Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раскройте порядок внутреннего информирования в системе менеджмента качества.

Что понимается под политикой предприятия в области качества и как она учитывается при сертификации систем качества?

Политика в области качества представляет собой основные направления и цели организации в области качества, официально сформулированные управленческим составом организации.

 

Такая политика формируется так, чтобы охватить деятельность каждого работника и ориентировать весь коллектив предприятия на достижение поставленных целей. При отсутствии четкой и документально оформленной политики деятельность предприятия в области качества неопределенна и случайна. Документально оформленная политика в области качества дает возможность работникам предприятия, а также его поставщикам и потребителям получить четкое представление об официальном отношении руководителей предприятия к качеству производимой продукции. В связи с этим, разработка и документальное оформление руководством предприятия политики в области качества является первым условием при создании системы качества на предприятии.

 

 

Для проведения эффективной политики в области качества необходимо разрабатывать, выпускать и поддерживать в рабочем состоянии документированные рабочие процедуры, координирующие различные виды деятельности, которые обеспечивают эффективное функционирование системы качества. Такие документированные процедуры должны определять цели и порядок выполнения различных видов деятельности, оказывающих влияние на качество.

 

Система качества должна включать документированные процедуры общего руководства конфигурацией в необходимом объеме. Общее руководство конфигурацией охватывает весь жизненный цикл продукции, начиная с ранней стадии проектирования. Такое руководство способствует осуществлению и регулированию процессов проектирования, создания, производства и эксплуатации продукции и дает руководству четкую картину о состоянии документации и продукции в течение ее срока службы. Общее руководство конфигурацией может включать определение конфигурации, управление конфигурацией, учет состояния конфигурации и проверку конфигурации.

Сегодня сертификация - составная часть всеобщего управления качеством. Она в значительной степени обеспечивает решение проблемы безопасности путем глобального контроля и развития конкурентной среды, вытесняющей с рынка товары и услуги, оцениваемые как опасные [10].

 

Стандарты ИСО 9000 снижают необходимость многократной сертификации, которая столь же обременительна для потребителя, как и для поставщика (особенно малых поставщиков). Стандарты ИСО серии 9000 устанавливают четкие требования к системам качества и правилам их оценки. Документы широко применяются в практике договорных отношений на национальном и международном уровне. Заключая контракт на закупку продукции, потребитель, как правило, прежде всего знакомится с действующей у изготовителя системой качества. Ведь система, соответствующая международным требованиям - гарантия стабильности показателей продукции. За рубежом к началу 90-х годов сертификация систем качества приобрела массовый характер. Первый сертификат на систему качества в России был выдан только в 1994 году.

 

Несмотря на то, что система качества, соответствующая стандартам ИСО серии 9000, не решает всех задач, необходимых для обеспечения конкурентоспособности популярность системы лавинообразно растет, и сегодня она занимает прочное место в рыночном механизме. Внешним же признаком того, имеется ли на предприятии система качества по стандартам ИСО серии 9000, является сертификат на систему. В результате во многих случаях наличие у предприятия сертификата на систему качества стало одним из основных условий его допуска к тендерам по участию в различных проектах.

 

Для ликвидации стихийного формирования систем качества Госстандарт разработал и ввел в действие ГОСТ Р 40.001-95 "Правила по проведению сертификации систем качества в Российской Федерации". Они гармонизированы с международными документами (ИСО серий 9000 и 10000, ЕN 45012, Руководствах ИСО/МЭК 2, ИСО/МЭК 61 и ИСО/МЭК 62) и определяют общие требования к организации деятельности Регистра а также требования к порядку проведения сертификации систем качества и сертификации производств, инспекционного контроля за сертифицированными системами качества и производств.

 

Регистр систем качества обеспечивает и добровольную, и обязательную сертификацию систем качества (предусмотренную обязательной сертификацией продукции по схемам 5 и 6). Регистр включен в состав Системы сертификации ГОСТ Р.

 

В качестве нормативной базы для сертификации систем качества используются российские государственные стандарты, разработанные на основе новых версий стандартов ИСО серии 9000: ГОСТ Р ИСО 9001-96, ГОСТ Р ИСО 9002-96, ГОСТ Р ИСО 9003-96, правила и процедуры сертификации системы качества по ГОСТ ИСО 10011-1, ГОСТ ИСО 10011-3, ГОСТ Р 40.003, ГОСТ РТ 40.005, требования к персоналу, осуществляющему проверку, оценку и сертификацию систем качества, - по ГОСТ Р ИСО 10011-2 и ПР 50.3.001.

