Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Практические задания студентам




Изучите и проанализируйте литературу по теме. Сделайте соответствующие выписки, необходимые дополнения к лекционному материалу (см. список литературы).

Предложите интересную, с вашей точки зрения, тематику проведения воспитательных мероприятий на школьных переменах:

а) для младшего школьного возраста;

б) для среднего школьного возраста;

в) для старшеклассников.

Подготовьте план-разработку одной из тематических перемен.

Проведите в аудитории деловую игру по моделированию ситуации подготовки и проведения тематической перемены (готовится заранее).

Дайте рецензию на представленные разработки, деловые игры ваших сокурсников, запишите в тетрадь заинтересовавшую вас информацию.

Литература

1. Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М., 1989.

2. Соловейчик С. Воспитание по Иванову. – М., 1989.

3. Методика воспитательной работы / под ред. Л. И. Рувинского. – М., 1989.

4. Новое в воспитательной работе школы / сост. Н. Е. Щуркова, В. Н. Шнарева). – М., 1991.


III. ДИДАКТИКА

  Количество часов
пп Темы занятий Лекции Семин Практ. Всего
  1. Дидактика как теория обучения и образования          
2. Цели и содержание образования        
3. Дидактический процесс        
4. Дидактические теории и технологии        
5. Закономерности, принципы обучения        
6. Методы обучения        
7. Средства обучения        
8. Формы организации обучения        
9. Проверка и оценка знаний учащихся        
Итого:        

 

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

 

Дидактика как теория обучения и образования (лекция)

 

Объект, предмет, функции и задачи дидактики.

1. Общая и частные дидактики, области их исследования.

Основные категории и понятия общей дидактики.

Основные дидактические системы.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

Дайте определение дидактики как особой педагогической дисциплины и перечислите проблемы, которые она исследует.

Раскройте специфику и взаимосвязь дидактики и частных методик.

Каковы основные категории и понятия общей дидактики?

В чем сущность традиционной дидактики?

Литература

Дидактика средней школы / под ред. М. Н. Скаткина. – М., 1982.

1. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. – М., 1986.

2. Оконь В. Введение в общую дидактику. – М., 1990.

 

Цели и содержание образования (лекция)

1. Аспектный анализ категории «образование» (как ценность, система, процесс, результат).

2. Цели образования: понятие, иерархия; современные проблемы целеобразования.

Понятие содержания образования; информационный, операционный и аксиологический компоненты содержания.

3. Факторы отбора и принципы формирования содержания образования.

4. Документы, определяющие содержание образования.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Совпадают ли понятия «государственная ценность образования» и «личностная ценность образования»?

2. В каком случае говорят «образование – это процесс» и «образование – это результат»? Приведете пример определения образования, в котором учтены эти два аспекта.

3. Какие компоненты определяют содержание образования? Раскройте функцию каждого в развитии личности и общества.

4. Раскройте содержание принципов формирования содержания школьного образования.

 

Литература

1. Дидактика средней школы / под ред. М. Н. Скаткина. – М., 1982.

2. Опорные сигналы в изучении педагогики: метод. рекомендации / сост. В. А. Беликов, Л. И. Савва. – Магнитогорск, 1995.

 

III. Дидактический процесс (лекция)

 

1. Аспектный анализ категории «обучение» (как социальное явление, деятельность, процесс, общение).

2. Процесс обучения: сущность, содержание, структура, особенности, функции, циклы.

3. Учение как познавательная деятельность школьника; философские и психологические основы учения.

4. Преподавание как управление познавательной деятельностью ученика.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. В чем заключается объективное назначение обучения в обществе?

2. Как взаимосвязаны понятия «обучение как деятельность», «обучение как процесс» и «обучение как общение».

3. Как понимать двухсторонний характер процесса обучения?

4. Охарактеризуйте цикличность процесса обучения.

 

Литература

1. Дьяченко В. К. Организационная структура учебного процесса и его развитие. – М., 1989.

2. Маркова А. К. и др. Формирование мотивации учения. – М., 1990.

IV. Дидактические теории и технологии (лекция)

 

1. Теория поэтапного формирования умственных действий.

2. Теория развивающего обучения.

3. Теория личностно-ориентированного обучения.

4. Технология обучения.

5. Характеристика сообщающего, программированного, проблемного, алгоритмического, блочного, модульного обучения.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. В чем суть теории поэтапного формирования умственных действий?

2. Что является основой учения в структуре развивающего обучения и его центральным технологическим звеном?

