Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Примеры тестовых заданий для проведения рубежного контроля. 9 глава




Конституция закрепляет принцип разделения властей, который закрепляется в ст. 8. Единственным органом законодательной власти в Болгарии является парламент - Народное Собрание, который состоит из 240 депутатов, избираемых на 4 года. Рассмотрите полномочия Парламента, внутреннюю организацию, статус парламентария. Высшим органом исполнительной власти является Совет министров, который состоит из министра-председателя, его заместителей и министров. Президент характеризуется как глава государства и олицетворяет «единство нации» (ст. 92 Конституции). Рассмотрите полномочия Президента по отношению к законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти.

При ответе на третий вопрос следует исходить из того, что Конституция предусматривает следующие высшие органы судебной власти: Верховный кассационный суд, Верховный административный суд, Конституционный суд. Кроме того, Конституция помимо закрепления общих для правосудия принципов (независимость суда, подчинение только закону, равенство участников процесса, состязательность сторон). В Болгарии существует также Высший судебный совет, который решает должностные вопросы: назначает, повышает, понижает, перемещает и освобождает от должности судей, прокуроров и следователей, предлагает кандидатуры председателей Верховного кассационного суда и Верховного административного суда и главного прокурора. Особое внимание следует уделить характеристике Конституционного суда Болгарии. Он состоит из 12 судей сроком на 9 лет. Рассмотрите полномочия Конституционного суда и особенности процедуры.

Обращаясь к четвертому вопросу необходимо помнить, что Болгария является унитарным государством. Согласно Конституции автономные территориальные образования не допускаются. Территория делится на общины, области и столичную общину. Необходимо рассмотреть статус территориальных органов управления и самоуправления.

 

Основы конституционного права Японии

Приступая к изложению первого вопроса, необходимо учесть, что Конституция Японии 1946 г. явилась компромиссным документам для целого ряда политических сил как внутри страны, так и за ее пределами. Конституция провозглашает принцип народного суверенитета и производность от него власти императора, что явилось существенной реформой основ конституционного строя Японии. Особое значение имеет статья 9 Конституции, провозглашающая отказ от захватнической войны. Думается, студентам было бы полезно найти иные статьи основного закона, носящие антимилитаристский характер и прокомментировать их роль в современном японском обществе и государстве. Подробно следует обсудить порядок изменения Конституции, который является жестким.

Второй вопрос следует начать с правового статуса Императора. В Японии действует салическая система престолонаследия, исключающая женщин из числа преемников трона. В настоящее время Правительством разработан законопроект, разрешающий старшему ребенку монарха независимо от пола наследовать трон. Император Японии не наделен полномочиями по осуществлению государственной власти; все действия главы государства должны получить одобрение Кабинета. В целом же, Император осуществляет традиционные для главы государства в парламентарной монархии полномочия: промульгацию поправок к Конституции, законов, созыв Парламента, подтверждение назначений ряда должностных лиц и др. Высшим органом государственной власти и единственным законодательным органом государства является Парламент, состоящий из Палаты представителей и Палаты советников (обе палаты избираются по смешанной избирательной системе). При ответе на вопрос о порядке формирования палат студенты должны исходить не только из соответствующих положений Конституции, но и из положений Закона о выборах публичных должностных лиц 1950 г. Довольно разнообразными являются формы парламентского контроля над Правительством (общие дискуссии, интерпелляции, парламентские расследования, резолюция недоверия).

Правительство Японии именуется Кабинетом министров. Студенты должны быть готовы к анализу соответствующих статей Конституции, с тем, чтобы обосновать ставший традиционным тезис о «министериальном режиме» в парламентарных монархиях, характеризующий доминирования правительства в системе органов государственной власти.

Особое внимание следует уделить судебной системе Японии и закреплению в Конституции принципа осуществления правосудия только судами, принцип независимости и несменяемости судей и пр., так как этой стране знаком негативный опыт специализированных трибуналов.

Далее студенты раскрывают основные звенья судебной системы Японии, к числу которых относятся окружные суды, дисциплинарные суды, высшие суды и Верховный Суд, осуществляющий судебное управление, рассмотрение гражданских, уголовных и административных дел, а также конституционный контроль.

