Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оздоровительной деятельности

Характеристика основных направлений

К основным направлениям оздоровительной деятельности в дошкольном образовательном учреждении следует отнести:

1. организацию санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей;

2. организацию питания;

3. обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания в детском саду;

4. организацию лечебно-профилактической работы с детьми и сотрудниками;

5. физическое воспитание детей.

Рассмотрим каждое из вышеуказанных направлений с психолого-педагогических позиций.

1. Организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей регламентируются целой серией нормативно-правовых и инструктивных документов, которые обязаны знать не только руководители, но также и рядовые работники дошкольных учреждений. Имеет смысл знакомить с извлечениями из этих приказов и родителей воспитанников.

В этой связи хотелось бы поговорить не только о профессиональной, но и о человеческой и гражданской ответственности воспитателей и специалистов. И в первую очередь это касается организации ухода за детьми. Дело в том, что ребенок до 7 лет запрограммирован на уход за ним со стороны взрослых, и плохой уход либо его отсутствие квалифицируется как жестокое обращение с ребенком. Уход за ребенком — это прежде всего обеспечение чистоты его тела, одежды, постели, на которой он спит. У ухоженного ребенка в порядке нос, есть носовой платок. Волосы его расчесаны, ногти пострижены и т.п. Но, к сожалению, ухоженных детей в детском саду не так уж много, и персонал нередко не замечает этого, да и сам не приучен заботиться о них.

Приведем несколько примеров:

Носовых платков у ребенка должно быть несколько. И, по правилам, пользоваться носовым платком можно только один раз. Затем он убирается в пластиковый пакет и отдается в стирку. Проверьте, сколько платков у воспитанников. Мы больше 10 на группу не насчитывали. Из этого следует вывод, что некоторые родители должным образом не заботятся о своих детях. Но и воспитатель в этом случае равнодушен к детям. Именно он должен позаботиться о том, чтобы у детей было необходимое количество носовых платков. Ведь на случай «забывчивости» родителей в группе должно быть не менее десятка платков (лучше одноразовых), чтобы решить проблему ребенка. Понаблюдайте за детьми, как они изо всех сил пытаются «зашмыгнуть» содержимое носа внутрь. Картина неприятная, но не такая уж редкая.

Нижнее белье положено менять ребенку ежедневно. Мы не раз убеждались, что некоторые родители этого не делают. И как тут не развестись острицам и прочим «неприятностям»! Мы иногда в таком случае спрашивали воспитателей, старшую медицинскую сестру о том, какая работа проводится с родителями по культурно-гигиеническому воспитанию детей. Чего только не наслушаешься, и все вроде бы как надо. Но белье у детей несвежее, подмывают утром и на ночь далеко не каждого, а воспитатели этого не замечают.

По-прежнему санитарные службы беспокоит проблема педикулеза у детей. Мы не будем отрицать, что ее должны решать их родители. Но и роль дошкольного учреждения в решении этой проблемы очень важна.

Воспитатель в соответствии с санитарными правилами должен осматривать волосы детям. Нам могут возразить, что осматривать голову детей обязанность медперсонала. Но далеко не в каждом учреждении имеется его достаточное количество. Во всяком случае, детей необходимо причесывать и после прогулки, и после дневного сна. Если это требование выполняется, то никаких проблем с осмотром не возникает. Но, к сожалению, подобная картина в дошкольных учреждениях редкость. Пришла, например, девочка в детский сад с заколочками и бантиками в волосах, так и спит она с ними, и за день ей прическу никто не поправит. А уж о мальчиках и говорить нечего.

Укладываясь спать, дети обязательно должны расчесать волосы, чтобы они и голова (особенно у девочек) отдыхали. Мы привели всего лишь три примера, которые указывают либо на равнодушие педагогического персонала к проблемам, связанным со здоровьем детей, либо на незнание важнейших санитарных правил содержания детей. Но равнодушие и непрофессионализм часто идут рука об руку.

