Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Допустимость различных избирательных систем




Понятие, принципы и виды выборов

 

Понятие выборов

Выборы в современной России - необходимый элемент народовластия.

Слово «выбор» имеет три основных значения:

1) как набор возможностей;

2) как динамический процесс предпочтения;

3) как итог, результат выбора.

Выбор – наличие различных вариантов для осуществления воли. Наличие выбора связано с обоснованием свободы воли человека.

 

Понятие выборов и их функции многогранны.

Во-первых, выборы наряду с референдумом являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст.3) высшим непосредственным выражением власти народа, формой осуществления народовластия в стране, при которой народ выражает свою политическую волю непосредственно.

Во-вторых, выборы являются механизмом реализации конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и в органы местного самоуправления
ст. 32 Конституции России).

В-третьих, выборы являются средством легитимации публичной власти, ее политического воспроизводства. Посредством выборов народ передает своим избранным представителям права на осуществление публичной власти от своего имени в течение определенного периода времени (как правило, четырех или пяти лет).

Срок полномочий:

- Президент России – шесть лет;

- Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации - пять лет.

Срок полномочий определяется Конституцией Российской Федерации

Срок полномочий:

- Депутаты Законодательного Собрания Омской области – пять лет;

- Депутаты Омского городского Совета – пять лет;

- Мэра города Омска – пять лет.

Срок полномочий определяется в Уставе Омской области, Уставе города Омска.

В-четвертых, выборы представляют собой способ и процедуру демократического формирования органов государственной власти и органов местного самоуправления.

 

Законодательное определение выборов дано в ст. 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" - это форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица.

Правовыми нормами этих законодательных актов регулируется порядок избрания:

- Президента Российской Федерации;

- депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ;

- депутатов региональных парламентов - законодательных (представительных) органов субъектов РФ;

- глав муниципальных образований;

- депутатов представительных органов местного самоуправления (в частности, мэров городов и депутатов городских, районных, сельских и поселковых советов).

Три вида (уровня) выборов органов власти:

- федеральные;

- региональные (уровня субъектов Федерации);

- муниципальные.

 

В понятие "выборы" включаются действия граждан, политических партий, общественных объединений, избирательных комиссий, органов государственной власти и органов местного самоуправления на всех стадиях избирательного процесса (составление списков избирателей, выдвижение и регистрация кандидатов, проведение предвыборной агитации, голосование и подведение его итогов).

 

Принципы организации и проведения выборов

 

Обязательность выборов

Выборы единственный легитимный способ формирования избираемых населением представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Иные варианты завладения выборными полномочиями противоречат Конституции РФ и федеральному законодательству и не могут квалифицироваться иначе как нарушение основ конституционного строя Российского государства.

Обязательность выборов предполагает также, что компетентные государственные и муниципальные органы не вправе уклоняться от их назначения и проведения в установленные законодательством сроки, а также отменять уже назначенные выборы или переносить их на более поздние сроки.

 

Периодичность выборов

 

Очередные выборы должны проводиться через определенные интервалы времени, так как полномочия представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления ограничены временными рамками.

Промежутки между выборами напрямую зависят от предусмотренных федеральным и региональным законодательством сроков полномочий соответствующих органов, которые в идеальном варианте должны быть такими, чтобы, с одной стороны, обеспечивать стабильность работы выборных органов и должностных лиц, а с другой - гарантировать их сменяемость и предотвращать неоправданно длительное обладание выборными полномочиями.

 

Свобода выборов

 

Конституция РФ (ст. 3) прямо закрепляет только этот принцип на уровне Основного закона.

Свобода выборов означает, что при их организации и проведении абсолютно исключается какое-либо принуждение относительно как участия в выборах, так и непосредственно голосования.

В Испании, например, в ст. 5 Органического закона об общем избирательном режиме 1985 г. категорически устанавливается, что никто ни под каким предлогом не может быть обязан или принужден к осуществлению своего избирательного права. Не предусматривается также обязательный "кворум участия" в голосовании и в законодательстве Италии, где избирательными законами 1993 г., касающимися выборов в Сенат Республики и в Палату депутатов, не устанавливается зависимость признания результативности выборов от числа избирателей, принявших в них участие.

 

Альтернативность выборов

 

В ст. 38 Федерального закона об основных гарантиях, в соответствии с которой, в случае если к дню голосования в избирательном округе число зарегистрированных кандидатов окажется меньше установленного числа депутатских мандатов или равным ему либо если будет зарегистрирован только один список кандидатов или не будет ни одного зарегистрированного списка кандидатов, проведение голосования в данном избирательном округе по решению соответствующей избирательной комиссии откладывается на срок не более шести месяцев для дополнительного выдвижения кандидатов, списков кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.

Вместе с тем в порядке исключения Закон допускает проведение голосования по одной кандидатуре на выборах депутатов органов местного самоуправления, а также предусматривает такую возможность при повторном голосовании на федеральных и региональных выборах.

 

Допустимость различных избирательных систем

 

История развития избирательного законодательства в различных странах накопила многообразие подходов к конструированию избирательных систем. Наиболее распространенными из них в настоящее время являются мажоритарная, пропорциональная, смешанная избирательные системы.

Мажоритарная система

 

Она была первой в ее основе лежит принцип большинства (от французского слова majorite - большинство): избранными считаются те кандидаты, которые получили большинство голосов. Формально голосование проводится за конкретных кандидатов, а не за партии. Она наиболее проста и используется сегодня при формировании представительных учреждений всех уровней.

1. Мажоритарная система относительного большинства требует собрать относительное или простое большинство голосов, т.е. число голосов больше, чем у оппонента.

По данной системе 14 марта 2010 года прошли выборы Мэра города Омска, глав муниципальных районов Омской области, глав городских и сельских поселений Омской области.

2. Мажоритарная система абсолютного большинства - несколько демократичнее, чем избирательная система относительного большинства, при которой кандидату для избрания необходимо получить более половины голосов от общего числа (50% + 1 голос).

Это большинство может исчисляться от:

1) общего числа зарегистрированных избирателей;

2) общего числа поданных голосов;

3) общего числа поданных действительных голосов.

По данной системе пройдут выборы Президента России в марте
2012 года.

Пропорциональная система

Соперничество списков различных политических партий и установление определенной пропорции между количеством голосов избирателей, отданных за конкретную партию, и полученных ею мест в представительном органе, что позволяет свести до минимума потерю голосов избирателей и обеспечить более широкое представительство политических партий и объединений.

При пропорциональной системе выборов в парламент политические партии не связаны с необходимостью заключать предвыборные союзы и объединяться в крупные партии. В результате этого значительное количество партий получает представительство в парламенте, но ни одна из них, как правило, не имеет абсолютного большинства голосов в представительных органах власти, что в ряде стран необходимо для сформирования правительства. Вследствие межпартийных соглашений складывается неустойчивое большинство в парламенте, что способствует частому возникновению как парламентских, так и правительственных кризисов.

Недостатками пропорциональной избирательной системы являются:

- во-первых, ослабление личных связей избирателей и их избранников; персональной ответственности депутатов перед избирателями;

- во-вторых, данная избирательная система может привести к излишнему дроблению состава законодательного (представительного) органа, что негативно отражается на его работе.

По данной системе прошли выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в декабре 2007 года.

В результате депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва избраны:

1. Всероссийская политическая партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
- 315 человек;

2. Политическая партия «Коммунистическая партия Российской Федерации» - 57 человек;

3. Политическая партия «Либерально-демократическая партия Российской Федерации» - 40 человек;

4. Политическая партия «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» - 38 человек.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...