 

Внутренние причины, побуждающие предприятия внедрять системы качества и сертифицировать их это:

Необходимость улучшения качества работы и продукции

Уменьшение издержек производства,

Снижение риска ответственности за продукцию.

Внешние причины:

требования заказчиков;

необходимость повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции (создание преимуществ перед конкурентами);

Реклама.

Существуют и другие условия, побуждающие предприятия к сертификации СК. В частности, наличие СК включается в обязательное условие лицензирования некоторых видов деятельности, например таких, к которым предъявляются повышенные требования безопасности. По данным [10] усилить мотивацию проведения добровольной сертификации СК, может ее включение в обязательные условия государственных закупок продукции, а также сделать ее фактором преимущественного размещения государственных заказов и инвестиций.

Разумеется, в решении проблем внедрения СК необходимо обеспечить предприятиям квалифицированную помощь. Пока такая консультативная деятельность в стране ведется многими консалтинговыми фирмами, как отмечают специалисты, зачастую не обладающими достаточной квалификацией и опытом.

21. Раскройте этапы планирования создания и развития систем менеджмента качества.

Планирование создания и развития системы менеджмента качества осуществляется за счет:

 

— Планирования развития компании (устанавливается в концепции развития);

 

— Постановки целей в области качества (устанавливается в целях в области качества см. п.п. 5.4.1);

 

— Планирования деятельности (устанавливается в планах исполнения проектов и плане развития СМК);

 

— Планирования корректирующих и предупреждающих действий (устанавливается в плане корректирующих и предупреждающих действий).

 

При внесении изменений в систему менеджмента качества предусмотрены следующие мероприятия сохранения целостности системы:

 

— оценка влияния вносимых изменений на систему качества, процесс или организацию в целом (ответственность за проведение оценки определена в процедурах №05 – ДП «Проведение корректирующих действий» и №06 – ДП «Проведение предупреждающих действий»);

 

— планирование и проведение организационно-технических мероприятий по подготовке проведению изменений. Планирование осуществляется в плане корректирующих и предупреждающих действий. Ведение плана и контроль исполнения мероприятий осуществляет уполномоченный по качеству;

 

— контроль внедрения изменений. Осуществляется в соответствии с планом корректирующих и предупреждающих действий.

22. Раскройте содержание ответственности и полномочия сотрудников за качество продукции и производственных процессов.

Ответственность и полномочия персонала определены в следующих документах:

 

— концепция развития;

 

— цели в области качества;

 

— организационная структура;

 

— руководство по качеству и документированные процедуры;

 

— карты процессов;

 

— рабочие инструкции;

 

— организационно-распорядительные документы (приказы, распоряжения, поручения руководства).

 

Ознакомление сотрудников по вопросам ответственности и полномочий осуществляется следующим образом:

 

— концепция развития доступна для ознакомления и исполнения ее положений только высшему руководству компании. Каждый представитель высшего руководства расписывается в листе согласования концепции. Подпись в листе согласования означает принятие на себя обязательств по исполнению положений концепции развития, закрепленных за соответствующим представителем высшего руководства.

 

— цели в области качества корпоративного уровня доступны для ознакомления и исполнения совету директоров компании.

 

— цели в области качества по подразделениям доводятся до каждого руководителя подразделения на совещании у руководства. Кроме того, цели в области качества по подразделениям размещаются в корпоративной сети компании. Для каждого руководителя подразделения установлены права доступа на чтение раздела документа «Цели в области качества» по своему подразделению.

 

— организационная структура компании размещается в корпоративной сети компании и является доступной для чтения каждому сотруднику компании.

 

— руководство по качеству, документированные процедуры, карты процессов, рабочие инструкции размещаются в корпоративной сети компании и являются доступными для чтения каждому сотруднику. Ознакомление сотрудников с этими документами осуществляется в соответствии с п.п. 4.2.3 данного руководства.

 

— ознакомление сотрудников с приказами, распоряжениями и поручениями руководства осуществляется рассылкой по электронной почте. Сотрудники, которые упомянуты в этих документах в качестве исполнителей, проставляют свою подпись в бумажной версии приказа.

 

Для реализации функций системы менеджмента качества в компании «KPMS» введены следующие роли:

 

— уполномоченный по качеству;

 

— владелец процесса;

 

— внутренний аудитор СМК.

