Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подходы к обучению ИЯ в методической литературе

 

Название, авторы, год Основные положения / принципы Положительные черты Отрицательные черты Методы, основывающиеся на данном подходе
Языковой подход · Овладение языком как системой, состоящей из единиц языка разного уровня, правил их построения и использования. · Основной источник обучения – перевод. · Введение через объяснение правил и инструкций с использованием наглядных схем и пояснений на родном языке. · Для закрепления введенных образцов используются тренировочные языковые упражнения. · Главный источник учебной информации – текст. · Хорошее знание учащимися системы изучаемого языка.   · Учащиеся не владеют языком как средством общения. · Пассивное участие учащихся в процессе обучения (ученик – объект). Грамматико-переводной метод   Классический метод
Бихевиоризм Беррес Фредерик Скиннер, Э. Торндайк · Основана психологии бихевиоризма: на процесс обучения влияет окружающий человека мир, а не наследственность; основа – теория Павлова – стимул-реакция. · Учителя должны четко объяснять, чему будут учить. · Задание должно быть пошаговым – серия градуированных по трудности заданий. · Индивидуальные обучающие программы должны обеспечить возможность работать в индивидуальном режиме. · Обучение носит «программированный характер», заранее составляется программа, разрабатываются задания, система оценивания. · Обеспечивает учащихся и учителей детально разработанной программой по предмету, в которой весь материал градуирован. · Учитываются индивидуальные возможности учащихся. · Обратная связь, отзыв о работе учителя или контрольный вариант от программы. · Нет учета принципа сознательности. · Обучение построено на имитации и механическом выполнении действий. · Не учитываются цели и мотивы, интересы человека. Аудиолингвальный метод   Аудиовизуальный метод   Ситуативный метод
Прямой (интуитивный) подход · Основан на бихевиоризме. · Родной язык полностью исключается из системы общения в образовательном процессе. · Овладение языком путем слушания и интуитивного усвоения единиц языка. Учащиеся повторяют путь овладения родным языком (неосознанный, подражательный характер) · В основе владения языком – навыки, формируемые путем многократного повторения.   · Преувеличение роли интуитивного начала. · Слишком много внимания уделяется тренировочным упражнениям, рассчитанным на многочисленное повторение. Беспереводные методы обучения:   Прямой метод   Натуральный метод   Аудиовизуальный метод   Аудиолингвальный метод
Речевой подход · Возник как реакция на недостатки языкового подхода. · Цель – обучение речи как способу формирования и формулирования мысли с помощью единиц языка. · Обучение языку строится на основе речевых образцов, отражающих содержание актуальных для обучающихся сфер, тем, ситуаций общения. · На начальном этапе обязательно усвоение РО бытовой сферы, что дает возможность реализовать элементарные коммуникативные намерения.       Беспереводные методы обучения:   Прямой метод   Натуральный метод   Аудиовизуальный метод   Аудиолингвальный метод
Когнитивный (сознательный) подход Джером Сеймур Брунер Вильям Гальс Риверс · В основе – принцип сознательности: учащийся является активным участником процесса учения, а не объектом обучающей деятельности педагога. · Учитель обязательно должен учитывать индивидуальный когнитивный стиль своих учеников – способ выполнения действия в процессе познания. · Опора на умственные процессы и действия, лежащие в основе понимания. Не механическое заучивание, а познание сути изучаемых явлений. · Социально-обусловленный характер обучения: учащиеся общаются друг с другом, с учителем. Все на уроке вовлечены в процесс взаимного познания, понимания и сотрудничества.       Грамматико-переводной метод   Сознательно-ориентированный метод   Обучение с помощью базы данных   Коммуникативно-когнитивный метод
Название, авторы, год Основные положения / принципы Положительные черты Отрицательные черты Методы, основывающиеся на данном подходе
Гуманистический подход · Основан на гуманистическом направлении в психологии: опора на мысли, чувства и эмоции учащихся + когнитивные процессы. · Учеба должна развивать в учащихся общечеловеческие ценности, гуманное отношение и сочувствие к окружающим, сопереживание с ними. · Личностно-ориентированный характер, развитие чувства самосознания → дифференцированное обучение и учет индивидуальных потребностей учеников. · Коллективные формы работы. · Учитель способствует развитию самостоятельности, ответственности: сами выбирают курсы, материалы, приемы обучения, самообучения. · Учитель относится к учащимся с чувством уважения, сопереживания и эмпатии; ценит личность ученика; не навязывает свое мнение и пути решения проблем. · Упор на самоконтроль. · Умение планировать свою деятельность и самостоятельно организовывать процесс обучения. · «Любое планирование ущемляет интересы учащихся» - невозможно разработать программу и содержание. · Диктат обучаемых в выборе обучения. · Неконтролируемый процесс. Метод «тихого» обучения   Метод «общины»    
