Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Типичные логические ошибки




При построении логического доказательства необходимо знать и соблюдать правила выдвижения тезиса и аргументов:

Правила относительно тезиса:

1) тезис должен быть четко сформулирован;

2) тезис должен оставаться неизменным в ходе данного доказательства;

3) тезис не должен содержать в себе логического противоречия.

Правила относительно аргументов:

1) в качестве аргументов должны быть использованы истинные положения;

2) истинность аргументов должна быть доказана независимо от тезиса;

3) аргументы должны быть достаточными для данного тезиса.

 

При нарушении этих правил в доказательстве возникают различные логические ошибки.

Так, наиболее распространенной ошибкой, совершаемой относительно доказываемого тезиса, считается подмена тезиса. Суть ее заключатся в том, что доказывается или опровергается не тот тезис, который был выдвинут первоначально. Эта ошибка может быть непроизвольной, неумышленной. Говорящий не замечает, как он с одного тезиса переходит на другой. Однако нередко приходится сталкиваться с намеренным искажением тезиса, с приписыванием ему другого смысла, сужением или расширением его содержания. Это делают, чтобы поставить оппонента в неловкое положение.

 

Остановимся на основных ошибках, относящихся к аргументам:

1. Если тезис обосновывается ложными суждениями, которые выдаются за истинные, возникает ошибка, называемая ложное основание, или основное заблуждение. Недобросовестные люди порой ссылаются на несуществующие документы, якобы опубликованные материалы, на исследования, которые не проводились, подтасовывают факты, искажают статистические данные и т. д. Однако эта ошибка может быть и непреднамеренной, она возникает из-за недостаточной компетентности человека.

2. Когда в качестве аргумента берется недоказанное положение, совершается ошибка — предвосхищение основания. Это положение не является заведомо ложным, но оно само нуждается в доказательстве, которое должно показать его истинность.

3. Следует опасаться ошибки, получившей название порочный круг или круг в доказательстве. Она состоит в том, что тезис обосновывается аргументами, а аргументы выводятся из этого же тезиса. Обнаружить эту ошибку в рассуждениях не всегда бывает легко, поэтому трои она остается незамеченной и создается впечатление что выдвинутый тезис доказан.

 

Логические ошибки, как уже отмечалось, бывают

· непреднамеренными,

· намеренными.

Ошибки первого рода чаще всего возникают из-за отсутствия у человека логической культуры, навыков ведения диалога вследствие излишней горячности, эмоциональности во время обсуждения и т.д.

Намеренные ошибки — это сознательно допускаемые ошибки, это логические уловки, умышленно ошибочные рассуждения, которые выдаются за истинные. Такого рода ошибки называют софизмами (греч. sophisma — измышление, хитрость).

 

 

Понятие о вторичных текстах

Всё многообразие текстов можно разбить на две большие группы:

· первичные,

· вторичные.

Первичные создаются как самостоятельные произведения, вторичные же представляют собой результат переработки исходного (первичного) текста и являются в определенной степени реакцией на прочитанное, ответом на сказанное и в конечном счете результатом процесса восприятия и интерпретации первичного текста. Так, читая учебники, слушая лекции, обдумывая полученную информацию, студенты в итоге воспроизводят прочитанное и изученное ранее на экзаменах. Этому предшествует выступление с сообщениями, конспектирование, написание тезисов, рефератов, конспектирование как лекций, так и письменных первоисточников. Следовательно, если рассматривать более подробно жанры научного стиля, которые имеют к обучению в вузе самое прямое отношение, то к первичным можно отнести статью, монографию, а к вторичным

Ø конспект,

Ø реферат,

Ø аннотацию.

На первый взгляд представляется, что создание вторичного текста – дело совсем не сложное: берешь исходный текст, выписываешь из него по порядку умные мысли из первоисточника – и вторичный текст, например реферат, готов.