 

Уполномоченный по качеству, независимо от своих должностных обязанностей несет ответственность за:

 

— обеспечение разработки, внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы менеджмента качества;

 

— проведение анализа работы СМК;

 

— обеспечение высшего руководства информацией по работе СМК;

 

— распределение и координацию задач по работе и улучшению СМК;

 

— привлечение необходимых ресурсов для работы СМК;

 

— создание и обеспечение функционирования процедур внутреннего обмена информацией по вопросам результативности СМК, обеспечению понимания требований заказчиков и их выполнению.

 

Владелец процесса, независимо от своих должностных обязанностей несет ответственность за:

 

— контроль исполнения процесса в соответствии с картой процесса;

 

— отслеживание изменений в порядке выполнения процесса и осуществление необходимых изменений в документации процесса;

 

— обеспечение достижения целей процесса;

 

— информирование высшего руководства компании о несоответствиях процесса (при их возникновении).

 

Внутренний аудитор СМК, независимо от своих должностных обязанностей несет ответственность за:

 

— планирование и подготовку внутреннего аудита;

 

— проведение аудитных бесед;

 

— подготовку необходимой документации для проведения аудита и предоставления результатов аудита;

 

— информирование высшего руководства компании о всех несоответствиях, выявленных в ходе аудита.

5.5.2 Представитель руководства

 

Уполномоченный по качеству выбирается из состава совета директоров, назначается приказом генерального директора и подчиняется непосредственно генеральному директору.

 

Обязанности уполномоченного по качеству представлены в п.п. 5.5.1 данного руководства.

 

Для реализации своих обязанностей уполномоченный по качеству наделяется полномочиями давать распоряжения, контролировать их исполнение и получать отчетность от лиц не только подчиненных ему непосредственно по организационной структуре, но и от лиц, находящихся в подчинении других директоров компании.

Раскройте порядок внутреннего информирования в системе менеджмента качества.

Для обеспечения внутреннего обмена информацией в компании «KPMS» планируются и выполняются следующие процедуры:

 

— общее собрание коллектива компании. Проводится ежегодно генеральным директором компании в последнюю рабочую неделю года. На собрании до сотрудников доводятся итоги работы компании за год, представляются результаты работы системы качества, сообщаются основные цели и планы работы компании на следующий год.

 

— проведение анализа СМК со стороны руководства. Проводится один раз в год, перед общим собранием коллектива компании. На совещании по анализу СМК рассматриваются итоги работы СМК за год, разрабатывается план улучшений СМК.

 

— оперативные совещания у исполнительного директора (уполномоченного по качеству). Проводятся еженедельно. На совещаниях рассматриваются вопросы исполнения проектов, в том числе и оперативные вопросы по системе качества.

 

— общая рассылка информации и извещений по электронной почте. Осуществляется для информирования сотрудников об изменениях в СМК (изменение документации, полномочий сотрудников, общих требований к выполнению проектов и т.п.)

 

— размещение информации в корпоративной сети. Осуществляется для ознакомления сотрудников с текстами документов СМК.

 

— издание организационно-распорядительных документов. Осуществляется для определения ответственности и полномочий, не регламентированных нормативными документами СМК.

 

— непосредственные беседы руководителей с подчиненными сотрудниками. Осуществляется для разъяснения положений и порядка выполнения требований документации СМК и указаний высшего руководства компании.

24. Раскройте организацию, содержание, составные части и порядок отображения результатов проведения анализа системы менеджмента качества.

 

Анализ со стороны руководства осуществляется на оперативном уровне и на стратегическом уровне.

 

Оперативный анализ СМК со стороны руководства осуществляется ежемесячно в ходе совещаний, проводимых генеральным директором. Цель данных совещаний - анализ исполнения проектов, выявление несоответствий в работах и выработка корректирующих и предупреждающих действий по проектам.

 

Анализ СМК со стороны руководства на стратегическом уровне проводится один раз в год. Цель данного анализа подведение итогов работы системы качества за год, определение необходимых улучшений и изменений в системе качества.

 

Требования и порядок проведения анализа СМК со стороны руководства, состав входных данных анализа и состав выходных данных определены в документированной процедуре №07 – ДП «Анализ СМК со стороны руководства». Требования данной процедуры распространяются на анализ СМК как на оперативном уровне, так и на стратегическом уровне.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...