Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

БИЛЕТ 5: Понятие о системе образования. Проблема реформирования системы образования в РБ




Система образования в Республике Беларусь (90-е гг. XX в. — начало XXI). Реформирование системы образования.

В начале 90-х гг. новые политические и социально-экономические реалии, связанные с распадом СССР и появлением суверенных государств, положили начало трансформационным процессам в белорусской системе образования. Обретение Республикой Беларусь независимости, поиск путей решения социально-экономических проблем в условиях развивающихся рыночных от ношений, курс на создание социально ориентированного государства актуализировали необходимость разработки стратегии развития образования в новых условиях. В 1991 г. был принят Закон «Об образовании в Республике Беларусь», в котором были сформулированы принципы государственной политики в области образования, цели и задачи национальной системы образования, ее структура, права и обязанности преподавателей, учащихся и студентов, принципы финансирования. Одновременно был разработан ряд важнейших документов, нормативно-правовых актов, концепций, регулирующих и определяющих деятельность звеньев системы непрерывного образования: «Концепция образования и воспитания в Беларуси», «Концепция развития высшего образования в Республике Беларусь» (1996), «Концепция воспитания в национальной школе», «Концепция воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь» (1999), «Концепция развития педагогического образования в Республике Беларусь» (2000) и др. В этих документах получили отражение: новая образовательная политика и новые взгляды на образование и воспитание подрастающего поколения, на подготовку кадров в изменившихся социокультурных условиях. Кроме того, в 90-е гг. в Республике Беларусь велось научное обоснование путей развития школьного образования, разрабатывались концепции развития национальной школы, вводились в действие но вые положения, в которых обосновывался статус новых типов школ (гимназий, лицеев, колледжей, высших профессиональных училищ).

Большое внимание в республике уделяется поддержке талантливых детей и молодежи. За рассматриваемый период сложилась система работы с одаренными детьми, получившая отражение в государственной программе «Одаренные дети». Программа предусматривает такие направления работы, как разработка методики по выявлению одаренных детей; создание центров развития ребенка; осуществление дифференцированного обучения; формирование классов с углубленным изучением предметов; открытие учебных заведений нового типа; совершенствование практики проведения олимпиад, конкурсов, конференций; издание специальной учебно-методической литературы по работе с одаренными детьми; моральная и материальная поддержка одаренных детей и преподавателей, работающих с ними.

В 1996 г. был организован Специальный фонд Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов. В его состав входят представители Администрации Президента Республики Беларусь, министерств, Национальной академии наук Беларуси, учебных заведений, учреждений и организаций. За время деятельности фонда финансовую поддержку получили более 11 тысяч учащихся, студентов, преподавателей и ученых, работающих с одаренными детьми и молодежью. Программа фонда включает:

• учреждение стипендий Президента Республики Беларусь лучшим студентам государственных вузов;

• назначение премий и стипендий победителям международных и республиканских олимпиад и конкурсов по учебным дисциплинам;
• поощрение учащихся и студентов — победителей республиканских конкурсов по естественным и гуманитарным наукам;
• премирование преподавателей и ученых, которые добились высоких показателей в работе с одаренными учащимися и студентами; финансовая поддержка творческих объединений учащихся и студентов, завоевавших общественное признание.

Наиболее ярким событием в школьном образовании 90-х гг. стало появление учебных заведений нового типа. Их реставрация в системе образования СССР, а затем и стран СНГ вызвала бурную полемику на страницах периодической печати. Центральной темой стали вопросы определения сущности и характера деятельности инновационных структур, их типологии и содержания образования. Не утихающие споры и полярность точек зрения специалистов были вызваны стихийным характером появления новых типов школ, отсутствием единой концепции и утратой традиций развития академической школы в советский период. Чтобы стабилизировать работу новых учебных заведений, понадобилось время, которое показало их жизнеспособность. В своей деятельности эти заведения опираются на традиции европейского школьного образования (академизм, профильность, селективность, высокое качество обучения).

