Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические указания по написанию




ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Цель выпускной квалификационной работы

 

Выпускная квалификационная работа – завершенная научно-практическая работа студента по определенной проблеме, систематизирующая, закрепляющая и расширяющая теоретические знания и практические навыки студента при решении конкретной задачи, демонстрирующая умение самостоятельно решать профессиональные задачи и характеризующая итоговый уровень его квалификации, подтверждающая его готовность к профессиональной деятельности.

Целью выполнения выпускной квалификационной работы является расширение, систематизация и закрепление теоретических знаний и практических навыков студентов для решения комплексных задач, в том числе исследовательского характера, стоящих перед предприятиями социально-культурного сервиса и туризма. Вместе с тем, написание выпускной квалификационной работы способствует определению уровня подготовки выпускника к выполнению профессиональных обязанностей.

Задачи выпускной квалификационной работы:

- теоретическое обоснование актуальности темы и раскрытие сущности основных понятий и проблем, связанных с избранной темой;

- развитие навыков самостоятельной работы с нормативно-законодательной документацией, методическими материалами и современной научной литературой, сбор и анализ практического материала по теме бакалаврской работы;

- овладение методикой маркетингового, ситуационного, экономического, финансового анализа исследования, экспериментирования по данной предметной области;

- изыскание путей (основ, методов) решения проблем в рамках конкретного направления профессиональной деятельности и расчет их экономической эффективности;

- формирование научно-обоснованных выводов, предложений и рекомендаций по решению конкретных задач, рассматриваемых в работе.

В процессе подготовки выпускной квалификационной работы студент закрепляет полученные в процессе обучения умения и навыки:

- умение выбрать актуальную тему, определить цель и поставить задачи исследования;

- умение подобрать актуальные нормативно-правовые акты, специальную и научную литературу, работать с библиографическими указателями, статистической информацией, архивными фондами и т.д.;

- умение использовать методики научных исследований, экспериментов и разрабатывать проекты по организации эффективной деятельности предприятий сферы туризма и сервиса;

- умение разрабатывать стратегию и тактику деятельности предприятий социально-культурной сферы и сервиса;

- умение организовывать и планировать деятельность предприятия.

Научная значимость и практическая ценность выпускной квалификационной работы определяются тем, в какой мере содержащиеся в ней предложения и рекомендации способствуют совершенствованию деятельности предприятий социально-культурной сферы и отрасли в целом.

 

Основные требования к организации и планированию подготовки выпускной квалификационной работы

Выбор темы выпускной квалификационной работы

Тему работы каждый студент выбирает самостоятельно из тематики, утвержденной кафедрой, руководствуясь своими научными интересами, практическим опытом и знаниями по исследуемой проблеме. Тема бакалаврской работы должна отражать особенности подготовки студента по избранному направлению подготовки, соответствовать запросам и нуждам предприятия, являющегося базой производственной практики. В работе должны найти свое отражение те материалы, которые студент собрал в период практики. Актуально не только разнообразие и свежесть тем, но и углубленная проработка проблем, затронутых в предыдущих работах выпускников кафедры, содержание которых можно посмотреть в сборниках авторефератов. Помощь студентам в выборе тем оказывают преподаватели кафедры.

При выборе темы студенту могут помочь следующие факторы:

· определение проблемных вопросов, возникших в ходе прохождения практики, в соответствии с запросами и потребностями предприятий туриндустрии;

· ознакомление с новейшими результатами исследований в области науки, индустрии туризма и гостеприимства, а также на стыке этих отраслей;

· просмотр и ознакомление с уже выполненными на кафедрах работами;

· изучение аналитических обзоров и статей в специальной периодике из области туризма и гостеприимства, а также беседы и консультации со специалистами.

Тему ВКР, а также руководителя и консультантов утверждают на выпускающей кафедрой.

Тема выпускной квалификационной работы закрепляется за студентом в момент выдачи научным руководителем Задания. Образец Задания на дипломную работу представлен в приложении 2.

Руководители ВКР совместно со студентами разрабатывают задание на бакалаврскую работу и график ее выполнения.

При оформлении Допуска (Приложение 3) необходимо указать окончательную тему и структуру ВКР, рецензента с указанием его должности. Выпускная квалификационная работа подлежит обязательному рецензированию.

