Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 3. Таможенные правоотношения




3.1 Понятие и особенности таможенных правоотношений

Таможенные правоотношения – этоотношения их участников, урегулированные нормами таможенного права. Особенности таможенных правоотношений связаны с тем, что они имеют свою специфику.

Во-первых, они возникают, функционируют и развиваются только на основе таможенно-правовых норм.

Во-вторых, они всегда индивидуализированы, т.к. в них вступают конкретные субъекты – носители прав и обязанностей. Участниками являются две и более сторон, цели и интересы которых могут не совпадать.

В-третьих, особенность объекта правового регулирования – общественные отношения, обусловленные перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств или связанные с таким перемещением. Они предполагают перемещение материальных ценностей или денежных средств, т.е. носят имущественный характер.

В-четвёртых, они носят публичный характер. Для их возникновения достаточно волеизъявления одной из сторон. В большинстве случаев стороной такого правоотношения являются – таможенные органы.

В-пятых, они охраняются возможностью принудительной силы государства в лице его органов. Участник, который считает, что его права нарушены, вправе обратиться за защитой в компетентные органы.

Таможенные правоотношенияподразделяются на: активные, пассивные и вспомогательные таможенные действия; посредническую и организационную таможенную деятельность.

Структура таможенных правоотношений включает три элемента: содержание, субъекты, объект. Содержание имеет две стороны: юридическую и материальную. Юридическое содержание включает права и обязанности субъектов. Материальное содержание – это реальное поведение субъектов.

3.2 Субъекты таможенных правоотношений – это участники таможенных правоотношений, наделённые соответствующими правами и обязанностями в таможенной сфере. К субъектам относятся институты Таможенного Союза (Высший Евразийский экономический совет, Евразийская экономическая комиссия), государства-члены и их таможенные органы, частные лица (физические, юридические и объединения лиц, не имеющие статуса юридических лиц).

Правовой статус субъектов таможенного правоотношения находит выражение в наличии специальной таможенной правосубъектности. Под нею понимается способность лица быть участником правоотношений в области таможенного дела. Так, таможенные органы осуществляют свою деятельность в сфере таможенного дела на основе соответствующих актов таможенного законодательства, решений соответствующих органов

Лица, перемещающие товары через таможенную границу, осуществляют свою деятельность на основе актов таможенного законодательства. Лицо в соответствии с п. 13 ст. 4 ТК ТС - физическое и (или) юридическое лицо, а также организация, не являющаяся юридическим лицом.

Субъектов можно разделить на 2 группы: специальные субъекты и иные. Специальные субъекты – это таможенные органы, выступающие от имени государств-участников Таможенного союза, государственные служащие этих органов. Они обладают соответствующей спецификой, которая определяется установленной законодательством компетенцией. Данная компетенция характеризуется совокупностью возложенных на таможенные органы задач и функций, а также прав и обязанностей.

Непосредственные участники экспортно-импортных операций, как правило, в таможенных правоотношениях наделяются статусом декларанта, т.е. лица, на которое возложена обязанность по проведению таможенных операций. В соответствии со статьёй 186 ТК ТС декларантами могут быть:

1) лицо государства - члена Таможенного союза:

– заключившее внешнеэкономическую сделку либо от имени (по поручению) которого эта сделка заключена;

– имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами – при отсутствии внешнеэкономической сделки;

2) иностранные лица:

– физическое лицо, перемещающее товары для личного пользования;

– лицо, пользующееся таможенными льготами в соответствии с главой 45 ТК ТС;

– организация, имеющая представительство, созданное на территории государства - члена Таможенного союза – при заявлении таможенных процедур временного ввоза, реэкспорта, а также таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления только в отношении товаров, ввозимых для собственных нужд таких представительств;

– лицо, имеющее право распоряжаться товарами не в рамках сделки, одной из сторон которой выступает лицо государства - члена союза;

3) для заявления таможенной процедуры таможенного транзита – все лица, указанные выше, а также:

– перевозчик, в том числе таможенный перевозчик;

– экспедитор, если он является лицом государства - члена союза.

3.3 Объекты таможенных правоотношений. В области таможенного права объектом правоотношения являются те материальные и духовные блага, на достижение которых направлены интересы субъектов правоотношений.