Пик создания новых школ в республике приходится на 1991-1993 гг. Начиная с 1994 г. рост сети гимназий и лицеев замедляется, что объясняется насыщением белорусской системы образования этими образовательными учреждениями и ужесточением государственного контроля за их деятельностью. В середине 90-х гг. приоритетным становится не количественный рост подобных учреждений, а качество их работы. Второй пик создания гимназий и лицеев приходится на конец XX — начало XXI в. В 2004 г. в Беларуси действовало 115 гимназий, 26 лицеев, 100 школ с углубленным изучением предметов, 2004 школы с профильными классами; в 2006 г. — 136 гимназий, 26 лицеев, 7 учебно-педагогических комплексов. Значительная часть гимназий и лицеев, специализированных школ сконцентрирована в столице, что объясняется высоким общественным спросом, большим числом вузов и наличием квалифицированного профессорско- преподавательского состава.

В сравнительно небольшой срок система образования Республики Беларусь существенно преобразилась. Значительные изменения произошли в школьном образовании: появились новые типы школ (гимназия, лицей, учебно-педагогический комплекс, специализированная школа и др.). Наряду q государственным получил развитие частный сектор школьного образования. В учреждениях образования развернулась инновационная деятельность, расширился спектр применяемых технологий. Эти изменения подготовили почву для структурной и содержательной перестройки школьного образования и обусловили вступление белорусской школы в полосу длительного крупномасштабного реформирования.

В 1998 г. в Республике Беларусь стартовала школьная ре форма. Ее проведению предшествовал подготовительный этап. В 1996 г. были разработаны «Концепция реформы общеобразовательной школы» (утверждена Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 августа 1996 г. № 554) и Про грамма ее реализации, в которой были определены и охарактеризованы 12 основных этапов, организационно-управленческое и ресурсное обеспечение реформы, ведущие направления раз вития ступеней общего образования.

В процессе реформы был осуществлен переход к обучению детей с 6 лет. Это обусловило необходимость подготовки к школе детей пятилетнего возраста и вызвало к жизни развитие таких типов учебных заведений, как детский сад — школа, школа — детский сад. Срок обучения в школе стал 12-летним. В республике была внедрена новая модель школьного образования (4 + 6 + 2), согласно которой общее базовое образование предполагает 10-летний срок обучения и является обязательным.

Параллельно со структурной реорганизацией школьной системы в ходе реформы планировалось решить комплекс задач:

• разработать и внедрить новые учебные планы и программы;
• восстановить фундаментальный характер общего среднего образования;
• обеспечить широкую дифференциацию обучения (профилизацию) на старшей ступени средней школы;

• внедрить новую систему оценки знаний учащихся;
• создать в школе систему воспитания, основанную на формировании у школьников патриотизма и гражданственности.

Новая модель общеобразовательной школы в Республике Беларусь включает в себя три ступени: начальное образование, основное (базовое) образование, полное среднее образование. Начальная школа принимает детей с 6-летнего возраста. Срок обучения в начальной школе не изменился и включает подготовительный класс и 1—3 классы. Возвращение к идее «нулевого класса» через введение подготовительного позволило найти дополнительный год обучения, сохранив привычную нумерацию классов.

В рамках реализации реформы была расширена сеть специализированных школ (языковых, математических, музыкальных, спортивных и т.д.) для развития способностей и удовлетворения интересов и склонностей учащихся. Углубленный уровень образования обеспечивают гимназии, лицеи, учебные комплексы «школа — колледж» («гимназия — колледж»). Для детей с нарушением здоровья создаются санаторные, лесные, вспомогательные школы, школы-интернаты.

По всем предметам и курсам были разработаны «Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся», а также материалы, с помощью которых учитель может осуществлять аттестацию. С 1 сентября 2002 г. после трехлетней апробации осуществлен переход на новую 10-балльную систему оценки знаний учащихся (10 — превосходно, 9 — отлично, 8 — почти отлично, 7 — очень хорошо, 6 — хорошо, 5 — почти хорошо, 4 — весьма удовлетворительно, 3 — удовлетворительно, 2—1 не удовлетворительно, 0 — отказ от ответа или его отсутствие). Отказ от традиционной пятибалльной системы оценки мотивировался тем, что она не позволяет осуществлять дифференцированный подход, дает основания для субъективности, слабо учитывает степень освоения материала учащимся. Ставка была сделана на письменный контроль знаний школьников (тесты, контрольные работы и т.д.), который стал приоритетным.