В отношении обеспечения детей свежим воздухом проблем в дошкольном учреждении тоже хватает. Редко можно увидеть дошкольное учреждение, в котором налажен режим проветривания и дети имеют «доступ» к свежему воздуху, поскольку фрамуги в групповых помещениях и спальных комнатах почти всегда закрыты, даже в отсутствие детей. О том, как важно обеспечить детей свежим, живым воздухом, поясним на примере из области физики:

Все знают, что воздух, которым мы дышим, представляет собой смесь газов. Ионы газов воздуха называются аэроионами, которые, в свою очередь, являются носителями атмосферного электричества. Поэтому аэроионы имеют либо положительный, либо отрицательный заряд. Отрицательные аэроионы представлены кислородом, а положительные аэроионы — углекислым газом и азотом. Отрицательные увеличивают двигательную активность, умственную и физическую работоспособность, повышают сопротивляемость инфекциям, и их специалисты называют «оздоровителями». Положительные же уменьшают аппетит, делают людей вялыми, малоподвижными. У них не редкость диарея, несварение желудка. Поэтому ученые называют положительные аэроионы «килерами», или «убийцами». Много таких аэроионов в воздухе создают телевизоры и компьютеры.

Число аэроионов в воздухе зависит от метеорологических и геофизических условий, времени года, часов суток, влажности и загрязненности воздуха. В одном кубическом сантиметре воздуха в солнечный день находится около 1000 отрицательных аэроионов кислорода. На горных курортах это число достигает 10 тысяч, а рядом с водопадом или у моря в шторм — 100 тысяч. Положительные аэроионы в таком воздухе почти отсутствуют.

В воздухе городов и обитаемых помещений, где человек проводит 90% своей жизни, количество отрицательных аэроионов не превышает 500, а к концу дня падает до 25—50. Число же положительных аэроионов возрастает до сотен тысяч в одном кубическом сантиметре за счет «электроотбросов» дыхания. Выдыхаемый воздух многократно вдыхается вновь, что приводит к усталости, снижению умственной и физической работоспособности.

2. Организация питания детей в дошкольном учреждении, которое берет курс на оздоровление детей и оптимизацию физического воспитания, также требует определенной коррекции.

Во-первых, сами продукты питания являются натуропатическим (натуральные продукты пчеловодства, соками, овощами и фруктами) средством оздоровления и лечения детей и взрослых. Не случайно при разных заболеваниях назначают различные диеты и предлагают увеличить в меню количество определенных продуктов.

Во-вторых, интеллектуальные и физические нагрузки, которые испытывает ребенок при правильных подходах к его воспитанию, приводят к определенным энергозатратам, которые требуется восполнять, в том числе и за счет питания. И дело не в количестве и качестве пищи. Мы вовсе не сомневаемся в добросовестности дошкольных учреждений. Дело в том, по вкусу ли ребенку пища, созданы ли все необходимые условия для ее наилучшего усвоения. Если это не так, то ест он без аппетита или вовсе отказывается от еды, «добирая» калории вечером дома (а это далеко не безвредно). Поэтому в организации питания следует, кроме санитарно-гигиенического и нормативного компонентов, также обращать внимание на оздоровительный и психологический.

(Санитарно-гигиенический компонент организации питания связан с правилами хранения продуктов питания, их приготовлением и выдачей, соблюдением требований к мытью посуды и содержанию пищеблока.

Нормативный компонент подразумевает выполнение ежемесячных номинальных норм питания в соответствии с инструктивными документами, регламентирующих выход готовой продукции при приготовлении блюд, нормирование порций и доведение норм питания до детей).

Оздоровительный компонент предусматривает:

— дополнительное питание для ослабленных детей;

— специальную диету для детей с превышением веса, аллергическими, гастроэнтерологическими и прочими заболеваниями, а также при карантинных мероприятиях в связи с инфекциями. Например, при гепатите в связи с длительностью инкубационного периода имеет смысл ввести в данной группе диетическое питание;

— использование разрешенных Минздравом России пищевых добавок;
— введение в меню в качестве вечернего ужина кисломолочных продуктов, обогащенных бифидобактериями; — приготовление по специальной рецептуре оздоровительных коктейлей (при согласовании с ЦГСЭН) и фитонапитков; — обогащение меню натуральными соками, фруктами, свежей зеленью и овощами.

