Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Специальные технические средства для незрячих. Специальная графика.




Предмет и задачи тифлотехники

Тифлотехника - специализированная отрасль приборостроения, занимающаяся разработкой общих и специальных принципов конструирования и производства различных тиф- лотехнических средств, предназначенных для лиц с наруше- нием зрения. Тифлотехника играет существенную роль в тру- довой и социальной реабилитации инвалидов по зрению. Современная тифлотехника развивается по трем основным направлениям: учебная, производственная и культурно-бытовая. В своем развитии тифлотехника опирается на офтальмологию, тифлопсихологию, физиологию,радиоэлектронику, телемеханику и автоматику, биомеханику, тесно связана с инженерной психологией, эргономикой, тех- нической эстетикой, теорией связи, некоторыми направлениями кибернетики (технической, биологической).

Задачей учебной тифлотехники является оптимизация учеб- ного процесса при обучении основам наук, а также политехни- ческая и производственная подготовка слепых и слабовидящих.

Производственная тифлотехника связана с решением задач по обеспечению инвалидов по зрению возможностью выполнять с помощью специальных тифлотехнических приборов и при- способлений производственные операции, ранее им недоступ- ные, включая и контрольно-измерительные работы. Производственная тифлотехника способствует совершенствованию технологии производства, облегчает и повышает производи-тельность труда инвалидов по зрению, обеспечивает соблюдение норм техники безопасности на рабочих местах, дает воз- можность людям с нарушенным зрением осваивать новые профессии и виды квалифицированного труда.

В задачи культурно-бытовой тифлотехники входит разработ- ка и создание специальных средств, облегчающих ориентировку слепых и слабовидящих в пространстве и расширяющих воз- можности восприятия ими окружающих предметов и явлений, выполнения культурно-бытовых обязанностей в семье, участия в общественной жизни.

Особенности разработки, конструирования и эксплуатации тифлотехнических средств обусловлены спецификой их функ- ционального назначения. Основной задачей при конструирова- нии тифлотехники (касается всех ее направлений) является разработка и создание специальных средств отображения ин- формации (СОИ) с учетом возможностей сохранных анализа- торов людей с нарушенным зрением. Специальные СОИ пред- ставляют собой основное звено тифлоприбора или устройства, содержащее и определяющее его тифлоспецифику.

 

Принципы разработки тифлотехники

Разработка тифлотехнических устройств базируется как на общих инженерно-психологических основах проектирования средств отображения и вывода информации, так и с учетом ес- тественных возможностей компенсации, коррекции и восста- новления нарушенных или недоразвитых функций у слепых и слабовидящих. Основными принципами разработки тифлотех- нических устройств являются:

замещение функций зрительного анализатора функция- ми других сохранных анализаторов с использованием акусти- ческих, тактильных, проприоцептивных средств отображения информации;

усиление визуального сигнала, превышающего уровень помех, создаваемых дефектом информационного канала зрительного анализатора;

рациональное использование и охрана нарушенного зре- ния и сохранных анализаторов.

На основе этих принципов разработаны информационно-коммуникативные средства применительно к различным видам тифлотехники учебного, культурно-бытового и производственного назначения.

 

Характеристика тифлотехнических устройств

Существует немало разнообразных оптических средств, тех- нических приспособлений, машин и аппаратов, которые пред- назначены для слабовидящих и слепых.

К оптическим средствам относятся различного рода лупы (ручные, опорные, стационарные), очки (микроскопические, телескопические, гиперокулярные), монокуляры и бинокуляры, накладные оптические средства для слабовидящих, пред- назначенные для чтения, письма, рисования (рис. 22-26), проекционные увеличивающие аппараты (эпи- и диапроекторы). Все эти средства могут быть использованы для зрительных ра- бот на близком и далеком расстоянии.

Разработаны телевизионные увеличивающие устройства для слабовидящих, позволяющие получить увеличение до 60 раз. Яркость и контрастность изображения на телеэкране мо- гут регулироваться самим учеником. В большинстве телеви- зионных устройств увеличение изображения изменяется плавно с помощью объектива с переменным фокусным рас- стоянием. Различают телевизионные устройства индивиду- ального и коллективного пользования. При обучении слабо- видящих используются специальные замкнутые телевизион- ные системы, позволяющие осуществить фронтальные методы обучения.

