Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принципы организации учебного процесса




Учебный процесс



мотив

способ

 


 


Принцип самоорганизции


Принцип развития


Принцип самодеятельности


 


       
   
 

Принцип

ролевого

участия


Принцип ответственности

Принцип

психологического

обеспечения


Принцип коллективизма


Принцип ответственности требует от в с е х участников учебного про­цесса не только выполнения возложенных на них обязанностей, но и постоянного контроля за своими действиями, поступками, результата­ми деятельности, но и отчетности за даваемые или получаемые знания, формируемые навыки и умения.


Принцип коллективизма предполагает, что преподаватели и учени­ки функционируют как хорошо отлаженный, во всех случаях эффектив­ный организм, все члены которого стремятся помогать друг другу, го­товы совместно преодолеть любые встречающиеся трудности, проявля­ют взаимную выдержку и терпение в интересах достижения поставлен­ных учебных целей.

Принцип психологического обеспечения означает, что учебная дея­тельность только тогда может быть продуктивной, когда для этого со­зданы и эффективно проявляются психологические предпосылки и вы­сокий морально-нравственный климат, способствующие совместной деятельности и качественному формированию знаний, навыков и уме­ний.

Все перечисленные принципы организации учебного процесса до­полняют друг друга, в совокупности своих проявлений выступают га­рантией достижения социально значимых целей учебной деятельности.


Глава тринадцатая

СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ВОСПИТАНИЯ

"Воспитание - великое дело: им реша­ется участь человека ".

В. Г. Белинский

Воспитание как общественное явление - сложный и противо­речивый социально-исторический процесс вхождения, включения под­растающих поколений в жизнь общества, в быт, общественно-про­изводственную деятельность, творчество, духовность; становление их людьми, развитыми личностями, важнейшим элементом производи­тельных сил общества, созидателями собственного счастья.

Воспитание возникло из практической потребности приспо­собления, приобщения молодых людей к условиям общественной жизни и производства, замены ими стареющих и выбывающих из жизни поколений. В результате дети, становясь взрослыми, обеспе­чивают собственную жизнь и жизнь утрачивающих способность к труду старших.

Воспитание - категория вечная и необходимая. Появляется оно вместе с возникновением человеческого общества и существуетпока живет само общество. Воспитание необходимо потому, что является одним из важнейших средств обеспечения существования и преем­ственности общества, подготовки его производительных сил и раз­вития человека.

Воспитание на каждом этапе общественно-исторического разви­тия по своему назначению, содержанию и формам носит конкретно-исторический характер. Оно обусловлено характером и реализацией жизни общества и потому отражает общественные противоречия сво­его времени.

Воспитание подрастающих поколений осуществляется за счет ос­воения ими основных элементов социального опыта, в процессе и результате вовлечения их старшим поколением в общественные от­ношения, систему общения и общественно-необходимую деятель­ность. Общественные отношения и взаимоотношения, воздействия и взаимодействия, в которые вступают между собой взрослые и дети, всегда являются воспитательными или воспитывающими, независи­мо от степени их осознания как взрослыми, так и детьми.


Комментарии

Воспитание - это целенаправленный процесс формирования у детей высоких гражданско-политических, морально-нравственных, психологи­ческих и физических качеств, привычек поведения и действий в соответ­ствии с предъявляемыми обществом социальными и педагогическими тре­бованиями.

Воспитание в локальном значения - это решение какой либо кон­кретной воспитательной задачи.

Воспитание в узком смысле - целенаправленная воспитательная де­ятельность, призванная формировать у детей систему определенных со­циально-значимых качеств личности, развитых взглядов и убеждений.

Воспитание в широком смысле - целенаправленное создание усло­вий (материальных, духовных, организационных) для всестороннего раз­вития человека.

Формирование отношений личности к миру и к самой себе предпол­агает такое воспитание человека, при котором он четко представляет себе характер своих отношений с окружающим миром, обществом и другими людьми, правильно осознает свои индивидуальные, интеллек­туально-познавательные, эмоционально-волевые и коммуникативно-поведенческие особенности, занимает положенное ему место в общест­ве.

Воспитание всесторонне и гармонично развитой личности - это вос­питание человека, сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, рационально проявляющего свои нравственные и психологические качества, способного решать любые проблемы и преодолевать разнообразные трудности, встречающие на его пути.

Воспитание социально-компетентной личности - это воспитание че­ловека, не только правильно понимающего и адекватно оценивающе­го свои связи и характер взаимодействия с другими людьми, но и умею­щего строить с ними добрососедские и бесконфликтные взаимоотноше­ния, предотвращать проявления напряженности и непонимания в об­ществе.

Приобщение человека к культуре - это воспитание его эстетически и духовно совершенным, развитие у него творческой индивидуальности.

Воспитание гражданской личности - это формирование у человека высоких патриотических чувств и социально значимых качеств, разви­тие его как настоящего патриота своего народа и своей страны, пре­вращение его в борца с социальной несправедливостью и неравенст­вом.

Воспитание автономно развитой личности предполагает формиро­вание у человека способностей к позитивному самоизменению и само­совершенствованию в окружающей действительности.

Развитие самосознания личности, помощи ей в самоопределении, са­мореализации, самоутверждении- это такое воспитание человека, кото-



13.1. Цели воспитания

рое предполагает, во-первых, осознание им настоятельной необходи­мости в непрерывном совершенствовании своих индивидуально- и со­циально-психологических качеств; во-вторых, стремление не останав­ливаться на достигнутом, находить формы и способы дальнейшего са­моразвития.