Психологический компонент связан с комфортными условиями приема пищи. Здесь важно все: качество предлагаемых детям блюд, их соответствие потребностям растущего организма, разнообразие меню и сама процедура приема пищи.

Питание детей в дошкольном учреждении должно быть приближено к домашним условиям. За утренним чаем дети должны иметь возможность пообщаться со своими друзьями, поделиться принесенными из дома сладостями. У них должна быть возможность посещения мини-бара, где их ждут оздоровительные коктейли, а в обед — самостоятельно выбрать себе закусочку со «шведского столика».

Во многих дошкольных учреждениях в последние годы оборудуют столовые. Это прогрессивный метод организации питания. Его одобряют родители, а при соблюдении санитарных правил и санэпидслужба. Возможность выбора блюд позитивно сказывается на настроении детей.

Комфортность условий приема пищи обеспечивается разумным графиком питания детей, который должен быть составлен таким образом, чтобы во время приема пищи в обеденном зале находилась только одна группа. Кроме того, дети должны отдохнуть во время еды, немножко расслабиться. Неплохо, если будет звучать спокойная, негромкая музыка, журчать фонтанчик, светиться экран подвесного монитора с приятными сменяющимися пейзажами. Кроме того, дети должны получить от еды и общения со сверстниками удовольствие.

Лучшее воспитание — это пример взрослого. Именно так, исподволь, дети на примере взрослых, которые едят вместе с ними, приучаются к хорошим манерам. К тому же в сложной ситуации взрослый обязан прийти малышу на помощь. Например, ребенок никак не может справиться с блинчиком при помощи вилки и ножа. Заметив это, воспитатель объясняет: «У нас дома блинчики все любят есть руками. Я тоже. Вот так берем блинчик…» В ответ, как правило, благодарный взгляд ребенка.

Чтобы у ребенка не было проблем со столовыми приборами, сервировка стола должна быть, что называется, полной. Если на столе будут и вилка, и нож, и разные ложки, то у детей проблем будет меньше, а удовольствия от еды больше. Устал, например, справляться с салатом вилкой — можешь доесть его ложкой. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы прием пищи превратился в поле битвы за хорошие манеры детей. Хорошие манеры приобретаются путем многократных упражнений, а также благодаря среде, в которой постоянно вращаются дети. В данном случае этой средой являются взрослые. Своей культурой еды, культурой общения, доброжелательностью они создают условия, при которых хорошие манеры поведения за столом вырабатываются достаточно быстро и остаются достоянием человека на всю жизнь.

Общение с детьми во время еды требует особо тщательной психологической подготовки. Вести беседу за едой — это искусство, научиться которому не так просто. Поэтому психологу дошкольного учреждения следует подобрать тематику бесед для каждой возрастной группы. Главное, чтобы беседы не носили обучающего или назидательного характера. Можно поговорить, например, о продуктах, из которых приготовлен обед, или о том, что из еды детям больше всего нравится, поделиться впечатлениями о прошедшем отрезке дня и т.д.

Как правило, вести разговор начинает взрослый, но если кто-либо из детей переведет разговор на другую тему, то пусть так и будет. Быть выслушанным — право ребенка, которое непременно должно быть соблюдено при двух условиях:

— если в это время во рту нет пищи; — если ребенок вступил в разговор, не перебив при этом другого сотрапезника.

В семье во главе стола всегда сидит хозяин или хозяйка. Они руководят застольем: ведут беседу, предлагают еду, убирают освободившуюся посуду и т.п. Детей нужно приучать исполнять роль хозяина или хозяйки. Поэтому, по мере накопления детьми опыта общения и освоения правил этикета, детям следует поручать роль старшего и помогать справиться с ней. По мере того, как маленький коллектив сотрапезников превратится в дружескую компанию, выбирать главу стола должны сами дети. «Приятного аппетита, — говорит воспитатель, присаживаясь за стол. — А кто у нас сегодня главный?»

Неплохо периодически обсуждать с детьми, как справился ребенок с ролью хозяина. Но при этом внимание должно акцентироваться на том, что у ребенка получилось лучше всего. «Витя такой заботливый хозяин, всегда подает мне второй кусочек хлеба», — говорит Аленка, любительница поесть.