Существуют различного вида дисплеи для слабовидящих, ра- ботающие по принципу преобразования входной кодовой ин- формации в изображение знаков и символов на сегментных, матричных или растровых индикаторах. Для лиц, страдающих дефектом полей зрения (трубчатое зрение, гемианопсия), предназначены специальные оптические системы, изменяющие в необходимых пределах поле зрения.

В случаях, когда зрение ухудшается в условиях повышенной освещенности, используются светозащитные корригирующие линзы из цветного или бесцветного стекла с покрытием.

Для незрячих и слабовидящих разработаны и выпускаются различные по сложности технические устройства и приспособления: приспособление для вдевания нитки в иголку, трость для обеспечения возможности самостоятельного передвиже- ния, грифель и приборы для измерений (рис. 27-29), специальные пишущие машинки для незрячих и др. Имеются специальные приборы для рельефного черчения и рисования. Существует специальная система «Говорящая книга», представляющая собой тиражированные на грампластинках и магнитофонных лентах записи книг и специальные устройства для проигрывания.

 

Рис. 22. Строчная цилиндрическая лупа двукратного увеличения

 

 
 

Используемые в школах для слепых и слабовидящих специ- альные свето- и магнитоэлектрические сигнализаторы путем преобразования световых сигналов в слуховые или тактильные
позволяют наблюдать многие химические процессы и физичес- кие явления, воспринимать близко расположенные и неогра
ничейно удаленные объекты, определять изменение их освещенности и яркости, характер перемещения в пространстве, наличие магнитного поля и его полярность и т. п.

 
 

При машинном программировании обучения учащихся при- меняются обучающие машины, представляющие собой информационно-контролирующие устройства со специальными СОИ,
а также другие технические устройства типа тренажеров-репетиторов.

 
 

Для ориентировки слепых в про- странстве применяются трости, а так-
же ультразвуковые локаторы, излуча- ющие и принимающие отраженные от
предметов сигналы, содержащие ин- формацию о направлении и расстоянии до предметов, различного вида звуко вые маяки.

В целях улучшения физической подготовки слепых детей и развития их дви- гательной активности используются специальные виды тренажеров, звуковые мишени, звучащие мячи и т. п. Спе- циальные технические средства и при- способления, используемые для трудо- вого и профессионального обучения и на рабочих местах производственных предприятий, позволяют осуществлять слепым сборку электротехнических и радиоэлектронных изделий, производитьмеханическую обработку различных материалов, холодную штамповку и другие операции. С помощью специальных тренажеров слепые могут обучаться работе на некоторых видах станочного оборудования.

Существуют специальные техничес-
кие средства (коммуникаторы) для вза-
имного обмена информацией между
слепоглухонемыми и зрячими, что осо
бенно важно при обучении. Для восстановления неполноцен-
ного зрения используются различные приборы, предназначен-
ные для развития остроты зрения, цветоразличения, биноку-
лярного зрения, фиксации взора.

Главными показателями действующей, а также вновь раз-
рабатываемой и создаваемой материально-технической базы
тифлотехники являются: компенсаторный эффект, определя-
емый достоверностью информации о наблюдаемом предмете
или явлении, которую получает слепой при использовании
тифлоприбора, т. е. степенью информационного соответствия
входного и выходного сигналов; надежность, характеризуе-
мая способностью тифлотехнических средств работать в те-
чение установленного срока с сохранением исходных харак-
теристик; соответствие современным требованиям эргономи-
ки и технической эстетики, направленным в конечном итоге
на оптимизацию функционирования системы «человек - ма-
шина».

 


 

Общее понятие о специальной графике

Специальная графика - графика, преобразованная
для слепых и слабовидящих, удовлетворяющая их потребнос-
ти в различных видах деятельности. По способам выполнения
она предназначена для тактильного, зрительно-тактильного и
зрительного восприятия. Ею могут пользоваться слепые и
слабовидящие.