Начиная с 2002/03 учебного года начался планомерный переход на обновленное содержание образования на II ступени общеобразовательной средней школы с 12-летним сроком обучения. Одной из идей перестройки было деление содержания образования на инвариантный и вариативный компоненты (как на уровне определения учебных дисциплин и курсов учебного плана, так и на уровне содержания обучения). При этом достижение целей на уровне общего базового образования определяется в первую очередь содержанием инвариантного компонента (государственный компонент содержания образования, обязательный для изучения во всех типах учреждений образования). Через вариативный (школьный) компонент учебного плана реализуются права учащихся на выбор содержания образования в соответствии с индивидуальными запросами и возможностями.

Важная задача реформы — введение на III ступени средней школы профильного обучения. В 2004 г. с учетом накопленного опыта организации дифференцированного обучения в нашей стране и странах ближнего и дальнего зарубежья была разработана «Концепция профильного обучения». Ее апробация велась в течение нескольких лет на экспериментальных площадках. Основой реализации профильного обучения стал Типовой учеб ный план для XI-XII классов общеобразовательных учреждений (2006), который будет введен в действие в 2008/09 учебном году. Он включает в себя 7 образовательных областей и 19 учебных предметов. Были определены направления профессионального самоопределения старшеклассников (естественнонаучное, социокультурное, гуманитарное, профессионально-технологическое) с профилями для каждого направления.

В настоящее время в Республике Беларусь фактически существуют две модели школы: 11-летняя и 12-летняя. Полностью переход на 12-летнюю модель будет осуществлен к 2008 г. Начавшись в средней школе, трансформационные процессы постепенно охватили и высшие учебные заведения. В основу преобразований легла «Концепция развития высшего образования в Республике Беларусь», разработанная Министерством образования и одобренная Правительством в 1996 г. Концепция определила основные цели, задачи и принципы развития высшего образования на период до 2005 г. Реформу высшей школы планировалось проводить в три этапа:
• формирование новой структуры высшего образования с переходом на многоступенчатую систему подготовки (бакалавр, магистр);
• отработка вариантов новых типов учебных заведений высшего образования (академия, высший колледж);
• законодательное закрепление изменений и приведение белорусской высшей школы в соответствие с международными стандартами.

Поскольку в 90-е гг. преобразования высшей школы в республике были начаты без достаточного теоретического обоснования, отдельные аспекты реформирования требовали дальнейшей концептуальной проработки и корректировки. На международных и республиканских совещаниях, конференциях постоянно велись дискуссии о целесообразности перехода на новую систему подготовки специалистов. Затрагивались прежде всего спорные вопросы: плюсы и минусы введения новой системы; специфика отдельных вузов и специальностей, не вписывавшихся в предложенную схему; система оценки результатов; повышение качества образования, подготовки специалистов и т.д.

Трансформационные процессы, происходившие в высшей школе Беларуси, в первую очередь были направлены на изменение правил поступления в вузы, внедрение многоуровневой системы подготовки специалистов, создание вузовских систем оценки качества образования, апробацию новых технологий обучения, введение кредитно-модульной системы обучения и оценки результатов.

За минувшее десятилетие белорусская высшая школа существенно изменилась. Вследствие тенденций вестернизации в 90-е гг. в Беларуси, как и в других странах СНГ, институты были реорганизованы в классические и профильные университеты. Ведущую роль в системе образования сегодня играют университеты, которые сохранили за собой статус крупнейших образовательных и научно-инновационных центров. В 2003/04 учебном году в республике действовало 44 вуза, в том числе 7 классических и 16 профильных университетов, 9 академий, 8 институтов, 5 высших колледжей; в 2007 г. — уже 53 вуза. По данным за 2003 г. на 10 тысяч человек в Беларуси приходится 340 студентов, что является достаточно высоким по европейским меркам показателем. В высшем образовании резко вырос негосударственный сектор. Только в столице в 2007 г. функционировало 31 высшее учебное заведение, в том числе 9 вузов частной формы собственности.