Завершая педагогический экскурс по организации питания детей, мы хотим отметить, что обеспечение психологического комфорта во время приема пищи под силу только коллективу профессионалов, живущих в ногу со временем и искренне любящих своих воспитанников.

3. Обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания в дошкольном учреждении предполагает устранение и предупреждение различного рода угроз и опасностей, способствующих возникновению психоэмоционального напряжения детей, снижающих их уровень естественной активности и настроения. Педагогический коллектив и его руководитель должны научиться видеть возможные источники угроз психологической безопасности детей, по возможности блокировать стрессовые факторы или ослабить степень их стрессорного воздействия при помощи специальных приемов и технологий.

Психологический дискомфорт может быть вызван разными причинами: действиями педагога с недостаточной психологической подготовкой; неподготовленностью детей к предлагаемым физическим и учебным нагрузкам; завышенными ожиданиями со стороны взрослых в отношении детей; отрицательной оценкой воспитателя, невольно выраженной им в неконтролируемой реплике или неосознаваемом взгляде; передается детям и состояние нервного напряжения педагога.

Нерациональное, скудное питание, дефицит свободы движений, реакция организма на погоду, неправильная организация сна и отдыха, неразрешенность детских проблем могут также представлять угрозу психологическому благополучию малышей.

Серьезным стрессовым фактором может стать чрезмерность авторитаризма воспитателя при отсутствии внимания и заботы к детям, а также непрофессиональный подход к организации межличностного общения детей.

Учет психического состояния ребенка является одной из актуальнейших проблем современной образовательной практики, которая призвана обеспечить физическое и психическое здоровье детей. Требуется не только профессиональная оценка психического состояния ребенка, но и создание соответствующих условий охраны и гигиены его нервной системы.

В науке психическое состояние рассматривается как психическое явление, отражающее взаимодействие человека с жизненной средой.

Трудности, которые встречаются человеку в жизни, всегда конкретны. Они могут быть им преодолены, а иногда становятся сильнее человека. Если человек этот факт осознает, то способен выйти из своего субъективного состояния с наименьшими потерями. Поэтому осознанию человеком своих отношений с миром природы, людей, самим собой в оздоровительных психотерапевтических технологиях придается большое значение. Путь к этому лежит через рефлексию и описание человеком своих ощущений и определения на их основе своего физического и психического состояния. Обучать тому, как определить свое психофизическое состояние, необходимо уже с детского возраста. А воспитатель и психолог дошкольного учреждения должны научиться четко разграничивать личностные черты и особенности психического состояния ребенка.

Принято характеризовать состояния как положительные и отрицательные. Различают также состояния эмоциональные, волевые, когнитивные, тревоги, напряжения. Утомление, эйфория, фрустрация, удовлетворенность и др. характеризуются также как психические состояния. Среди всех этих состояний специалисты выделяют эмоциональные, поскольку в остальных состояниях всегда присутствует эмоциональный компонент.

Раскрывают характеристики состояния такие понятия, как активация, тонус, напряжение, стресс.

Активация проявляется в активном поведении и энергичных действиях, желании изменить ситуацию оптимистическим отношением к проблемам, уверенностью.

Тонус обозначает постоянную активность нервных центров, некоторых тканей, органов, обеспечивающих готовность к деятельности. Повышенный тонус проявляется в субъективном ощущении внутренней собранности. Низкая работоспособность, вялость, несобранность, астенические реакции на возникающие жизненные трудности говорят о пониженном тонусе.

Напряжение определяется как психическое состояние, обусловленное ожиданием неблагоприятных для субъекта событий, сопровождаемых ощущением общего дискомфорта, тревоги, иногда страха. Различают напряжение физическое, сенсорное, интеллектуальное, эмоциональное, ожидания, а также напряжение, вызванное необходимостью часто переключать внимание. Но представить себе «безэмоциональное» напряжение, указывает Л.В. Куликов, практически невозможно.