Широкое использование графических изображений в учеб-
но-воспитательном процессе и трудовой деятельности позволяет
слепым и слабовидящим приобщиться к научному познанию,
художественному и социальному опыту, техническому творче-
ству и различным видам труда.

Графика выполняет в жизни слепых и слабовидящих ряд
важнейших функций, основными из которых являются: позна-
вательная, воспитательная, коррекционно-развивающая, ин-
формационная, коммуникативная, профессиональная, гедони-
стическая.

 

Познавательная функция графики

Графика - важное средство отражения действительности.
С ее помощью передается форма предметов, раскрываются про-
цессы и явления окружающей действительности. Познаватель-
ная информация, содержащаяся в графике, существенно попол-
няет знания слепых и слабовидящих в сфере науки, культуры,
техники. С помощью изображений они проникают в суть ве-
щей и явлений, схватывают и «опредмечивают» внутренние,
скрытые от непосредственного восприятия свойства предметов,
процессы и явления.

Рисунки, чертежи, схемы, графики и т. п. выполняют раз-
личные функции. В рисунке отображаются форма, цвет, фак-
тура, пространственная структура предмета; в чертеже - фор-
ма, пространственные свойства и технологические данные на
обработку детали; в схемах выражается система функциональ-
ных связей деталей, узлов и блоков; на картах представляются
данные, характеризующие физико-географические, социально-
экономические, исторические явления и т. п. Кроме того, на-
пример, рисунок предмета существенно отличается от выпол-
ненного в ортогональной проекции чертежа детали; в свою
очередь рисунок и чертеж отличаются от схемы, изображаю-
щей механические устройства, электротехнические и радиотех-
нические установки.

Правила построения и функционирования изображений вы-
бираются и задаются людьми в процессе целесообразной дея-
тельности. В каждом конкретном случае применяются опреде-
ленные правила построения изображений, что обеспечивает
высокую эффективность их использования в естественнонауч-
ном, социальном и художественно-эстетическом познании,
творческой и трудовой сферах.Один из ведущих специалистов в области искусствоведения
Н.А. Хренов отмечает: «Мы сейчас так привыкли к изображе-
нию, что мгновенно схватываем его смысл. Между тем было
время, когда прочитывание изображения (даже самого простей-
шего) представляло трудности» При этом он подчеркивает, что
все виды изображений обладают свойствами знаковой системы,
вот почему их восприятию и пониманию надо учиться.

Для преодоления стихийного подхода к процессу овладения
графикой в дошкольных учреждениях и школах для слепых и
слабовидящих детей введены специальные занятия по обуче-
нию их чтению и выполнению изображений.

Обучение чтению изображений преследует цель научить де-
тей представлять по изображениям предметы, процессы и яв-
ления, понимать и уметь выражать с помощью изобразитель-
ных средств их суть, общее и внутреннее строение. Это
способствует использованию графических знаний и умений в
познании, социальной коммуникации и трудовой деятельнос-
ти слабовидящих и слепых.

 

Воспитательная функция графики

Воспитательная функция графики - одна из важнейших.
Огромная эмоционально-действенная сила, которой обладают
произведения графики, способствует формированию личности.
Графика учит познавать и понимать прекрасное, помогает рас-
крытию положительных сторон окружающего мира.

До настоящего времени в процессе обучения графике слепых
и слабовидящих главное внимание уделялось овладению ее со-
держанием. Однако не менее важное значение имеет творчес-
кое отношение к ней. Различия между видами графики и их
привлекательностью не должны исключать такого отношения
к применению графики в разнообразных видах деятельности.
В пробуждении у личности внутренней потребности в активном
творчестве во всех сферах деятельности велика роль эстетичес-
кой культуры, развивающей возможности личности, стимули-
рующей творческий подход к явлениям жизни для преобразо-
вания ее по законам красоты.

