Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Русская педагогика - православная по сути




Святость - идеал русского человека. - Личная история человека как часть истории человечества. - Крестоношение как пересечение горизонтальной и вертикальной линий жизни. - Человек - образ и подобие Божие.

При рождении ребенка духовная сторона его жизни не является совершенной. Она повреждена наследуемым от прародителей первородным грехом, который проявляется как склонность ребенка ко греху. В.Д. Шадриков называет это повреждение изначальным злом. "Констатация изначального зла в человеке, - пишет он, - имеет огромное прикладное значение для современной педагогики, формирования теории воспитания. Необходимо отметить, что в настоящее время отечественная педагогика такой теорией не обладает" (9. 66). Духовное исцеление совершается в таинстве крещения - таинстве духовного рождения человека.

Святость - вот идеал, данный человеку в этой жизни, одновременно достижимый и недостижимый. Недостижимый в своей полноте, так как святость не ограничена объективным уровнем, и достижимый для конкретного человека в соответствии с его мерой и возможностями. Святость задает особую норму жизни человека. Нормой становится его постоянный рост, постоянное развитие, или, по словам В.П. Зинченко, "развитие как нормы" (5. 72)."Человеком нельзя быть, - заметил А.А. Ухтомский, - им можно лишь делаться" (7. 492). Показателем развития является сам человек - то, как он меняется по сравнению с собой. Это уже не только развитие как "организма", а личная история человека, которая вплетается в историю человечества (6. 245).

"Личная история" начинается с возникновением индивидуальной психической жизни в момент рождения человека на белый свет. Жизнь дана как индивидуальная, но развиваться вне социума человек не может. Индивидуальная жизнь становится частью социальной жизни окружающих ребенка людей. По мнению Л.С. Выготского, максимальной социальностью человек обладает в младенческом возрасте. Полная биологическая беспомощность приводит к полной социальной опосредованности отношений ребенка с действительностью (1. 305).

С рождения начинается объективное раздвоение жизни человека: стремление к индивидуальному бытию и невозможность обладания этим бытием вне мира. Мир для новой жизни выступает как среда, в которой развиваются специфически человеческие свойства; она, по Выготскому, является источником развития. В деятельности и речевом общении возникает сознание. "Сознание, - писал Э.В. Ильенков, - собственно, только и возникает там, где индивид оказывается вынужденным смотреть на самого себя как бы со стороны, как бы глазами другого человека, глазами всех других людей, только там, где он должен соразмерять свои индивидуальные действия с действиями другого человека, то есть только в рамках совместно осуществляемой деятельности" (4. 264).

Развитие человека в процессе его горизонтального вхождения в жизнь общества не совершается в абстрактном социуме. Каждое конкретное общество выработало свои механизмы самосохранения против эгоистических стремлений составляющих его членов. В развитых обществах - это механизмы не подавления индивидуальной жизни, а механизмы, помогающие человеку в раскрытии его потенциальных возможностей.

Человек, попадая в замкнутый круг самосмотрения себя в другом (по Ухтомскому ситуация "двойника"), жаждет увидеть другого, жаждет свободы и свободного общения (по Ухтомскому "заслуженного Собеседника"), жаждет не только быть в среде, но быть и свободным от нее. Человек всегда ищет другого, вертикального измерения жизни. Он стремится преодолеть границы своей природы, выйти за ее пределы - не разлучаясь с ней, превзойти ее. Человек не только желает обрести индивидуальное разумное существование, но желает обрести свое лицо, жить не только личной жизнью, но жизнью личностной."Ни общее и социальное не может быть поставлено выше лица, - писал А.А. Ухтомский, - ибо только из лиц и ради лиц существует; ни лицо не может быть противопоставлено общему и социальному, ибо лицом человек становится поистине постольку, поскольку отдается другим лицам и их обществу" (7. 266).

Человек стремится не только к развитию, но и к духовному становлению. Он предчувствует, что истинное человеческое бытие - именно на пересечении горизонтальной и вертикальной составляющих его жизни. Точка соединения - крест - есть место реальной жизни человека. В момент пересечения линий развития и духовного становления человек совершает поступки. Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, плотское и духовное - и есть крестная ноша каждого человека, призванного в этот мир.

Общество обязано создать условия не только для развития человека, но и для возвышения этой жизни в мир более высокий, мир личностного, а значит духовного, бытия. Изобрести эти условия невозможно. Они складывались на протяжении тысячелетий, и не каждое общество сумело эти условия в себе создать. Проявляются эти условия в традициях и обычаях жизни народа, основанных на его верованиях. Традиции, обычаи и предания формируют общественную мораль общества. В какой-то мере обычай занимает место инстинкта, это социальный инстинкт общества (6. 69). Когда оно отказывается от выполнения этой функции или утрачивает свои традиции, наступает деградация общества.

"Сила обычая, - пишет В.Д. Шадриков, - в формировании человечности (под человечностью Шадриков понимает духовность - Е.Ш.) заключается в том, что человек усваивает не нравственную норму, а способ действия, который нравственен по отношению к членам закрытого сообщества. В обычае человек живет. Научить обычаю значит научить жить. Без обычая нравственность не входит интимно в сущность человеческого бытия... Через обычай человек идентифицирует себя со своим народом, вводится в свой род, ибо обычай - дух народа, его дела... Свою духовность мы получаем от предков. Она заключена в обычаях и преданиях" (9. 44-45).

Каждый человек, согласно православным представлениям, несет в себе образ и подобие Божие, а значит, каждый человек - великая ценность в очах Божиих. В этих взглядах коренится основа трепетного отношения людей между собой, стремление к идеализации любого другого, который встречается, может быть, первый раз в жизни.

Человек, склонный к жизни, в основе которой лежат критерии самоутверждения и самосохранения, не сможет понять того, что любовь является руководством к познанию и к истине. "Узнает человек до тонкости лишь то, - по замечанию А. А. Ухтомского, - что действительно и прочно любит" (8. 186). Любовь к другому, его идеализация и покаяние в собственных грехах, видимых через другого, - основа социального общения в православной традиции.

Высшего единения достигал православный народ в Церкви, участвуя в таинстве Святого Причащения. Причащаясь Плотью и Кровью Христовой, все несли в себе единую Плоть и единую Кровь, все становились братьями и сестрами во Христе. Вот почему в православном мире принято обращение "братья и сестры". Таинство объединяло не только людей между собой, но и соединяло каждого и всех с самим Христом.

Главным критерием благоприятности условий, созданных обществом для правильного развития человека в процессе его духовного становления, является душевный покой человека, который возможен, когда человека не обличает его совесть. Такое состояние бывает, если человек не переступает дозволенных границ по отношению к природе, другому человеку и к себе.

Вывод: Особенностью русского (многонационального) народа является практическое совпадение народных и православных религиозных воззрений. Православная традиция определяла уклад жизни человека в России даже в том случае, когда он сам себя не признавал человеком верующим. Исходя из этой особенности, присущей в основном только России, мы считаем, что традиционную педагогику русской цивилизации следует называть православной. Православная педагогика включает в себя не только специфические особенности, но и положения являющиеся общими для всех педагогических систем.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...