Стресс определяют как интегральный ответ организма и личности на повышенную нагрузку. Он может быть положительным и отрицательным. Но всегда отрицательные эмоции вызываются страхом, завистью, ненавистью, малодушием, грубостью, несправедливостью.

Многочисленными исследованиями доказано, что стресс приводит к разнообразным изменениям в организме и личности, а также ее отношениях с окружающим миром. Разные стрессоры, активизируя гормональные системы, приводят к разным типам заболеваний.

Наличие стрессоров (или угроз) может и не делать саму ситуацию стрессовой и не вызвать стрессового состояния. Ограничение двигательной активности еще не свидетельствует о том, что у человека развилось состояние гипокинезии. Исследователи отмечают, что отрицательные состояния возникают в том случае, если нагрузка превышает устойчивость человека к неблагоприятным воздействиям. Небольшой стресс не оказывает разрушительного влияния на здоровье человека и часто мобилизует его резервные возможности, способствуя соматическому, психическому и личностному развитию.

Кроме подавленного настроения, имеется еще целый ряд признаков, указывающих на то, что ребенок находится в стрессовом состоянии:

1. Плохой сон. Ребенок с трудом засыпает и очень беспокойно спит.

2. Усталость ребенка после нагрузки, которая раньше давалась ему легко.

3. Беспричинная обидчивость, плаксивость по ничтожному поводу или, наоборот, агрессивность.

4. Рассеянность, забывчивость, отсутствие уверенности в себе, своих силах, беспокойная непоседливость также говорят о дискомфортном психологическом состоянии. Ребенок в таком состоянии чаще ищет одобрения взрослых, «жмется» к ним.

5. Состояние психологического стресса может проявляться в ненаблюдаемом ранее кривлянии и упрямстве, боязни контактов, стремлении к одиночеству. Ребенок перестает участвовать в играх сверстников, в то же время у него наблюдаются трудности в соблюдении дисциплины.

6. Иногда ребенок постоянно жует или сосет что-либо, чего раньше за ним не замечалось. Иногда у него наблюдается стойкая потеря аппетита.

7. Признаками стрессового состояния ребенка являются также не имевшие места ранее дрожание рук, качание головой, передергивание плеч, игра с половыми органами, ночное и даже дневное недержание мочи.

8. Некоторые дети в состоянии длительного стресса начинают терять вес, выглядят истощенными, или, напротив, у них наблюдаются симптомы ожирения.

9. Расстройства памяти, трудности воображения, слабая концентрация внимания, потеря интереса ко всему, что ранее вызывало активность, также говорят о неблагополучии психоэмоционального состояния.

Все вышеперечисленные признаки могут говорить нам о том, что ребенок находится в стрессовом состоянии, только в том случае, если они ранее не наблюдались. Необходимо также отметить и то, что не все эти признаки могут быть явно выражены. Но беспокоиться следует даже тогда, когда появились только некоторые из них.

Дома с родителями дети чаще всего выбирают путь противодействия, поскольку в силу своей детской доверчивости не опасаются встретить жесткую ответную реакцию. «Я боюсь, не умею, не буду», — пытается достучаться до сознания детей малыш. Ведь именно в этих словах заключается его оценка и интерпретация ситуации. Но когда «глухие и слепые» родители, выведенные из терпения поведением ребенка, не понимая причин этого поведения, дают ему жесткий отпор вплоть до физических мер воздействия, то ребенок теряет последнюю опору, на которую бессознательно рассчитывал.

Что обычно чувствуют в этой ситуации дети?

Чаще всего они чувствуют боль, тревогу, неуверенность, злобу и почти всегда — страх.

В образовательном учреждении в стрессовой ситуации адаптационный процесс протекает чаще как реакция приспособления. И у детей, как способ защитного поведения, очень часто появляется социальная маска. Они могут стать лживыми, неуверенными, некоммуникабельными, фанатично упрямыми, часто беспомощными в жизни. К сожалению, эти последствия стрессов редко своевременно замечают взрослые. Обычно они замечают, что с ребенком что-то неладно, когда уже разворачиваются множественные реакции. В этом случае разумно обратиться за советом к квалифицированному психологу.

