Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ




"О ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Основные понятия

 

Принят Государственной Думой 21 июня 2002 года.

Одобрен Советом Федерации 10 июля 2002 года.

Настоящий Федеральный закон не регулирует вопросы въезда иностранных граждан в Российскую Федерацию и их выезда, которые регламентируются Федеральным законом "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" от 15.08.1996 N 114-ФЗ.

Настоящий Федеральный закон определяет правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности.

В целях настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства;

лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства;

приглашение на въезд в Российскую Федерацию - документ, являющийся основанием для выдачи иностранному гражданину визы либо для въезда в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, в случаях, предусмотренных федеральным законом или международным договором Российской Федерации;

миграционная карта - документ, содержащий сведения об иностранном гражданине, въезжающем в Российскую Федерацию, а также служащий для контроля за временным пребыванием иностранного гражданина в Российской Федерации;

вид на жительство - документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность;

законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации;

временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее разрешение на временное проживание;

постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее вид на жительство;

трудовая деятельность иностранного гражданина - работа иностранного гражданина в Российской Федерации на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг);

иностранный работник - иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность;

иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, - иностранный гражданин, зарегистрированный в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица;

разрешение на работу - документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности;

депортация - принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации.

В целях настоящего Федерального закона понятие "иностранный гражданин" включает в себя понятие "лицо без гражданства", за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан.

Законодательство о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и иных федеральных законов. Наряду с этим правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется международными договорами Российской Федерации.

Иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

 

Основные положения закона

 

Новый Федеральный закон определяет три правовых режима пребывания иностранных граждан в нашей стране:

· временное пребывание;

· временное проживание;  

· постоянное проживание.

Согласно статье 5 Закона срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, как правило, не может превышать девяноста суток. В отношении иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и заключивших трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), срок временного пребывания в Российской Федерации продлевается на срок действия заключенного договора, но не более чем на один год, исчисляемый со дня въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию.

Разрешение на временное проживание выдается иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством РФ. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года. Без учета утвержденной Правительством РФ квоты разрешение на временное проживание может быть выдано только отдельным категориям иностранных граждан. В их число входят те, кто родился на территории РСФСР и состоял в гражданстве СССР или родился в России; а также признанные нетрудоспособными и имеющие дееспособных сына или дочь - граждан России; имеющие хотя бы одного нетрудоспособного родителя - гражданина РФ; состоящие в браке с гражданином РФ, имеющие место жительства в РФ; осуществившие инвестиции в России в размере, установленном Правительством РФ; некоторые иные категории иностранных граждан.

Отказ иностранному гражданину в выдаче разрешения на временное проживание либо аннулирование разрешения на временное проживание возможны в случае, если иностранный гражданин:

·выступает за насильственное изменение основ конституционного строя РФ, иными действиями создает угрозу безопасности РФ или граждан РФ;

·своими действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность;

·ранее подвергался административному выдворению за пределы России либо депортации;

·представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения;

·осужден либо имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления;

·привлекался к административной ответственности за нарушение режима пребывания (проживания) иностранных граждан в РФ;

·не может представить доказательств возможности содержать себя и членов своей семьи в РФ в пределах прожиточного минимума, не прибегая к помощи государства (за исключением случая, если иностранный гражданин признан нетрудоспособным);

·по истечении трех лет со дня въезда не имеет в РФ жилого помещения на основаниях, предусмотренных законодательством РФ;

·выехал из РФ в иностранное государство для постоянного проживания; находится за пределами РФ более шести месяцев;

·заключил брак с гражданином РФ, послуживший основанием для получения разрешения на временное проживание, и этот брак признан судом недействительным;

·является больным наркоманией либо страдает одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих.

В течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство, дающий право на постоянное проживание в Российской Федерации. До получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в России не менее одного года на основании разрешения на временное проживание. Следует заметить, что вид на жительство выдается иностранному гражданину сроком на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина может быть продлен еще на пять лет. Законодатель не ограничивает количество продлений срока действия вида на жительство. Основания отказа в выдаче (либо аннулирования) вида на жительство те же, что и в случае отказа в выдаче разрешения на временное проживание. 

Федеральный закон регулирует также порядок оформления приглашений на въезд в Россию, порядок регистрации иностранных граждан, въехавших на территорию РФ, порядок их передвижения в пределах страны, избирательные права иностранных граждан, условия участия иностранцев в трудовых отношениях, порядок замещения ими государственных должностей, отношение к военной службе.

 

2.3 Нововведения в Законе "О правовом положении иностранных граждан в РФ ".

 

Первый шаг нового Закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» довольно жесткий - введение трудовой миграционной квоты на привлечение иностранной рабочей силы в нашу страну и регионы.

С 1 ноября Правительство России определит квоту - сколько иностранцев для осуществления трудовой деятельности в год будет принимать страна (с разбивкой по субъектам) "с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте Российской Федерации и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан. Указанные предложения исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации формируются на основе принципа приоритетного использования национальных трудовых ресурсов с учетом ситуации на рынке труда".[16]

 Каждый работодатель должен будет сделать заявку в службу занятости для оформления документов на привлечение точного количества иностранной рабочей силы. После этого каждый его иностранный работник получит подтверждение на это право. Эта справка (с фотографией, паспортными и другими данными) даст ему разрешение работать только в определённой области, только по этой специальности и только на том предприятии, которое его пригласило.

Нынешний переход миграционных служб в ведение МВД для иностранцев, желающих поработать в России, означает ужесточение режима въезда и пребывания в нашей стране. В каждой миграционной службе создаются иммиграционные инспекции. С 1 июля 2002 года, с момента вступления в силу нового Кодекса об административных правонарушениях, инспектора отделов по делам миграции имеют право штрафовать не только самих нелегальных иностранных рабочих, но и работодателей, взявших их на работу без специального разрешения миграционных служб. Кроме того, по новому закону нелегалов будут депортировать из России за счет работодателей.

Второе новшество - миграционная карта - документ, удостоверяющий личность каждый иммигранта. Такая карта позволит миграционным службам регистрировать количество прибывающих и убывающих иностранцев. Этот документ будет выдаваться приезжим при пересечении границы. В нем будут указаны сведения о личности прибывшего, цели визита и о периоде времени посещения страны. Карта будет состоять из двух частей, одна из которых будет предоставлена иностранцу в качестве официального документа, а вторая половина остается у сотрудников служб миграционного контроля для отчетности. Выдавая ее, теперь будет известно: куда и зачем направляется приезжий, на какие сроки, кто дает гарантии и т.п.

Третий важный пункт - миграционная пошлина на использование иностранной рабочей силы. Ее размер - 3 тысячи рублей плюс тысяча за подтверждение. Введение миграционной пошлины должно защитить национальный рынок труда, а также компенсировать недостаток рабочей силы в стране.

Кроме того, усилится уголовная ответственность за организацию незаконной иммиграции и содействие ей. Теперь руководитель объекта, где обнаружат работающих нелегалов, будет за это отвечать. Сначала карманом, а в  повторном случае - утратой свободы.

Для этих целей в 2003 году планируется создать около 300 пунктов миграционного контроля. По мнению министра по национальной политике РФ Владимира Зорина, эти пункты "позволят предотвратить проникновение нежелательных мигрантов, а также тех людей, которые занимаются нелегальным делом, в пределы тех или иных регионов"[17]. В настоящее время, по данным министра, работают лишь около 100 таких пунктов на границах, в то время как пограничных пунктов насчитывается около 450.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...