситуаций, с помощью которых данную проблему можно разрешить (рис. 4.17).

При введении информации о проблеме она отображается в левой верхней части окна, а ниже будет представлен перечень ситуаций, которые могут быть обработаны ЛПР. Из этого перечня можно выбрать одну ситуацию, а можно выделить все ситуации, связанные с данной проблемой.

 

 

Рис. 4.16. Окно «Настройка параметров профиля ЛПР»

 

 

Рис. 4.17. Окно «Получение ЛПР проблемы»

После выбора ситуаций для обработки необходимо нажать на кнопку «Подбор данных/документов» и открыть окно «Поиск данных/докумен-тов» (рис. 4.18). Это окно предназначено для настройки параметров поиска информации. В нем отражается возникшая проблема, ситуации и перечень (список) документов, которые помогут ее разрешить.

 

 

Рис. 4.18. Окно «Поиск данных/документов»

 

После того как ЛПР произведет выбор данных/документов из этого списка, следует нажать на кнопку «Поиск данных/документов». В результате будет произведен поиск информации в мультилингвистической корпоративной информационной среде и произведено ранжирование этой информации в соответствии с предлагаемыми в данной монографии алгоритмами.

В окне «Найденная информация» (рис. 4.19) представляется результат выполнения поисковой процедуры системой поддержки принятия решения в корпоративных информационно-управляющих системах.

Левая часть этого окна выдает вспомогательную информацию о проблеме, ситуации и документах, выбранных ЛПР. В правой части показывается результат поиска в виде ссылок на документы и данные. Двойной клик по каждому листу дерева документов открывает нужные документы или выполняет запрос на получение данных из корпоративных баз данных и хранилищ информации.

 

 

Рис. 4.19. Окно «Найденная информация»

 

Данное дерево также показывает, что информация по интересующему вопросу разделена на принадлежность к языковому множеству, относящемуся к предметной области возникшей проблемы. Здесь ключевую роль играет профиль пользователя и мультилингвистический частотный словарь по предметным областям, относящимся к возникающим проблемам.

 

* * *

 

Таким образом, при организации адаптивной поисковой системы в среде распределенных информационных систем важную роль играет модель пользователя. Однако в настоящее время пока отсутствуют эффективные способы описания пользователя таких систем. Во многом это касается неоднозначности в определении важности характеристик пользователя, которые должны быть отражены в модели.

Совокупность распределенных информационных ресурсов по своей сути является системой предоставления информации по различным областям знаний и деятельности человека. Основной целью пользователя при этом является отыскание нужной информации. Поэтому в данной монографии было предложено учитывать в модели пользователя именно информационные интересы. В этой модели схема организации профиля пользователя представляется в виде множества троек следующего вида: категория интересов, текущий вес категории, уровень изменчивости. При этом профиль пользователя делится на краткосрочный и долгосрочный для учета его краткосрочных и долгосрочных интересов. Модель пользователя в таком виде может применяться для оценки релевантности документов с помощью хорошо зарекомендовавшей себя в информационном поиске методологии вероятностного латентно-семантичес-кого анализа (PLSA).

Разработанный алгоритм адаптивной подстройки модели на основе новых данных текущего запроса, использующий методологию PLSA позволяет корректировать параметры модели на основе семантической близости терминов нового запроса и текущего терминологического базиса.

Представленный в монографии алгоритм формирования и непрерывной корректировки параметров модели ЛПР также реализован на основе методологии вероятностного латентно-семантического анализа, что позволяет учитывать семантическую близость терминологического состава последовательных запросов ЛПР при реализации поддержки принятия решений в ИУС современных предприятий и корпораций.

 
 

 

 


Система поддержки

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...