В обучении слабовидящих и слепых специальной графике
превалирует познавательная сторона и мало представлена чув-

ственно-эмоциональная, эстетическая. Считалось, что слепым
и слабовидящим трудно передать эстетическое содержание
графики. Исследования и наблюдения показывают, что пози-
тивное отношение слепых и слабовидящих к ритмической
стройности формы, цвету, различным способам выполнения
изображений оказывает большое влияние на познание окру-
жающей действительности.

Слабовидящие и слепые в связи с различными способами
восприятия окружающего мира не в одинаковой степени спо-
собны к эстетической оценке объектов графической деятель-
ности. Воспитательное воздействие специальной графики на
слабовидящих и слепых значительно меньше воздействия
обычной графики на зрячих. Объясняется это снижением ее
художественных возможностей. Слабовидящие и слепые дол-
жны быть приобщены ко всем доступным им сферам жизнеде-
ятельности, в том числе и к сфере искусства. Это способствова-
ло бы эстетическому воспитанию лиц с нарушением зрения,
развитию у них художественного мышления, обогащению эмо-
ционального восприятия. Сейчас в дошкольных учреждениях
и школах не используются многие графические произведения
в связи с отсутствием у работников этих учреждений представ-
лений об их ценности в эстетическом воспитании детей. Есте-
ственно, что у слабовидящих и слепых, которым рассказыва-
ется о графическом произведении, целостный и тем более
художественный образ не формируется. Для понимания и
эстетической оценки произведения они должны быть подго-
товлены, т. е. должны обладать определенным запасом зна-
ний, иметь понятия о содержательных элементах прекрасного
и развитое эстетическое восприятие.

Эстетическое восприятие изобразительной формы слепыми
и слабовидящими детьми изучено сравнительно мало. Иссле-
дования, касающиеся восприятия ребенком изобразительной
наглядности, рассматривают обычно вопрос со стороны пони-
мания им лишь содержания картинки. Вопрос же об эстетичес-
ком восприятии изобразительной формы в единстве с содержа-
нием в исследовательской литературе не затронут. Между тем
наблюдения показывают, что положительное отношение ребен-
ка к ритмической стройности формы, цвету, различным спосо-
бам и характеру изображения предмета на картинке оказыва-
ет большое влияние и на смысловую сторону восприятия.

Слепые и слабовидящие оказались в разной степени способ-
ными к эстетической оценке изображений. Слабовидящие и
слепые ученики I-IV классов находятся на более низкой стадии эстетического развития, чем нормальновидящие. Эта ста-
дия характеризуется невысоким уровнем чувственно-эмоци-
ональной реакции на воспринимаемое. У детей практически
отсутствуют эмоционально-эстетические предпочтения, уме-
ние самостоятельно определять эстетическое в воспринимае-
мых объектах. Их эстетические оценки часто являются повто-
рением оценок учителей, воспитателей, родителей, что
связано, как правило, с отсутствием знаний о приемах и спо-
собах построения изображений, с неумением выделять, срав-
нивать, анализировать, обобщать определенные признаки и
свойства предметов. Успешность выполнения заданий по вы-
делению содержательных элементов эстетического в изобра-
жениях (пластики, ритма, симметрии) и передаче их в пред-
метах практической деятельности у слабовидящих и слепых
ниже, чем у нормальновидящих.

На более высокой стадии эстетического развития находят-
ся слабовидящие и слепые учащиеся V-VIII классов. Это свя-
зано с обучением изобразительному искусству, посещением
музеев, выставок, с выполнением различных поделок на пред-
метных уроках. Учащиеся начинают самостоятельно находить
содержательные элементы эстетического в предметах и соот-
ветствующих им изображениях. У них проявляется опреде-
ленная познавательно-творческая активность, особенно в тех
случаях, когда сформирован интерес к занятиям и выработа-
на целевая установка. Их часто привлекают ярко выражен-
ные свойства изображений и предметов.