Выбрав тему ВКР, студент должен уяснить, в чем заключается цель, конкретные задачи и аспект разработки. Для решения этой проблемы определяют, в чем заключается сущность идеи, актуальность темы и ее практическая значимость.

 

Структура выпускной квалификационной работы и требования к ее оформлению

К настоящему времени сложилась устойчивая традиция формирования структуры выпускной квалификационной работы, основными элементами которой в порядке их расположения являются следующие:

1. Титульный лист.

2. Оглавление.

3. Введение.

4. Основная часть.

5. Заключение.

6. Список использованных источников и литературы.

7. Приложения.

8. Вспомогательные указатели.

Титульный лист

 

Титульный лист является первой страницей выпускной квалификационной работы и заполняется по строго определенным правилам.

В верхнем поле указывается полное наименование университета и выпускающей кафедры.

В среднем поле дается заглавие выпускной квалификационной работы, которое проводится без слова «на тему» и в кавычки не заключается. Заглавие должно быть по возможности кратким, точным и соответствовать ее основному содержанию. Если автор хочет конкретизировать заглавие своей работы, можно дать подзаголовок, который должен быть предельно кратким и не превращаться в новое заглавие.

Далее ближе к правому краю титульного листа указываются фамилия и инициалы заведующего выпускающей кафедрой, научного руководителя, выпускника и дата защиты ВКР.

В нижнем поле указываются место выполнения и год написания (без слов «год»). См. Приложение 1.

Оглавление

 

После титульного листа помещается оглавление выпускной квалификационной работы, в котором приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать или давать их в другой формулировке, последовательности и соподчиненности по сравнению с заголовками в тексте нельзя.

Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещают на 3-5 знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени. Все заголовки начинаются с прописной буквы без точки в конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.

Нумерация рубрик делается по индексационной системе, т.е. с цифровыми номерами, содержащими во всех ступенях, кроме первой, номер своей рубрики, так и рубрики, которым она подчинена.

 

Введение

 

«Введение» ‑ очень ответственная часть выпускной квалификационной работы, оно в большей степени регламентировано основными требованиями к ВКР и обычно составляет около 10 % общего объема работы.

Введение не только ориентирует читателя в дальнейшем раскрытии темы, но и содержит все необходимые квалификационные характеристики. Основные части введения к выпускной квалификационной работы следующие:

Актуальность темы исследования – обязательное требование к любой исследовательской работе. Поэтому вполне понятно, что ее введение должно начинаться с обоснования актуальности выбранной темы.

В применении к выпускной квалификационной работе понятие «актуальность» имеет одну особенность. То, как выпускник умеет выбрать тему и насколько правильно он эту тему понимает и оценивает с точки зрения своевременности и социальной значимости, характеризует его научную зрелость и профессиональную подготовленность за годы учебы в университете.

Освещение актуальности должно быть немногословным. Начинать ее описание издалека нет особой необходимости. Достаточно в пределах 1-2 страниц машинописного текста показать главное – из чего и будет видна актуальность темы.

Ниже приведены примеры ключевых фраз для написания актуальности.Пример 1. Современная ситуация в… (указание предметной области) такова, что…Пример 2. В теории и практике …. имеются предпосылки, которые позволили нам выполнить работу в данном направлении. К таковым можно отнести …Пример 3. Как подтверждают результаты исследований в данной области, а также проведенные нами анкетирование, интервьюирование… Примечание к примеру. Можно обозначить некоторые статистические или аналитические данные по состоянию предметной области с обязательной ссылкой на источник. В качестве источника может быть и проведенное исследование, результаты анкетирования и интервьюирования экспертов.Описание актуальности темы должно заканчиваться формулировкой проблемы.Ключевой фразой для этих целей может быть следующая: «Обозначенные выше положения говорят об актуальности проблемы…».

Степень изученности темы – чтобы читателю исследовательской работы сообщить о разработанности выбранной темы, составляется краткий обзор литературы, который в итоге должен привести к выводу, что именно данная тема еще не раскрыта (или раскрыта лишь частично или не в том аспекте) и поэтому нуждается в дальнейшей разработке.