Для совершенствования подготовки специалистов высшие учебные заведения переходят на двухступенчатую систему. В 90-е гг. в ряде вузов республики были внедрены и апробированы институты бакалавриата и магистратуры. В 2004 г. в Парламент на рассмотрение был передан проект Закона «О высшем образовании», в котором учтены международные нормы по высшему образованию. Под эгидой Министерства образования в республике создаются и внедряются новые учебные планы, программы дисциплин, образовательные стандарты подготовки бакалавров (4 года), специалистов (5 лет), магистров (6 лет). С 2003/04 учебного года в ряде белорусских вузов идет эксперимент по внедрению новой структуры высшего образования.

В последние годы актуальной для высшей школы стала проблема кадрового обеспечения. В 2000—2006 гг. отмечалось уменьшение численности профессорско-преподавательского состава, имеющего ученую степень и звание. Только около 42 % преподавателей в высшей школе имеют ученую степень. Если количество докторов наук по сравнению с 2000 г. существенно не изменилось, то кандидатов наук стало меньше на 2,3 %, доцентов — на 2 %, профессоров — на 0,1 %. В республике наблюдается «старение» профессорско-преподавательского состава: если в 1995 г. численность профессоров в возрасте старше 60 лет составляла 34 %, в 2001 г. — 60 %, то в настоящее время — 80 %; доцентов в возрасте старше 60 лет — соответственно 10, 28 и 50 %. Половина докторов наук — пенсионеры. За прошедшие 10 лет социальный статус профессорско-преподавательского состава, зарплата и пенсионное обеспечение снизились, что вызвало та кие негативные явления, как «утечка мозгов», снижение притока молодежи в педагогическую профессию, снижение профессионализма профессорско-преподавательского состава.

В Беларуси функционирует Республиканский совет ректоров высших учебных заведений. Стали регулярными встречи руководства страны с ректорами вузов. В декабре 2006 г. на встрече с Президентом страны был рассмотрен вопрос о кадровой ситуации в вузах и путях ее исправления. Были также определены конкретные шаги по формированию перспективного научно-педагогического потенциала высшей школы и повышению эффективности подготовки кадров высшей научной квалификации. Кроме того, было предусмотрено увеличение размеров ежемесячных доплат за ученые степени, установление размеров ежемесячных доплат за ученые звания, а также иные меры по социальной поддержке руководителей и специалистов из числа профессорско-преподавательского состава и научных работников.

Проводимая в Республике Беларусь образовательная реформа потребовала изменений в законодательстве. В марте 2002 г. в Беларуси была принята новая редакция Закона «Об образовании». При доработке законопроекта были уточнены понятия «образование» и «национальная система образования», освещены проблемы, связанные с правовым регулированием деятельности образовательной системы. В частности, были сняты ограничения на получение только одного образования за счет средств бюджета, предусмотрено кредитование студентов, получающих образование на платной основе, а также выдача дипломов единого образца независимо от форм собственности учреждений образования. В Законе получили отражение принципы, на которых строится государственная политика в сфере образования: приоритетность образования, обязательность общего базового образования, доступность, преемственность и непрерывность, научность, приоритет общечеловеческих ценностей, национально-культурная основа образования, экологическая направленность, демократический и светский характер образования.

Летом 2006 г. впервые в Республике Беларусь был принят Закон «Об общем среднем образовании», который создал правовые, организационные, экономические и социальные основы функционирования и развития системы общего среднего образования. В Законе были прописаны: государственная политика в сфере общего среднего образования, система и структура общего среднего образования, типы общеобразовательных учреждений, образовательный процесс в общеобразовательных учреждениях, управление в сфере общего среднего образования, финансирование и материально-техническая база общеобразовательных учреждений. В 2007 г. Министерством образования Республики Беларусь был утвержден и впервые введен в действие образовательный стандарт «Общее среднее образование» — нормативный документ, содержащий систему требований к основным параметрам общего среднего образования, устанавливающих соответствующий уровень образования, принимаемый в качестве государственной нормы образованности личности.

В заключение следует отметить, что реформирование образовательной сферы в настоящее время является основой государственной политики нашей страны. Коренные перемены в экономической, социальной и научно-технической жизни требуют адекватных изменений в системе образования. Курс на модернизацию образовательной системы, взятый Республикой Беларусь в 90-е гг., позволяет сохранить и приумножить высокий уровень образования, оставшийся в наследство от советского периода, сочетать опору на национальные традиции и стремление к достижению высоких международных стандартов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...