Риск возникновения стрессового состояния особенно велик в детстве при нарушении условий для нормального физического развития. Ощущение физического здоровья, своих физических возможностей и телесного благополучия способствует устойчивому чувству комфорта. Известно, что на любое событие душа и тело отзываются вместе. Психическое напряжение вызывает мышечный тонус, и, наоборот, мышечное напряжение приводит к эмоциональному всплеску. Самую высокую физическую нагрузку на физкультурном занятии дети испытывают в игре, но какой эмоциональный подъем мы наблюдаем при этом!

Учеными давно доказано, что лучшим средством снятия нервного напряжения является физическая нагрузка. Использовать движения в качестве противовеса отрицательным эмоциям рекомендовала, например, Н.П. Бехтерева. Известный русский физиолог И.П. Павлов говорил о том, что любая физическая деятельность дарит мышечную радость, создавая устойчивое настроение.

Вред недостаточной двигательной нагрузки давно известен. Но не менее опасно пренебрежение такими важными компонентами здорового образа жизни, как организация правильного питания, сна и закаливания.

Не менее значима для гигиены нервной системы ребенка правильная организация сна. Еще И.П. Павловым было доказано, что во время сна восстанавливается физическое равновесие в организме. Причем такое восстановление не может быть достигнуто другими средствами и способами (в конце лекции мы приводим в тезисном изложении главу об организации сна из книги «Профилактика психоэмоционального напряжения детей»).

Эффективно воздействуют на психическое состояние детей, снимая напряжение и стресс, водные закаливающие процедуры. Но для достижения должного результата должны быть созданы соответствующие условия, при которых ребенок становится субъектом этой деятельности. Об этом подробнее будет рассказано в следующей части нашей лекции.

В последние годы все большее значение в профилактике стресса придается обучению человека психосаморегуляции состояния (это воздействие на сферу человека методами из различных традиционных систем оздоровления и современной психологии). Наши исследования подтвердили, что дети гораздо быстрее и с большим эффектом научаются приемам аутогенной тренировки, нежели взрослые. Это обусловлено прежде всего тем, что у детей живое воображение, которое помогает им быстро и легко войти в нужный образ.

Использование упражнений по психосаморегуляции состояния дает возможность наполнить традиционную систему физкультурно-оздоровительной работы в образовательном учреждении новым смыслом и содержанием и создать технологию, которую мы могли бы смело назвать не только здоровьесберегающей, но и формирующей у детей позиции созидателя и разумного поведения в отношении своего психического и физического здоровья.

4. Организация лечебно-профилактической работы в дошкольном учреждении предполагает осуществление комплекса мероприятий с целью укрепления здоровья ребенка, повышение способности его организма противостоять различного рода воздействиям внешней среды (например, холоду, повышенной влажности), а также реабилитацию детей после перенесенных заболеваний. Кроме того, одним из важнейших направлений лечебно-профилактической работы с детьми является профилактика нарушений осанки детей.

Лечебно-профилактическую работу следует проводить по специальной программе, которая, в свою очередь, разрабатывается на основе анализа заболеваемости детей за несколько предыдущих лет, а также на основе анализа состояния здоровья и физического развития детей дошкольного учреждения.

Структура программы может включать различные разделы в зависимости от конкретных условий, профильности учреждения и специфики здоровья его детского контингента. Но такие разделы, как профилактика заболеваемости в периоды межсезонья и гриппа; профилактика отклонений в физическом развитии; общеоздоровительная работа, санитарное просвещение родителей, обязательны. Необходимо отметить, что выделение этих структурных компонентов в плане лечебно-оздоровительной работы довольно условно, поскольку закаливание организма ребенка, например, является, с одной стороны, профилактикой простудных заболеваний, а с другой — это общеоздоровительная процедура.

Определение периодов повышенной заболеваемости позволяет выстроить алгоритм лечебно-профилактической деятельности, а также выбрать адекватные средства оздоровления детей в каждом из них. Например, в период осеннего межсезонья, когда в течение одного месяца погода меняется три-четыре раза, организм ребенка не успевает адаптироваться к постоянно меняющимся условиям, и дети заболевают чаще. Но в силу того, что продолжается действие положительных факторов летнего периода на организм детей, заболевание длится недолго и с менее тяжелыми последствиями. В период весеннего межсезонья дети болеют дольше, поскольку влияние природных факторов на организм ослабевает.