При характеристике административно-территориального деления Японии, студенты должны продемонстрировать знание не только Конституции, но и Закона о местной автономии 1947 г., Закона о финансовой автономии, Законе о местных налогах, Законе о распределении местных налогов 1950 г.

 

Основы конституционного права Китайской Народной Республики

При ответе на первый вопрос следует помнить, что Конституция КНР 1982 г. явилась итогом существенных реформ конца 70х - начала 80х годов. Следует обратить внимание на то, что Конституция закрепила многоукладность экономики, легализовала деятельность частных иностранных компаний, расширила круг прав и свобод человека и гражданина, учредила институт Председателя КНР и Центральный военный совет, предусмотрела ограничение сроков полномочий ряда должностных лиц и пр. Для более полной характеристики действующей Конституции, студентам следует прокомментировать принятие конституционных поправок 1988 - 2004 гг., порядок внесения изменений в основной закон и особенности его действия на территории особых административных районов.

Особенностью конституционно-правового статуса граждан КНР является, прежде всего, отрицание концепции естественных прав. При этом Конституция в традиционном для социализма духе, довольно подробно регулирует обязанности граждан. Студентам необходимо помнить, что на жителей особых административных районов положения Конституции действуют с изъятиями и их конституционно-правовой статус регулируется, прежде всего, Основными законами соответствующих ОАР. В целом Конституция закрепляет основные элементы конституционно-правового статуса граждан (права и свободы, обязанности, гарантии, гражданство и др.).

При обсуждении третьего вопроса, можно отметить, что Конституция детально регулирует основы экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества. Студенты должны уделить особое внимание положениям Конституции, закрепляющих основы экономической системы государства (социалистическая общественная собственность, частные хозяйства), расширение прав предприятий, основы компетенции государственных органов в экономической сфере и т.д. В социальной сфере государство берет на себя создание условий для трудоустройства, улучшение условий отдыха, установление порядка выхода на пенсию, медицинское обслуживание, охрану брака, семьи, материнства и детства. Духовной сферы

Конституция касается, закрепляя обязанности государства поднимать научно-культурный уровень народа, развивать естественные и общественные науки, поощрять и поддерживать творческую работу граждан и т. д. В формулировании основ политической системы, Конституция исходит из закрепления руководящей роли Коммунистической партии Китая, которую ряд исследователей характеризуют как организованную политическую силу, объединяющую различные слои китайского общества. Студентам рекомендуется, исходя из положений Конституции, дать собственную оценку правового статуса КПК и обозначить ее взаимодействие с иными политическими партиями и общественными объединениями.

Подготовка к четвертому вопросу указанной темы должна опираться, прежде всего, на статью 59 Конституции, закрепляющую, что верховная власть в стране осуществляется высшим представительным органом - Всекитайским собранием народных представителей, формируемым на пять лет из представителей, избранных от провинций, автономных областей (районов), городов центрального подчинения, особых административных районов и вооруженных сил. Студенты должны дать общую характеристику структуры (президиум, делегации от избирательных единиц, комиссии и секретариат) и компетенции ВСНП; определить природу, структуру и компетенцию Постоянного комитета ВСНП.

По следующему вопросу необходимо отметить, что институт Председателя КНР неновый для страны, поскольку предусматривался Конституцией 1954 г. С привлечением дополнительной литературы, студенты могли бы сравнить правовой статус Председателя КНР по Конституции 1954 г. и Конституции 1982 г. По действующей Конституции Председатель избирается на срок, соответствующий сроку полномочий ВСНП, с возможностью однократного переизбрания; участвует в назначении ряда высших должностных лиц; публикует законы; осуществляет представительские и иные функции. Исполнительным органом государственной власти и высшим государственным административным органом является Государственный совет, формируемый ВСНП и соответственно перед последним ответственный. Возглавляет Государственный совет Премьер, кандидатуру которого на утверждение ВСНП представляет Председатель КНР. Студенты должны определить компетенцию Госсовета и меры конституционной ответственности его членов. Вооруженными же силами Китая руководит Центральный военный совет, формируемый ВСНП на срок, соответствующий сроку полномочий ВСНП.

