Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конкуренция в современной России




 

Складывающаяся сегодня в России общественно – экономическая ситуация, вызвала к жизни новые реалии и понятия, которые во многом являются определяющими в деятельности отечественных предпринимателей. Конкуренция, конкурентоспособность и ее повышение, сегментирование рынка, проблемы спроса и реализации продуктов, нормы прибыли – вот некоторые из них. Поэтому таким важным моментом становится умение использовать современные подходы к управлению компанией, т. к. именно совершенствование менеджмента, внедрение комплексного управления как организацией, так и ресурсами, повышает и конкурентоспособность предприятия. Но если вопросы рынка у нас обсуждают давно, то тему конкуренции в России стали затрагивать сравнительно недавно. В советский дореформенный период только внешнеторговые предприятия сталкивались с конкуренцией в то время, как внутри страны конкурентного рынка не было, поэтому и вопрос о конкуренции, конкурентоспособности российской промышленности даже не возникал – все эти понятия имеют смысл только при наличии конкурентной среды. Во времена социалистической экономики конкуренцию пытались искусственно насадить под именем «соцсоревнование», но, несмотря на то, что «конкуренция» буквально и означает «соревнование», тем не менее, именно соцсоревнование все-таки не смогло обеспечить того уровня благосостояния страны, которое достигли государства Запада при наличии там жесточайшей конкуренции. Дело в том, что не совпадали критерии оценки его результатов: на Западе – это всегда лучшее соотношение «выручка-издержки», в советской экономике – «кто больше». Только после вступления России в рыночную экономику возникли предпосылки для создания конкурентного рынка, а значит и конкуренции. Правда, все оказалось не так просто. Когда в начале 90-х годов началось массовое создание частных фирм, предприниматели оказались не готовы к тем новым условиям, в которых они оказались. Не имея опыта конкурентной борьбы, они пытались решить свои проблемы, используя опыт ведения боевых действий, политических интриг, криминальных разборок, т.е. методами, осуждаемыми цивилизованным бизнесом. Сыграл свою роль и процесс приватизации, когда под конкуренцией подразумевалась ожесточенное соперничество за передел собственности, сопровождавшийся банкротством предприятий и распродажей их активов.

Важные вопросы, касающиеся защиты конкуренции в России, среди которых:

ü Методы и критерии оценки конкурентоспособности экономики, отдельных отраслей и компаний

ü Развитие конкуренции и инвестиционная привлекательность российской экономики

ü О влиянии естественных монополий на конкуренцию

ü Об эффективности законодательного обеспечения конкуренции в России

ü Административная реформа и защита конкуренции

ü Судебная система и защита конкуренции

ü О границах государственного регулирования конкуренции

ü Недружественные поглощения – общая угроза для государства и бизнеса

ü Сотрудничество государства и частного бизнеса в сфере защиты интеллектуальной собственности

ü Борьба с неформальной экономикой и легализация бизнеса

ü О роли негосударственных организаций в защите здоровой конкурентной среды

ü Состояние российской банковской системы и ее влияние на конкурентную среду

ü Уровень развития технологий и поддержка инновационной деятельности

 

41. Сущность и значение стратегического планирования предпринимательской деятельности

Двумя составными частями общего планирования деятельности предприятия являются стратегическое и оперативное планирование. Решение стратегических задач предприятия отражается в его стратегическом плане. Он может не включаться в полном объеме в состав бизнес-плана, но определяет его основные направления. Некоторые предприятия не составляют стратегических планов. Для решения тактических задач составляются операционный план (производственная программа) и финансовый план, который позволит определить экономический эффект от предполагаемых изменений. Они обычно непосредственно формируют бизнес-план.

Оперативное планирование разрабатывает пути достижения поставленных целей и задач, определяет сроки реализации разработанной стратегии, этапы ее во­площения в жизнь, контроль за выполнением поставленных оперативных задач.

Стратегическое планирование – это определение общих институциональных задач, которые выражаются в миссии предприятия, его целях и задачах. Разработка общего стратегического плана должна осуществляться каждые 3-5 лет, но с изменением внутрен­ней и внешней среды требуется его корректировка.

Стратегический подход к управлению предприятием требует система­тического анализа ключевых аспектов для выработки эффективной страте­гии. Планирование стратегии для предприятия – это дело, в котором принимают участие собственники, правление, исполнительная дирекция предприятия.

И. Ансофф выделяет несколько отличительных особенностей стратегии:

1. Процесс выработки стратегии не завершается каким-либо немедленным действием. Обычно он заканчивается установлением общих направлений, продвижение по которым обеспечит рост и укрепление позиций фирмы.

2. Сформулированная стратегия должна быть использована для разработки стратегических проектов, методов поиска. Роль стратегии в поиске состоит в том, чтобы, во-первых, сосредоточить внимание на определённых участках или возможностях, во-вторых, отбросить все остальные возможности как несовместимые со стратегией.

3. Необходимость в данной стратегии отпадает, как только реальный ход событий выведет организацию на желаемое развитие.

4. В ходе формулирования стратегий нельзя предвидеть все возможности, которые откроются при составлении проекта конкретных мероприятий. Поэтому приходится пользоваться сильно обобщённой, неполной неточной информацией о различных альтернативах.

5. При появлении более точной информации может быть поставлена под сомнение обоснованность первоначальной стратегии. Поэтому необходима обратная связь, позволяющая обеспечить своевременное переформулирование стратегии.

 

Анализ окружающей среды

Существует два основных метода анализа окружающей среды при стратегическом планировании SWOT-анализ и " бенчмаркинг ".

SWOT-анализ – это определение сильных и слабых сторон предпри­ятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения.

SWOT-анализ объединяет характеристику внешней и внутренней среды предприятия. Алгоритм проведения SWOT-анализа:

Шаг 1. Определение сильных и слабых сторон предприятия:

Шаг 2. Определение рыночных возможностей и угроз

Шаг 3.Итоги анализа структурируются в форме так называемой SWOT-таблицы.

SWOT - анализ предприятия

ВНЕШНЯЯ СРЕДА
УГРОЗЫ ВОЗМОЖНОСТИ
ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ СЛАБЫЕ СТОРОНЫ

Шаг 4. После завершения оценки внешнего и внутреннего положения разрабатывается стратегический обзор, который должен:

– показать направления использования сильных сторон кооператива;

– определить направления улучшения ситуации, связанной со слабыми сторонами;

– определить, каким образом использовать потенциальные возможности развития;

– отразить пути минимизации потенциальных угроз, с которыми может столкнуться кооператив.

Термин "бенчмаркинг" является англоязычным и не имеет однозначного перевода на русский язык. Этот термин произошел от слова "benchmark", которое означает отметку на фиксированном объекте, например, отметку на столбе, указывающую высоту над уровнем моря. В наиболее общем смысле "бенчмаркинг" - это нечто, обладающее определенным количеством, качеством и способностью быть использованным как стандарт или эталон при сравнении с другими предметами.

Бенчмаркинг представляет собой систематическую деятельность, направленную на поиск, оценку и учебу на лучших примерах, не зависимо от их размера, сферы бизнеса и географического положения. Бенчмаркинг представляет собой искусство обнаружения того, что другие делают лучше нас и изучение, усовершенствование и применение их методов работы.

На основе анализа ситуации и опыта других предприятий формулируются миссия и стратегические цели предприятия. Те, кто считает анализ вторым этапом, полагают, что миссия должна быть сформулирована ранее, а анализ - это промежуточное звено между формулированием миссии предприятия и определением его целей и задач.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...