Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Композиционная схема сочинения.

Композиция текста. Основные элементы композиции.

Задача: познакомить студентов с элементами композиции текста, научить выделять их; узнать о важнейших текстовых понятиях: тема, основ­ная мысль, опорные слова, цепная связь, типы текста.

 

Ра бота с готовым текстом.

НАГРАДА

Мужик нашёл дорогой камень и понёс его к царю. Пришёл во дворец и стал спрашивать у царских слуг: как бы царя увидеть.

Один царский слуга спросил: зачем ему царь. Мужик рассказал. Слуга и говорит:

-Хорошо, я скажу царю, но только отдай мне половину того, что тебе даст царь. А если не обещаешь, то не допущу тебя до царя.

Мужик обещал, слуга доложил царю. Царь взял камень и говорит:

-Какую тебе, мужик, награду дать?

Мужик говорит:

-Дай мне пятьдесят плетей, не хочу другой награды. Только у меня с твоим слугою уговор был, чтобы пополам делить награду. Так мне двадцать пять и ему двадцать пять.

Царь посмеялся и прогнал слугу, а мужику дал тысячу рублей.

(Л.Н Толстой)

 

 

Для ведущего.

1. Тема сказки: находчивость и жадность.

2. Основная мысль: находчивость всегда выручает.

3. Опорные слова: мужик, царский слуга, царь.

4. Основные части текста.

Микротемы:

а) Мужик нашёл дорогой камень и понёс его к царю.

б) Уговор со слугой о половине награды.

в) Мужик просит у царя в награду пятьдесят плетей.

г) Царь наградил мужика и прогнал слугу.

Составные части композиции

Композиция художественного произведения – это его построение.

Слово “композиция” образовано от латинского “компоситио” - расста­новка, составление. Иногда вместо слова композиция используют слово “ар­хитектоника”.

Задание. Ответьте на вопросы:

1. Прочитайте текст. Какова его тема?

А основная мысль?

2. Выделите части в этом тексте. Назовите микротемы.

3. С какой целью написана каждая часть текста? Как они называются?

Цели основных частей текста.

Первая часть.

Не нашёл бы мужик камня, не о чем было бы и рассказывать.

Первая часть завязывает действие, даёт ему толчок.

Это – завязка сказки.

Вторая часть.

Действие начинает развиваться, происходят события, встречи, появляют­ся новые действующие лица.

Это – развитие действия.

Третья часть.

Без этой части основную мысль сказки понять невозможно. Она является самым ярким, самым острым моментом в повествовании.

Это – кульминация.

Четвёртая часть.

Эта часть делает текст законченным, помогает узнать, чем кончилось по­вествование.

Это – развязка.

Части текста связаны единством повествования и центральным героем. Второстепенные действующие лица помогают развитию действия.

Составных частей в композиционной схеме всегда четыре. А вот, смысловых частей текста может быть больше и они не всегда совпадают с пунктами композиции сочинения.

Основные элементы композиции

Композиция художественного произведения – это его построение. Слово “композиция” образовано от латинского “компоситио” - расстановка, состав­ление. Иногда вместо слова композиция используют слово “архитектоника”.

Задание. Прочтите текст.

 

Мужик нашёл дорогой камень и понёс его к царю. Пришёл во дворец и стал спрашивать у царских слуг: как бы царя увидеть.

Один царский слуга спросил: зачем ему царь. Мужик рассказал. Мужик рассказал. Слуга и говорит:

-Хорошо, я скажу царю, но только отдай мне половину того, что тебе даст царь. А если не обещаешь, то не допущу тебя до царя.

Мужик обещал, слуга доложил царю. Царь взял камень и говорит:

-Какую тебе, мужик, награду дать?

Мужик говорит:

-Дай мне пятьдесят плетей, не хочу другой награды. Только у меня с твоим слугой уговор был, чтобы пополам награду делить. Так мне двадцать пять и ему двадцать пять.

Царь посмеялся и прогнал слугу, а мужику дал тысячу рублей.

(Л.Н Толстой)

Задание. Ответьте на вопросы:

1. Какова основная тема рассказа? А основная мысль?

2. Выделите смысловые части в этом тексте. Назовите эти микротемы.

 

Смысловые части текста (микротемы):

1. Мужик нашёл дорогой камень и понёс к царю.

2. Уговор со слугой о половине награды.

3. Мужик просит у царя в награду пятьдесят плетей.

4. Царь наградил мужика и прогнал слугу.

 

Опорные слова текста: мужик, царский слуга, царь.

Цепочки связей. Мужик находит камень. Несёт во дворец к царю. Здесь встречает царского слугу. Он требует половину награды за услугу. Слуга докладывает царю о просителе. Мужика допускают к царю. Просит в награ­ду пятьдесят плетей и говорит, должен поделиться с царским слугой; таков был уговор. Обоим по двадцать пять плетей. Царь всё понял. Прогнал слугу и наградил мужика.

 

Части текста связаны единством повествования и центральным героем. Второстепенные действующие лица лишь помогают развитию действия.

