Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Чем взгляды на науку Р. Мертона и Т. Парсонса отличаются от взглядов П. Бурдье?

Чем социологическое исследование науки отличается от философского изучения знания и познания?

В чем специфика этапов развития социологии науки?

 

 

6. Перечислите не менее 8 особенностей научной деятельности.

* Социальные аспекты выделяют в силу того, что по дисциплинарному, отраслевому принципу строятся как научные коллективы, так и средства научной коммуникации.

* Особенность разделения труда в науке, которое основывается на специализации.

* Относительное обособление фундаментальных и прикладных исследований, в свою очередь пронизанных процессами дифференциации и интеграции, порождающими все новые типы и формы деятельности ученых.

* Осознанность творческой исследовательской деятельности (целеполагание);

* Общественно обусловленный характер научной деятельности;

* Продуктивность научной деятельности (целедостижение, воплощенное в новой идее, концепции, теории либо в практически реализуемой технологии, техническом средстве и т.п. (целедостижение)

* Своеобразии ее результата, продукта

* Специфика применяемых ею инструментов и средств производства

* Более высокая, чем в других видах деятельности, доля живого труда и гораздо меньшая – овеществленного

* Институционализированный характер научной деятельности

* Профессионализация исследований

* Профессиональная дифференциация и глубокая специализация научно-исследовательского труда.

* Профессиональная ответственность

* Пхрана от непрофессионального вмешательства

* Псобый характере вознаграждения научного труда, в его своеобразной мотивации

* Пбширные эмпирические данные, полученные опытным путем

* П качестве фундаментальной ценности для нее выступает рациональность

* Обусловлена социальными и социокультурными факторами, вследствие чего является деятельностью социальной

* Взаимодетерминированности развития науки и культуры

* Выходящие за пределы сегодняшнего человеческого опыта и созерцания события и явления

* Творческий характер научного поиска

Чем взгляды на науку Р. Мертона и Т. Парсонса отличаются от взглядов П. Бурдье?

8. Специфика научной профессии по Т. Парсонсу;

1. Профессиональная ответственность за хранение, передачу и использование специализированной суммы знаний

2. Высокая автономностью профессии в области привлечения, подготовки и контроля профессионального поведения новых членов

3. Потребность в поддержке со стороны общества

4. Потребность в вознаграждении, которое служит стимулом для профессионала

Степень признания зависит от ценности вклада учёного в науку, соответственно для стандартизации оценки вклада учёных были созданы научные ценности:

* Принцип рациональности

* Принцип универсализма

* Принцип объективности

* Принцип организованного скептицизма

* Принцип эмоциональной нейтральности

3 основных области формального знания:

* гуманитарные науки

* естественные науки

* социальные науки

Особенности функционирования научного поля по П. Бурдье;

По мнению П.Бурдье, развитие науки обусловлено конкуренцией за научный авторитет. Научный авторитет и научное знание являются особыми видами капитала, необходимы для участия в борьбе за власть в научном поле, т.е. авторитет.

С точки зрения автора, научный производитель может добиться признания только с помощью коллег, других производителей, которые так же борются за признание и авторитет. Таким образом, конкуренты не признают ценности продукта, произведённого друг другом без обсуждений и противостояния, что позволяет получать объективные истины в науке.

Автор так же обращает внимание на проблему смены доминирующих, т.е. имеющих авторитет, и доминируемых, т.е. не обладающих признанием. По его мнению, это результат научных революций, вписанных в нормальный порядок науки. Чем больше развито знание, тем реже происходят эти революции и тем чаще действуют стратегии преемственности, в то время как стратегии подрыва уходят на второй план.

В заключение автор приходит к выводу, что социология науки должна рассматривать научные ценности только как порождение конкуренции и средство, позволяющее скрывать истинные интересы и намерения участников борьбы.

6) Понятие этнос науки;

Р. Мертон утверждал: «Этос социального института науки включает универсалистские критерии научной достоверности и научной ценности, а тем самым предлагает такие ценности, которые легко интегрируются с ценностями свободного общества»

научный этос - это совокупность норм, действующих в научном сообществе, представляющая собой основной механизм функционирования науки – социального института по производству достоверного знания. Сила же, обеспечивающая движение этого механизма, – институционально подкрепляемое стремление каждого ученого к профессиональному признанию

Постулаты этоса науки Р. Мертона;

По мнению Роберта Мертона, этос науки образуют 4 императива:

1. Универсализм - оценка любой научной идеи или гипотезы зависит только от её содержания и не зависит, например, от национальности или научного статуса Автора (ов);

2. Коммунизм - понимаемый как открытость результатов научных исследований для научного сообщества.

3. Бескорыстность - исследователь не должен стремится к получению какой-то личной выгоды, кроме удовлетворения от решения научной проблемы.

4. Организованный скептицизм - учёные должны критично относиться как к собственным идеям, так и к идеям, выдвигающимся их коллегами.

Предпринятый Р.Мертоном анализ ценностей и норм науки неоднократно подвергался критике, не всегда, впрочем, обоснованной. Отмечалась, в частности, абстрактность предложенных Р.Мертоном ценностей, и то, что в своей реальной деятельности ученые нередко нарушают их, не подвергаясь при этом осуждению со стороны коллег.

Во многом под воздействием этой критики Р Мертон вновь обратился к проблеме этоса науки в 1965 г. в работе «Амбивалентность ученого».

В ней он отметил наличие противоположно направленных нормативных требований, т.е. норм и «контрнорм», на которые ориентируются ученые в своей деятельности. Противоречивость этих требований приводит к тому, что ученый нередко оказывается в состоянии амбивалентности, неопределенности по отношению к ним.

Таким образом, ученый может и должен проявлять определенную гибкость, поскольку нормативно-ценностная структура науки не является жесткой.

И тем не менее наличие норм и ценностей (пусть не именно этих, но в чем-то сходных с ними по смыслу и по способу действия) очень важно для самоорганизации научного сообщества.

Отдельные нарушения этических норм науки, хотя и могут вызывать серьезные трудности в развитии той или иной области знания, в общем все же чреваты большими неприятностями для самого нарушителя, чем для науки в целом. Однако если такие нарушения приобретают массовый характер, под угрозой уже оказывается сама наука.

Сообщество ученых прямо заинтересовано в сохранении климата доверия, поскольку без него было бы невозможно воспроизводство и развитие науки.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...