Комментарии

Воспитание неразрывно связано с обучением и вместе с тем имеет относительную самостоятельность и специфические особенности по за­дачам, принципам, формам и методам.

Воспитание, как и обучение, двусторонний процесс, который осу­ществляется в активном взаимодействии и взаимовлиянии воспитате­лей и воспитанников. При этом воспитатель выступает организатором и руководителем процесса воспитания.

Функции воспитания, побуждения к самовоспитанию, профилак­тическая; формирующе-развивающая; мобилизации на выполнение кон­кретных задач; перевоспитания.

Содержание воспитания - совокупность действий и взаимовлияний учителя и ученика в процессе воспитания, опосредуемых его целями, задачами и мотивами.

Воздействие воспитателя - это совокупность приложенных им уси­лий, необходимых для достижения целей и задач воспитания.

Личность воспитанника - это объект воспитательного воздействия, который претерпевает определенные изменения в результате воспита­тельных воздействий воспитателя.

Отношение воспитанника к воздействию воспитателя- это его реак­ции на воспитательные воздействия.

Качества, формируемые уличности '- это знания, убеждения, умения и другие особенности личности, которые являются результатом воспи­тания.

Мотивы- побудительные силы личности, сформированные в резуль­тате воспитания.

Поведение - особенности действий и поступков, совершаемых лич­ностью в ходе и в результате воспитания.

"Воспитание является искусством, а не ремес­лом - в этом корень учительского дела".

Л.Н. Толстой


13.2. Модель процесса воспитания


Комментарии

Конфессиональное (религиозное) воспитание - это воспитание детей в духе веры в сверхъестественный мир и Бога, приобщения их к религи­озным традициям и практике, выражающимся в богослужениях и про­поведях, богопослушном поведении, соблюдении религиозной морали и заповедей, церковных праздников.

Авторитарное воспитание - это воспитание людей в духе предан­ности одному лицу, осуществляющему управление государством, бес­прекословного исполнения его воли и наставлений.

Демократическое воспитание - это воспитание в духе демократии, равенства людей перед законами государства.

Идейно-политическое воспитание- это формирование идейных убеж­дений и мировоззренческих позиций человека, позволяющих ему эффек- > тивно преодолевать трудности жизни и деятельности в обществе.

Нравственное воспитание- э т о формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нрав­ственной воли, навыков и привычек общественно ценного поведения.

Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирова­ния творчески активной личности, способной воспринимать, чувство­вать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить "по законам красоты".

Экономическое воспитание- это организованная педагогическая де­ятельность, специально продуманная система работы, направленная на формирование экономического сознания учащихся.

Гражданское воспитание- это формирование молодого человека как гражданина своей Родины, как человека, способного бороться за обес­печение морально-политического единства и дружбы народов нашей страны, осознающего перспективы сильной политики своего государ­ства.

Интернациональное воспитание- целенаправленная деятельность по формированию у детей всех народов России чувства свободы, равенст­ва и братства, культуры межнационального общения, нетерпимости к проявлению национальной ограниченности и чванства.

Патриотическое воспитание - это процесс формирования полити­чески сознательного молодого человека, любящего свою Родину, зем­лю, где он родился и вырос, гордящегося историческими свершениями своего народа.

Правовое воспитание - это деятельность по формированию у под­растающего поколения уважения к закону, культуре, демократизму, ак­тивного и сознательного соблюдения им норм нравственности и мора­ли, высокой гражданской ответственности и активности, развития у него правовой грамотности и культуры, нравственно-правовых чувств.

Экологическое воспитание - это формирование у детей экологичес-


13.3.Виды воспитания

кого сознания как совокупности знаний, мышления, чувств, воли и го­товности к активной природоохранительной деятельности, помогаю­щего понимать окружающую действительность как среду обитания и как эстетическое совершенство и ориентирующего на бережное к н е й отношение, позволяющего заранее предусматривать и предотвращать отрицательные последствия промышленного освоения природных бо­гатств.


Комментарии

Воспитание детерминируется социально-экономическими и полити­ческими условиями развития общества, потребностями жизни идеятель-ности людей, достижениями современного научно-технического прогрес­са, все более возрастающими требованиями к качествам личности вос­питанников. Все это непрерывно выдвигает перед процессом воспита­ния все новые и новые проблемы, разрешение которых требует прежде всего максимально аффективного использования достижений других наук, которые позволяют повышать эффективность самого воспитания.

Философия и социология как науки о наиболее общих законах раз­вития окружающей действительности и общества позволяет учитывать в воспитании социальные особенности жизни и деятельности людей и правильно оценивать их влияние на формирование различных качеств человека.

Политология, раскрывая проблемы, связанные с влиянием полити­ческих явлений и процессов на жизнь и деятельность людей, дает воз­можность принимать во внимание в процессе воспитания молодого по­коления психологические механизмы формирования их политической сознательности, специфику развития их социальной и политической активности.

Этмологиятюзволяет правильно учитывать в воспитании националь­ные особенности людей, которые всегда являются представителями оп­ределенных этнических общностей и которые, кроме того, имеют свой специфический национальный опыт и традиции воспитания.

Физиология человека позволяет правильно понять и использовать особенности строения тела и закономерности работы нервной системы человека в интересах воспитания, показывать их роль, значение в его процессе.

Экономические науки, изучая закономерности развития производ­ственных отношений, дают возможность правильно представлять и учи­тывать влияние экономических процессов в обществе на воспитание людей.

Исторические науки показывают историческое своеобразие форми­рования человека и общества, а также проблем воспитания в различ­ных исторических условиях.

Психология дает возможность учитывать в процессе воспитания психологические закономерности и принципы воздействия на сознание человека.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...