 

Тема сказки: находчивость и жадность.

Находчивость всегда выручает.

ЗАДАНИЕ С ГОТОВЫМ ТЕКСТОМ

 

Прочтите текст. Определите его тему, основную мысль, озаглавьте его. В этом тексте всего два абзаца, а сколько композиционных частей?

Выделите каждую часть и дайте название (с опорой на важнейшие в смысловом отношении предложение части).

 

ТЕКСТ № 3

У одного человека был ручной волк. Этот волк, как преданная собака, любил своего хозяи­на, ходил за ним по пятам, защищал от врагов.

Хозяину волка надо было уехать. Ехать нужно было очень далеко, кроме того, он не знал, как ещё устроиться на новом месте и захотят ли там пустить его с волком. Поэтому он не ре­шился взять его с собой. Он подарил его своим друзьям. Волк не захотел жить с новыми хозяе­вами. Тогда он отвёл его в лес. Волк нашёл дорогу и ещё раньше хозяина вернулся домой. На­конец решили его отравить и насыпали ему в кашу яду. Волк съел, шатаясь, добрался до подстилки и вытянулся замертво. А хозяин, очень расстроенный, сел в почтовый тарантас и уехал.... Через две почтовые станции смотрит – за тарантасом, высунув язык, поспешает бед­няга волк. Порция яда оказалась слишком маленькой: волк благополучно выспался и, как толь­ко пришёл в себя, бросился за хозяином. Весь длинный путь, около тысячи километров, до же­лезной дороги, волк ехал в кибитке, потом путешествовал в поезде, на пароходе, верхом. Хозя­ин всюду выдавал его за собаку, а волк держал себя так хорошо, что все так и считали его со­бакой. У этого хозяина волк дожил до самой старости и никогда они больше не расставались.

(О. Перовская)

 

-Итак, у вас получился подробный план, дающий представление о содер­жании всего текста. Какой композиционной части текста соответствует каж­дый пункт плана?

-Какие слова осуществляют цепную связь в тексте?

Какие слова-заменители используются в тексте вместо опорных слов? А какие ещё возможны слова-заменители?

-Составьте цепочку связей кульминационной части текста (используя опорные предложения повествования).

-Какое время глаголов используется в этом тексте? Почему? В какой мо­мент автор изменяет временной план? Как это влияет на повествование?

Композиционная схема сочинения.

 

А. 1. Тема сочинения: история про яблоко.

2. Основная мысль – надо быть внимательной, чтобы избежать лишних неприятностей.

3. Опорные слова: девочка, прогулка, сад, яблоко.

4. Главный герой – девочка школьного возраста.

Б. Композиционная схема.

1. Зачин. Маша гуляла в саду.

2. Развитие сюжета.

Она увидела высокое, раскидистое дерево усыпанное яблоками. Ей захотелось съесть одно. Самые большие и красивые висели почти на самой макушке. Маша сорвала, что пониже, куда смогла дотянуться.

3. Кульминация.

Мыть яблоко девочка не стала. Отёрла носовым платком. Облизнулась и откусила с самого красного бока. Стала жевать и вдруг замерла. Во рту появился противный вкус, на языке было, что-то подозрительно мягкое. Маша выплюнула содержимое на ладонь. Среди раскусаной мякоти, находился жирный, зелёный червяк. Девочка содрогнулась, быстро стряхнула ладонь.

4. Завершение рассказа.

Она оглядела яблоко. Рядом с местом укуса красовалась червоточина. Маша больше не смогла и кусочка съесть, поэтому выкинула только что надкусанное яблоко.

В. Текст.

ЯБЛОКО

После обеда Маша вышла в сад. Прогуливаясь по неширокой тропке, она увидела старую раскидистую яблоню. Её густая, спутанная крона была усыпана краснощёкими плодами. Но самые большие и красивые висели очень высоко. Маша потянулась к ветвям и сорвала то, что первым попалось в руки.

Мыть яблоко она не стала, просто отёрла носовым платком. Облизнулась и откусила с одного бока. Мякоть оказалась сладкой и сочной. Но вдруг девочка замерла. Во рту появился противный, горький вкус. Она осторожно пошевелила языком и сразу сплюнула себе на ладонь. Среди раскусанной мякоти неприятно дёргался жирный, зелёный червяк. Маша криво улыбнулась и резко встряхнула рукой. Оглядела яблоко. Увидела червоточину и расхотела есть. Кинула надкушенное яблоко в бочку с мусором и вернулась в дом.

 

 

Упражнение №2 Сочинение на тему “В городской (школьной, сельской) библиотеке”.

Опишите библиотечное помещение. Как одеты посетители? Опишите их лица, позы. Какая основная мысль вашего сочинения?

 

Упражнение №3 Понаблюдайте за тем, как выполняет ту или иную работу кто-либо их ваших знакомых (родственников). Какие действия и в какой последовательности он выполняет? Как изменяется его поза? Запишите материалы к сочинению на тему: “Бабушка (дядя, старший брат...) шьёт (строгает, ремонтирует и.т.п.).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...