Профилактическая работа по снижению заболеваемости во время вышеуказанных периодов делится на три этапа: подготовительный, интенсивной профилактики, восстановительный.

Подготовительный этап длится не менее месяца до начала подъема заболеваемости. Это самый долгий этап, но от того, как он организован, во многом зависит снижение заболеваемости детей, а также длительность последующих этапов. Его цель — подготовить организм ребенка к наступлению самого неблагоприятного в сезоне времени.

Этап интенсивной профилактики длится от начала подъема заболеваемости до ее возвращения к исходному состоянию. Цель этого этапа — максимальная поддержка организма в самое неблагоприятное время.

Восстановительный этап длится около двух недель после возвращения показателей заболеваемости к исходному состоянию. Его иногда называют реабилитационным. Возвращаются в детский сад переболевшие дети. Возможно, что организм детей, которые все это время посещали дошкольное учреждение, балансировал между здоровьем и болезнью. Во всяком случае, комплекс реабилитационных мероприятий не повредит ни тем, ни другим.

На каждом этапе проводятся соответствующие мероприятия. Например, на подготовительном этапе целесообразно усилить работу по развитию у детей умений описывать свое самочувствие, обучению приемам промывания носа, полоскания рта и горла и другим необходимым во время болезни навыкам. На втором этапе следует установить щадящий режим образовательных нагрузок. Кроме того, в это время детям лучше как можно больше находиться на свежем воздухе. Это значит, что прогулки должны быть в педагогическом плане максимально содержательными. На этапе реабилитации следует несколько снизить физические нагрузки, индивидуализировать подход к закаливанию детей, больше развлекать детей, эмоционально насыщать их пребывание в дошкольном учреждении.

В период интенсивной профилактики, который по времени совпадает с эпидемией гриппа, принимаются меры по предупреждению распространения инфекции в дошкольном учреждении. В это время изменяется режим дня и режим нагрузок. Детям следует больше времени проводить на свежем воздухе; нужно уменьшить количество занятий, проводимых в помещении; в меню включать зеленый лук, чеснок, напитки из клюквы, шиповника, кислородные коктейли и т.п. Оздоровительные мероприятия восстановительного этапа направлены на профилактику возможных осложнений после перенесенной инфекции и повышение иммунитета. В этот период с врачом дошкольного учреждения согласовывается не только комплекс лечебно-профилактических мероприятий, но также режим жизнедеятельности детей и организация образовательного процесса.

Профилактика отклонений в физическом развитии представляет систему мер, направленных на предупреждение плоскостопия, сколиоза и т.п. патологии. Комплексы утренней гимнастики, физкультурных занятий, гимнастики после дневного сна, физкультурные паузы должны содержать упражнения, направленные на укрепление мышц спины, свода стопы, шеи и т.д.

Система общеоздоровительных мероприятий включает: — обучение детей уходу за своим телом, — закаливание, — витаминизацию блюд, — фитопрофилактику, — натуропатию, — освоение упражнений психосаморегуляции состояния, — оптимизацию двигательной деятельности детей.

Обучение детей уходу за своим телом, закаливанию начинают с ясельного возраста. Методика подобного обучения подробно описана в книге В.Г. Алямовской «Ясли — это серьезно» и программе «Кроха». В этом возрасте обучение детей сугубо индивидуальное, а основной его метод — диктантный (когда наглядно пооперационно учат действию).

Система закаливания должна быть разработана таким образом, чтобы от щадящих процедур ребенок переходил к более жестким. Основным же его принципом должен стать принцип постепенного расширения зоны воздействия и увеличения времени воздействия. Чтобы реализовать этот принцип, необходимо составить своеобразные «ступеньки закаливания», на каждой из которых ребенок не может «находиться» более полугода. Иначе принимаемые им закаливающие процедуры станут индифферентными (безразличными) для его организма. Например, в младшей группе от элементов обширного умывания ребенок переходит в конце года к обмыванию лица, предплечий, кистей и верхней части груди. От ходьбы по мокрым дорожкам в средней группе к обливанию стоп к началу старшей и т.п.