3. Какие концепции положены в основу развития теории личностно-ориентированного обучения?

4. Какая идея лежит в основе технологии обучения?

 

Литература

1. Беспалько Н. Программированное обучение. – М.,1970.

2. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. – М., 1986.

3. Лернер И. Я. Проблемное обучение. – М.: Знание, 1974.

4. Махмутов М. Организация проблемного обучения в школе. – М., 1977.

5. Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. – М., 1975.

6. Юцявичене П. А. Теория и практика модульного обучения. –Каунас, 1989.

7. Якиманская И. С. Развивающее обучение. – М., 1978.

 

V. Закономерности и принципы обучения (лекция)

 

1. Понятие закона, закономерности, принципа и правила, их взаимосвязь.

2. Закономерности обучения: общие и частные.

3. Система классических принципов обучения.

4. Характеристика принципов обучения.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Можно ли говорить о строгой системе закономерностей, выделенных в дидактике, и возводить закономерности обучения в ранг законов?

2. Какие закономерности процесса обучения выделяются большинством ученых?

3. Чем объясняется наличие большого числа положений, претендующих на статус дидактических принципов, и при каких условиях сформулированное положение можно определить как принцип?

Литература

1. Баранов С. П. Принципы обучения. – М., 1975.

2. Лернер И. Я. Процесс обучения и его закономерности. – М., 1980.

3. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / под ред. Ю. К. Бабанского. – М., 1988.

 

VI. Методы обучения (лекция)

 

1. Понятие о методах обучения, их классификация.

2. Характеристика методов обучения, классифицированных по источнику знаний.

3. Характеристика методов обучения, классифицированных по характеру познавательной деятельности учащихся.

4. Активные и интенсивные методы обучения.

5. Методы научного исследования в качестве методов обучения.

6. Выбор методов обучения.

 

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что главное в определении понятия «метод обучения»?

2. Покажите различие категорий метода и принципа обучения.

3. Почему полезно знать классификаторы методов обучения?

4. Какие общие функции выполняют все методы обучения?

5. Какие методы науки используются в качестве методов обучения?

6. Какие условия определяют выбор методов обучения?

 

Литература

1. Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 1. – Казань, 1996.

2. Выбор методов обучения / под ред. Ю. К. Бабанского. – М., 1981.

3. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения – М., 1981.

4. Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе. – М., 1980.

 

VII. Средства обучения (лекция)

 

1. Понятие о средствах обучения, их функции и классификация.

2. Характеристика традиционных средств обучения.

3. Современные электронные средства и их применение в учебном процессе.

4. Условия эффективного применения средств обучения.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. По каким основаниям классифицируются средства обучения?

2. Каковы дидактические функции традиционных средств обучения?

3. Использование каких средств ведет к стандартизации обучения?

4. Что из себя представляет система средств обучения на базе НИТ и какие функции, помимо основных, выполняют в учебном процессе эти средства?

 

Литература

1. Дидактика средней школы / под ред. М. Н. Скаткина. – М., 1982.

2. Габай Т. В. Учебная деятельность и ее средства. – М., 1988.

3. Опорные сигналы в изучении педагогики: метод. рекомендации / сост. В. А. Беликов, Л. И. Савва. – Магнитогорск, 1995.

4. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании. – М., 1994.

 

VIII. Формы организации учебного процесса в школе (лекция)

 

1. Понятие о формах организации обучения, их классификация.

2. Эволюция форм организации обучения в школе.

3. Урок – основная форма организации обучения в современной школе: понятие, типы, виды, структура.

4. Характеристика других форм организации обучения.

5. Подготовка учителя к уроку.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Назовите особенности классно-урочной системы обучения, ее достоинства и недостатки.

2. Чем объясняется целесообразность применения урока как основной формы организации обучения и какие другие формы учебной работы используются в современной школе?

3. Чем обусловлено деление уроков на типы и по каким критериям осуществляется их классификация?

4. Какие факторы влияют на выбор организационных форм обучения?

Литература

1. Гузеев В. В. Образовательная технология: от приема до философии. – М., 1996.

2. Махмутов М. И. Современный урок. – М., 1985.

3. Онищук В. А. Урок в современной школе. – М., 1981.

4. Панорама методических идей // Народное образование. – 1989. – № 6, 8-10.

5. Современные формы организации учебного процесса в школе / сост. В. А. Беликов. – Магнитогорск, 1994.

6. Чередов И. М. Формы учебной работы в средней школе. – М., 1988.