Обзор литературы по теме выпускной квалификационной работы должен показать основательное знакомство исследователя со специальной литературой, его умение систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать ранее сделанное другими исследователями, определять главное в современном состоянии изученности темы.

Поскольку выпускная квалификационная работа обычно посвящается сравнительно узкой теме, то обзор работ предшественников следует делать только по вопросам выбранной темы, а вовсе не по всей проблеме в целом. Но все сколько-нибудь ценные публикации, имеющие прямое и непосредственное отношение к теме выпускной квалификационной работы, должны быть названы и критически оценены.

Цель и задачи исследования – после определения актуальности темы и степени ее изученности логично перейти к формулировке цели предпринимаемого исследования, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью.

Цель – это обоснованное представление об общих конечных или промежуточных результатах проекта.Задача представляет собой звено, шаг, этап достижения цели. Задача – это ситуация, требующая своего преобразования для достижения определенной цели. Задача всегда содержит известное (обозначение условий ситуации) и неизвестное, искомое, требуемое, рассчитанное на совершение определенных действий, приложение усилий для продвижения к цели, для разрешения поставленной проблемы.Задачи должны быть сформулированы так, чтобы их можно было объединить в три группы:- историко-диагностическая – связана с изучением истории и современного состояния проблемы, определением или уточнением понятий, общенаучных и технологических оснований исследования;- теоретико-моделирующая – с раскрытием структуры, сущности изучаемого, факторов его преобразования, модели структуры и функций изучаемого и способов его преобразования;- практически-преобразовательная – с разработкой и использованием методов, приемов, средств рациональной организации изучаемого процесса, его предполагаемого преобразования и с разработкой практических результатов (системного проекта, программного модуля, рекомендаций по использованию созданного проекта и др.).

Формулировка задач обычно делается в форме перечисления (изучить…, описать…, установить…, выявить…, вывести формулу… и т.п.). Формулировку этих задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составлять содержание глав выпускной квалификационной работы. Это важно также и потому, что заголовки таких глав рождаются именно из формулировок задач предпринимаемого исследования.

Число задач исследования в туризме обычно колеблется от 3 до 6. Если их меньше, то они в значительной степени сливаются с темой, в малой степени – конкретизируют ее. Если их больше, то может быть потерян общий смысл, возрастет неопределенность, утратится целенаправленность квалификационной работы.

Рекомендации по формулировке задач: 1) среди множества задач, подлежащих решению, выделить основные (3-6 задач);2) не стоит формулировать задачу как средство решения цели (путь достижения).3) помнить, что чаще всего каждая из выделенных задач должна решаться в отдельной главе или параграфе;4) помнить, что должно быть соответствие между целью и задачами;5) задачи нельзя формулировать шире цели, они должны отражать ее;6) задачи не должны перекрывать друг друга.

Объект и предмет исследования. Обязательным элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования. Объект ‑ это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет ‑ это то, что находится в границах объекта.

Понятие предмет исследования конкретнее по своему содержанию: - в предмете ВКР фиксируется то свойство или отношение в объекте, которое в данном случае подлежит глубокому специальному изучению. В одном и том же объекте могут быть выделены различные предметы исследования.- в предмет включаются только те элементы, связи и отношения объекта, которые подлежат изучению в данной работе. Поэтому определение предмета исследования означает и установление границ поиска, и предположение о наиболее существенных в плане поставленной проблемы связях, и допущение возможности их временного вычленения и объединения в одну систему. В предмете в концентрированном виде заключены направления поиска, важнейшие задачи, возможности их решения соответствующими средствами и методами.Предмет исследования – это точка обозрения, позволяющая видеть специально выделенные отдельные стороны, связи изучаемого. Иначе говоря, это определенный аспект изучения объекта.

Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное.

В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание автора, именно предмет исследования определяет тему исследовательской работы, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие.

Формулировка практической значимости работы Практическая значимость работы заключается в конкретных практических результатах, которые были получены. В формулировке необходимо указать результаты, определить место их применения в рассматриваемой сфере, а также уточнить на кого (для кого) направлены предлагаемые решения.

Методы исследования. Обязательным элементом введения выпускной квалификационной работы является также указаниеметодов исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в такой работе цели.

Структура работы. В конце вводной части необходимо раскрыть структуру работы, то есть дать перечень ее структурных элементов и обосновать их расположение.