У учащихся IX-XI классов значительно повышается уро-
вень эстетического развития. Этот этап развития характери-
зуется выраженной чувственно-эмоциональной реакцией на
воспринимаемое, умением выделять основные признаки и
свойства предмета окружающей действительности, выбирать
приемы и способы передачи симметрии, пластики, ритмики,
цвета в изображениях и объектах предметно-практической
деятельности. У учащихся проявляется интерес к декоратив-
но-прикладным видам искусства, они начинают осознавать
роль художественного творчества в практической деятельно-
сти.

В результате исследований были выявлены элементы эстети-
ческого выражения, доступные детям и вызывающие положи-
тельную эстетическую оценку. Так, большинство слабовидя-
щих детей отдает предпочтение цветным изображениям (73%),
тогда как линейным - только 10% детей, контурным с точеч-
ным заполнением - 7% и силуэтным - 6%.Цвет в изображениях выступает не только как информатив-
ный фактор, но и как фактор направленного психического воз-
действия на ребенка. У детей с нарушением зрения цвет вызы-
вает определенные эстетические переживания: радость,
волнение, напряженность. Замечено, что дети дошкольного и
раннего школьного возраста предпочитают теплую гамму цве- *
тов, что свидетельствует о наличии у слабовидящих детей ас-
социативной связи с теплым. По-видимому, здесь проявляется
естественное стремление ребенка к теплу, стимулирующему
развитие.

 

Информационная и коммуникативная функция графики

Графика относится к знаковым системам, является носите-
лем информации и специфическим каналом связи. Как всякая
знаковая система, графика имеет свой исторически обусловлен-
ный код и свою систему условностей.

Графические знаки используются для передачи, хранения и
преобразования информации. Представление о графическом зна-
ке прежде всего как о материально, чувственно воспринимаемом
обозначении, замещающем другие предметы, общепризнано. К
графическим знакам относятся рисунки, чертежи, схемы, обо-
значения на географических и исторических картах и др. Они
имеют познавательную, эстетическую и практическую ценность.

Информативные возможности графических знаков довольно
широки и в ряде случаев превосходят возможности обычных
словесных средств. Знаковые средства наиболее эффективно
используются в тех случаях, когда с помощью речи не удается
достаточно полно описать предметы и явления окружающей
действительности. Наиболее трудно поддаются описанию с по-
мощью звуковой речи пространственные свойства предметов,
цвет и цветовые отношения, процессы и явления в химии, био-
логии, технике. Графические знаки позволяют передавать ука-
занные свойства связи и отношения с высокой степенью точно-
сти и в короткий промежуток времени.

Вместе с тем слабовидящие и слепые ощущают значительный
дефицит в графической информации. Они ограничены в выбо-
ре графических средств при решении коммуникативных задач.

Каков же исходный путь развития и широкого использова-
ния графических знаков и знаковых систем среди слабовидя-
щих и слепых?

Источник правильного решения вопросов информационного
обеспечения и расширения коммуникативных возможностей лиц с нарушением зрения - обучение их чтению и выполнению
изображений, использованию графических знаний и умений в
учебно-познавательной, игровой и трудовой деятельности, фор-
мирование умений понимать и давать словесные характерис-
тики изобразительным средствам в процессе социальной ком-
муникации.

 

Коррекционно-развивающая функция графики

Специальная графика служит важнейшим средством коррек-
ционно-компенсаторного развития слабовидящих и слепых. В
процессе обучения графике обогащается сенсорный опыт, кон-
кретизируются представления, развиваются речь и мышление.

Анализ процессов совершенствования средств коммуникации
свидетельствует, что восприятие, мышление и речь развивались
в постоянном взаимодействии с изображениями, их использо-
ванием в познавательной и трудовой деятельности.

Развитие восприятия, речи и пространственного мышления
у лиц с нарушением зрения имеет свои особенности, которые
необходимо учитывать в процессе обучения, о чем будет сказа-
но ниже. Коррекционно-развивающая функция графики орга-
нически связана с остальными функциями, находящимися с
ней в сложном взаимодействии.

