Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нормативно-правовые акты: понятие, классификация. Закон как нормативный акт, его особенности и виды.




Нормативно-правовой акт - официальный юридический документ, изданный компетентными органами (или принятый всеми гражданами государства в форме референдума) в строго определенном порядке, содержащий нормы права, обладающий государственно-властным характером и гарантированный принудительной силой государства.

Ему присуща письменная, строго документированная форма и особый, четко регламентированный процессуальный порядок принятия и опубликования. Право издания нормативных актов закреплено законом строго определенными органами. Такие акты, регулируя определенный вид, категорию общественных отношений, распространяют свое действие на неперсонифицированный круг лиц и органов, применяются неоднократно и действуют постоянно независимо от исполнения.

Все нормативные акты находятся между собой в строгой иерархической соподчиненности, от которой зависит юридическая сила того или иного акта. Акты нижестоящих должны соответствовать и не противоречить актам вышестоящих органов.

Основная задача - хранить правовую информацию и оптимальным образом доводить ее до сведения адресатов.

От источников права нормативно-правовой акт отличается:

1) содержит общеобязательные правила поведения и адресуется не персонифицированным субъектам, действует непрерывно, и многократно;

2) носит обязательный характер и обеспечивается мерами государственного принуждения;

3) содержит четко и ясно сформулированные предписания и определяет условия их реализации и защиты;

4) издается компетентными органами с соблюдением определенных процедурных требований, в установленном законом порядке;

5) имеет официально-документальную форму (деление на разделы, главы, статьи, пункты) и соответствующие реквизитов

6) обладает юридической силой (степень подчиненности данного нормативно-правового акта актам вышестоящих органов) которая зависит от того, какой орган издал акт, и какое место он занимает.

Характерные черты:

а) содержит юридические нормы;

б) представляет собой официальный письменный акт-документ;

в) является результатом особой деятельности государства, которую именуют правотворческой.

По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты.

Виды законов:

1) Конституция (закон законов) — основополагающий учредитель­ный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти;

2) федеральные конституционные законы — принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией РФ (например, федеральные конституционные законы о военных судах, о Конституционном Суде РФ, о судебной системе, о референдуме, о Правительстве РФ и т.п.);

3) федеральные законы — это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества (например, кодексы: ГК РФ, УК РФ, СК РФ; ФЗ об образовании, о полиции и т.д.);

4) законы субъектов Федерации — издаются их представительными органами и действие их распространяется только на соответствующую территорию (закон Сам обл «О земле», «О референдуме в Сам обл»)

Виды подзаконных актов:

1) указы Президента РФ — высшие по юридической силе подзаконные нормативные акты;

2) постановления Правительства РФ — акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами;

3) приказы, инструкции, положения министерств, ведомств и агентств регулируют, как правило, общественные отно­шения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры;

4) решения и постановления местных органов государственной власти;

5) решения, распоряжения, постановления местных органов госу­дарственного управления;

6) нормативные акты муниципальных органов;

7) локальные нормативные акты — это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (например, правила внутреннего трудового распорядка).

Закон — это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативно-правовой акт, выражающий государственную волю по ключевым вопросам общественной жизни. Он обладает признаками:

а) принимается высшими органами гос власти или референдумом;

б) присуща высшая юридическая сила и верховенство

в) принимается, изменяется в особом процедурном порядке;

г) регулирует наиболее важные социальные сферы;

д) должен отражать волю и интересы общества в целом;

е) исключительно нормативен (содержит только нормы права в отличие от других нормативно-правовых актов, которые могут иметь «вкрапления» индивидуально-властных предписаний).

Законы в Российской Федерации принято подразделять:

а) по субъектам, их принимающим:

- на референдуме;

- Федеральным Собранием РФ;

- представительными органами субъектов РФ (напр. Сам Губернская Дума);

б) по сфере действия: — на федеральные и законы субъектов Федерации;

в) по юридической силе — на конституционные и текущие;

г) по предмету правового регулирования — на гражданские, уголовные, уголовно-процессуальные, трудовые и т. д.

Законы, в свою очередь, делятся на конституционные и обыкновенные.

К числу конституционных относятся:

а) конституция (как основной политико-правовой акт страны);

б) ФКЗ - законы, необходимость издания которых предусмотрена самой конституцией (о Правительстве РФ, о Конституционном Суде РФ и др.). Конституционные законы имеют более сложную, процедуру принятия. В РФ на принятый конституционный закон не может быть наложено вето президента

Существует также Кодифицированное законодательство – кодексы (КоАП, УК, ГК)

Существуют также Чрезвычайные законы - вступают в силу в тот момент, когда государственный строй находится в опасности, например, если начались военные действия, произошла экологическая или техногенная катастрофа. В любом случае, они имеют временный характер.

Различия права и закона:

1. Закон (официальные источники норм) — это форма выражения, объективирования права вовне, а право — единство этой формы и содержания (правил поведения).

2. Не может быть права до и вне закона (своей формы). Форма — способ жизни права, его существования.

3. Закон может иметь не правовое содержание, быть с этой точки зрения пустой, бессодержательной формой — «не правовым законом».

Значение законов для государства переоценить трудно. Именно благодаря ним существует государство, в котором каждый знает свои права и обязанности. Именно от того, насколько эффективно защищается закон, зависит прочность государственного устройства.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...