Для того, чтобы проверить, правильно ли определены основные характеристики исследования, выпускник должен ответить на следующие вопросы:

Актуальность: почему данную проблему (тему) нужно настоящее время изучать?

Объект исследования: что рассматривается?

Предмет исследования: сторона рассмотрения объекта (новые отношения, свойства, аспекты, функции и т.д.).

Цель: какой результат исследования студент намерен получить, каким он его видит?

Задачи: что нужно сделать, чтобы цель была достигнута?

Защищаемые положения: основные положения, отличающие данное исследование от предыдущих.

Формулировка всех этих характеристик будет зависеть от специфики темы исследования, сложности разрабатываемой темы, степени подготовленности студента.

 

Первая глава

 

Основную часть выпускной квалификационной работы следует разделить на главы (разделы), параграфы (подразделы) и пункты, которые должны иметь порядковые номера.

В работе научно-теоретического и научно-практического характера первая глава посвящается исследованию сущности проблемы, истории и современному состоянию ее осмысления. В ней анализируются основные теоретические проблемы, дается краткий исторический обзор, если это требует тема работы, характеризуются литературные источники, относящиеся к выбранной теме. С этой целью анализируются теоретические подходы различных авторов, специалистов, сопоставляются результаты их исследований, полученные в разное время.

Анализ теоретических проблем не должен выглядеть как переписывание из других источников. Каждый раз, когда автор выпускной квалификационной работы пользуется чужыми фактами, суждениями, необходимо ссылаться на автора и год издания источника этих данных. Это позволяет видеть, в каком месте студент пользуется положениями, заимствованными из литературных источников, а где приводит свои собственные мысли, заключения, соображения.

Отправными словами при анализе литературных источников должны быть: «Автор отмечает…показывает…подчеркивает…выражает…».

Глава заканчивается выводом, в котором в обобщенном виде представлена картина состояния вопроса на данном отрезке времени.

 

Вторая глава

 

Вторая глава – аналитическая. Она посвящается анализу состояния дел в отрасли (российский, региональный, республиканский, местный уровни), дается общая оценка результатов деятельности; большая часть главы отводится характеристике исследуемого объекта, анализу принципов его деятельности, системы клиентуры, выявляются конкуренты, дается их сравнительная характеристика. Глава заканчивается выводами.

 

Третья глава

 

Проектная часть – рекомендательная глава обязательно включает обоснование целесообразности каждого мероприятия (рекомендации), описание их сущности. Обязательно дается оценка экономической эффективности мероприятия и характеристика работ по подготовке их к практической реализации. Она может представлять собой разработку рекламной кампании, туристского маршрута, направлений деятельности гостиничного комплекса и т.д. для конкретного заказчика.

В выпускной квалификационной работе научно-теоретического характера проблематика второй и третьей глав рассматривается в более сжатом виде и может быть включена в одну главу.

 

Заключение

 

Выпускная квалификационная работа заканчивается заключительной частью, которая исполняет роль концовки, обусловленной логикой проведения исследования, которая носит форму синтеза накопленной в основной части научной информации. Этот синтез – последовательное, логически стройное изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении.

Именно здесь содержится так называемое выводное знание, которое является новым по отношению к исходному знанию. Именно оно выносится на обсуждение и оценку ГАК в процессе защиты выпускной квалификационной работы. Это выводное знание не должно подменяться механическим суммированием выводов в конце глав, представляющих краткое резюме, а должно содержать то новое, существенное, что составляет итоговые результаты исследования, которые часто оформляются в виде некоторого количества пронумерованных абзацев. Их последовательность определяется логикой построения научного исследования. При этом указывается вытекающая из конечных результатов не только его научная новизна и теоретическая значимость, но и практическая ценность.

В некоторых случаях возникает необходимость указать линии продолжения исследуемой темы, формы и методы ее дальнейшего изучения, а также конкретные задачи, которые будущим исследователям придется решать в первую очередь.

Таким образом, заключительная часть выпускной квалификационной работы представляет собой не простой перечень полученных результатов проведенного исследования, а их итоговый синтез, итоговую оценку проделанной работы и формулирование того нового, что вынесено его автором в изучение и решение проблемы.

После заключения следует список использованных источников и литературы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...