 

Профессиональная функция графики

В профессиональной деятельности используются различные
виды изображений. Чертежи, графики, схемы позволяют за-
фиксировать технологические параметры производственных
процессов. Они доступны для восприятия, несут огромное ко-
личество информации, позволяют хранить, передавать и пре-
образовывать ее. В них отображаются пространственные, ко-
личественные и качественные параметры продукта труда. С
помощью графических изображений, используемых в индика-
торных устройствах, показывается динамика протекания тех- v
нологических процессов, осуществляется контроль за их вы-
полнением.

Длительное время в связи с ремесленным характером труда
слепых и слабовидящих графические средства ими почти не
использовались. Механизация и автоматизация производства,
включение слепых и слабовидящих в усложняющиеся произ-
водственные отношения предполагают усиление информацион-
ной и коммуникативной роли специальной графики. С учетом универсального характера графики в фиксации,
хранении, преобразовании и представлении различной инфор-
мации усовершенствованы программы по трудовому и профес-
сиональному обучению слепых и слабовидящих, в которых
предусмотрено использование графических знаний и умений.
В соответствии с этими программами учащиеся овладевают
процессами чтения и выполнения эскизов, технических ри-
сунков, чертежей, схем, ориентационных планов, технологи-
ческих карт.

 

Гедонистическая функция графики

Графика, как один из видов искусства, способна доставлять
людям наслаждение и оказывать воздействие на душевное со-
стояние. В связи с этим для слепых и слабовидящих должны
использоваться преобразованные или специально созданные
художественно-графические произведения, доступные для вос-
приятия. Несмотря на значительное сокращение объема позна-
вательной и эстетической информации, они способны доставлять
наслаждение и вызывать восхищение у слепых и слабовидящих,
для чего должны иметь гармоническое соответствие формы и
содержания, высокохудожественное исполнение, соотнесен-
ность графических изображений познавательным возможностям
и эстетическим потребностям слепых и слабовидящих. Реали-
зация этих потребностей способствует повышению гедонистичес-
кой функции графики в жизни слепых и слабовидящих.

 

Принципы построения изображений

Графические изображения должны быть доступными для
восприятия, конкретными по содержанию, лаконичными по
структуре, эстетическими по форме.

Художественно-композиционные достоинства в значитель-
ной мере определяют эффективность восприятия изображений
ребенком, а также эмоционально-эстетическое отношение к
ним. Положительный эмоционально-эстетический фон служит,
как правило, дополнительным мотивационным стимулом в ов-
ладении графикой.

Нет сомнения в том, что глубокая функциональная, художе-
ственно-эстетическая, в том числе эргономическая, обоснован-
ность построения и реконструкции изображений играет перво-
степенную роль. Разнообразны изобразительно-композицион-
ные средства: форма и размер, симметрия и асимметрия, метр

и ритм, контраст и нюанс, пропорции и масштаб, цвет и тональ-
ность, что позволяет добиваться большей наглядности и выра-
зительности графических информационных средств. Важно
стремиться к правильной передаче формы, содержания, про-
порциональных отношений, гармонии изображений, в которых
бы находили отражение законы симметрии, ритма, штриха,
цветообразования.

Поскольку форма воспринимается через контраст фона и
изображения, то при ее передаче возникает необходимость при-
менять разные изобразительные средства - цвет, линии, штри-
хи, точки и их комбинации.

В зависимости от вида изображений используются формооб-
разующие линии, линии построения, вспомогательные линии
и точки. Они должны четко различаться в рисунках, чертежах,
схемах. Смешение и недифференцированное применение изоб-
разительных элементов при передаче формы усложняет пони-
мание графических построений. Указанная закономерность до-
статочно известна, однако не всегда учитывается в практике
обучения слепых и слабовидящих, она не получила еще разви-
тия и конкретизации применительно к восприятию изображе-
ний с помощью осязания и неполноценного зрения. Так, напри-
мер, точки, штрихи и комбинации из них имеют разное
значение в изображениях. Они могут выступать как функцио-
нальные элементы (обозначая на предметах выступ, кнопку,
ручку и т. д.), служить элементами связи между линиями, до-
полнением к ним. Это требует некоторой осторожности в при-
менении: механическое включение их в изображения приводит
к изменению смысла и усложнению процесса восприятия изоб-
ражений.

