Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие и признаки правового государства.




Правовое государство - это форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права. (А.Н. Головистикова, Ю.А. Дмитриев)

Правовое государство – это такая организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений. (А.В. Малько)

Основные признаки правового государства:

1. Верховенство и господство права (в широком смысле) и закона (в более узком).

Правовое государство не есть просто государство, соблюдающее законы. Это общество и государство, (признающие право исторически развивающуюся в общественном сознании) как меру свободы и справедливости, выраженную именно в законах, подзаконных актах и практике реализации прав и свобод человека, демократии.

В законах государство устанавливает общеобязательные правила поведения, которые должны максимально учитывать объективные потребности общественного развития на началах равенства и справедливости. Именно поэтому закон обладает высшей юридической силой.

Основной закон правового государства - Конституция.

Правовое государство - это конституционное государство.

Идея господства права выражается в гл. 1 Конституции РФ в том, что государство не дарует людям их права, которые неотчуждаемы и принадлежат им от рождения (ч. 2 ст. 17), а только признает их, соблюдает и защищает.

Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание законов, деятельность законодательной и исполнительной властей, обеспечиваются правосудием (ст. 18).

2. Принцип разделения властей – определяет, с одной стороны, верховенство законодательной власти, а с другой – подзаконность исполнительной и судебной властей. Разграничение единой государственной власти на три относительно самостоятельные и независимые отрасли предотвращает возможность злоупотребления тоталитарного управления государством, не связанного правом.

3. Реальность прав личности, обеспечение ее свободного развития:

а) приоритет прав и свобод личности;

б) социальная защищенность;

в) социальная справедливость.

4. Четкое разграничение функций общества и государства.

Государство проявляет заботу об обществе или, напротив, паразитирует или даже сокрушает общественный организм. По мере того как общество переходит в развитии от одной формации к другой, от низшей ступени к высшей, меняется и государство. Оно также становится более цивилизованным.

5. Взаимная ответственность личности и государства.

В своих взаимоотношениях они выступают равными партнерами и обладают взаимными правами и обязанностями. Государство не только вправе требовать от личности выполнения ее обязанностей, но и само несет ответственность перед личностью, выполняя определенные обязанности. Следовательно, человек может требовать от государства исполнения его обязанностей, в частности обеспечения своей безопасности со стороны государства, своей собственности, восстановления нарушенных прав и свобод, устранения препятствий к их осуществлению.

6. Соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права.

В соответствии с Конституцией РФ общепризнанные принципы и нормы м5ждународного права являются составной частью ее правовой системы. Под «общепризнанными принципами и нормами» следует понимать принципы или нормы общего международного права, получившие всеобщее признание. Каждая такая норма или принцип должны быть признаны обязательными и Российской Федерацией. Без такого признания они не могут стать частью ее правовой системы. (А.Н. Головистикова, Ю.А. Дмитриев)

В Конституции РФ сказано (п. 1 ст. 1), что «Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».

Признаки и принципы правового государства

Два главных принципа (две стороны сущности) правового государства:

1) наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина - социальная (содержательная) сторона;

2) наиболее последовательное связывание посредством права политической власти, формирование для государственных структур режима правового ограничения - формально-юридическая сторона.

Первый принцип нашел свое конституционное закрепление в ст. 2 Конституции РФ, где сказано, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Правовое государство должно последовательно исполнять свое главное предназначение - гарантировать каждому гражданину возможность всестороннего развития личности. Должны быть проведены такие социальные действия, при которой права человека и гражданина являются первичными, естественными, а осуществление функций государственной власти выступает вторичной, производной.

Второй принцип воплощается в жизнь прежде всего с помощью следующих способов и средств.

1. Государственную власть ограничивают сами права и свободы человека, т.е. реальное осуществление первого принципа. Права человека положены в основу системы сдержек и противовесов правового режима, ограничивая государство, не допуская излишнего вторжения последнего в частную жизнь.

Государство само себя никогда не ограничит, каким бы совершенным оно ни было. Ограничить власть может только другая власть. Т.е. власть государства можно ограничить, прежде всего, правами человека, которые выступают своеобразным проявлением власти личности, волей гражданского общества, составляют главную часть права.

2. Среди правоограничивающих мер особое место занимает проблема разделения властей. Ее главное требование, заключалось в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения

законности и устранения злоупотреблений властью со стороны какой-либо социальной группы, учреждения или отдельного лица необходимо разделить государственную власть на законодательную (избранную народом и призванную вырабатывать стратегию развития общества путем принятия законов), исполнительную (назначаемую представительным органом власти и занимающуюся реализацией данных законов и оперативно-хозяйственной деятельностью) и судебную (выступающую гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных).

