Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правоохранительная составляющая правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства




 

Содержание правоохранительной составляющей административно-правового режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации состоит в том, что уполномоченные государственные органы имеют право применять к физическим и юридическим лицам меры государственного (административного правового) принуждения в случае, если указанными лицами нарушаются нормы миграционного законодательства. Важным юридическим средством обеспечения соблюдения административно-правового режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации и отдельных режимных мероприятий является установление ответственности за их нарушение. В зависимости от характера и общественной опасности нарушений российское законодательство предусматривает наступление уголовной, административной и дисциплинарной ответственности.

Режим пребывания иностранных граждан в России состоит из ряда своеобразных взаимосвязанных институтов, нацеленных на установление оптимальных, с точки зрения государства, отношений в конкретной, сравнительно узкой, но жизненно важной сфере, обеспечивающей безопасность личности, общества и государства. Среди таких институтов необходимо выделить следующие:

· въезда-выезда иностранных граждан и лиц без гражданства в Российскую Федерацию и за её пределы;

· миграционного учёта иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации;

· транзитного проезда через территорию Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства;

· обеспечения принимающей стороной соблюдения правил пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории России;

· привлечения и использования иностранной рабочей силы в России;

· соблюдения иммиграционных правил;

· проживания в России беженцев и вынужденных переселенцев;

· ограничений на осуществление отдельных видов деятельности иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций.

Административная ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства, не обладающих дипломатической неприкосновенностью, имеет некоторые особенности, отличающие её от административной ответственности российских граждан. Особенности административной ответственности иностранных граждан заключаются в том, что они подлежат ответственности за нарушения специальных правил режима их пребывания на территории России, не распространяющихся на граждан России, а также в возможности применения к ним специальных мер государственного принуждения в связи с нарушением установленных требований.

Юридические лица, так же, как и должностные лица, несут ответственность за различные нарушения правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, нарушение иммиграционных правил, незаконное привлечение иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности.

За административные правонарушения в сфере обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации КоАП РФ предусмотрено только три вида административных наказаний, а именно: административный штраф, административное выдворение, административное приостановление деятельности.

Статьи, предусматривающие административную ответственность за нарушение правил миграционного режима, содержатся в главе 18 КоАП РФ «Административные правонарушения в области защиты Государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации». Большинство из статей имеют сложные правовые конструкции, предусматривающих ответственность за нарушения в сфере обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории России как российских граждан, должностных и юридических лиц, так и иностранцев и лиц без гражданства, иностранных юридических лиц.

В соответствии с принятым Федеральным законом от 18 июля 2006 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу совершенствования государственного управления в сфере миграции» Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. «О милиции» (п. 17 ст. 10) обязывает органы внутренних дел осуществлять контроль за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных для них правил въезда в Российскую Федерацию, выезда из Российской Федерации, пребывания в Российской Федерации и транзитного проезда через территорию Российской Федерации во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальными органами.

Федеральным законом от 18 июля 2006 г. внесены изменения в п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ, в соответствии с которыми из компетенции должностных лиц органов внутренних дел переданы в ФМС полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 18.10 КоАП РФ. В редакции указанного Федерального закона п. 1 ч. 2 статьи 28.3 КоАП РФ наделяет должностные лица органов внутренних дел правом составлять протоколы об административных правонарушениях по ст. 18.8, 18.9, 18.11, 18.12, 18.14 КоАП РФ.

За нарушение иностранными гражданами правил пребывания в РФ, то есть проживание без документов на право жительства в РФ или проживание по недействительным документам, несоблюдение установленного порядка регистрации или прописки либо передвижения и выбора места жительства, уклонения от выезда по истечении определенного им срока пребывания, а также несоблюдение правил транзитного проезда через территорию РФ к ним могут быть применены в качестве меры административного взыскания предупреждения или штраф в размере до одной второй минимального размера оплаты труда. Эти взыскания налагаются органами внутренних дел.

Злостное нарушение иностранными гражданами правил пребывания в РФ и транзитного проезда через территорию РФ влечет за собой уголовную ответственность.

Административное производство по делам о правонарушениях в сфере обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации наряду с общими правилами имеет ряд особенностей, обусловленных тем, что кроме общего субъекта административного правонарушения ряд административно-правовых норм в указанной сфере предполагают наличие специальных субъектов, обладающих особым административно-правовым статусом (это, во-первых, иностранные граждане и лица без гражданства а также иностранные юридические лица, а, во-вторых - российские должностные и юридические лица).


Заключение

 

Основные выводы по итогам работы:

. Национальный режим, предоставляемый иностранным гражданам в современных демократических государствах, предполагает приравнивание иностранцев в правах и обязанностях к собственным гражданам государства, то есть наделение первых теми же правами, свободами и обязанностями, что и собственных граждан. В наиболее полной мере действие данного режима проявляется в регулировании личных прав и свобод, которые принадлежат всем людям, независимо от государства их гражданства.