В изображениях, предназначенных для слабовидящих и сле-
пых, важную роль играет правильная передача формы, содер-
жания, пропорциональных отношений.

Нередко преподаватели дошкольных учреждений и школ для
слепых и слабовидящих смешивают способы изображения
предметов в одном рисунке, применяют плоскостное и объем-
ное изображения, что значительно затрудняет процесс воспри-
ятия и понимания изображений.

Основные принципы построения, унификации и реконструк-
ции изображений заключаются в следующем:

1. Графическое представление информации должно осуще-
ствляться с учетом зрительных и осязательных возможностей
детей, а также уровня развития у них познавательных про-
цессов. Графические изображения должны содержать лишь те
элементы, которые необходимы для сообщения важной инфор-
мации и точного понимания ее значения: выражать основное
содержание, раскрывать признаки и свойства, присущие пред-
мету, процессу или явлению.

Изображения, обозначающие одни и те же объекты, про-
цессы и явления, должны быть унифицированы - иметь еди-
ное графическое решение.

Для представления сложной графической информации
следует применять поэтапные, промежуточные рисунки, с по-
мощью которых изучаются отдельные части, детали, фрагмен-
ты предметов, процессов и явлений.

Изображение должно иметь композиционный центр, ина-
че говоря, узел скопления информации, а также четкую, легко
запоминающуюся структуру.

Нельзя допускать смещения элементов изображений, вы-
полненных разными способами (методом ортогонального и ак-
сонометрического проецирования, плоскостного и объемного
изображения).

Цветовое оформление изображений должно соотноситься
с естественным цветом, присущим предмету или явлению,
иметь высокий цветотональный контраст (80-95%).

Нецелесообразно изображать на одном листе предметы
одинаковой величины, если в натуре они отличаются размера-
ми, т.е. необходимо условное соблюдение пропорций и пропор-
циональных отношений.

Все существенные признаки предметов или явлений в ил-
люстрациях должны четко выделяться контуром, разными
линиями, штрихами, цветом.

 

В многоплановых иллюстрациях выделяются ближний,
средний и дальний планы.

В рисунках с передачей объема следует усиливать кон-
туры, а также элементы, характеризующие объем (светотень,
изменение углов, сокращение линий и т. д.).

 

Задачи и методика обучения специальной графике

Обучение слепых и слабовидящих специальной графике име-
ет те же цели и задачи, что и в массовых школах и дошколь-
ных учреждениях, реализуемые с учетом специфических осо-
бенностей данной категории детей.

В процессе обучения специальной графике должны решать-
ся следующие задачи: 1) нравственное и идейно-эстетическое

воспитание: 2) формирование навыков чтения и выполнения
изображений; 3) обучение детей осознанию символической фун-
кции графики, умению пользоваться изображениями при изу-
чении различных учебных предметов, в творчестве и трудовой
деятельности; 4) ознакомление с выдающимися произведени-
ями графики. Кроме этих задач, при обучении графике реша-
ются задачи, обеспечивающие преодоление, коррекцию и ком-
пенсацию отклонений в развитии детей.

Чтение и выполнение изображений связано с развитием
восприятия, речи, мышления, с осознанием детьми символи-
ческой функции графики. По своему содержанию чтение
рисунков, чертежей, схем представляет собой сложную психи-
ческую деятельность, которая связана с ориентировочно-поис-
ковыми, перцептивно-опознавательными и логическими опе-
рациями.

Процесс чтения изображений имеет сложную структуру и
складывается из нескольких уровней и этапов. По мере обу-
чения сокращаются, рационализируются и модифицируются
переходы от одного уровня к другому, снижается неопреде-
ленность, возрастает объем получения семантической и эсте-
тической информации.

