Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема: Проблемы психического развития ребенка в отечественной психологии

Методические рекомендации по подготовке

К семинарским занятиям для студентов ОЗО

Психология. Часть 2: Возрастная психология

Педагогическое образование,

профиль подготовки:Дошкольное образование

2 курс. 3 – 4 семестр.

Преп: Т.Е. Чернокова, Т.В. Савищева

 

План занятий на 3 семестр

Семинар № 1

Тема: Проблемы психического развития ребенка философских учениях о душе и о сознании

Вопросы для обсуждения:

1. Особенности, условия и этапы развития психологии в рамках философии.

2. Проблема психического развития в материалистических учениях о душе в Древней Греции (Герактит, Демокрит).

3. Проблема психического развития в идеалистических учениях о душе в Древней Греции (Сократ, Платон).

4. Естественно-научный подход к душе в теории Аристотеля.

5. Проблема психического развития в философии средневековья (Фома Аквинский, Ибн Сина).

6. Материалистические концепции развития психики в Новое Время (Т. Гоббс, Б. Спиноза,. Дж. Локк).

7. Идеалистические концепции развития психики в Новое Время (Р.Декарт, Г.Лейбниц).

8. Подход к решению проблемы психического развития в ассоциативной психологии.

Задания:

1. Выписать основные понятия по теме.

2. Выявить особенности подходов к решению проблем психологии философов античности и средневековья (психофизическая проблема, проблема познания, проблема саморегуляции, проблема развития). Представить в таблице.

Философ Психофизическая проблема Проблема познания Проблема саморегуляции Проблема развития
         

Литература:

Основная:

1. Марцинковская Т.Д. История возрастной психологии.- М.: Гардарики, 2004.

Дополнительная:

2. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. – М., 1995.- с.33-83.

Семинар №2

Тема: Теории развития личности в зарубежной психологии

Вопросы для обсуждения:

1.Психоаналитические теории развития ребенка.

а) Общая характеристика психоаналитического направления: представления о природе человека, предмет и метод исследований.

б) Основные положения теории психосексуального развития ребенка 3. Фрейда:

в) Индивидуальная психология А. Адлера: представления о механизмах психического развития.

г) Представления об условиях психического развития в неопсихоанализе (К. Хорни, А. Фрейд, Э.Эриксон).

2. Проблемы психического развития в гуманистической психологии.

а) Гуманистическая психология как альтернатива психоанализу и бихевиоризму: представления о природе человека, предмет и методы исследований.

б) Г. Олпорт: понятие о врожденных и приобретенных чертах личности.

в) Мотивационная теория личности А.Маслоу.

г) К. Роджерс: развитие самосознания и адекватной самооценки как основа психического здоровья личности.

Задания

1. Выписать определения понятий по теме;

2. Провести сравнительный анализ психоаналитического и гуманистического к проблеме психического развития. Продолжить таблицу

Школа Предмет исследований Методы Представления о психическом развитии
Содержание развития Механизмы и движ силы развития Ход развития Роль биологич. фактора Роль среды соотнош обучения и разв-я
Бихевиоризм                
Гештальтпсихология                
Психоанализ                
Гуманистическая психология                

Примечание: в таблице должны быть изложены не только общие для каждого подхода положения, но и специфические особенности учений его представителей; все понятия должны быть определены.

Литература

Основная:

1. Марцинковская Т. Д. История возрастной психологии. – М., 2004.

Дополнительная

2. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов. — М.: Высшее образование; МГППУ, 2010.

 

Семинар № 3

Тема: Проблемы психического развития ребенка в отечественной психологии

Вопросы для обсуждения:

1. Основные положения культурно-исторической теории Л.С. Выготского: сознание и его развитие как предмет исследования, экспериментально-генетический метод.

2. Учение о высших психических функциях, закон развития ВПФ. Натуральная и культурная линии развития.

3. Условия психического развития ребенка в концепции Л.С. Выготского.

4. Обучение как движущая сила психического развития в теории Л.С. Выготского. Критика зарубежных теорий обучения, развивающее обучение, понятие «зоны ближайшего развития».

5. Деятельность как движущая сила психического развития. Понятие деятельности и ведущей деятельности (А.Н. Леонтьев).

6. Развитие идей Л.С. Выготского о развивающем обучении в отечественной психологии. Теория развивающего обучения В.В. Давыдова.

7. Понятие «психологический возраст» и критерии периодизации в теории Л.С. Выготского. Понятие структура возраста, ее характеристики. Стабильные и критические возрасты.

8. Деятельность как критерий периодизации психического развития. Ведущая деятельность (А.Н. Леонтьев). Закон чередования ведущих типов деятельности Д.Б. Эльконина, типы кризисов, эпохи и стадии детства.

Задания:

1. Выписать предмет, метод и основные положения теории Л.С. Выготского, понятие высших психических функций и закон их развития.

2. Определить содержание натуральной и культурной линии развития, роль освоения орудий и знаков в развитии ребенка.

3. Привести примеры натуральных и высших психических функций и охарактеризовать по параметрам: опосредствованность, осознанность, произвольнось, интеллектуализированность.

4. Выписать и обосновать условия и движущие силы психического развития с точки зрения Л.С. Выготского, понятия зоны ближайшего развития, развивающего обучения, типы обучения.

5. Выписать понятие деятельность, ее структура, ведущая деятельность и характеристики ведущей деятельности, механизмы формирования деятельности.

6. Выписать понятие учебной деятельности ее содержание и структуру (В.В. Давыдов).

7. Выявить отличия культурно-исторического и зарубежных подходов к проблеме психического развития. Заполнить таблицу.

Психологи Ход развития Условия Источники Форма развития Специфика развития Движущие силы развития
             

8. Выписать критерии периодизаций психического развития в зарубежной психологии и теории Л.С. Выготского.

9. Выписать понятия возраста, социальной ситуации развития, новообразований, особенностей кризисов.

10. Определить типы и виды ведущих деятельностей на разных стадиях онтогенеза.

11. Заполнить таблицу: «Периодизация психического развития по Д.Б. Эльконину»

эпоха стадия тип и вид деятельности тип кризиса
       

Литература:

Основная:

1. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология): учебник для студ. Вузов. - М.: Гардарики, 2004.

Дополнительная:

2. Выготский Л.С. Проблема возраста // Хрестоматия по детской психологии / Под ред. Г.В. Бурменской. – М.,2008.

3. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1987.

4. Давыдов В.В. Содержание и строение учебной деятельности // Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка / Под ред. Г.В. Бурменской. – М.: МПСИ, 2008.

5. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка // Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка / Под ред. Г.В. Бурменской. – М.: МПСИ, 2008.

6. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов. — М.: Высшее образование; МГППУ, 2010.

7. Психология развития: Учебник для студ. Вузов / Под ред. Т.Д. Марцинковской. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2005.

Лабораторная работа №1

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...