7. Яковлев Н. М., Сохор А. М. Методика и техника урока. – М., 1985.

 

IX. Контроль и оценка результатов обучения (лекция)

 

1. Контроль обучения: понятие, принципы, функции.

2. Виды, формы и методы контроля.

3. Оценка знаний учащихся

4. Неуспеваемость учащихся: понятие, причины, средства преодоления.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. На каких принципах основывается диагностика, контроль и проверка знаний учащихся?

2. Какие типовые недостатки выявлены в массовой практике контроля, проверки, оценки знаний?

3. В каких направлениях идет поиск в области контроля и проверки знаний?

4. Охарактеризуйте средства преодоления неуспеваемости.

Литература

1. Беседина В. Н. О рейтинговой системе контроля знаний // Специалист. – 1996. – № 4.

2. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1989.

3. Бобков Н. Е. Контроль за усвоением учебного материала // Сов. педагогика. – 1985. – № 8.

4. Конструирование дидактических тестов: метод. рекомендации / сост. Т. Е. Климова. – Магнитогорск, 1996.

5. Самойленко П. И., Сосонко В. Е. Система контроля деятельности студентов // Специалист. – 1996. – № 3-4.

6. Способы контроля и оценки эффективности организации учебно-познавательной деятельности студентов: метод. рекомендации/ Сост. В.А.Беликов.-Магнитогорск,1993.

7. Хисметов Р.В. Применение рейтинговой оценки знаний // Специалист. – 1996. – № 10.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

 

Тема: Цели и содержание образования

План

1. Проблема целеобразования и целеполагания в педагогике.

2. Педагогические цели и образовательные стандарты.

3. Проблемы формирования содержания образования.

 

Основные понятия образование, общее образование, профессиональное образование, содержание образования, цель образования, целеобразование, целеполагание.

 

Вопросы для обсуждения

1. Сопоставьте содержание целей образования, сформулированных в документах ЮНЕСКО и РФ, и дайте ответы на вопросы:

· какие общие тенденции наблюдаются в формулировках целей образования различных стран мира?

· какие качества личности вышли в разряд первоочередных и будут ли они приоритетными в ХХI веке?

2. Какие проблемы возникли перед учеными и практиками в связи с введением образовательных стандартов? Кто эти проблемы должен решать в первую очередь и что может сделать школа и учитель в сложившейся ситуации?

 

Темы рефератов

1. Проблемы целеобразования: история и современность.

2. Исторические и современные тенденции развития содержания общего среднего образования.

3. Образование и нравственность.

4. Образование в России и за рубежом.

 

Литература

1. Мировов В. Б. Образование в странах Запада в конце XX века // Сов. педагогика. – 1990. – № 2.

2. Монахов В. М. Тенденции развития содержания общего среднего образования // Педагогика. – 1992. – № 1.

3. Общее среднее образование России: сб. нормативных документов. – 1992 – 1993 гг. – М., 1993.

4. Прогностическая концепция целей и содержания образования / под ред. И. Я. Лернера, И. К. Журавлева. – М., 1994.

5. Современная дидактика: Теория – практике / под ред. И. Я. Лернера, И. К. Журавлева. – М., 1994.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

Тема: Процесс обучения как целостная система

 

План

1. Сущность, движущие силы и функции процесса обучения.

2. Структура процесса обучения

3. Цикличность процесса обучения.

4. Философские и психологические основы учения.

 

Основные понятия мотивы учения, познавательная деятельность школьника, преподавание, процесс обучения, структура процесса обучения, усвоение, учение, функции процесса обучения

 

Вопросы для обсуждения

1. Как сущность обучения связана с задачами преподавания в структуре обучения?

2. Докажите, что центральным противоречием процесса обучения является противоречие между образовательными потребностями учащихся и возможностями их удовлетворить.

3. Докажите взаимосвязь и взаимообусловленность образовательной, воспитательной и развивающей функций процесса обучения.

4. Докажите, что каждый цикл процесса обучения – это определенный этап овладения школьником всеми компонентами содержания образования и выпадение хотя бы одного из циклов либо приводит к невозможности организации учебного процесса, либо отражается на качестве обучения.

5. Объясните, в чем суть учебного познания и каковы его результаты; что составляет психологическую основу процесса учения; покажите, в чем различие процесса учения, в котором происходит усвоение знаний, и процесса усвоения.

 

Темы рефератов:

1. Развитие мотивации учения в процессе усвоения.

2. Роль эмоций в процессе усвоения.