Обращаясь к шестому вопросу, уточним, что судебную систему КНР составляют Верховный народный суд, местные народные суды (низовые - в уездах, средние - в автономных округах и высшие - провинциях, городах центрального подчинения), военные суды. Конституция и законы страны предусматривают возможность учреждения специальных судов (военных, морских и пр.). Изложение материала студентами должно осуществляться с учетом концепции судебной реформы, обсуждаемой ныне в Китае.

При подготовке на седьмой вопрос студенты должны исходить из того, что КНР - это унитарное государство, в котором национальный вопрос решается через учреждение национальной автономии (автономные области, автономные округа, автономные уезды). Кроме того, территория Китая включает особые административные районы и специальные экономические зоны (особые экономические районы). Студенты должны сформулировать свою позицию относительно целей учреждения указанных территориальных единиц, особенностей их правового статуса и нормативной базы, регулирующей последний.

 

Задания для выполнения контрольных работ

Тема № 1

ИНСТИТУТ КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ ВО ФРАНЦИИ И ПОЛЬШЕ

План:

1. Конституционный контроль: понятие, виды, основные модели.

2. Состав, порядок формирования и структура органов конституционного контроля.

3. Полномочия Конституционного Совета и Государственного Совета и Конституционного Трибунала

4. Основные принципы и стадии конституционного судопроизводства.

 

Литература:

1. Конституции зарубежных государств. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2005.

2. Конституции государств Европы в трех томах. Т. 2, 3. М., 2001.

3. Конституции государств Центральной и Восточной Европы. М., 1997.

4. Ардан Ф. Франция: государственная система. М., 1994.

5. Гарлицкий Л. Реформа конституционного судопроизводства в Польше // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 1999. № 3 (28).

6. Гена И. Конституционное правосудие во Франции: итоги и перспективы // Конституционное правосудие на рубеже веков: Материалы международной конференции, посвященной 10-летию Конституционного Суда Российской Федерации. М., 2002.

7. Жаке Ж. - Ж. Конституционное право и политические институты. Пер. с фр. М., 2002.

8. Крутоголов М.А. Конституционный Совет Франции (организационные и правовые аспекты деятельности). М., 1993.

9. Маклаков В.В. Конституционный контроль в странах - членах Европейского Союза. М., 1995.

10. Сафонов В.Е. Зарубежные системы конституционного контроля: проблемы теории и практики // Российский судья. М., 2002. № 4.

Сафонов В. Е. Институт судебного конституционного контроля в зарубежных странах: история, теория, практика. М., 2003.

10. Судебные система европейских стран. Справочник. М., 2002.

 

Методические указания

При ответе на первый пункт плана необходимо раскрыть понятие конституционного контроля, определить основные модели осуществления конституционного контроля в зарубежных странах. Более подробно следует остановиться на европейской модели и выделить в ее рамках две разновидности. При этом следует показать основные отличия между ними.

Основная часть работы должна состоять из сравнения соответствующих конституционных норм, относящихся к институту конституционного контроля в названных странах. При этом студент не должен последовательно описывать порядок формирования, структуру, полномочия и основные стадии конституционного контроля в одной, а затем в другой стране, но показать умение сравнивать и делать выводы из сравнения.

В заключительной части уместно сделать собственные выводы о достоинствах и недостатках изученных систем, отметить государства, заимствовавшие французский опыт.

 

 

Тема № 2

ОСОБЕННОСТИ ФЕДЕРАТИВНОГО УСТРОЙСТВА В США И ФРГ.

План:

1. Государственно-территориальное устройство: понятие и основные формы.

2. Конституционно-правовой статус федерации в США и ФРГ.

3. Конституционно-правовой статус субъектов в США и ФРГ.

 

Литература:

1. Конституции зарубежных государств. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2005.

2. Конституции государств Европы в трех томах. Т. 2, 3. М., 2001.

3. Васильев В.И. Германский федерализм: проблемы развития. М., 2000.

4. Ганликс А.Б. Многообразие форм федерализма в США // Государство и право. М. 1993. № 6.

5. Енгибарян В.Р. Понятие федерализма и проблемы его моделей // Московский журнал международного права. 1999. № 3 (35).

6. Зарубежный федерализм: организация государственной власти в субъектах федерации. М., 1996

7. Лафитский В.И. США: Конституционный строй и роль штатов в структуре американского федерализма. М., 1993.

8. Федерация в зарубежных странах. М., 1993.