Причем каждая из них, являясь самостоятельной и взаимосдерживающей друг друга властью, должна осуществлять свои функции посредством особой системы органов и в специфических формах.

3. Федерализм тоже может внести свой вклад в дело ограничения государственной власти. Как своеобразное государственное устройство федерация дополняет горизонтальное разделение власти еще и разделением ее по вертикали и тем самым становится средством ограничения государственной власти, системой сдержек и противовесов. Это создает своего рода «двойную безопасность» для прав человека и гражданина. При реально действующих федеративных отношениях различные государственные структуры и ветви власти будут контролировать друг друга, уменьшать вероятность злоупотреблении и произвола в отношении личности.

4. Как способ ограничения политической власти выступает верховенство закона и его господство в общественной жизни. В правовом государстве закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть отменен, изменен или приостановлен актами исполнительной власти. Закон принимается либо самим народом, либо депутатами, которые являются представителями всего народа и выражают соответственно общественные интересы в отличие от инструкций и приказов, издаваемых министерствами и ведомствами в своих узкоотраслевых или даже корпоративных интересах. Поэтому при расхождении ведомственных распоряжений с законом должен действовать закон.

5. Взаимная ответственность государства и личности - это тоже способ ограничения политической власти.

В условиях правового государства личность и властвующий субъект (как представитель государства) должны выступать в качестве равноправных партнеров, заключивших своеобразное соглашение о взаимном сотрудничестве и взаимной ответственности.

Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушать его предписаний и несут ответственность за нарушения или невыполнение этих обязанностей. Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают административный произвол. К ним относятся:

а) ответственность правительства перед представительными органами;

б) дисциплинарная, гражданско-правовая или уголовная ответственность должностных лиц государства любого уровня за нарушение прав и свобод конкретных лиц, за превышение власти, злоупотребление служебным положением;

в) импичмент и др.

 

20. Разделение властей как признак правового государства.

Этот принцип определяет, с одной стороны, верховенство законодательной власти, а с другой — подзаконность исполнительной и судебной властей. Разграничение единой государственной власти на три относительно самостоятельные и независимые ветви предотвращает возможные злоупотребления власти и властью и возникновение тоталитарного управления государством, несвязанного правом.

Разделение властей основывается на том, что в государстве необходимо осуществлять три различных вида деятельности: принятие законов, их исполнение и осуществление правосудия (наказание нарушителей этих законов, разрешение конфликтов, связанных с применением законов).

С точки зрения обеспечения демократии целесообразно распределить эти направления гос деятельности между тремя различными группами государственных органов, чтобы не произошла чрезмерная монополизация власти одной ее ветвью.

Важно что эти три независимые власти могут контролировать друг друга, создавая сложную систему «сдержек и противовесов».

Разделение властей означает:

законодательная деятельность - принятие законов осуществляется высшим представительным органом (парламентом);

исполнение законов, исполнительно-Распорядительная деятельность возлагается на органы исполнительной власти;

судебная власть осуществляется независимыми судами.

Таким образом, разделение власти сопряжено с определенными гарантиями от произвола, беззакония, авторитаризма. Важно подчеркнуть также, что принцип разделения власти нельзя абсолютизировать: для нормального функционирования государства необходимо взаимодействие всех ветвей единой государственной власти.

  Законодательная власть Исполняет цели и задачи поставленные перед государством Исполнительная власть Делегированные народом представители, уполномоченные создавать законы. Контролировать и наблюдать исполнительную власть в сфере финансов Судебная власть Независимая, осуществляемая путем состязательного рассмотрения споров граждан по вопросам права
Законодат - 1.право роспуска парламента у глав государства; 2. право вето у президента на законы принятые парламентом 3. право издания указов контролирующих и дополняющих законы. 4. право законодательной инициативы у презид и правительства 1.Признание неконституционными законов, принятых парламентом 2.судебная ответственность депутатов
Исполнит 1. законодательная власть регулирует деятельность органов исполнительной власти 2. вотум недоверия председателю правительства 3. обращения к должностным лицам по вопросам текущей политики. 4. импичмент Президенту. - 1.Признание несоответствующими законодательству актов исполнительной власти. 2. Судебная ответственность чиновников за должностные преступления
Судебная 1.законодательное регулирование судопроизводства 2. Амнистия гос думы 3.Назначение судей 1.Назначение судей президентом РФ 2.право помилования у глав государства. -
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...