Каждый участник таможенногоправоотношения вступает в эти отношения для того, чтобы реализовать свои цели и интересы. Например, лицо, которое перемещает через таможенную границу, вступает в таможенноеправоотношение, чтобы реализовать свои товары за пределами ТС и получить доход. Полученную прибыль может быть вложена в дальнейшем для развития, модернизации налаженного им производства.

Интересами таможенных органов является содействие осуществления целей отечественных товаропроизводителей, получение таможенные платежи и перечислить их в бюджет, а также обеспечить экономическую безопасность государств. При этом интересы таможенного органа носят публичный характер, а интересы субъекта внешнеэкономической деятельности характеризуются как частноправовые.

Таким образом, объектом таможенного правоотношения является порядок, складывающийся в связи с перемещением через таможенную границу Таможенного союза товаров и транспортных средств.

Для возникновения, изменения или прекращения таможенных правоотношений необходимо наличие юридических фактов. Под ними понимаются события или действия. В подавляющем большинстве – это действия субъектов по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Событиями могут быть, например, нахождение товаров под определённой таможенной процедурой прекращается по истечении времени, которое отведено законом для данной процедуры.

Предметы таможенного права. Правоотношение не могло бы возникнуть, если бы не существовало предмета, который необходимо ввезти или вывезти. В качестве такого предмета в таможенном праве выступают товары и транспортные средства.

Товар – это любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу, в том числе носители информации, валюта государств - членов Таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая и иные виды энергии, а также иные вещи, приравненные к недвижимому имуществу (п./п. 35 ст. 4 ТК ТС). Товары перемещаются через таможенную границу в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза.

Для отдельных категорий товаров, в том числе припасов, товаров для личного пользования, транспортных средств международной перевозки, ТК ТС и (или) международными договорами государств могут быть установлены особенности их перемещения через таможенную границу.

Транспортные средства – это категория товаров, включающая любое водное, воздушное судно, автомобильное транспортное средство, прицеп, полуприцеп, железнодорожное транспортное средство или контейнер с предусмотренными для них техническими паспортами или техническими формулярами, запасными частями, принадлежностями и оборудованием, горюче-смазочными материалами, охлаждающими и иными техническими жидкостями, содержащимися в заправочных емкостях, предусмотренных их конструкцией, если они перевозятся вместе с транспортными средствами (п./п. 39 ст. 4 ТК ТС). Необходимо выделить т ранспортные средства международной перевозки. К ним относятся транспортные средства, ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза или вывозимые за ее пределы в целях начала и (или) завершения международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, с находящимися на них специальным оборудованием, предназначенным для погрузки, разгрузки, обработки и защиты грузов, предметами материально-технического снабжения и снаряжения, а также запасными частями и оборудованием, предназначенными для ремонта, технического обслуживания или эксплуатации средства в пути его следования.

Перемещение всех транспортных средств имеет особенности. Во-первых, транспортные средства, следующие через таможенную границу Таможенного союза, а также перемещаемые в качестве товара, обязаны останавливаться в местах, определяемых таможенными органами. В случае несоблюдения требования таможенные органы вправе осуществлять их принудительную остановку. Во-вторых, продолжительность стоянки транспортных средств определяется таможенным органом совместно с перевозчиком и не может быть сокращена в ущерб совершения таможенных операций. В-третьих, отправление их производится с разрешения таможенного органа.

Имеются различные классификации товаров. Во-первых, в зависимости от направления следования товары дифференцируются на ввозимые, вывозимые и транзитные. Ввозимые товары поступают на территорию Таможенного союза из других государств. Страной происхождения их могут быть как другие страны, так и государства Таможенного союза при условии их предыдущего вывоза. Вывозимые товары чаще всего производятся в Таможенном союзе и перемещаются на территории других государств. Транзитные товары следуют из одной страны в другую, перемещаясь по таможенной территории союза.

В зависимости товаров, они делятся на иностранные и товарыТаможенного союза. Иностранные товары – товары, не являющиеся товарами Таможенного союза, а также товары, которые приобрели статус иностранных в соответствии с ТК ТС. К т оварам Таможенного союза относятся товары, находящиеся на таможенной территории Таможенного союза: полностью произведенные на территориях государств - членов союза; ввезенные на таможенную территорию союза и приобретшие такой статус в соответствии с ТК ТС и (или) международными договорами, а также изготовленные в государствах - членах союза из указанных выше и (или) иностранных товаров и приобретшие статус товаров Таможенного союза.

Страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством Таможенного союза (ст. 58 ТК ТС) и Соглашением от 25 января 2008 года «О единых правилах определения страны происхождения товаров». При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров.

Определение страны происхождения товаров производится во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования зависит от страны происхождения товаров и осуществляется в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, регулирующими правила определения страны происхождения товаров. Определение страны происхождения товаров, происходящих с территории государства - члена Таможенного союза, осуществляется в соответствии с законодательством такого государства - члена союза, если иное не установлено международными договорами. Иными словами, если товар происходит с территории страны - участницы союза, то страна происхождения определяется национальным законодательством. Если же товар иностранный, то в соответствии с подписанными международными соглашениями.

В зависимости от назначения товары подразделяются на товары для личного пользования и предназначенные для коммерческих целей. Товары для личного пользования – это товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, международных почтовых отправлениях либо иным способом.

В зависимости от способа перевозки товары могут именоваться экспресс-груз.Это – товар, перевозимый в рамках скоростной перевозки любыми видами транспорта с использованием электронной информационной системы организации и отслеживания перевозок с целью доставки данного товара до получателя в соответствии с индивидуальной накладной в течение минимально возможного и (или) фиксированного времени, кроме пересылаемого в международных почтовых отправлениях.

Товары могут быть прошедшими таможенную «очистку» и условно выпущенными в свободное обращение.Если таможенные органы своими действиями разрешили заинтересованным лицам пользоваться и распоряжаться товарами в соответствии с условиями определенной таможенной процедуры, такие товары называются выпущенными или прошедшими таможенную «очистку». Если в отношении товаров не были уплачены таможенные платежи, не представлены необходимые документы или не выполнены иные требования законодательства, они подлежат условному выпуску, т.е. пользование и распоряжение ими допускается с соблюдением определенных ограничений.

Для отдельных категорий товаров, в том числе припасов, товаров для личного пользования, транспортных средств международной перевозки, ТК ТС и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза могут быть установлены особенности их перемещения через таможенную границу.

Товары могут перевозиться в сопровождаемом багаже (непосредственно при следовании лица через границу) и в не сопровождаемом(при перемещении их перевозчиком по договору перевозки). Разновидностью перевозки товаров в несопровождаемом багаже является пересылка в международных почтовых отправлениях. Организации почтовой связи по требованию таможенных органов представляют такие отправления для проведения таможенного досмотра. Почтовые отправления не могут быть выданы организациями почтовой связи их получателям либо отправлены за пределы таможенной территории без разрешения таможенного органа.

Не допускается пересылка в международных почтовых отправлениях товаров, запрещённых к ввозу-вывозу или пересылке в соответствии с актами Всемирного почтового союза, а также тех, в отношении которых применяются ограничения.

Отдельные виды товаров перемещаются через таможенную границу трубопроводным транспортом и по линиям электропередач.

В зависимости от эффективности достижения целей таможенного дела, можно выделить три категории товаров:

1 ) товары, во ввозе которых государства-члены Таможенного союза абсолютно не нуждается. Здесь необходим эффективный барьер против проникновения аналогичных товаров на рынок Таможенного союза путем установления высоких тарифных импортных ставок;

2) товары, которые могут конкурировать с отечественными. Здесь тарифные ставки должны быть сбалансированы так, чтобы обеспечить наличие импорта на рынке и дать возможность конкуренции;

3) товары, которые не выпускаются или не могут быть произведеныв государствах-членах союза (экзотические фрукты, технические новинки). В этом случае тарифные ставки должны обеспечивать свободный доступ этих товаров на рынок для удовлетворения спроса.

Через таможенную границу также перемещают контрафактные товары. К ним относятся товары, содержащие объекты интеллектуальной собственности (объекты авторского права и смежных прав, промышленной собственности и другие), если изготовление таких товаров, их перемещение через таможенную границу или иные действия с товарами, находящимися под таможенным контролем, влекут за собой нарушение прав правообладателей. Установление барьеров на пути пиратской продукции – важная задача в области таможенного дела. Заинтересованное лицо, имеющее основания полагать, что перемещаемый товар является контрафактным, вправе подать в таможенный орган заявление о защите нарушенных прав. Выпуск таких товаров может быть приостановлен до выяснения обстоятельств дела (глава 46 ТК ТС «Особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности»).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...