9. Чиркин В.Е. Современный федерализм: сравнительный анализ. М., 1995.

 

Методические указания

При рассмотрении первого пункта плана следует раскрыть понятие государственно-территориального устройства. Следует кратко рассмотреть его основные формы, выяснить понятие и специфические признаки федеративного и унитарного государств, отметить отличие федерации от унитарного устройства и конфедерации

Далее следует подробно рассмотреть американскую и германскую модели федерализма. Необходимо кратко охарактеризовать развитие федерализма в исследуемых странах. Далее на основе анализа соответствующих норм конституций следует охарактеризовать статус федерации, выявить особенности разграничения компетенции в названных странах.

В третьем пункте должен быть приведен анализ и сравнение государственного характера территориальных единиц, составляющих федеративное государство на основе текстов конституций. Студент должен отметить гарантии целостности федерации, гарантии статуса ее субъектов и способы разрешения конфликтов. Необходимо также разобраться в организации государственной власти субъектов федерации, уяснить статус и взаимоотношения законодательных, исполнительных и судебных органов субъектов федерации.

Свои размышления и выводы студент должен строить на основе текстов соответствующих конституций. Выбрав нормы, относящие к теме работы, необходимо их сопоставить, указав сходное и различное в названных государствах, сделать собственные выводы.

В заключительной части наряду с общими выводами можно отметить слабые и сильные стороны изученных моделей федераций и сравнить их с отечественным опытом.

 

Тема № 3

ИНСТИТУТ ВЫБОРОВ В КИТАЕ И ФРАНЦИИ

План:

1. Понятие выборов, их политический смысл. Виды, функции выборов.

2. Основные принципы избирательного права во Франции и КНР.

3. Избирательные права граждан в Китае и Франции.

4. Основные стадии избирательного процесса во Франции и КНР

 

Литература:

1. Конституции зарубежных государств. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2005.

2. Конституции государств Европы в трех томах. Т. 2, 3. М., 2001.

3.Китайская Народная Республика. Конституция и законодательные акты. М., 1984.

4.Современное законодательство Китайской Народной Республики. Сборник нормативных актов / Сост., ред. и автор предисловия Л.М. Гудошников. М., 2004.

5.Французская Республика: Конституция и законодательные акты. / Сост. В.В. Маклаков, В.Л. Энтин; под ред. и со вступ. ст. В.А. Туманова. М., 1989.

6.Ардан Ф. Франция: государственная система. М., 1994.

7.Егоров К.А. Представительная система Китая: история и современность. М., 1998.

8.Жаке Ж. - Ж. Конституционное право и политические институты. Пер. с фр. М., 2002.

9.Зарубежное избирательное право: Учебное пособие. М., 2003.

10. Керимов А.Д. Парламентское право Франции. М., 1998.

11. Крутоголов М.А. Парламент Франции: организация и правовые аспекты деятельности. М., 1988.

12. Маклаков В.В. Избирательное право стран - членов Европейских Сообществ. М., 1992.

13. Сравнительное избирательное право: Учебное пособие. М., 2003.

 

Методические указания

При рассмотрении первого пункта плана следует раскрыть понятие выборов, выделить их сущностные черты, отличающие выборы от других процедур формирования государственных органов и наделения полномочиями должностных лиц. Необходимо определить социальное назначение выборов. Далее определите основные виды выборов. При этом следует остановиться на периодичности выборов. Кратко охарактеризовать институт отзыва как противоположный выборам, и определить понятия императивного и свободного мандатов.

Во втором пункте плана следует переходить к детальному сравнению избирательного права и процесса в КНР и Франции. Следует использовать тексты конституции и законодательные акты исследуемых стран. Важно определить основные принципы избирательного права в этих странах. Показать их отличительные черты. Далее следует охарактеризовать избирательные права граждан, рассмотреть основные избирательные цензы. Важное место в изучении этого вопроса занимает проблема гарантий избирательных прав. Необходимо выявить основные нарушения избирательных прав в изучаемых странах.

При рассмотрении основных стадий избирательного процесса студент должен остановиться на их особенностях в названных странах, найти сходства и различия.

Анализ материала, сравнение и основные выводы студент должен строить на основе изучения нормативных актов и, главным образом, конституций. В работе следует обратить особое внимание на различия выборов во Франции и КНР и выявить причины существующих различий.