На самом деле не все так просто. Успешность создания вторичных текстов во многом обеспечивается уровнем развития умения читать. Но даже если исходный текст воспринят глубоко и полно, понят адекватно замыслу автора, то при создании вторичных текстов нередко возникают трудности, преодолеть которые не всем и не всегда удается. Эти трудности обусловлены рядом причин. Например, незнанием законов жанра того или иного вторичного текста, неумением правильно использовать языковые и речевые средства, уместные в соответствующих текстах и т.п. Но главная причина, скорее всего, заключается в том, что при создании вторичного текста не всегда учитывается их подлинная специфика.

Очень часто коммуникативным намерением автора, создающего вторичный текст, является наиболее полное воспроизведение первичного текста, стремление передать его основное содержание, а в ряде случаев и его композицию. В результате автор вторичного текста создает вариант исходного текста – подробный, полный, точный или, напротив, сокращенный, приблизительный, упрощенный пересказ. Как следствие – разнообразие жанров вторичных текстов: пересказ, школьное изложение, конспект, аннотация, реферат, сценарий и т.п.

При воспроизведении первичного текста необходимо учитывать его жанровое своеобразие и специальные задачи, обусловленные речевой и коммуникативной ситуацией. Важно отметить, что узнаваемость первичного текста вследствие его воспроизведения в определенном жанре вторичного текста прежде всего свидетельствует об удачном воплощении коммуникативного намерения вторым автором.

 

Составление реферата

С конспектирования серьезных книг по той или иной теме для многих студентов начинается путь в науку. Между конспектированием и собственным творчеством стоит очень важная для студентов ступень – написание реферата на заданную тему.

Реферат (от лат. referre – докладывать, сообщать) – краткое изложение содержания статьи (книги), включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с ней и определения целесообразности обращения к ней.

Цель реферата – ответ на вопрос о том, что именно говорится в статье (книге) нового, существенного.

Выделяют два вида рефератов:

· реферат-резюме,

· реферат-обзор.

 

Реферат-резюме (его еще иногда называют рефератом-конспектом, монографическим рефератом) составляется по одному источнику.

Структура реферата-резюме:

1. Библиографическое описание (автор, название, выходные данные).

2. Тема статьи (книги).

Указывается общая тема источника. При этом используются следующие выражения:

Статья (книга, монография и т.д.) посвящена теме (вопросу, проблеме).

3. Композиция.

Указывается из скольких и каких структурных частей состоит источник. При этом используются следующие выражения:

Книга (статья) состоит из (включает в себя, содержит)…(трех разделов, двух глав и т.п.)

4. Основное содержание.

Излагаются конкретные результаты или выводы автора в соответствии со структурой статьи. При этом используются следующие выражения:

Во введении указывается (отмечается), что…

В первой главе освещается… Автор отмечает (указывает, делает вывод), что…

Вторая глава посвящена (содержит)… По мнению автора,…

В заключении указывается (отмечается), что…

5. Наличие иллюстративного материала.

Отмечается наличие иллюстраций, рисунков, таблиц, других наглядных материалов. При этом используются выражения, типа:

Свои рассуждения автор иллюстрирует конкретными фактами и примерами, приводит рисунки, фотографии, таблицы… и т.п.

Особенность реферата-резюме заключается в его объективности: он не должен отражать субъективных взглядов референта на излагаемый вопрос, его оценки содержания. Требования к языку реферата – краткость, простота, ясность изложения и использование лексики книжного и нейтрального стилей речи.

Реферат-резюме должен быть составлен таким образом, чтобы, прочитав его, человек получил полное представление о содержании статьи (книги) и о полезной информации, заключенной в ней. Иногда при дефиците времени знакомство с рефератом-резюме снимает необходимость обращения к статье-источнику.

Реферат-обзор составляется по нескольким источникам, посвященным одной теме.

Структура реферата-обзора:

1. Введение.

Во введении, как правило, происходит постановка проблемы, отмечается ее актуальность, кто из исследователей занимался изучением данного вопроса.

2. Основная часть.

Выделяются главы и параграфы, в которых рассматриваются различные аспекты рассматриваемой проблемы. Важно, чтобы теоретические выкладки были проиллюстрированы примерами; мнения различных ученых подтверждались цитатами из их работ, посвященных рассматриваемому вопросу; правильно оформлялись ссылки.

3. Заключение.