Чтение изображений может быть расчленено на ряд этапов-
операций, включающих в себя поиск и обнаружение изображе-
ния, различение, идентификацию, обобщение и систематиза-
цию графической информации. Возможности обнаружения
элементов изображения зависят от чувствительности и разре-
шающей способности осязания - у слепых, от чувствительнос-
ти, разрешающей способности цветовосприятия, стереоскопи-
ческой пластичности и других свойств зрительного анализатора
- у слабовидящих. Кроме того, чтение изображений предпола-
гает активизацию смыслового восприятия, формирование пред-
ставлений и развитие мышления.

Процесс обучения чтению рисунков детей с нарушением зре-
ния начинается с ознакомления с приемами ориентировки на
изобразительной плоскости и формообразующими элементами.
Вначале они должны научиться ориентироваться на изобрази-
тельной плоскости, различать точки по величине, определять
типы линий, дифференцировать их по длине, ширине и форме
(прямые, ломаные, дугообразные, волнистые, спиральные, зам-
кнутые).

На следующем этапе обучения дети знакомятся с формами
основных плоских геометрических фигур (треугольником, че-
тырехугольником, окружностью и др.). Изображения, выпол ненные на их основе (флажок, значок, циферблат часов и др.),
воспринимаются с помощью остаточного зрения и осязания.
Далее дети знакомятся с сочетанием геометрических фигур и
переходят к пониманию более сложных изображений (ножниц,
ключей, ракетки, портфеля и т. п.).

После овладения процессом чтения изображений плоских
предметов приступают к изучению изображений объемных
предметов, чертежей и схем. Для их чтения необходим вы-
сокий уровень представлений и способностей пространствен-
ного воображения. Для формирования представлений и ов-
ладения умениями в пространственных преобразованиях
необходимо подбирать изображения с разной степенью труд-
ности анализа и перевода плоскостного изображения в объем-
ную форму.

При графическом воспроизведении пространственных
свойств и отношений предметов можно выделить ряд компо-
нентов, которыми должны овладеть дети. Основными из них
являются наблюдение, измерение и построение. В этой связи
важно организовать наблюдение предметов детьми на тактиль-
ной, визуальной и визуально-тактильной основе; сформировать
знания о системе мер, научить производить сенсорную и инст-
рументальную оценку величины предметов, а также осуществ-
лять самоконтроль и регуляцию графических движений.

Обучение детей с учетом функциональных свойств, законо-
мерностей и динамики изменения зрения, направленное на ин-
термодальное развитие восприятия, конкретизацию представ-
лений, совершенствование наглядно-образного мышления,
поэтапное ознакомление с изображениями и соответствующи-
ми им предметами в условиях предметно-практической дея-
тельности (моделирование, рисование с натуры, труд и др.),
усиление мотивации и целей графической деятельности, эс-
тетическое воспитание ведет детей к овладению специальной
графикой.

 

Трудовая подготовка, профориентация, трудовая деятельностьлиц с нарушениями зрения.

Общие положения

Труд является основной формой деятельности человека. В
труде как познавательной и преобразующей деятельности осу-
ществляется всестороннее развитие умственных и физических
способностей человека, становление и развитие личности.

В процессе трудового обучения и воспитания у детей выраба-
тывается активная жизненная позиция. Для слепых и слабо-
видящих детей трудовое воспитание и обучение служат также
важным средством коррекции, компенсации и восстановления
нарушенных и недоразвитых функций, основой их подготовки
к жизни и труду в современном обществе. В этой связи труд за-
нимает важное место в системе учебно-воспитательного процес-
са в дошкольных учреждениях и школах для детей с наруше-
нием зрения.

Трудовое воспитание дошкольников. В дошкольных учреж-
дениях трудовое воспитание направлено на коррекцию недо-
статков познавательной деятельности, развитие процессов ком-
пенсации, эстетическое воспитание, формирование черт
личности у детей с нарушением зрения.

Особое внимание уделяется сенсорному воспитанию, кото-
рое может успешно осуществляться лишь в условиях целенап-
равленной деятельности. При недостатке сенсорного опыта у
детей возникает особая необходимость в использовании раз-
нообразных дидактических приемов для формирования у них
образов. В связи с этим большое значение имеет изучение на-
туральных объектов. В процессе их изучения воспитатель
объясняет строение, форму, разм

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...