 

Тема № 4

ИНСТИТУТ ПРЕЗИДЕНТСТВА ВО ФРАНЦИИ И США

План:

1. Природа института Президента. Его роль в системе государственных органов. Условия избрания, порядок вступления в должность.

2. Полномочия Президента во Франции и США.

3. Акты, их значение и юридическая сила.

4. Организация деятельности Президентов Франции и США.

5. Прекращение полномочий Президента во Франции и США.

 

Литература:

Конституции зарубежных государств. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2005. Конституции государств Европы в трех томах. Т. 2, 3. М., 2001.

Абрамов Ю.К. Американская партийная модель // США: экономика, политика, идеология. 1992. № 5.

АлебастроваИ.А. Основы американского конституционализма. М., 2001.

Американские президенты. 41 исторический портрет от Джорджа Вашингтона до Билла Клинтона. Ростов-на-Дону, 1997.

Американское правительство: единство в многообразии / Под ред. М. Эслера, Б. Брайна, Т. Макафи, В. Федотовой. М., 1997.

Ардан Ф. Франция: государственная система. М., 1994.

Бернам У. Правовая система Соединенных Штатов Америки. Пер с англ. М., 2006. Боботов С.В. Правосудие во Франции. М., 1994.

Дегтев Г.В. Конституционно-правовой статус президентов РФ и США. М., 2003..

Жакке Ж.-П. Конституционное право и политические институты: Учеб. пособие. / Пер. с франц. М., 2002.

Крутоголов М.А. Президент Французской Республики: правовое положение. М., 1980.

Лафитский В.И. Основы конституционного строя США.М., 1998.

Лузин В.В. Президентская модель разделения властей (на примере США) // Государство и право. 1999. № 3.

Мишин А.А. Власихин В.А. Конституция США. Политико-правовой комментарий. М., 1985.

Мишин А. А. Государственное право США. М., 1976.

Мишин А.А. Принцип разделения властей в конституционном механизме США. М., 1984.

Нойштадт Р. Президентская власть и нынешние президенты. М., 1997. Политические институты США. М., 1988.

Полунин Б.Л. Вице-президент США (конституционный и фактический статус). М., 1988. Разделенная демократия. М., 1994.

Разделенная демократия. Сотрудничество и конфликт между Президентом и Конгрессом // Пер. с англ. под общ. ред. Дж. Тарбера. М., 1994.

Скидмор И.Дж., Трип М.К.Американская система государственного управления: Ввод. курс / пер. с англ. М., 1993.

Согрин В. С. Президенты и демократия (американский опыт). М., 1998.

США. Конституция и законодательные акты. М., 1993.

Уилсон Дж. Американское правительство. М., 1990.

Фридмэн Л. Введение в американское право. М., 1993.

Чудаков М.Ф. Конституционное право США. Основные институты. Пособие для студентов. Минск, 1999.

 

Методические указания

При рассмотрении первого вопроса необходимо раскрыть смысл президентства, историю его введения. Необходимо рассмотреть место президента в конституционно-правовом механизме США и Франции. Обратите внимание на сходства и различия в правовом статусе этих должностных ли. Далее рассмотрите порядок выборов президентов во Франции и США. Система выборов президента США имеет свои особенности, попробуйте определить их и дать собственную оценку, сравните институт выборов президентов Франции и США и сделайте собственные выводы.

Во втором пункте плана следует раскрыть полномочия президентов США и Франции, сравнить объем полномочий этих лиц и сделать соответствующие выводы.

В третьем пункте плана студентам следует охарактеризовать организацию деятельности высших должностных лиц в США и Франции, определить их взаимоотношения с правительством. Важно также сравнить эти аспекты статуса президентов и сделать собственные выводы.

В четвертом пункте следует раскрыть механизм ответственности президентов во Франции и США.

В заключении необходимо охарактеризовать те общие и отличительные черты в конституционно-правовом статусе президентов США и Франции, которые были сделаны студентом в процессе работы, а также сделать выводы из этого сравнения. Полезно также сравнить статус исследуемых лиц со статусом Президента РФ.

 

Примеры тестовых заданий для проведения рубежного контроля.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...