Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 38. Правовые основы семейного воспитания.




В основе семейного воспитания лежит семейное право, которое закреплено конституцией страны, законодательными и нормативными документами о браке, семье, правах ребенка и защите детства.

Важное место среди документов, гарантирующих жизнь и здоровье детей, занимает Международная конвенция о правах ребенка. В соответствии с ней родители гарантируют свободу и достоинство своих детей, создавая в семье условия, при которых они могут состояться как личности и граждане, обеспечивая предпосылки для их свободной творческой жизни.

В Конвенции о правах ребенка подчеркнуто, что дети имеют право на особую заботу и помощь, для чего в семье как естественной среде для обитания и благополучия всех ее членов и особенно детей, должна быть обеспечена необходимая защита. Признано, что для полного и гармоничного развития личности ребенка необходимо растить в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Только такие условия могут подготовить детей к самостоятельной жизни в обществе и воспитать их в духе общечеловеческих идеалов.

Конвенция предупреждает родителей об авторитаризме в семейном воспитании. Она призывает их строить взаимоотношения с детьми на высокой нравственно-правовой основе. Уважение к мнению, взглядам, к личности ребенка в целом должно стать в семье не только проявлением нормы общечеловеческой культуры, но и нормой права.

Семейная педагогика должна строиться родителями на основе отношений равноправных личностей, равноправных субъектов права, а не на основе требований старших, не на слепом подчинении одних другим. Родители должны стремиться к тому, чтобы стержневым в формировании подрастающей личности стало воспитание уважительного отношения к закону, к правам других людей, каждого человека.

В Российской Федерации правовые основы семейного воспитания базируются на соответствующих статьях Конституции РФ и Законе РФ «Об образовании». Система государственного образования обеспечивает общеобразовательную и профессиональную подготовку граждан, их духовное и физическое развитие. Конституция обязывает родителей заботиться о воспитании детей, приобщать их к труду и воспитывать у них трудолюбие (ст. 38). Одним из основных принципов воспитания детей в семье, закрепленных законодательством, является предоставление отцу и матери равных прав и обязанностей в отношении своих детей. Этот принцип обеспечивает наилучшие условия для соблюдения интересов детей, гарантирует защиту от проявления родительского эгоизма, служит базой для объективных, разумных решений.

Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей, а также детей нетрудоспособных и нуждающихся в помощи. Материальное содержание детей является необходимой предпосылкой для обеспечения всех иных родительских прав и обязанностей. Материальное содержание детей – это моральный долг родителей. К родителям, не выполняющим свой долг по их содержанию и воспитанию, может быть применена строгая моральная мера – лишение родительских прав.

Разрешить сложные ситуации по воспитанию детей призван Семейный кодекс РФ, который определил права и обязанности родителей по воспитанию детей, упорядочил размеры выплаты алиментов на содержание детей и др.

 

 

1. Системный подход в описании семьи.

2. Общенаучные направления в изучении семейной проблематики: эволюционное, функциональное, этологическое, эмпирическое и научное.

3. Системообразующие признаки в классификации семьи

4. Семья в системе воспитательных институтов.

5. Динамика супружеских отношений, профили брака.

6. Семейная педагогика в системе педагогических наук: объект, предмет, задачи и ее взаимосвязь с другими науками.

7. Определение и сущность понятий «семья» и «брак» в современной науке. Сходство и различие.

8. Исторические формы брака: понятие, виды, характеристика. Исторические перемены в функционировании семьи.

9. Характеристика основных функций семьи.

10. Хозяйственно-бытовая и экономическая функций семьи, их характеристика.

11. Характеристика коммуникативной и психотерапевтической функций семьи. Их особенности в современном мире.

12. Характеристика репродуктивной и воспитательной функций семьи. Их особенности в современном мире.

13. Понятие «общение». Виды общения. Особенности общения в семье. Коммуникативная функция семьи.

14. Воспитательный потенциал семьи. Роль социального педагога в повышении уровня воспитательного потенциала семьи.

15. Воспитание ребенка в семье: готовность молодых родителей к рождению ребенка, родительские установки и стили воспитания.

16. Культура отношений в семье. Роль родителей в воспитании детей. Семейные традиции. Влияние быта семьи на развитие личности ребенка.

17. Родительство как социокультурный феномен.

18. Особенности детско-родительских отношений: психоаналитическая, бихевиористская, гуманистическаямодели.

19. Микроклимат в семье: понятие, факторы, особенности в зависимости от типа семьи.

20. Индивидуальные потребности в браке. Семейные роли и внутрисемейная ролевая структура.

21. Адаптация и совместимость супругов в семье. Феномен «прощения» в психологии супружеских отношений.

22. Понятие о педагогической культуре родителей и методы ее повышения.

23. Правовое регулирование семейных отношений. Основы законодательства о семье и браке в РФ.

24. Особенности современной семьи, ее структура, динамика.

25. Семья как малая социальная группа. Семья как социальный институт.

26. Типология семьи. Характеристика основных типов семьи.

27. Государственная семейная политика в интересах семьи и детей: сущность, приоритетные направления и их значение.

28. Демографические аспекты состояния и развития семьи.

29. Основные проблемы современной семьи и их характеристика.

30. Ценности семьи в системе брачно-семейных отношений.

31. Кризисные периоды развития семьи: классификация, причины, характеристика.

32. Супружеские конфликты: понятие, классификация, модели поведения супругов, профилактика супружеских конфликтов.

33. Развод как социально-психологический феномен: причины, факторы, динамика, фазы дестабилизации и распада супружеских отношений.

34. Развод как социально-психологический феномен: стадии, типы взаимоотношений разведенных супругов, мифы о разводе.

35. Работа социального педагога и психолога с семьей: основные направления, формы и методы.

36. Неполная семья: понятие, типы, проблемы, особенности воспитания детей.

37. Супружеские отношения: теории выбора брачного партнера, специфика добрачного и предбрачного периодов.

38. Правовые основы семейного воспитания.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...