Установление национального режима предполагает в некотором роде «стирание» различий в сфере обладания правами, свободами и обязанностями между иностранными и собственными гражданами государства, реализацию принципа равноправия, закрепление дополнительных гарантий соблюдения основных прав и свобод, которыми обладают иностранцы. Именно поэтому, на наш взгляд, выделение национального режима в качестве специального принципа конституционно-правового статуса иностранцев является необходимым.

Следует отметить, что данный принцип признается и Конституцией РФ. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 62 «иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации».

Таким образом, принципы конституционно-правового положения иностранцев представляют собой основу их статуса, отражают место, занимаемое ими в государстве пребывания (проживания), служат исходными началами для развития и конкретизации текущего отраслевого законодательства в сфере регулирования отношений с участием иностранных граждан и включают в себя общие принципы статуса личности и специальные принципы, действующие только применительно к правовому положению иностранцев. Среди принципов конституционно-правового статуса иностранцев можно выделить следующие: неотчуждаемость основных прав и свобод человека; непосредственное действие прав и свобод человека; равноправие; гарантированность; гуманизм; сочетание индивидуальных интересов иностранцев и интересов других лиц, в том числе собственных граждан государства, общества и государства; соответствие статуса иностранного гражданина в государстве требованиям и стандартам, сложившимся в международном сообществе; национальный режим.

. Личные права и свободы, предоставляемые иностранным гражданам на территории государства пребывания (проживания), можно классифицировать по возможности их ограничения на следующие группы:

·   права и свободы, не подлежащие ограничению ни при каких обстоятельствах;

·   права и свободы, которые могут быть ограничены.

В соответствии с законодательством РФ к первой группе относятся право на жизнь, право на достоинство личности, право на тайну частной жизни лица, защиту своей чести и доброго имени. Конституция РФ не содержит положений, устанавливающих запрет ограничения права на частную жизнь лица, поэтому представляется целесообразным учесть опыт названных стран и скорректировать нормы отечественного конституционного законодательства в целях обеспечения безопасности как самого государства, так и его собственных граждан.

Права и свободы иностранных граждан, могущие быть ограниченными, можно разделить на две подгруппы по основаниям ограничений таких прав и свобод:

·   права и свободы, которые могут быть ограничены по основаниям, общим как для собственных граждан государства, так и для иностранцев;

·   права и свободы, подлежащие ограничению по основанию принадлежности лица к гражданству иностранного государства.

К первой подгруппе следует отнести право иностранцев на свободу личности и ее неприкосновенность. Гарантией недопущения дискриминации иностранных граждан при реализации указанного права может являться четкое законодательное закрепление оснований и порядка ограничения данного права в отношении иностранных граждан.

К правам и свободам, подлежащим ограничению по основанию принадлежности лица к гражданству иностранного государства, необходимо отнести право на свободу передвижения и право на пользование родным языком. Право на пользование родным языком априори не может быть предоставлено иностранному гражданину на территории государства пребывания (проживания) в полном объеме.

 


Список использованной литературы

 

1. Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 1985 г.

2. Конституция Российской Федерации. //Российская газета, 19 января 2009 г.

.   Федеральный закон от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 30 июня, 11 ноября 2003 г.). М.: Проспект, 2004 - 144 с.

.   Федеральный Закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. №62 - ФЗ. Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, №22, ст.2031 (с последующими изменениями и дополнениями).

.   Административное право /под ред. Л.Л. Попова. М.: Юристъ, 2009 - 703 с.

6. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации М.: Норма, 2007 - 800 с.

7. Богуслаский М. Международное частное право М.: Инфра-М, 2008 - 400 с.

.   Григорян С.А. Конституционное право России. Ростов на Дону: МарТ, 2008 - 288 с.

.   Звеков В., Марышева Н.Новая кодификация норм международного частного права //Хозяйство и право, 2003, №3, с.25 -44

.   Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. М.: Юристъ, 2008 - 480 с.

11. Кочуков Т.В. Конституционно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации: Дис... канд. юрид. наук. М., 2004 - 166 с.

12. Сиренко И.Н. Конституционные обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации // Экономика. Управление. Культура: сборник научных статей / Под ред. Л. Д. Абрамовой. - М.: ГУУ, 2007. - 0С.41-46

.   Сиренко И.Н. Конституционные права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации // Государство, право и управление: Материалы V-й Всероссийской научно-практической конференции /Под ред. М.И. Абдулаева, С.И. Некрасова. Вып. 1; М.: ГУУ, 2005. - с.77-83

.   Сиренко И.Н. Особенности правового статуса граждан бывшего СССР, не имеющих гражданства Российской Федерации // Вестник университета. Серия: развитие отраслевого и регионального управления. - М.: ГУУ, 2007, №8. - С.54-62

.   Уткин Э.А., Денисов А.Ф. Государственное и региональное управление. М.: Парус, 2007 - 280 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...