Закаливающий комплекс в каждом дошкольном учреждении должен разрабатываться медицинскими работниками, но, перед тем как приступить к закаливанию, все мероприятия, их последовательность и методика организации должны быть обсуждены с воспитателями и родителями.

Закаливающие процедуры должны стать органической составляющей всех физкультурных мероприятий. Предпочтительнее воздушные процедуры, поскольку они не требуют ни оборудования, ни дополнительных затрат, а эффективность их высока. К щадящим водным процедурам относятся ходьба босиком по мокрым дорожкам с последующим растиранием стопы насухо и обтирание тела влажной рукавичкой. Освоение этих процедур позволяет перейти к так называемым «жестким» процедурам: обливанию стоп и голени, погружению ног в прохладную воду, обливанию. К закаливающим процедурам относится и полоскание рта и горла водой комнатной температуры.

Наличие бассейна расширяет возможности дошкольного учреждения в оздоровлении детей.

Методик закаливания детей в условиях дошкольного учреждения в специальной литературе достаточно. Мы хотим обратить особое внимание на некоторые его аспекты, которые нередко остаются вне поля зрения руководителя и медицинских работников.

Дело в том, что сущность закаливания состоит в тренировке терморегуляционного аппарата организма ребенка. Именно для этого его «погружают» в различные температурные среды, а также дают возможность «соприкоснуться» с природными факторами: солнцем, воздухом и водой. Исследования убедительно доказывают, что для эффективного действия терморегуляционного аппарата проведения только специфических закаливающих процедур недостаточно. В дошкольном учреждении необходимо также создать пульсирующий микроклимат. Другими словами, продумать организацию теплового режима каждого помещения, в котором будут находиться дети.

Не секрет, что многие дошкольные учреждения стараются обеспечить максимально комфортную температуру помещений. Это неплохо, так как при комфортных температурных условиях достигается наилучший уровень функционирования организма человека. Однако длительное пребывание в условиях температурного комфорта снижает уровень деятельности механизмов терморегуляции. В результате уменьшается холодоустойчивость всего организма и возрастает вероятность простудных и других заболеваний.

Пульсирующий микроклимат, при котором температура помещений колеблется в определенных пределах, наиболее благоприятен для закаливания.

Для детей дошкольного возраста оптимальной является амплитуда колебаний температуры воздуха от 3 до 5 градусов. Ниже мы приводим схему температурного режима помещений, апробированную в ряде дошкольных учреждений оздоровительного профиля: — групповые помещения, музыкальный зал, студии — +20оС; — спальные комнаты — +16—18оС; — туалетные комнаты, приемные, коридоры — +22—24оС; — физкультурный зал — +18оС.

Соответствующий уровень увлажненности помещений может поддерживаться при наличии микробассейнов, фонтанчиков, а также специальных увлажнителей воздуха. Если же позволяют средства, то имеет смысл приобрести для групповых помещений кондиционеры.

Работа по санитарному просвещению родителей организуется на основании проведенного дошкольным учреждением социально-гигиенического скрининга. Он позволяет получить представление об образе жизни родителей воспитанников, их отношении к здоровью, гигиене жилища, предрасположенности к вредным привычкам, которые могут перенять дети, состоянии здоровья детей и самих родителей. Скрининг (в переводе с английского — просеивание, сортировка) позволяет сгруппировать проблемы, связанные с гигиеническим воспитанием ребенка в семье и соответственно спланировать работу по санитарно-гигиеническому просвещению родителей. В этом случае она становится адресной, а значит, интересной для них.

Методика социально-гигиенического скрининга разработана достаточно хорошо и не представляет трудностей в техническом или организационном плане, но, к сожалению, используется далеко не в каждом учреждении.

5.Физическое воспитание традиционно понимается как педагогический процесс, направленный на достижение физического совершенства.

Современное определение физического воспитания позволяет трактовать как комплекс мер, направленных на: — своевременное достижение возрастного уро<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...