На основании изложенного в основной части делаются общие выводы по исследуемой проблеме.

4. Список использованной литературы.

 

Составление аннотации

Аннотация (от лат. annotatio заметка) – краткая характеристика статьи, книги т.д. с точки зрения ее назначения, содержания, формы и других особенностей.

Цель аннотации – ответ на вопрос, о чем говорится в статье, то есть дать общее представление о статье.

Объем аннотации практически не зависит от объема первоисточника и обычно колеблется, как утверждается в требованиях к аннотации, от 150 до 200 знаков (хотя реальный объем аннотации может достигать 300-400 знаков).

Классификация аннотаций осуществляется по следующим признакам:

· по объему,

· с точки зрения метода анализа и наличия-отсутствия оценки первичного документа,

· в зависимости от тематического охвата материала.

В зависимости от объема различают

Ø краткие аннотации, которые обычно сводятся к характеристике исходного текста в каком-либо одном аспекте, например, с точки зрения основной тематики;

Ø развернутые аннотации, освещающие несколько вопросов: поставленные вопросы, характеристика новизны исследования и т.д.

С точки зрения метода анализа и наличия-отсутствия оценки первичного документа можно выделить

Ø описательные аннотации, раскрывающие тематику первичного текста, сообщающие необходимые сведения о нем, но не дающие критической оценки. Это наиболее часто встречающийся вид аннотаций;

Ø рекомендательные аннотации, оценивающие первичный текст с точки зрения его пригодности для данной категории читателей, с точки зрения, например, используемого метода решения задач.

В зависимости от тематического охвата материала первоисточника можно говорить об

Ø общих аннотациях, характеризующих весь текст в целом и рассчитанных на широкий круг читателей;

Ø специализированных аннотациях, которые составляются в тех случаях, когда тематика исходного текста шире тематики, интересующей категорию читателей, для которых пишется аннотация. В этом случае аннотируется часть исходного текста. Как правило, специализированные аннотации рассчитаны на узкий круг специалистов;

Ø обзорные аннотации, содержащие обобщенную характеристику двух и более первичных текстов, близких по тематике. Такие аннотации встречаются крайне редко.

В отличие от конспекта, строящегося по свободному плану, аннотация – текст, имеющий жесткую структуру. Составление аннотации не предполагает наличие умения отбирать информацию, но предполагает умение выделить и сформировать тему первоисточника, его основные проблемы и определить читательский интерес.

Структура аннотации:

1. Библиографическое описание (автор, название, выходные данные).

2. Тема статьи (книги).

Указывается общая тема источника. При этом используются следующие выражения:

Статья (книга, монография и т.д.) посвящена теме (вопросу, проблеме).

3. Проблематика.

Перечисляется круг вопросов или проблем, которые затрагиваются в тексте. Используются следующие выражения:

В статье (книге) анализируются (освещаются, описываются, разбираются, раскрываются, рассматриваются) следующие проблемы…

В статье (книге) дается анализ (характеристика, описание)…

В статье (книге) приводятся результаты…

В статье (книге) излагается теория (история, методика, проблема)…

В статье (книге) исследуется вопрос о (проблема, процесс, зависимость, свойства)… и. т.д.

4. Адресат.

Отмечается, для кого предназначается текст. При этом используются следующие выражения:

Статья (книга) предназначена для специалистов в области…

Статья (книга) представляет интерес для… (широкого круга читателей) и т.п.

Образцы аннотаций содержатся практически в любой книге на втором листе. Обычно при знакомстве с книгой в первую очередь читают аннотацию к ней.

Как можно заметить, основное композиционное отличие аннотации от реферата-резюме состоит в том, что в реферате отражаются композиция источника и наличие иллюстративного материала. Содержательное же отличие между ними заключается в том, что реферат-резюме содержит конкретные сведения, выводы, идеи автора. В этом отношении реферат-резюме приближается к конспекту, однако отличается от него большим лаконизмом, поскольку включает только обобщенные и преимущественно новые, оригинальные выводы автора книги (статьи).

Язык аннотации, как и язык реферата, должен быть литературным, лаконичным, простым и ясным. В ней не должно содержаться избыточной информации.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...