3. Единство и специфика процессов познания и учения.

4. Воспитание в процессе обучения.

5. Система управления учебно-познавательной деятельностью учащихся.

6. Психологические основы учения.

Литература: см. литературу к лекции “Дидактический процесс”.

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3

 

Тема: Дидактический системы, теории и технологии.

План

1. Основные дидактические концепции.

2. Дидактические теории.

3. Характеристика традиционных и современных моделей обучения.

 

Основные понятия блочное обучение, дидактическая система, личностно-ориентированное обучение, модульное обучение, педоцентристская дидактика, теория поэтапного формирования умственных действий теория, проблемное обучение, программированное обучение, развивающее обучение, современная дидактика, сообщающее обучение, технология обучения, традиционная дидактика

 

Вопросы для обсуждения

1. Каково значение теории поэтапного формирования умственных действий и какие практические технологии разработаны на основе данной теории?

2. В чем отличие развивающего обучения от традиционного, объяснительно сообщающего и почему традиционное обучение преобладает в школьной практике?

3. На основе каких теорий и концепций разрабатывалась та или иная практическая технология? Каковы достоинства и недостатки каждой?

4. Какая технология обучения обоснована с позиций теории поэтапного формирования умственных действий, технологична, вбирает в себя идеи развивающего и личностно-ориентированного обучения?

 

Темы рефератов

1. Проблемное обучение: теория и практика.

2. Программированное обучение: история и современность.

3. Модульное обучение в школе: проблемы и перспективы.

4. Возможности применения блочного обучения в школе.

5. Критический анализ традиционных и новых моделей обучения.

Литература

См. литературу к лекциям: «Дидактика как теория обучения и образования», «Дидактические теории и технологии».

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4

 

Тема: Методы обучения

 

План

1. Сущность, природа и функции методов обучения.

2. Необходимость и способы классификации методов обучения.

3. Характеристика основных методов обучения.

4. Активные методы обучения в современной школе.

5. Методы науки в учебном процессе.

6. Условия эффективного применения методов обучения.

 

 

Основные понятия активные методы, интенсивные методы, исследовательский метод, метод обучения, наглядные методы, объяснительно-иллюстративный метод, практические методы, прием обучения, репродуктивный метод, словесные методы, частично-поисковый метод, эвристические методы.

 

Вопросы для обсуждения

1. От чего зависит успех применения того или иного метода обучения?

2. Покажите, как в одном учебном предмете можно использовать в комплексе разнообразные методы обучения?

3. Всегда ли можно получить ожидаемый эффект от использования активных методов обучения?

4. Покажите, каковы возможности и границы применения эвристических методов в процессе обучения по вашему предмету?

 

Темы рефератов

1. Методическое творчество в работе учителей-новаторов.

2. Проблемное изложение и его применение в обучении.

3. Эвристическая беседа и ее функции в учебном процессе.

4. Применение методов обучения в воспитательных целях.

5. Эвристические методы обучения в школе.

6. Исследовательский метод в обучении.

7. Метод ключевых вопросов и его применение в школе.

8. Возможности применения интенсивных методов обучения в современной общеобразовательной школе.

9. Дидактические игры в учебном процессе.

Литература: см. литературу к лекции: «Методы обучения».

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5

Тема: Современные электронные средства обучения

План

1. Простые и сложные средства обучения.

2. Современные электронные средства обучения.

3. Условия эффективного введения компьютера в обучение.

 

Основные понятия информатизация образования, информационные технологии в обучении, компьютер в обучении, средства обучения, учебные программные продукты

 

Вопросы для обсуждения

1. Докажите, что эффективность обучения во многом определяется наличием современных средств обучения.

2. Объясните, почему компьютер называют многофункциональной обучающей машиной? Приведите примеры.

3. Докажите, что современному учителю необходимо знать функциональные возможности современных электронных средств, условия их эффективного применения в учебном процессе.

4. Спрогнозируйте изменение дидактической концепции, если ее главное звено «учитель – ученик» заменить на «информационная система – ученик».

 

Темы рефератов

1. Опорный конспект и его разработка.

2. Педагогические программные средства.

3. Средства обучения на базе НИТ.

4. Взаимосвязь традиционных и новых средств обучения.

Литература: см. литературу к лекции: «Средства обучения».

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Тема: Цели и содержания образования

 

План:

1. Тестирование по теме.

2. Выполнение практических заданий в группах.

3. Беседа по вопросам практических заданий.

4. Подведение итогов занятия.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...