Личностно-ориентированный подход (личностно-деятельностный) · Основа – учет индивидуальных особенностей учащихся: ученик – личность. · Самостоятельность учащихся в процессе обучения (сами выбирают курс, цели, приемы, совместно с учителем разрабатывают программу обучения). · Опора на имеющиеся знания учащихся в различных областях, активизация их до начала объяснения материала. · Учет социокультурных особенностей учащихся, морально-этических, нравственных ценностей, поощрение стремления быть самим собой. · Целенаправленное формирование учебных умений, соответствующих учебным стратегиям обучаемых. · Ограничение ведущей роли учителя – помощь, консультации, советы. · Использование аутентичных материалов. · Выделение учебных стратегий – действий и операций, используемых учащимися с целью оптимизации процесса обучения. · Автономность учащихся и их полная независимость – сами контролируют процесс обучения. · Позволяет реализовать языковые потребности. · Мотивация. · Стимулирует использование различных учебных стратегий. · Не применим в полной мере для преподавания ИЯ в школах и ВУЗах, реализующих гос стандарты. Языковые курсы
Речедеятельностный подход · Объект обучения – речевая деятельность – процесс приема и передачи информации, обусловленный ситуацией общения и опосредованный системой языка. · Попытка усовершенствовать речевой подход + психологическая теория деятельности + коммуникативная лингвистика.     Сознательно-практический метод Беляева   Коммуникативный метод Пассова   Языковые курсы
Коммуникативно-деятельностный подход Рубинштейн Леонтьев Гальперин Зимняя Бим Коммуникативный подход   · Обучение языку носит деятельностный характер: реальное общение на занятиях осуществляется посредством речевой деятельности. · Цель – формирование коммуникативной компетенции. · В центре – обучающийся как субъект учебной деятельности, максимальный учет индивидуальных особенностей личности и ее интересов. · Занятия организуются как учебная деятельность, направленная на решение конкретных учебных задач. · Основное внимание на уроке – созданию и поддержанию у учащихся потребности в общении в разных видах речевой деятельности. · Ориентация не только на содержание, но и на форму высказывания. · Функциональность в отборе материала. · Ситуативность обучения. · Использование аутентичных материалов. · Использование подлинно коммуникативных заданий, близких к условиям реальной коммуникации. · Широкое использование коллективных форм работы. · Сотрудничество учителя и ученика. · Аутентичный материал · «Живой» язык. · Уравновешенность обучения языку и речи.   Коммуникативный метод   Коммуникативно-когнитивный метод   Интенсивные методы   Центрированный на ученике подход   Обучение в сотрудничестве (Полат)  
Глобальный подход (гештальт-стиль) Изучение языка сверху-вниз · Основан на гештальт-психологии: поведение человека состоит из неких целостных единиц – «гештальтов». · Так же должно строится обучение языку – ситуацию обучения нужно рассматривать целиком, не надо дробить на виды речевой деятельности и языковые единицы. · Изучение языка должно строится блоками, которые обрабатываются целиком, сверху вниз: от общего восприятия материала к последующему анализу частей. · В основном групповая и парная работа · Используются программы, ориентированные на процесс обучения.      
Социокультурный подход · Цель – формирование не только коммуникативной компетенции, но и социокультурной. · От фактов языка к фактам культуры – как в единицах языка отражаются особенности культуры →лингвострановедение. · От фактов культуры к фактам языка, культура – цель, язык – средство →лингвокультурология. · Познавательная основа – диалог культур – сопоставление фактов 2х культур. · Воспитательная основа – выявление общих и отличных нравственных ориентиров. · Развивающая основа – формирование стойкой мотивации к изучению ИЯ. · Учебная – формирование коммуникативной и социокультурной компетенции с опорой на родной язык учащихся.     Коммуникативный метод

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...